Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методика социальных норм и личностных проекций (СНЛП) в практике полиграфолога.




Весьма перспективной с точки зрения диапазона решаемых задач представляется так называемая методика социальных норм и личностных проекций (СНЛП), которая может быть использована в любом спектре задач кадрового отбора, периодической проверке лояльности сотрудников, расследованиях служебного характера, криминальных расследованиях, экспресс тестировании при проходе через пункты контроля.

Особую роль указанная методика играет в изучении мотивационной структуры личности, то есть, например, для выяснения мотива перевода в ОВД и т.д. Для этого составляется однородный ряд стимулов в виде перечисления возможных целей, которые потенциально может преследовать объект исследования.

Рассмотрите, пожалуйста, пример, где О – кодировка ориентировочного вопроса, N – нейтрального, а CR – кодировка контрольно- релевантного вопроса (синонимы – проверочный или значимый вопрос).

О Да или нет, может ли действующий сотрудник организации преследовать цель: проявить себя как личность {Ориентировочный}

N приобрести возможность влияния на общественные процессы {Нейтральный}

CR получить общественное признание {получить признание}

CR главным образом заработать деньги {заработать деньги}

CR использовать возможности организации для поддержки своего бизнеса {поддержка своего бизнеса}

CR использовать информацию о работе вашей организации для передачи кому-либо из посторонних заинтересованных лиц? (передача информации криминальным структурам}

CR использовать возможности организации для будущего карьерного роста {карьерный рост}

CR дискредитировать руководство организации {дискредитация руководства}

CR проверить свои деловые качества и способности {проверка качеств}

CR нанести ощутимый ущерб работе организации

{ущерб работе организации}

CR использовать организацию как трамплин для перехода на другое место работы {трамплин для перехода}

CR иметь побочный, скрываемый от руководства доход в ущерб вашей организации {доход в ущерб организации}

CR дискредитировать деятельность организации в глазах влиятельных лиц {дискредитация}

CR добиться смены руководства организации {смена руководства}

OI преследовать какие-либо другие цели, не перечисленные здесь? {Внетематический контрольный вопрос}

В ситуации расследования служебного правонарушения такой вопросник представляет собой перечень потенциально возможных действий объекта исследований. Например:

О Да или нет, может ли сотрудник организации обращаться за помощью к коллегам по работе? {Ориентировочный}

N курить в присутствии клиентов {Нейтральный}

CR сводить счеты с кем-либо из работающих в организации {Намерение посчитаться}

CR скрывать случаи нарушения инструкций и требований кем-либо из сотрудников {Сокрытие информации}

CR совершать поступки вне работы, которые могли бы заинтересовать правоохранительные органы {Асоциальные проявления}

CR употреблять спиртное в рабочее время {Алкоголь}

CR делать ложные записи в журнале учета рабочего времени {Ложная запись}

CR менять рецептуру приготовления или состав блюд со скрываемыми целями {Рецептура}

CR употреблять наркотики {Наркотики}

CR наносить ущерб организации в каком-либо виде {Ущерб}

OI пытаться обмануть полиграф {Внетематический контрольный вопрос}

В случае использования АПК «Конкорд» при проходе объекта изучения через пункт контроля, тест модифицируется и представляет собой однородный перечень недопустимых к проносу или провозу предметов или грузов. Например:

О Сегодня …….. число? (ориентировочный)

N Ваш рейс …………..? (нейтральный)

CR Вы знаете о том, что запрещено провозить лишний груз?

CR Что запрещено провозить лишнюю валюту? (валюта)

CR Запрещено провозить оружие? (оружие)

CR Запрещено провозить наркотики? (наркотик)

CR Запрещено провозить взрывчатые вещества? (взрывчатка)

OI Запрещено вести, то что вы в действительности везете? (внетематический контрольный вопрос)

Как видно структура вопросника остается одинаковой, меняется лишь содержательное наполнение вопросника в зависимости от ситуации.

Такой вопросник предъявляется объекту исследования дважды.

При первом предъявлении его сопровождает предтестовая установка, позволяющая проявить усвоенные испытуемым социальные нормы (мотиваций, деятельности, поведения).

Инструкция испытуемому в случае мотивационного опросника. «Отвечайте «да» или «нет» в зависимости от того, допустимо действующему сотруднику организации или нет преследовать цель…»

Инструкция испытуемому в ходе служебного расследования. «Отвечайте «да» или «нет» в зависимости от того, допустимо или нет совершать нижеперечисленные действия сотруднику…»

Инструкция испытуемому при прохождении таможенного пункта. «Отвечайте «да» или «нет» в зависимости от того допустимо это или нет…»

Второй раз тот же вопросник предъявляется испытуемому под предтестовой установкой проявляющей его личностные особенности мотиваций, деятельности, поведения.

Пример инструкции испытуемому во втором предъявлении того же теста: « Отвечайте «да» или «нет» в зависимости от того, Вы как действующий сотрудник организации преследуете цель…

- совершаете действие,

- провозите предмет или груз.

Доминирующий мотив, совершенное противозаконное действие или асоциальное поведение, вызовет выраженную эмоциональную реакцию у объекта исследования, как в первом, так и во втором предъявлении одного и того же стимула.

Обобщенный анализ полученных данных, после объединения результатов по каждой теме (напомним, что каждый вопрос заранее был отнесен к определенной теме) автоматически выделит значимость тем в виде гистограммы вероятности.

Использование в практической работе АПК «Конкорд» в сочетании с изложенными методическими приемами позволяет решить следующие практические задачи:

· существенно сократить время, затрачиваемое на процесс тестирования (от трех до пяти раз);

· сократить затраты времени на установку датчиков до нескольких секунд;

· использовать метод психофизиологического тестирования в самых неожиданных ситуациях, далеких от стационарных условий;

· исключить из этапа подготовки испытуемого к тестированию необходимость его освобождения от предметов верхней одежды,

· повысить надежность и валидность получаемых результатов,

· избежать намеренного противодействия проверке на полиграфе со стороны испытуемого.

 

 

Социально-личностная методика и соответствующий ей формат теста «СЛОГ» (Социально-личностный опросник Гусейнова Б.И.) для психофизиологического исследования различной целевой направленности

Согласованной с изложенной концепцией, гармоничной и продуктивной, проверенной несколькими годами практического применения, является социально – личностная методика и формат теста «СЛОГ» - (социально-личностный опросник Гусейнова), используемый в ОИП

Следует учитывать, что не может быть контрольных вопросов одинаково значимых для всей популяции людей, что обусловлено множеством причин: различием ценностных ориентаций разных социальных групп, религиозными и этническими особенностями, профессиональной принадлежностью, возрастными различиями и т.д. Но самое главное, индивидуальными различиями: типом нервной системы, психической организацией, индивидуальным опытом, уровнем интеллекта, и многим другим.

Контрольный вопрос становиться контрольным, в смысле выраженности реакции на него, только проходя через сознание обследуемого и благодаря его индивидуальным особенностям.

 

Поскольку контрольных вопросов, вызывающих заведомо выраженную реакцию испытуемого, ожидать не следует, в вопросники вводится тематический набор различных вопросов, раскрывающих психологическую сущность испытуемого.

Количество вопросов в каждой теме одинаково и определяется количеством предъявляемых вопросников. Наряду с этим, количество вопросов по темам в каждом вопроснике соответствует количеству релевантных (значимых) вопросов.

В качестве примера приводим примерный перечень возможных тем:

- межличностные отношения,

- нежелание раскрыться,

- опасение полиграфа,

- эмоциональные воспоминания,

- прошлые проступки,

- самооценка,

- забота о здоровье,

- тревожность,

- лидерство,

- оценка окружения, и т.д.

 

Ниже приведён пример вопросника, составленного в соответствии с изложенной идеей, для ситуации расследования вымогательства денежной суммы старшим менеджером у кладовщика.

Представим себе ситуацию, когда финансовый менеджер, имея постоянный доступ к базе данных фирмы, готов, путем коррекции базы задним числом, покрыть недостачу на складе, требуя у работника склада денежного вознаграждения в размере 100000 рублей.

 

Тест 1. «СЛОГ 1»

Вы готовы?/O Ориентировочный

Сейчас идет 2008 год?/N Нейтральный

В настоящий момент Вы чувствуете себя хорошо?/N Нейтральный

У Вас есть, что-либо скрывать по поводу этой проверки?/OI (Опасение проверки)

Вас беспокоит возможная неудача?/Со Тревожность

За время работы здесь, Вы в каком либо виде наносили материальный ущерб фирме? /R материальный ущерб/

Вы скрытный человек?/Со Самооценка

Кто-либо обращался к Вам с просьбой несанкционированной корректировки базы данных задним числом? /R Корректировка базы данных/

Вы вправе претендовать на повышение зарплаты?/Со Оценка окружения

Вы когда-либо искажали реальные данные по договоренности с целью извлечения личной выгоды?/R Сговор

Вам удобно сидеть на стуле?/N Нейтральный

Вы часто оказывались в глупом положении? /Со Эмоциональные следы

Вы, каким-либо образом, способствовали левой продаже товара со склада в целях личной выгоды?/R Пособничество хищению

В Вашем окружении есть люди, которых Вы ненавидите?/Со Межличностные отношения

Вы могли бы скрыть пропажу товара на складе за денежное вознаграждение?/R Шантаж

Вас беспокоит Ваше здоровье?/Со Забота о здоровье

Вы когда-либо получали деньги от работников склада за сокрытие реального положения дел на складе?/R Стяжательство

У Вас есть желание обмануть полиграф?/OI Намерение обмануть

 

 

Тест 2. «СЛОГ2»

Сегодня ----------?/O Ориентировочный

Вы проживаете в Москве?/N Нейтральный

Сейчас идет...... месяц?/N Нейтральный

Вы боитесь, что результаты теста будут ошибочными?/OI Опасение проверки

У Вас часто возникает предчувствие возможной беды?/Со Тревожность

У Вас были случаи корректировки базы данных задним числом по личной просьбе кого-либо из сотрудников?/R Корректировка базы данных

Вы завистливый человек?/Со Самооценка

Работая здесь, Вы когда-либо присваивали деньги фирмы каким-либо образом?/R мат. ущерб

В коллективе считается, что Вы справляетесь с работой?/Со Оценка окружения

Вы имели договоренность с кем-либо из работников склада об извлечении личной прибыли?/R Сговор

Датчик Вам не мешает?/N Нейтральный

У Вас когда-либо возникало непреодолимое желание насолить кому-либо из вашего окружения?/Со Межличностные отношения

Вам кто-либо предлагал деньги за сокрытие недостачи товара на складе?/R Стяжательство

Вы помните случай, когда Вас публично оскорбили?/Со Эмоциональные следы

Вы имели личный доход от левых поставок товара?/R Пособничество хищению

Вы часто делаете то, что вредит Вашему здоровью?/Со Забота о здоровье

Вы предлагали кому-либо из сотрудников склада скрыть недостачу товара за денежное вознаграждение?/R Шантаж

Вы боитесь, что вскроется то, что Вы хотели бы скрыть?/OI Намерение обмануть

В случае расследования криминальных ситуаций, в указанный перечень может включаться тема – «ВИНА», с набором проверочных вопросов привязанных к расследуемой ситуации.

В скрининговых тестах, добавляются темы возможных асоциальных форм поведения или деятельности (алкоголь, наркотик, болезни, хищения, передача информации и т.д.)

Обобщенный результат тестирования, характеризующий выраженность реакций на каждую тему в результате предъявления группы вопросников, строится в виде гистограммы, ранжированной по значимости тем. Как видно, результат тестирования дает не только психологический портрет тестируемого, выделяя его наиболее выраженные психологические качества, выводя их на первые места гистограммы, но, в случае виновного испытуемого, указывает на его причастность к совершенному правонарушению, при этом тема «ВИНЫ» оказывается на первом месте по рангу значимости.

Для уточнения степени участия испытуемого в совершении асоциального проступка есть возможность уточнения, которая позволяет общее представление о вине разбить на ряд подтем: контакт с предметом хищения, пособничество, сговор, покрывательство и т.д.

Возможность отнесения вопросов к определенным заранее темам исследования позволяет в процессе тестирования высветить наиболее значимые для испытуемого зоны, характеризующие его как личность, взвесить мотив самосохранения в виде избежания негативной социальной оценки с мотивом угрозы наказания, действие которого неизбежно проявится при задании проверочных вопросов, объединенных темой - «Вина».

Наглядность получаемых результатов не оставляет сомнений даже у самого неискушенного наблюдателя, если просмотреть приведённые ниже гистограммы.

 

Пример1. Результат совместной обработки пяти тестов, предъявленных виновному испытуемому.

 

Пример 2: Результат обработки двух тестов, предъявленных невиновному испытуемому.

Отличительной особенностью социально – личностного опросника Б.Н. Гусейнова является наглядность получаемых результатов. Используемая тематика вопросов позволяет на фоне психологической акцентуации личности получить данные о социальной надежности проверяемого, выявить причастность к событию криминального характера.

Исчезает необходимость формулирования и подбора вопросов по тематике расследования, подбора их с позиций психологической значимости для испытуемого. Степень психологического воздействия вопроса определяется не полиграфологом заранее, а сознанием, личностными особенностями, доминирующими психологическими акцентами испытуемого.

Нивелируется, известный из практики, эффект трансформации вопроса из контрольного в ранг проверочного в формате вопросника «зоны сравнения». Также упрощается процесс обработки результатов и субъективизм в принятии решения.

Существенно упрощается формат вопросника. По сути, он единственный и неизменный, в то же время, такой вопросник может быть использован в любой ситуации, в приложении к задаче, как скрининговой проверки, так и расследования.

В работе полиграфолога с применением данной методики сокращаются временные затраты на тестирование. В приведенном выше примере, двух вопросников, предъявленных испытуемому, оказалось вполне достаточно для вывода о невиновности.

При использовании в качестве контрольных - вопросов, ориентированных на выявление акцентуаций личности, затрагиваются самые глубинные уровни сознания, при этом не отрицается факт индивидуальных различий испытуемых, отсутствуют ограничения, связанные с требованием одинаковой значимости контрольных вопросов для всех обследуемых.

В то же время, необходимость обсуждения контрольных вопросов в предтестовой беседе, с целью усиления их значимости, отпадает, поскольку «тема личности» (безопасности личности) одинаково значима для всех без исключения.

При формулировании вопросов, в рамках предлагаемой методики, сохраняется требование учета профессиональной принадлежности категории обследуемых, их социального положения, интеллектуального и образовательного уровня, этнических особенностей и т.д.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных