Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Моделирование речевой интонации в музыке




В музыке часто встречается более или менее опосредованное и преобразованное воспроизведение речевой интонации соответствующего значения. Претворение речевой интонации (во многих отношениях разнообразной и исторически изменяющейся) в музыкальную происходит непрерывно на всем протяжении развития музыкального искусства и во многом определяет способность музыки воплощать различные эмоции, мысли, волевые устремления и черты характера, передавать их слушателям и воздействовать на них.

Мелодическая линия речи не поддается точной фиксации нотными знаками. Этому препятствуют два характерных признака речи – смешение шумов и музыкальных тонов в ее тембре и глиссандирующий характер гласных фонем. Не имея возможности воспроизвести с помощью принятых в музыке обозначений шум и скольжение основного тона, композиторы, тем не менее, могут изобразить музыкальными средствами и речевой тембр, и мелодическую линию.

Поскольку мелодическая линия имеет глиссандирующий, неопределенный в ладовом отношении характер, то главными средствами изображения такой мелодии будут различные приемы преодоления ладовых тяготений.

Средством изображения мелодической линии речи является звуковысотное варьирование ступеней лада – переменность мелодических функций. Не выходя за пределы полутоновой шкалы, а лишь повышая или понижая на полтона диатоническую ступень, композитор затем рассматривает эту повышенную или пониженную ступень как диатоническую для следующего мелодического построения. Результатом является постоянная, часто неожиданная смена опорных тонов. Истоки этого приема варьирования ступеней – в народной песне, однако в ней подобная смена ладовых опор обычно происходит в пределах ограниченного звукоряда. В профессиональной же музыке переменность функций мелодических тонов выходит за пределы какого-либо определенного звукоряда, мелодия может с легкостью модулировать практически в любую тональность. В XIX веке первым композитором, систематически применявшим этот прием изображения речевой мелодики, был Мусоргский, в музыке которого полутоновые замены происходят внутри мелодической фразы, сами же фразы соединяются плавно, синтаксические цезуры находятся в пределах одной тональной зоны[29]. Переменность мелодических функций тонов, неожиданные мелодические модуляции служат воплощению особой интонационной гибкости, тонкой нюансировке образа[30].

Другим средством изображения речевой мелодики, интонационного варьирования ступеней является введение хроматизмов (подряд или «на расстоянии»). В целом ряде произведений хроматическое изменение ступеней связано с жанром плача, в котором особенно ярко проявляется родство речевой и музыкальной интонации[31]. Еще более непосредственные ассоциации со скользящей, глиссандирующей речевой мелодикой вызывает мелодия, целиком построенная на принципе гемитоники[32]. Ладовая организация такой мелодии, выявление в ней опорных тонов зависит от ритмических акцентов. Для такой мелодии характерно преобладание неразрешенных диссонансов.

Тембр речи складывается из музыкальных тонов и шумов. Естественным эквивалентом шума в музыке по акустическим признакам является диссонанс. Мелодический диссонанс в виде отдельного мотива-интервала вызывает ассоциацию с тембром и интонацией разговорной речи. Будучи синтаксически самостоятельным, отделенным цезурами от других мотивов и фраз, этот интервал не разрешается, диссонанс «повисает в воздухе». В этих условиях на первый план выступает фоническая, красочная сторона звучания. Изображение речевого тембра в виде свободных диссонансов особенно ярко воспринимается в жанре романса-песни на фоне диатоники. Эти изобразительные штрихи, (своего рода «интонационный курсив»), конкретизируют образ через изображение манеры произнесения[33]. Мелодические диссонансы нередко подчеркиваются диссонирующей гармонией, имитирующей «огрубление» тембра[34].

В музыке ХХ века использование описанных приемов создает предпосылки для сближения собственно пения (Singstimme – певческий голос), строго нотированного ритмически и звуковысотно, и декламации (Sprechstimme – речевой голос). Промежуточным звеном оказывается нотированная точно или частично, условно речевая мелодия (Sprechgesang).

 

Приложение 2






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных