Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Пояснительная записка. Методические рекомендации




ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО КУЛЬТУРЕ И КИНЕМАТОГРАФИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ ИСКУССТВА И КУЛЬТУРЫ

Н.Б. Зубарева

Методические рекомендации

По самостоятельной работе студента

Над анализом вокального произведения

 

 

Пермь

 

Рассмотрены на заседании кафедры теории и истории музыки 25 мая 2004 года (протокол № 9).

 

Утверждены на заседании совета факультета искусств ПГИИК 15 сентября 2004 года (протокол № 1).

 

Составитель – Зубарева Н.Б., кандидат искусствоведения, доцент, заведующая кафедрой теории и истории музыки.

 

 

Рецензенты:

Коробова А.Г., кандидат искусствоведения, доцент Уральской государственной консерватории имени М.П. Мусоргского;

Баталина-Корнева Е.В., кандидат педагогических наук, доцент Пермского государственного института искусства и культуры.

 

 

Зубарева Н.Б. Методические рекомендации по самостоятельной работе студента над анализом вокального произведения для студентов музыкальных вузов и вузов искусства, обучающихся по специальности 051000 «Вокальное искусство» / Пермский государственный институт искусства и культуры. – Пермь. – ПГИИК, 2004. – 22 c.

 

Ó Пермский государственный институт искусства и культуры

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение......................................................... 4

Методические рекомендации

Рекомендации к выбору музыкального произведения.................. 5

Интонационный анализ......................................... 5

Ритмический анализ........................................... 6

Композиционный анализ........................................ 7

Приложение 1.................................................... 10

Приложение 2.................................................... 16

Список литературы............................................... 22

Объем курса – 70 часов

Занятия – групповые

Пояснительная записка

В комплексе специальных дисциплин, изучение которых предопределяет высокий профессионализм будущих музыкантов, важное место занимает "Анализ музыкальных произведений". Изучение настоящего курса дает студенту необходимый объем теоретических знаний и практических навыков, без которых невозможна его успешная деятельность в будущем.

В существующей учебной и учебно-методической литературе (учебники, учебные пособия, программы) анализу специфики вокальной музыки уделяется недостаточное внимание. Между тем, вокальные и вокально-сценические жанры занимают огромное место и в становлении музыкальных культур (фольклор, профессиональная музыка на ранних стадиях ее развития), и в современной структуре и иерархии музыкальных жанров. Ряд факторов (ограниченные сравнительно с инструментальной музыкой возможности человеческого голоса, наличие текста, а в опере и сценического действия) обусловливает специфические, свойственные только вокальной музыке принципы строения мелодии, типы многоголосия, тематического развития, формообразования. Кроме того, многие типовые музыкальные формы в вокальных жанрах резко отличаются от тех же типов форм в инструментальных жанрах.

Основная задача, стоящая перед преподавателем курса "Анализ музыкальных произведений", - научить анализировать вокальную, хоровую и вокально-сценическую музыку как явление синтетического жанра, учитывая все компоненты произведения в их взаимодействии и единстве.

Настоящий курс включает как лекционные, так и практические занятия. На лекциях излагаются основные теоретические сведения и проводятся показательные анализы музыкальных произведений. Практические занятия выражаются:

* - в проверке домашних заданий студентов;

* - в выполнении студентами анализов непосредственно в классе;

* - в устном опросе студентов по темам курса.

Экзаменационная проверка знаний и практических навыков включает в себя следующие формы контроля:

Письменная работа (подробный анализ, выполняемый дома).

Устный анализ, выполняемый на экзамене с небольшой подготовкой (20-30 минут).

Ответы по теоретическим вопросам курса.

Примерный тематический план

№№ тем Наименование тем Количество учебных часов
  Предмет анализа музыкальных произведений  
  Интонация в речи и музыке  
  Речевой и музыкальный ритм  
  Основные принципы вокализации поэтического текста  
  Инструментальная партия в вокальном произведении  
  Общие основы музыкальной формы  
  Простые формы  
  Строфическая, сквозная и смешанные формы  
  Сложные формы  
  Циклические формы  
  Опера  
  Итого:  

Содержание курса

Тема 1. Предмет анализа музыкальных произведений

Музыкальное произведение как объект музыкально-теоретического анализа. Функционирование музыкального произведения в системе “историческая эпоха – стиль – жанр – форма” во взаимосвязях этих понятий и их историческом развитии.

Историческая эпоха –наиболее широкое понятие, охватывающее основные этапы музыкального мышления –монодийный, полифонический, гармонический, синтетический.

Стиль как совокупность конкретных черт музыкального языка, определяющих принадлежность музыкального произведения к той или иной исторической эпохе, творческому направлению (течению, школе), национальной музыкальной культуре, тому или иному автору.

Жанр как определенная разновидность произведения, отличающаяся от других характером содержания, условиями и средствами исполнения, практическими (прежде всего, общественным) назначением, принадлежащая к той или иной исторической эпохе, национальной культуре, характеризующаяся определенным стилем.

Форма: в широком смысле – структура художественного содержания произведения, в тесном – строение (композиционный план) произведения, отражающее главные моменты содержания в его развитии.

Изучение формы музыкального произведения (в широком и тесном смысле) в ее зависимости от содержания, реализующегося через систему “историческая эпоха – стиль – жанр – форма”, - основа содержания дисциплины “Анализ музыкальных произведений”.

Тема 2. Интонация в речи и музыке

Два ряда звуковых элементов речи – фонематический и интонационный. Мелодика речи. Характерные признаки ее тембровой (смешение шумов и тонов) и звуковысотной (скольжение основного тона) сторон.

Звуковые элементы стихотворного текста. Обусловленность интонационной звуковысотной линии поэтическим строем стиха, выраженным в сочетании слов, ритме, синтаксисе. Роль знаков препинания, рифм, аллитераций.

Основные виды речевых интонем – повествовательные, побудительные, эмотивные. Их музыкальный аналог – типовые мелодические формулы. Риторические фигуры.

Ударные и безударные гласные в вокальной мелодии.

Средства художественного изображения речевой интонации.

Тема 3. Речевой и музыкальный ритм

Основные составляющие речевого ритма: соотношение звуков по длительности, акценты, цезуры, паузы, темп. Виды акцентов: качественный, количественный, мелодический.

Мелодико-текстовый ритм; Два ряда его элементов. Понятие встречного ритма. Квантитативный принцип ритмической организации: силлабический и внутрислоговой распев. Квалитативная ритмика; смещение и борьба акцентов.

Специфика стиха. Различные системы стихосложения. Стихотворные размеры русской силлабо-тонической поэзии. Метр и ритм стиха. Связь размера с жанром и содержанием поэтического и музыкального произведения.

Речевой и музыкальный синтаксис: акцентный и времяизмерительный аспект. Мотив, фраза, предложение, период. Масштабно-синтаксические структуры.

Тема 4. Основные принципы вокализации поэтического текста

Основа классификации принципов воплощения поэтического текста в музыке – соотношение стихотворного размера и речевого ритма с ритмом музыкальным.

Метрический принцип: одинаковый количественный акцент на всех стопных ударениях независимо от количества реальных ударений в стихотворной строке.

Декламационный принцип: разнообразие ритмических фигур, несимметричность ритма, продление ударных гласных, обилие цезур, пауз вследствие выделения отдельных слов и синтагм.

Кантиленный принцип: растворение речевого ритма в музыкальном, различное синтаксическое членение музыкального и словесного текста.

Танцевальный принцип: повторность четких ритмических фигур, большая роль моторного, двигательного начала: возможность совпадения, несовпадения и даже противоречия между танцевальными, стиховыми и речевыми акцентами.

Ариозный принцип: промежуточное положение ариозной мелодики между типами мелодии, где ритм в большой мере зависит от стихотворного метра (метрический тип) или речевого ритма, синтаксиса (декламационный тип), и типами мелодии, в которых музыкальный ритм растворяет, подавляет ритм стихотворный и ритм речевой (кантиленный, танцевальный ритм).

Объединение различных принципов вокализации текста.

Тема 5. Инструментальная партия в вокальном произведении

Роль инструментального сопровождения: обобщение, детализация, комментарий, создание общего эмоционального тона, изображение обстановки действия, выражение подтекста.

Инструментальная фактура, ее различные типы и их художественные возможности.

Инструментальные фрагменты в вокальном произведении: вступление, ритурнель и интерлюдия, заключение.

Тема 6. Общие основы музыкальной формы

Форма (композиция) в литературе и музыке: связь со смысловым развертыванием содержания, либо с развитием звукового материала.

Формообразующие свойства различных сторон музыкального материала, - метро-ритмической, ладогармонической, мелодической, фактурной.

Понятие формы в тесном смысле слова. Цезурообразующие факторы музыкального материала.

Классификация форм по различным признакам. Система гомофонных форм. Тема как основной структурно-функциональный компонент произведения, в том числе – гомофонного.

Функции частей и построений. Типы изложения, соответствующие функциям частей.

Диалектика структурности и процессуальности в музыкальной форме.

Развитие – необходимое качество музыкального произведения, выявляющее процессуальный характер музыки. Зависимость интенсивности развития от меры в соотношении тождества и различия отдельных компонентов музыкального материала и от скорости (темпа) и их изменений во времени. Основная шкала градации изменений как один из важных показателей стиля.

Композиционные закономерности вокальной музыки. Композиция стиха, его размеры, расположение разделов и их соотношение, строение строф в их значении для музыкальной формы. Основа музыкального развития в вокальном произведении – трактовка смысловой стороны текста, выявление подтекста.

Относительная самостоятельность музыкальной формы в сравнении с формой текста, ее проявления. Связь формы музыкального произведения с жанром.

Тема 7. Простые формы

Период и его разновидности.

Период как основная форма изложения темы гомофонного произведения. Методика и техника анализа периода: установление границ этой формы, определение характерных особенностей конкретной разновидности. Классификация периодов по разным признакам.

Квадратный немодулирующий период повторного строения – структурная норма этой формы. Основные разновидности периода как варианты структурной нормы:

* - по величине,

* - по тонально-гармоническому признаку,

* - по наличию предложений,

* - по тематическому соотношению начал предложений.

Реже встречающиеся разновидности:

* - с расширением и дополнением,

* - органически неквадратный,

* - из трех и четырех предложений,

* - повторенный,

* - двойной.

Одночастная форма.

Период в роли одночастной формы: усложнение его функций по сравнению с экспозиционным периодом, обусловленные наличием не только изложения темы, но и ее развития и заключения всей формы.

Непериодическая одночастная форма: свободное построение, складывающееся из цепи фраз и предложений, не образующих периода. Исходная музыкальная фраза в значении “микротемы”.

Двухчастная форма.

Определение - форма, первая часть которой (изложение темы) представляет собой период (реже - предлождние), а вторая часть (роль которой - развитие и завершение) по сложности не превышает период. Историческое происхождение простой двухчастной формы.

Два основных типа - с развивающей и контрастной второй частью.

Простая двухчастная форма с контрастной второй частью типа припева; ее характерность для массовой песни и нетипичность для камерной вокальной музыки. Контрастная вторая часть, не являющаяся припевом.

Простая форма с второй частью, строящейся на развитии тематического материала первой и не являющейся припевом. Факторы, определяющие развивающий характер второй части. Масштабные соотношения частей.

Двухчастная форма с включением; ее связь с текстом, содержащим повтор строк внутри строфы.

Форма бар: сходство и различие с простой двухчастной формой.

Трехчастная форма.

Определение - форма, в которой первый раздел, излагающий тему, представляет собой период (реже - предлождние), середина развивает исходный материал или излагает новую тему, а третий раздел является репризой первого.

Область применения в вокальной музыке (ария, ариозо, романс, Lied и др.). Типичность однотемных форм, обусловленная преобладанием текстов, воплощающих единый образ, настроение.

Основные типы середины: развивающая (в виде переизложения, продолженного развития или разработки) и контрастная (в вокальной музыке встречается редко).

Реприза точная и измененная.

Репризность, обусловленная строением текста. Точная или содержащая небольшие изменения реприза, сочетающаяся с новым текстом.

Изменения в репризе, затрагивающие мелодию, фактуру, регистр, динамику, масштаб.

Динамическая реприза – кульминационный раздел трехчастной формы, содержащий существенное переосмысление исходного материала.

Тональная реприза – возвращение заключительного раздела к основной тональности (после ее смены в середине) без возвращения к мелодии первого раздела.

Простая трехпятичастная (a ba ba) и двойная трехчастная (a ba b1a) форма.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных