Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






1 страница. Географическая номенклатура по дисциплине

Географическая номенклатура по дисциплине

«ФИЗИЧЕСКАЯ ГЕОГРАФИЯ
МАТЕРИКОВ И ОКЕАНОВ»

 

Учебно-методическое пособие

 

 


Минск 2011

 


 

УДК 911 (075.8)

ББК 26.82 я73

А655

 

Печатается по решению редакционно-издательского совета БГПУ,
рекомендовано секцией естественных и сельскохозяйственных наук
(протокол № от)

 

 

Рецензенты:

доктор геолого-минералогических наук, профессор, заведующий кафедрой экономической географии и охраны природы учреждения образования «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка» М.Г. Ясовеев;

доктор геолого-минералогических наук, профессор кафедры географии Беларуси учреждения образования «Брестский государственный университет имени А.С.Пушкина», М.А. Богдасаров

 

 

Киселев, В. Н.

А655

Географическая номенклатура по дисциплине «Физическая география материков и океанов»: методические рекомендации / В.Н. Киселев, Н.В. Науменко, В.Л. Андреева, А.Н. Баско. – Минск: БГПУ, 2010. – c.

ISBN.

 

В учебно-методическом пособии приведен список минимума географической номенклатуры, необходимой для освоения в рамках учебной дисциплины «Физическая география материков и океанов». Настоящее пособие адресуется студентам высших учебных заведений, обучающихся по специальностям 1-02 01 02 «История. Дополнительная специальность» (1-02 04 02 – 01 «История. География»), 1-02 04 02 «География», 1-02 04 05 «География. Дополнительная специальность» в БГПУ на 3-5 курсах.

 

УДК 911 (075.8)

ББК 26.82 я73

© Киселев В.Н., 2011

ISBN © БГПУ,2011


 

Учебная дисциплина «Физическая география материков и океанов» является одним из важнейших в системе географических дисциплин. Знание географической номенклатуры является необходимым условием для получения географического образования, в частности в рамках учебной дисциплины «Физическая география материков и океанов».

В данном учебно-методическом пособии представлен список минимума географических названий, необходимый для освоения по данной учебной дисциплине.

Цель пособия – закрепить навыки последовательного целенаправленного изучения географической номенклатуры, заключающиеся в свободном определении географического положения любого из объектов, внесенных в список обязательных для изучения, умения показывать их на карте, правильно произносить и писать, при необходимости.

Изучение географической номенклатуры осуществляется согласно принципов построения дисциплины по блокам. Мировой океан и материки (Южные и Северные), и далее по отдельным океанам (Атлантический, Индийский, тихий и Северный Ледовитый), материкам (Африка, Южная Америка, Австралия и Океания, Антарктида), и для Евразии – странам света (Европа, Азия).

В списке географической номенклатуры по океанам объекты сгруппированы следующим образом: хребты, плато, поднятия, котловины, желоба, разломы, горы, течения.

В списке номенклатуры по каждому материку географические объекты объеденины в следующие группы: моря, заливы, проливы, острова, мысы, полуострова, горные системы, нагорья, горные вершины, плато, равнины, низменности и впадины, реки, озера, ледники, солончаки и болота, пустыни, оазисы, водохранилища.

Для облегчения поиска объектов на карте они объединены по регионам, а для некоторых объектов указано их примерное местоположение.

Работа над изучением географической номенклатуры осуществляется параллельно с изучением теоретического материала по курсу как самостоятельно, так и в рамках лабораторных и практических работ по дисциплине, контроль усвоения данного раздела программы производится во время практических занятий.

Процесс изучения географической номенклатуры состоит из нескольких этапов.

Начальный этап заключается в определении местонахождение географического объекта. Описать его положение необходимо с привязкой к другим, расположенным в непосредственной близости. Для этого должны быть использованы географические атласы с содержащимся в них указателем положения географических объектов.

Затем положение изучаемого объекта наносится на контурную карту, предназначенную специально для выполнения данного вида работ. Масштаб контурной карты подбирается с учетом количества обозначаемых объектов и плотности их размещения. При выполнении работы рекомендуется учитывать следущие рекомндации.

Для графического изображения положения объектов гидрографии (реки, озера, моря, водохранилища) на контурной карте их названия подписываются чернилами синего цвета; с помощью условного знака обозначаются водопады.

При обозначении положения орографических объектов для площадных (равнины, низменности, плато, горные системы и т.п.) надписываются названия, для линейных (хребты) – линией обозначается их конфигурация и подписывается название; работа производится чернилами черного цвета.

Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом. Географические объекты, названия которых по причине своего масштаба не могут быть размещены на контурной карте, обозначаются на ней внемасштабными знаками (цифрами, буквами), в легенде карты помещают их условный знак и дают расшифровку объекта.

Географические названия, не привязанные строго к географическому объекту, подписываются параллельно верхней границе контурной карты.

Следующим этапом работы по изучению географической номенклатуры является соотнесение положения географических объектов, обозначенных на контурной карте, с положением их на настенных географических картах, используемых для аудиторной работы.

С целью закрепления навыка в пользовании системой ориентиров рекомендуется начинать описание местоположения географического объекта с ориентиров наиболее общих к частным. Значимость такого приема заключается в том, что одновременно постигается как логика определения местоположения объекта, так и развиваются навыки связного прочтения картографического текста, закрепляется терминология. Данный путь описания объекта позволяет следить за положением описываемого объекта на основе его словесного описания.

При изучении географической номенклатуры необходимо обратить внимание также правильность показа географических объектов. Основные правила заключаются в следующем:

1. Показывать географические объекты необходимо так, чтобы не закрывать их рукой: если Вы стоите слева от карты, то показывайте объекты левой рукой, справа - правой.

2. Площадные объекты показывают замкнутой кривой, вдоль их границ; заливы и полуострова – по береговой линии.

3. Реки показывают от истока до устья, вдоль их течения. В речных системах изначально указывают главную речную артерию, затем ее правые и левые притоки, начиная с верховьев.

В данном пособии учтены частые ошибки при произношении некоторых географических объектов: ударные гласные выделены.

 

Список сокращений:

арх. – архипелаг;

влк. – вулкан;

г.- гора;

о. (о-ва)- остров, острова;

п-ов - полуостров;

пр. – пролив;

зал. – залив;

м. – мыс;

наг. – нагорье;

хр. – хребет.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Описание электронных ресурсов. Электронный ресурс локального доступа: | ИСТОРИИ БОЛЕЗНИ В КУРСЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ВНУТРЕННИХ БОЛЕЗНЕЙ


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных