ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Задание для самостоятельной работы.Введение Вода – наиболее важная составная часть тела, имеет для организма основополагающее значение в качестве среды и участника обмена веществ. Вода обеспечивает многообразные обменные процессы: · окружает в клетках внутриклеточные структуры и обеспечивает их общую деятельность; · осуществляет обмен между клетками – основная функция внеклеточной жидкости; · является транспортной средой в обмене веществ между внешним миром и клетками организма; · участвует в регулировании постоянной внутренней температуры организма. Вода обладает наибольшей теплоемкостью, ее теплоемкость принята за единицу; низкая теплопроводность; испарение воды требует притока энергии в виде тепла, поэтому ее испарение с поверхности кожи ведет к эффективному охлаждению организма; не имеет теплового объемного расширения). Нарушения водно-электролитного баланса часто сопровождают различные патологические состояния у детей и сами по себе могут привести к летальному исходу. Тема занятия: Водно-электролитный баланс и принципы его коррекции у детей. Время занятия: 14 академических часов Характеристика темы: Понимание патофизиологических механизмов и знание клинической картины нарушений водно-электролитного баланса поможет практическому врачу своевременно диагностировать данные нарушения и проводить патогенетически обоснованную их коррекцию. Данная тема является интегративной и базируется на знаниях, полученных с 1-го по 5-й курсы обучения в университете. Цель занятия: закрепить полученные на предшествующих курсах знания по физиологии водно-электролитного баланса, изучить патофизиологические механизмы данных нарушений и патогенетически обоснованные методы их коррекции. Задачи занятия: 1. Закрепить знания о физиологии водно-электролитного баланса. 2. Ознакомиться с водными секторами организма и их возрастными характеристиками. 3. Научиться проводить дифференциальную диагностику нарушений водно-электролитного баланса. 4. Определять показания к проведению инфузионной терапии. 5. Овладеть практическими навыками оценки волемического статуса ребенка и эффективности проводимой инфузионной терапии. Требования к исходному уровню знаний. Для успешного усвоения темы необходимо повторить: 1. Из нормальной физиологии: роль воды и электролитов и их распределение в организме. 2. Из патологической физиологии: основные механизмы нарушений водно-электролитного баланса, понятие и гипер- и гиповолемии. Порядок самостоятельной работы. Перед началом самоподготовки ознакомьтесь с целью практического занятия и умениями, которыми Вы должны овладеть в процессе занятия. Проверьте и при необходимости восстановите свои знания исходного материала, необходимого для успешного освоения темы. После изучения темы – проанализируйте проведенную работу и решите контрольные задачи. Подготовьте вопросы по непонятному материалу для совместного их обсуждения с преподавателем в ходе практического занятия. Задание для самостоятельной работы. Оцените Ваши знания, приобретенные на предыдущих курсах и, при необходимости, пополните их. Предлагаемые учебно-целевые вопросы помогут Вам подготовиться к практическому занятию. 1. Основные водные сектора организма. 2. Основные пути поступления и выделения воды. 3. Регуляция жидкости в организме. 4. Основные электролиты организма и их функции. 5. Основные нарушения обмена воды. 6. Основные нарушения обмена электролитов. Изучите теоретические вопросы, знание которых поможет Вам в выполнение целевых видов деятельности. 1. Гипергидратация и гипогидратация – патофизиология, клиника и дифференциальная диагностика. 2. Виды гипогидратаций и их клиническая характеристика. 3. Дифференциальная диагностика гипертонической, изотонической и гипотонической дегидратации. 4. Принципы коррекции гипертонической, изотонической и гипотонической дегидратации. 5. Принципы расчета инфузионной терапии. 6. Правила расчета объемов жидкости поддержания, жидкости возмещения обезвоживания и жидкости текущих патологических потерь. 7. Критерии эффективности проводимой инфузионной терапии.
Содержание воды в организме За исключением костей, в большинстве тканей вода составляет 70–80% массы тела, а в жирах ее приблизительно 30%. Общая вода составляет: q у взрослых 55–65% от массы тела, т.е. около 60%; q у новорожденных – до 80% (76 –78%); q у грудного ребенка в возрасте 3 мес – около 75% от МТ; q в 6 мес жизни – 70%; q к первому году жизни уменьшается до 60%. У подростков и взрослых общая вода организма (ОВО) рассчитывается по формуле: ОВО (л) = 0,611 × МТ(кг) + 0,251 или ОВО (л) = МТ(кг) × 0,6 у мужчин и ОВО (л) = МТ (кг) × 0,5 у женщин. ОВО подразделяется на: внутриклеточную (интрацеллюлярную) – 35–40% от массы тела и внеклеточную (экстацеллюлярную) – 20–25% от МТ, во внеклеточной жидкости выделяют: § внутрисосудистую (плазма) – 5% МТ; § интерстициальную или межклеточную (лимфа) – 15% МТ; § трансцеллюлярную (находится в полостях организма: просвет ЖКТ, СМЖ, плевральная и синовиальная жидкость) – 1–3% МТ (в среднем 2,4%). Объем трансцеллюлярной жидкости варьирует в зависимости от абсорбционной и секреторной активности кишечника, данный объем может существенно повышаться при хирургической патологии (кишечная непроходимость). По Каре в первые полгода внеклеточная вода составляет 40% МТ, во вторые полгода – 30%, далее 20–25% МТ. Внеклеточный объем жидкости упрощенно можно рассчитать по формуле: Внеклеточное пространство (л) = МТ (кг) × 0.2 (для взрослых). Коэффициент внеклеточной жидкости у новорожденных 0,5, до 6 мес жизни – 0.4, вторые полгода жизни – 0,3, старше года – 0,2. Распределение водных пространств организма в зависимости от возраста представлено в табл. 1. Клеточные пространства отделены от сосудистых полунепроницаемыми мембранами, свободно проходимыми для воды и электролитов. Транспорт воды между внутриклеточным и интерстициальным пространством обусловлен осмотическими силами, созданными разницей концентраций не диффундирующих растворенных частиц. Т а б л и ц а 1 Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|