ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Темы для самостоятельного изучения1. Гейдельбергские романтики. Лирический сборник Ахима фон Арнима и Клеменса Брентано «Волшебный рог мальчика». Сказки братьев Гримм.
5. Планы практических занятий: задания и рекомендуемая литература
Практическое занятие № 1. Романтическая мифологизация и ирония в сказке Э.Т.А. Гофмана «Крошка Цахес».
1. Дворянско-княжеская Германия в сказке. Социальная конкретность иронии автора. Обличение самодержавного произвола, фаворитизма и механизма власти: Пафнутий и Андрес. Убожество филистеров, догматизм университетской науки: Моша Терпин. Двуплановость характеристики Кандиды. Фабиан — носитель иронических идей автора. Особенности психологии, порождаемой феодальной властью. 2. Роль и место феи Розабельверде и Проспера Альпануса в развитии сюжета. Смысл волшебного дара феи. Незащищенность гофмановских волшебников. Их неоднозначное восприятие окружающими, лицедейство и шутовство — защитная реакция на враждебный мир. 3. Образная структура сказки, место в ней Крошки Цахеса. Его портрет. Фольклорные источники образа. Цахес — символ зла в сказке, образ-гротеск. Буффонадная концовка произведения. 4. Проблема истинной ценности человека в феодальном обществе. Зловещий смысл сказки. Власть ничтожества путем присвоения (отчуждения) заслуг других людей перед властью золота. Утрата талантов, морали, крушение любви. Вопрос о сущности и видимости. 5. Студент Бальтазар — романтический герой Гофмана. Его необыкновенные способности. Юношеское донкихотство Бальтазара. Бессильная демонстрация своего презрения к унылой заурядности. Дар слышать музыку природы. Ощущение боли за человеческую низость. 6. Романтическая ирония в сказке. Её театральность. Синтез искусств. Смена повествовательной тональности. Особенности художественного мышления Гофмана.
Рекомендуемая литература 1. Гофман Э.Т.А. Крошка Цахес. Другой перевод: Маленький Цахес. 2. Карельский А. В. Эрнст Теодор Амадей Гофман // Гофман Э.Т.А. Собр соч.: В 6 т. М., 1991. Т.1. С.5—30. 3. Скобелев А. К проблеме соотношения романтической тронии и сатиры в творчестве Гофмана («Крошка Цахес») // Художественный мир Гофмана. М., 1982. С. 247—266. 4. Родина Г. И. Сказка Гофмана «Крошка Цахес» (некоторые особенности поэтики) // Зарубежная литература ХIХ века: Практикум. М., 2002. С.78—103. 5. Храповицкая Г.Н. Романтическая мифологизация и сатира в сказке Э. Т. А. Гофмана «Крошка Цахес» // Храповицкая Г.Н. Романтизм в зарубежной литературе (Германия, Англия, Франция, США): Практикум. М., 2003. С. 39—54.
Практическое занятие № 2. Романтический идеал П.Б.Шелли в лирике и драматургии.
1. Высокие общественные идеалы в жизни и литературе. Влияние идей атеизма и утопического социализма: У. Годвин. Возвышенный идеализм. Идеи Платона. Основные черты эстетической теории Шелли: «Защита поэзии». Поэзия — цельное знание о мире, она — «одновременно корень и цветок всех иных видов мышления». 2. Политическая лирика Шелли: «Мужам Англии», «Англия в 1819 году», «Маскарад анархии», «Свобода». Поддержка освободительного движения в Ирландии: «Ирландия», «На могилу Роберта Эммерта». 3. Особенности философской лирики природы: «Изменчивость», «Облако». Поэзия — гимн «интеллектуальной красоте». Тема природы в связи с философской концепцией Шелли в «Оде западному ветру»: материалистическая основа и фантастические образы. Одухотворение окружающего мира. Яркость метафорики. «Темные места». Композиция — цепочка сонетов, рамка. Многомерность лирического «я» стихотворения. Образ Поэта. 4. Тираноборческая драма «Прометей». Её аллегорический характер. Зевс и Прометей. Зевс: героизм Прометея — причина страданий человечества. Прометей: вера в счастье человека, отнятого у него земными владыками. Прометей — символ будущего просветленного Человечества. «Растворение» Прометея в облике Человечества. 5. Антифеодальная и антиклерикальная трагедия «Ченчи». Образная структура. Место в ней Беатриче. Героизм личности в столкновении с тиранией. 6. Поэтическое новаторство Шелли. Активная метафоричность. Место Шелли в английской романтической лирике. Шелли— «Ариэль», «ангел-бунтарь» (Д. Мильтон) и «гений небес». Байрон и Шелли.
Рекомендуемая литература 1. Шелли П. Б. Лирика и драматургия // Хрестоматия по романтизму. М., 1976. С.231— 269. 2. Колесников Б. П. Б. Шелли // История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Высшая школа, 1991. С. 178—194 3. Шайтанов И. Эстетическая идея в творчестве Шелли и Китса // История зарубежной литературы ХIХ века. М.: Просвещение, 1991. Часть 1. С. 65—69. 4. Коровин А. В. П. Б. Шелли // Храповицкая Г. Н., Коровин А. В. История зарубежной литературы. Западноевропейский и американский романтизм. М., 2002. С. 207—219. 5. Сидорченко Л. В. Перси Биши Шелли // История западноевропейской литературы. ХIХ век. Англия. СПб, 2004. С. 138—165.
Практическое занятие № 3. Поэма Д. Г. Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда»: проблематика, Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|