Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Условия реализации задатков, развивающих способности




1. семейное воспитание. > вероятность обнаружения способностей.

2. особенности макросреды ( общества) - забота о развитии способностей (совершенствование образования, профориентации).

62.Концепции профориентации по Леону (француз)

1. диагностическая — сводит выбор профессии к определению профпригодности. Консультант тестами измеряет способности, сопоставляет их с требо­ваниями профессии Þ заключение о пригодности к профессии.

«-»: механистичность - взгляд на способности как стабильные образо­вания, не подверженные влияниям среды. Субъекту отводится пассивная роль.

2. воспитательная —подготовка к профессии, самоопределение по запланированным воспитательным воздействиям. Изучение развития личности при овладении разными видами деятельности. Важны тестовые испытания.

«-»: недооценивается активность субъекта, возможности его само­определения, саморазвития и самовоспитания.

3. комплексный подход (отечественная психо­логия) - проблема профориентации решается 2 подходами - определение способностей индивида + помощь ему в подготовке к будущей профессии.

Степени профессиональной пригодности по Климову ( соотношение способностей и требований профессии):

1. непригодность к данной профессии (временная или практически непреодолимая).

2. годность к профессии - нет противопоказаний, но нет и показаний.

3. соответствие этой области деятельности - нет противопоказаний, личные качества явно соответствуют требованиям профессии.

4. призвание к профессиональной деятельности - высший уровень профессиональной пригодности человека.

Климов разработал и реализовал в опроснике классификацию профессий и требования, предъявляемые профессией к человеку (системы взаимоотношений «человек—человек», «человек-природа» и др.)

Пригодность к деятельности определяется с учетом развития способностей в ней.

«Способность развивается по спирали: реализация способности на 1 уровне открывает возможность для дальнейшего развития способностей > высокого уровня. Одаренность определяется диапазоном новых возможностей, который открывает реализация наличных возможностей» Рубинштейн

Одаренность

- своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения какой-либо деятельности.

От нее зависит не успешное выполнение деятельности, а только такая возможность. (математически одаренный человек, который не учился математике, не выполнит функции заурядного математика).

Одаренность определяет возможность, реализация возможности определяется:

  1. сочетанием способностей
  2. мерой их развития
  3. приобретенными ЗУН.

Одаренность проявляется направленностью интересов – к математике, истории, общественной работе. Проявление способностей индивидуально Þ свести одаренность, даже в 1 виде деятельности, к набору показателей невозможно.

Мастерство

- уровень развития способности, т.е. совершенство в конкретном виде деятельности

- способность успешно заниматься производительной деятельностью, но не сумма ЗУН

- готовность к творческим решениям проблем, когда "что" и "как" приходят одновременно. Нет разрыва между осознанием творческой задачи и нахождением способов ее решения.

Талант

- в Библии – мера серебра, которую ленивый раб получил от господина на время его отсутствия и зарыл в землю, вместо того чтобы пустить в оборот и получить прибыль (отсюда поговорка «зарыть свой талант в землю»).

– высокий уровень развития специальных способностей (музыкальных, литературных и т.д.), проявляющийся и развивающийся в деятельности; отличающийся принципиальной новизной и оригинальностью.

- это сочетание способностей, их совокупность. 1 способность, даже высокоразвитая, не есть талант.

У талантливых людей часто плохая память, т.к. в творчестве она — лишь 1 из факторов. Но всегда - гибкий ум, богатая фантазия, сильная воля, глубокая заинтересованность.

Пробуждение таланта, как и способностей, общественно обусловлено. Что имеет благоприятные условия для развития, зависит от потребностей и задач общества.

Гениальность

- высший уровень развития способностей, когда творческие достижения человека составляют эпоху в жизни общества, в развитии культуры. Проявляется незаурядностью в разных областях.

Гениальных людей мало - за 5000 лет истории цивилизации £ 400: Аристотель, Леонардо да Винчи, Декарт, Лейбниц. Ломоносов достиг выдающихся результатов в химии, астрономии, математике и был художником, литератором, языковедом, превосходно знал поэзию.

Не все качества гения развиты одинаково. Гениальность имеет свой «профиль», 1 сторона доминирует, какие-то способности проявляются ярче.

Темперамент

— биологический фундамент, на котором формируется личность как социальное существо.

– характерная для данного человека совокупность психических особенностей, связанных с эмоциональной возбудимостью (быстротой возникновения чувств) и их силой.

– 1 из наиболее значимых свойств личности. Интерес к нему возник > 2500 лет назад. Много исследований темперамента, но до сих пор проблема не решена.

Индивидуальные различия:

1. биологическое и физиологическое строение и развитие организма

2. социальное развитие, связи и контакты.

Биологически обусловленная структура личности - прежде всего темперамент. Свойства личности, обусловленные темпераментом - наиболее устойчивы и долговременны.

Проявления темперамента:

1. интенсивность и устойчивость эмоций,

2. эмоциональная впечатлительность,

3. темп, энергичность действий и др. динамические характеристики.

Компоненты темперамента по Теплов у:

1. активность поведения - энергичность, стремительность, быстрота или, наоборот, медлительность и инертность.

2. эмоциональность характеризует протекание эмоциональных процессов: знак («+» или «-») и модальность (радость, горе, страх, гнев и др.).

Типы темпе­рамента

1. холерический,

2. сангвинический,

3. меланхолический

4. флегматический.

Их различают с древних времен различают динами­кой возникновения и интенсивности эмоциональных состояний:

для холери­ческого типа характерны быстро возникающие и сильные чувства,

для сангвини­ческого — быстро возникающие, но слабые чувства,

для меланхолического — мед­ленно возникающие, но сильные чувства,

для флегматического — медленно возникающие и слабые чувства.

Холерики и сангвиники - быстрые движения, общая подвижность и сильное внешнее выражение чувств (в движениях, речи, мимике и т.д.). Меланхолики и флегматики - медленность движений и слабое выражение чувств.

Характеристики типов темперамента с т.з. быта:

Холерик — быстрый, иногда порывистый, с сильными, быстро загорающимися чувствами, ярко выражающимися в речи, мимике, жестах; нередко — вспыльчивый, склонный к бурным эмоциональным реакциям.

Сангвиник — быстрый, подвижный, дающий эмоциональный отклик на все впечатления; его чувства непосредственно выражаются во внешнем поведе­нии, но они не сильные и легко сменяют одно другое.

Меланхолик —малое разнообразие эмоциональных переживаний, но большая сила и длительность. Откли­кается далеко не на все, но когда откликается, то переживает сильно, хотя мало выражает свои чувства.

Флегматик — медлительный, уравновешенный и спокойный, его нелегко эмоционально задеть и невозможно вывести из себя. Чувства внешне почти не проявляются.

Но всех людей нельзя распределить по 4 темпераментам. Лишь немногие - чистые представите­ли этих типов; у большинства - сочетание черт 1 темперамента с чертами другого. Человек в раз­ных ситуациях обнаруживает черты разных темпераментов.

Темперамент не определяет способности человека. Большие способности одинаково час­ты при любом темпераменте.

Среди талантов любой сферы есть люди с разным темпераментом: у Пушкина - яркие черты холерического темперамента, у Герцена — сангвинического, у Го­голя и Жуковского — меланхолического, у Крылова и Гончаро­ва — флегматического. Су­воров был типичным холериком, а Кутузов - флегматик с медлительными движениями, спокой­ный, хладнокровный.

Нельзя ставить вопрос - какой из темпераментов лучше. У каждого свои «+» и «-». Страстность, активность, энергия холерика, подвижность, живость и отзывчивость сангвиника, глубина и устойчивость чувств меланхолика, спокойствие и отсутствие торопливости флег­матика —ценные свойства личности, связа­нные с темпераментом. При любом темпераменте есть опасность развития нежелательных черт личности.

холерический темперамент может сделать человека несдержанным, резким, склонным к «взрывам». Сангвинический - приве­сти к легкомыслию, разбрасыванию, недостаточной глубине и устой­чивости чувств. Меланхолический - чрезмерной замкнутости, склонности целиком погружаться в переживания, излишней застенчивости. Флегматический – вялости, инертности, безучастности к впечатлениям жизни.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных