Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Теоретические проблемы курса и новые подходы




В последние годы кафедрой зарубежной литературы были внесены в учебную программу серьезные коррективы, связанные с последовательной деидеологизацией учебного материала. Во-первых, значительно изменилось представления о закономерностях литературного процесса. Несомненно, что эпохальные революционные события оказывают влияние на сферу духовной жизни, на индивидуальное и общественное сознание, однако литература и искусство сохраняют определенную автономию и развиваются по своим собственным законам. Поэтому новаторские элементы в культуре могут рождаться в экономически отсталых странах, (а не только в передовых), как это было в раздробленной на сотни княжеств, курфюршеств и вольных городов Германии, — родине романтической философии, эстетики и литературы.

Во-вторых, потребовалась корректировка хронологических рамок литературы ХIХ века и периодизации литературного процесса. Бытовавшая ранее традиция считать главными вехами в литературе буржуазные революции во Франции 1789, 1830, 1848 и 1871 годов представляется неприемлемой и искусственной по отношению к творческому наследию деятелей культуры. Если романтизм в Европе, действительно, базируется на принципиально новом мироощущении человека после краха Великой французской революции, то ХIХ столетие как литературная эпоха с мощным романтическим импульсом не завершается Парижской Коммуной, то есть 1871 годом. Например, позднее творчество Виктора Гюго, величайшего французского романтика, достигает в это время своего расцвета и продолжается до его смерти (1885), а романтизм в США успешно развивался на протяжении всего ХIХ века и за его пределами. Кроме того, такие значительные литературные направления в литературе конца ХIХ века как символизм, эстетизм или неоромантизм генетически восходят к романтизму. Поэтому конечной «датой» в развитии романтизма не может стать никакое событие общественного значения. Романтизм продолжал развиваться и на протяжении всего ХХ и начала ХХI века, приходя на смену, по мнению некоторых критиков, на смену постмодернистским исканиям в культуре.

В третьих, в предлагаемом курсе нашел отражение нетрадиционный взгляд на литературный процесс. Устаревшее разделение романтиков на «реакционных» (консервативных, пассивных и иных) и «прогрессивных» (революционных, активных и им подобных) следует считать несостоятельным. Каждого писателя-романтика, конечно, отличает своя определенная общественная позиция (демократическая, реакционная или др.). Но из этого факта не следует, что их художественные творения были подобны их политическим установкам. Общественная платформа каждого писателя должна быть определена студентами с достаточной ясностью. Однако для начинающих филологов гораздо важнее вести разговор об общечеловеческих исканиях и идеалах романтиков в произведениях, часто отвергавших сферу политическую и общественную как недостойную изображения.

В-четвертых, несостоятельными следует считать мысли о верховенстве реализма в литературе любого периода и о переходе виднейших романтиков (обычно в позднем творчестве) на позиции реализма. Романтизм и реализм — это две равноправные и оригинальные сферы сознания. Умение студентов различать романтические и реалистические черты конкретного произведения должны быть продемонстрированы на практических занятиях. Мышление романтиков отличается философским, эстетическим и художественным своеобразием, без учета которого невозможно понять их преемственность по отношению к предшествующими этапами развития литературы. Основные понятия романтизма, которые необходимо усвоить: идеал, индивидуализм, синтез искусств, исторический и исповедальный роман, волшебно-сатирическая сказка, детективная новелла, романтическая ирония, символ, гротеск, гипербола, метафора, антитеза, светотень.

В-пятых, ранее было принято считать реалистов в отличие от романтиков видными критиками общественной жизни и её пороков. Однако, несмотря на то, что романтики считали реальную жизнь недостойной их внимания и постоянно уходили от реальности в сферы фантазии, сказки и истории, они принципиально не принимали моральную конституцию реального мира и выступали его проницательными критиками, используя разнообразные виды условности.

Таким образом, исходя из новых подходов в хронологии, в более дифференцированном движении литературных направлений во времени, в терминологически точном представлении о художественном мире писателя и в новых фактах, ставших доступными в последнее время, создается методическое пособие, отличающееся своей нетрадиционностью в выборе и последовательности материала по сравнению с учебниками по истории зарубежной литературы, изданными в ХХ веке и сохранившими отчасти стереотипы и рецидивы вульгарно-социологического мышления.

 

Содержание курса






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных