Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Задание для самостоятельной работы.




Введение

Вода – наиболее важная составная часть тела, имеет для организма основополагающее значение в качестве среды и участника обмена веществ. Вода обеспечивает многообразные обменные процессы:

· окружает в клетках внутриклеточные структуры и обеспечивает их общую деятельность;

· осуществляет обмен между клетками – основная функция внеклеточной жидкости;

· является транспортной средой в обмене веществ между внешним миром и клетками организма;

· участвует в регулировании постоянной внутренней температуры организма.

Вода обладает наибольшей теплоемкостью, ее теплоемкость принята за единицу; низкая теплопроводность; испарение воды требует притока энергии в виде тепла, поэтому ее испарение с поверхности кожи ведет к эффективному охлаждению организма; не имеет теплового объемного расширения).

Нарушения водно-электролитного баланса часто сопровождают различные патологические состояния у детей и сами по себе могут привести к летальному исходу.

Тема занятия: Водно-электролитный баланс и принципы его коррекции у детей.

Время занятия: 14 академических часов

Характеристика темы: Понимание патофизиологических механизмов и знание клинической картины нарушений водно-электролитного баланса поможет практическому врачу своевременно диагностировать данные нарушения и проводить патогенетически обоснованную их коррекцию. Данная тема является интегративной и базируется на знаниях, полученных с 1-го по 5-й курсы обучения в университете.

Цель занятия: закрепить полученные на предшествующих курсах знания по физиологии водно-электролитного баланса, изучить патофизиологические механизмы данных нарушений и патогенетически обоснованные методы их коррекции.

Задачи занятия:

1. Закрепить знания о физиологии водно-электролитного баланса.

2. Ознакомиться с водными секторами организма и их возрастными характеристиками.

3. Научиться проводить дифференциальную диагностику нарушений водно-электролитного баланса.

4. Определять показания к проведению инфузионной терапии.

5. Овладеть практическими навыками оценки волемического статуса ребенка и эффективности проводимой инфузионной терапии.

Требования к исходному уровню знаний. Для успешного усвоения темы необходимо повторить:

1. Из нормальной физиологии: роль воды и электролитов и их распределение в организме.

2. Из патологической физиологии: основные механизмы нарушений водно-электролитного баланса, понятие и гипер- и гиповолемии.

Порядок самостоятельной работы. Перед началом самоподготовки ознакомьтесь с целью практического занятия и умениями, которыми Вы должны овладеть в процессе занятия. Проверьте и при необходимости восстановите свои знания исходного материала, необходимого для успешного освоения темы. После изучения темы – проанализируйте проведенную работу и решите контрольные задачи. Подготовьте вопросы по непонятному материалу для совместного их обсуждения с преподавателем в ходе практического занятия.

Задание для самостоятельной работы.

Оцените Ваши знания, приобретенные на предыдущих курсах и, при необходимости, пополните их. Предлагаемые учебно-целевые вопросы помогут Вам подготовиться к практическому занятию.

1. Основные водные сектора организма.

2. Основные пути поступления и выделения воды.

3. Регуляция жидкости в организме.

4. Основные электролиты организма и их функции.

5. Основные нарушения обмена воды.

6. Основные нарушения обмена электролитов.

Изучите теоретические вопросы, знание которых поможет Вам в выполнение целевых видов деятельности.

1. Гипергидратация и гипогидратация – патофизиология, клиника и дифференциальная диагностика.

2. Виды гипогидратаций и их клиническая характеристика.

3. Дифференциальная диагностика гипертонической, изотонической и гипотонической дегидратации.

4. Принципы коррекции гипертонической, изотонической и гипотонической дегидратации.

5. Принципы расчета инфузионной терапии.

6. Правила расчета объемов жидкости поддержания, жидкости возмещения обезвоживания и жидкости текущих патологических потерь.

7. Критерии эффективности проводимой инфузионной терапии.

 

 

Содержание воды в организме

За исключением костей, в большинстве тканей вода составляет 70–80% массы тела, а в жирах ее приблизительно 30%. Общая вода составляет:

q у взрослых 55–65% от массы тела, т.е. около 60%;

q у новорожденных – до 80% (76 –78%);

q у грудного ребенка в возрасте 3 мес – около 75% от МТ;

q в 6 мес жизни – 70%;

q к первому году жизни уменьшается до 60%.

У подростков и взрослых общая вода организма (ОВО) рассчитывается по формуле:

ОВО (л) = 0,611 × МТ(кг) + 0,251

или ОВО (л) = МТ(кг) × 0,6 у мужчин и ОВО (л) = МТ (кг) × 0,5 у женщин.

ОВО подразделяется на: внутриклеточную (интрацеллюлярную) – 35–40% от массы тела и внеклеточную (экстацеллюлярную) – 20–25% от МТ, во внеклеточной жидкости выделяют:

§ внутрисосудистую (плазма) – 5% МТ;

§ интерстициальную или межклеточную (лимфа) – 15% МТ;

§ трансцеллюлярную (находится в полостях организма: просвет ЖКТ, СМЖ, плевральная и синовиальная жидкость) – 1–3% МТ (в среднем 2,4%).

Объем трансцеллюлярной жидкости варьирует в зависимости от абсорбционной и секреторной активности кишечника, данный объем может существенно повышаться при хирургической патологии (кишечная непроходимость).

По Каре в первые полгода внеклеточная вода составляет 40% МТ, во вторые полгода – 30%, далее 20–25% МТ. Внеклеточный объем жидкости упрощенно можно рассчитать по формуле: Внеклеточное пространство (л) = МТ (кг) × 0.2 (для взрослых). Коэффициент внеклеточной жидкости у новорожденных 0,5, до 6 мес жизни – 0.4, вторые полгода жизни – 0,3, старше года – 0,2. Распределение водных пространств организма в зависимости от возраста представлено в табл. 1. Клеточные пространства отделены от сосудистых полунепроницаемыми мембранами, свободно проходимыми для воды и электролитов. Транспорт воды между внутриклеточным и интерстициальным пространством обусловлен осмотическими силами, созданными разницей концентраций не диффундирующих растворенных частиц.

Т а б л и ц а 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных