Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методические рекомендации. Обязательно прочитать произведение




Обязательно прочитать произведение. Приводить примеры из текста.

 

Задание

Первый вопрос плана раскрыть письменно в тетради для практических занятий.

 

Литература

1. Кашкин И. Джеффри Чосер // Чосер Дж. Кентерберийские рассказы. –
М.: Наука, 1988. – С. 5-26.

2. Гарднер Дж. Жизнь и время Чосера. – М.: Просвещение, 1986.

3. Мелетинский Е.М. Историческая поэтика новеллы. – М.: УРСС, 1990. – С. 70-72.

 

Вопросы к экзамену по истории зарубежной литературы Средних веков и эпохи Возрождения

1. Христианство как духовный стержень европейской культуры (Происхождение христианства. Основные ценности христианского мировоззрения. Католицизм – религиозная основа культуры Западной Европы).

2. Культура Средневековья: архитектура, иконопись, мозаика, литургия, этикет. Характеристика основных стилей средневекового искусства: романский стиль, готика, барокко.

3. Библия как литературный памятник. Структура и язык Ветхого Завета. «География» Ветхого Завета. Религия Израиля.

4. Библия как литературный памятник. Переводы Библии. Структура и язык Нового Завета. Образ Иисуса Христа в Евангелиях.

5. Народная баллада Англии и Шотландии. Особенности жанра (сжатость, фрагментарность, развитие действия, лиричность, музыкальность и др.). Система образов. Группы баллад (исторические, романтические, героические). Цикл героических баллад о Робин Гуде. Фантастическое и комическое в балладах. Знать баллады разных групп.

6. Религиозная литература средних веков. Труды «отцов церкви», крупнейших философов-богословов Квинта Септимия Флорента Тертуллина, Софрония Евсевия Иеронима, Аврелия Августина, беды Достопочтенного, Алкуина. Жанры агиографии, автобиографии, «видения», проповеди. Их особенности.

7. Особенности рыцарского романа. Источники рыцарского романа (античная литература, кельтские народные сказания). Цикля «бретонских романов». Роман о Тристане и Изольде (тематика, характеристика главных героев, позиция автора). Отличие рыцарского романа от героической поэмы.

8. Специфика византийского рыцарского романа. «Флуар и Бреншефлер» – классический образец «идиллического» романа. Роман-сказка «Окассен и Николет». Сравните художественные особенности рыцарских романов, принадлежащих к разным циклам.

9. Объясните происхождение термина «роман» и обозначаемого им жанра. В каких отношениях находятся «античный роман» и роман европейского средневековья? Античный цикл рыцарского романа и его содержательные признаки. «Роман об Александре» Ламбера де Тора и Александра де Берна. Образ Александра Македонского в романе.

10. Артуровский рыцарский роман. Романы Кретена де Труа («Ланселот, или Рыцарь телеги», «Персеваль, или Повесть о Граале», Эвейн, или Рыцарь со львом»). Сравните художественные особенности рыцарских романов, принадлежащих к разным циклам.

11. Жанровая система городской литературы (басня, фаблио, миракль, фарс, мистерия, моралите, роман, соти). Сатира и дидактика в средние века. Жанр фаблио. «Роман о Лисе» – образец сатирического романа (источники, структура, тематика, сюжет романа).

12. Жанр «видения», его особенности. «Роман о Розе» – аллегорический роман Г. де Лорриса и Ж. Де Мена. История создания романа. Особенности композиции.

13. Жанр «видения». Аллегорическая поэма «Видение о Петре пахаре» – выдающийся памятник морально-дидактической поэзии в Англии (сюжет, структура, идеализация образа крестьянина).

14. Французский героический эпос. «Песнь о Роланде» (сюжет, система образов, художественные и стилистические особенности поэмы). К какому циклу принадлежит «Песнь о Роланде»? Как решается проблема авторства? Проведите параллели с памятниками других национальных эпосов. В чем, по-вашему, проявляются типологические схождения?

15. Испанский героический эпос. Что такое Реконкиста и как она отразилась в испанском героическом эпосе? «Песнь о Сиде» (сюжет, система образов, художественные и стилистические особенности поэмы). За что Родриго Диас получил прозвище Сид? Каково социальное происхождение персонажа поэмы и его исторического прототипа? В чем проявился демократизм стиля испанского героического эпоса?

16. Немецкий героический эпос. «Песнь о Нибелунгах» (сюжет, рукописные формы поэмы, вопрос об авторстве, художественная структура). Кто такие Нибелунги? Какие точки зрения имеются по этому вопросу? Как сочетаются в «Песне о Нибелунгах» архаика и элементы куртуазной культуры? Каковы причины их художественного синтеза?

17. Ирландский эпос. Уладский цикл саг (сюжет, образ Кухулина). Как вы оцениваете поведение Кухулина в его поединке с Фердиадом? Цикл саг, связанный с Финном. Саги о плаваниях.

18. Германский эпос. В чем состоит специфика древнегерманского Пантеона? Природа героического эпоса в поэзии германских народов. Отражение эпоса германцев в древненемецкой и англосаксонской литературе. Образ скопа. «Песнь о Хильдебранде».

19. Сага как феномен исландской культуры. Сага и эпос. Природа героического эпоса в поэзии германских народов. «Старшая Эдда» как литературный памятник скандинавского эпоса. Природа комического в «Старшей Эдде». Принципы эддической поэтики.

20. Скандинавский эпос и мифология. Что обозначает слово «Эдда»? Как оно попало в литературоведческий обиход? «Младшая Эдда». Можно ли считать «Младшую Эдду» продолжением «Старшей»?

21. Англосаксонская поэма «Беовульф» как памятник героического эпоса. Кто такой Беовульф? Какова этимология его имени? Как он попал в Данию и какие услуги оказал он датскому конунгу Хротгару? Сюжетные перипетии «Беовульфа». Можно ли считать героя поэмы трагическим заложником идеи рока? Художественные особенности поэмы.

22. Лирическая поэзия «высокого» Средневековья. Что такое куртуазная культура? Лирика трубадуров, миннезингеров и вагантов. Жанры и технические новации провансальских и северофранцузских поэтов. Назовите и опишите самые известные из них.

23. Переход от Средневековья к Возрождению. Италия на рубеже ХШ – ХIV вв. Флоренция и ее художественная культура. Жизнь и творчество Данте. Политические, философские и художественно-эстетические воззрения Данте (трактаты «Пир», «О монархии», «О народной речи», «Новая жизнь»). Сонеты Данте.

24. «Божественная комедия» Данте. История названия. Структура. Ориентация Данте на средневековый жанр загробных видений. Преодоление идейных и эстетических канонов Средневековья.

25. Периодизация эпохи Возрождения. Основные культурные центры. Новое мировоззрение. Живопись, скульптура и архитектура Ренессанса. Барокко, рококо и маньеризм как основные стили эпохи.

26. Ф. Петрарка как родоначальник итальянского гуманизма. Его жизнь, литературная и научная деятельность. Сонеты Петрарки.

27. Идейно-художественная эволюция Д. Боккаччо. «Фьяметта» как первый европейский психологический роман. «Декамерон» и его значение в истории ренессансной литературы. Новое мировоззрение и новая мораль в произведении.

28. Реформационное движение в Германии. Протестантизм как одно из направлений христианства. Деятельность М. Лютера и Т. Мюнцера.

29. Гуманизм в Нидерландах. Деятельность Эразма Роттердамского, его «Похвальное слово глупости». Смысл названия. Композиция. Система образов.

30. Поэзия Ф. Вийона. Образ лирического героя Франсуа Вийона в «Малом завещании» и в «Большом». Как повлияли на его эволюцию события личной жизни поэта? Новаторский характер лирики Вийона. Какие стихи построены на антитезе, иронии, парадоксе. Проанализируйте и прочитайте наизусть понравившееся стихотворение. Оценка творчества Вийона А.Ф. Лосевым.

31. «Модифицированный» Ренессанс. Специфика жанра утопии (время и место действия). Утописты. Воззрения Т. Мора И Т. Кампанеллы. Новый взгляд на идеальное общество.

32. Гуманизм во Франции. Жизнь и литературная деятельность Ф. Рабле. «Гаргантюа и Пантагрюэль» как пример народной карнавальной культуры. Оценка романа известными литературоведами и философами (А.Ф. Лосев, Л.Е. Пинский, М.М. Бахтин).

33. Жизнь и литературная деятельность М. Монтеня. «Опыты» Монтеня. Философские и эстетические воззрения Монтеня.

34. Творчество поэтов «Плеяды». Реформа поэтических жанров. Обращение к античности. Лирика Ронсара и де Белле. Анализ понравившихся стихотворений.

35. Личность Чосера. Реалистический жизнеутверждающий характер «Кентерберийских рассказов» Чосера. М.Горький о Чосере как «основоположнике реализма».

36. Личность У. Шекспира. «Шекспировский вопрос». Периодизация творчества У.Шекспира. Обзор основных монографий, посвященных творчеству Шекспира. Сонеты Шекспира. Философия любви, жизни, смерти. Образы Поэта, Друга, Смуглой леди. Чтение наизусть сонета.

37. Исторические хроники В.Шекспира. Отражение в них политических взглядов драматурга. Анализ хроник «Генрих IV» и «Ричард Ш». Новая трактовка образов Генриха и Ричарда.

38. Комедии У. Шекспира. Проблема комического в пьесах «Укрощение строптивой», «Сон в летнюю ночь», «Двенадцатая ночь». Образы деятельных женщин.

39. Кризис ренессансных идей в трагедии У.Шекспира «Гамлет». Источник сюжета. Анализ монолога «Быть или не быть». Тема любви в трагедии. Подлинные и мнимые друзья Гамлета. Гамлет и Клавдий как порождение эпохи Возрождения.

40. Понятие трагического у У. Шекспира. Тема судьбы и любви в трагедии «Ромео и Джульетта». Эволюция главных образов трагедии.

41. Трагедия У.Шекспира «Отелло» – трагедия «обманутого доверия». Образы Дездемоны и Отелло в оценке критиков. Интерес к образу Яго в ХХ веке.

42. Трагедия У.Шекспира «Король Лир». Источник сюжета. Драматическое заблуждение и прозрение Лира. Особенности композиции пьесы. Кризис эстетики Ренессанса в образах Лира и Эдмунда. Образы дочерей Лира. Роль шута в трагедии.

43. Трагедия У. Шекспира «Макбет». Источники сюжета. Образ Макбета в произведении. Роль леди Макбет. Суд совести. Образы ведьм и их значение в трагедии.

44. Жизнь и творчество М. де Сервантеса. Роман «Дон Кихот» как пародия на рыцарский роман. Кризис эстетики Ренессанса в образе главного героя. Проблема положительного героя.

 

Список художественных текстов
(обязательная литература)

1. Песнь о Сиде.

2. Старшая Эдда.

3. Младшая Эдда.

4. Песнь о Роланде.

5. Песнь о Нибелунгах.

6. Роман о Тристане и Изольде.

7. Лирика Б.де Вентадорна, Б.де Борна и В.фон дер Фогельвейде.

8. Лирика вагантов.

9. Роман о Лисе.

10. Роман о Розе.

11. Дж. Чосер. Кентерберийские рассказы.

12. Лирика Ф.Вийона.

13. Данте. Новая жизнь. Божественная комедия. Сонеты.

14. Ф.Петрарка. Книга песен. Сонеты.

15. Дж. Боккаччо. Фьямметта. Декамерон.

16. Л. Ариосто. Неистовый Роланд.

17. Т.Тассо. Освобожденный Иерусалим.

18. Эразм Роттердамский. Похвала глупости.

19. Ф.Рабле. Гаргантюа и Пантагрюэль

20. Лирика П. Ронсара

21. М.Монтень. Опыты.

22. М.Сервантес. Назидательные новеллы. Дон Кихот.

23. Т.Мор. Утопия.

24. Т. Кампанелла. Город Солнца.

25. В.Шекспир. Генрих IV. Сон в летнюю ночь. Укрощение строптивой. Ромео и Джульетта. Венецианский купец. Гамлет. Отелло. Король Лир. Буря. Сонеты. Двенадцатая ночь. Макбет.

26. Библия.

27. Цикл героических баллад о Робин Гуде.

28. Флуар и Бреншефлер.

29. Окассен и Николет.

30. Кретен де Труа. Ланселот, или Рыцарь телеги, Персеваль, или Повесть о Граале, Эвейн, или Рыцарь со львом (по выбору).

 

Учебная литература

1. Алексеев М.П., Жирмунский В.М. и др. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М.: Наука, 1987.

2. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Просвещение, 1974.

3. Зарубежная литература средних веков: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Прогресс, 1975.

4. Зарубежная литература. Эпоха Возрождения: Хрестоматия / Сост. Б.И. Пуришев. – М.: Наука, 1976.

5. История всемирной литературы: в 9 т. – Т. 2. – М.: Просвещение, 1984; Т. 3. – М., 1985.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных