Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Некоторые аспекты понятий – ложь и, правда.




Понятия ложь или правда, это - конструкты нашего сознания (термин, определение) для обозначения действий, осуществляемых в процессе общения, которые завершают этот процесс подтверждением истинности либо ложности информации в виде краткого ответа «да» или «нет»; развернутого ответа; актами мимики ли пантомимики.

Данные понятия подробно рассмотрены в работе отечественного психолога В.В. Знакова, но мы отмечаем лишь краткие моменты по данной проблематике для практических работников данного направления.

Отсутствие ответа не снимает проблему проверки истины, однако исчезает при этом возможность трактовки информации как ложной или правдивой, соответственно лицо, сообщившее информацию, не может считаться лживым или правдивым. Исключение составляет случай, когда истина заранее известна воспринимающему сообщение лицу. Тогда, без сомнения, лицо, сообщившее информацию, можно считать лжецом или правдивым человеком.

Не ложь, понимаемая как термин, обозначающий целую гамму явлений, сопровождающих процесс коммуникации при действии мотива самосохранения, а осознание вины перед социумом, является первопричиной возникновения эмоциональной реакции.

Есть осознание вины – будет реакция, нет осознания вины – нет реакции. Осознание вины, желание скрыть истину, провоцирует вербальный ответ, отрицающий совершенный поступок.

Ложь, понимаемая как форма вербального поведения, выражаемая в отрицании совершенного проступка, является всего лишь следствием осознания вины и желания скрыть эту вину, это всего лишь феномен коммуникаций, обусловленный особенностями социальной среды окружения. Она не представляет собой реальный механизм, запускающий эмоциональную реакцию.

Динамическая картина процессов, происходящих в сознании испытуемого, при предъявлении стимулов психологического содержания, в рамках мотивационной теории, представляется в следующем виде:

· стимул – когнитивный процесс;

· осознание – оценка социальных последствий – актуализация мотива самосохранения – реакция.

Момент актуализации мотива самосохранения происходит на фоне сформировавшегося осознание вины.

Для невиновного субъекта - в виде сомнений в правдивости или истинности ответа на вопрос социальной оценки, из желания скрыть либо проявить свои качества. Для виновного - в виде вины за несоответствие поступка или действия устоявшимся социальным нормам окружения.

Такая последовательность событий в динамической картине возникновения эмоциональной реакции может быть нарушена, что зависит от характера и модальности стимула.

При воздействии простого физического стимула (звук, свет и т.д.), звенья оценки социальных последствий, так же как и актуализации мотива могут «выпасть». В этом случае эмоциональная реакция возникнет на рефлекторном уровне. Она может возникнуть и на уровне актуализации неосознаваемого мотива - стереотипа восприятия, приобретенного в процессе развития личности и не требующего процесса осознания. Как уже отмечалось, способность реагирования человека на внешние стимулы находится в прямом соответствии с процессом развития личности.

Трудно предположить, что рефлекторная деятельность, данная человеку от рождения, обеспечившая развитие сложнейшей системы ценностных ориентаций человека, перестала действовать на этапе развитого сознания. В связи с этим, следует иметь в виду, что смешение модальности стимулов в одном тесте вещь недопустимая. Пути восприятия, нервной импульсации разные.

Степень воздействия, а значит, выраженность реакции на простой физический раздражитель, будет определяться его силой.

В случае вербального стимула - его психологической значимостью для субъекта. В данном случае, речь идет о процессе адаптации на высшем уровне нейропсихической организации сознания, при воздействии стимулов психологического содержания.

Важно отметить, что в последовательной цепи событий возникновения реакции связь мотив – эмоция абсолютно очевидна.

Справедливо утверждение - эмоция неизбежно следует за мотивом. Часто можно наблюдать многофазные реакции испытуемого на какой-либо из вопросов в ходе их предъявления, что свидетельствует о происходящей в сознании испытуемого смене актуальных мотивов, «сбивке» мотивов. Так или иначе, можно говорить о текущих в сознании испытуемого мыслительных (когнитивных) процессах.

 

 

Раздел 2.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных