Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Методы психолого-педагогической диагностики в лагере




Для отслеживания динамики личностного роста в условиях лагеря можно использовать различные программы. Параметры личности, диагностируемые в рамках конкретной смены, задаются задачами, поставленными перед педагогическим коллективом лагеря.

Используемые в этих целях методики должны отвечать следующим требованиям: простота и процедурная доступность для педагога-организатора, психолога; непродолжительны по времени и не утомительны для детей; наличие элементов занимательности (желательны игровые формы).

Виды диагностики в детском оздоровительном лагере:

1. Входная диагностика (диагностика оргпериода). Обследуемые параметры личности - общие сведения о ребенке; ожидание ребенка; интересы и склонности; анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания их в лагере; социально – психологические качества личности: коллективизм/индивидуализм, общительность/замкнутость, лидер/ведомый, эмоциональная возбудимость, активность/пассивность; нравственная воспитанность: нравственный опыт; нравственные представления; самооценка: идеальное Я, реальное

2. Текущая диагностика. Обследуемые параметры: эмоционально - психологический климат в отряде, индивидуальное самочувствие ребенка, характер межличностных отношений, уровень развития отрядного коллектива, наблюдение за поведением детей во время игр, позволяющие выявить лидерские качества, уровень коммуникативности.

3. Итоговая диагностика. Обследуемые параметры: личностный рост члена отряда, удовлетворенность пребыванием в лагере, оправдание ожиданий, анализ участия отряда в творческих делах (уровень активности и достижений)

4. Диагностика профессиональной идентичности -анкетирование педагогов с целью определения их удовлетворенности профессиональной деятельностью, с целью выявления из профессиональных знаний, умений и навыков, методики, направленные на рефлексию проведенных в лагере мероприятий, на развитие критичности мышления, и профессиональной рефлексии.


Входная диагностика

Анкета организационного периода. Вариант №1

Дорогой друг!

Ты приехал в лагерь, который очень рад встрече с тобой и хочет помочь тебе интересно, весело и с пользой для себя провести время. Но мы пока совсем не знаем тебя. Что тебя интересует? Что ты ждешь от лагеря? Какие у тебя есть задумки, осуществить которые ты хотел бы, но пока не знаешь как? И еще много всего надо узнать твоим старшим друзьям, чтобы как можно быстрее сделать твою жизнь в лагере интересной и полезной. Вот почему мы предлагаем тебе ответить на вопросы анкеты. Твои искренние и полные ответы помогут нам быстрее познакомиться с тобой и позаботится о тебе, учитывая твои желания, способности интересы. Отвечать на вопросы анкеты несложно. Для этого надо внимательно прочитать сам вопрос, возможные ответы на него и выполнить рекомендации, которые даны в скобках. Итак, приступай!

1. Чего больше ты ждешь от пребывания в лагере (выбери не более трех ответов и обведи кружочком соответствующие номера)?

1. Подружиться с ребятами, найти друзей.
2. Приобрести новые знания, умения своих интересов.
3. Научиться влиять на людей, самостоятельно организовывать различные дела.
4. Укреплять свое здоровье, улучшить физическую подготовку
5. Выявить свои возможности, лучше узнать и понять себя.
6. Просто отдохнуть, весело провести время.

2. Отметь, пожалуйста, те качества, которые по твоему мнению, очень важны для людей (не более 6 качеств):

1. Любознательность 2. Честность 3. Предприимчивость 4. Доброта 5. Смелость 6. Дисциплинированность 7. Трудолюбие 8. Инициативность 9. Справедливость 10. Честолюбие 11. Милосердие 12. Требовательность к себе

3. Как ты относишься к спорту? (Обведи соответствующий ответ.)

o Постоянно тренируюсь, участвую в соревнованиях (впиши виды спорта)

o Занимаюсь на досуге, но постоянно не тренируюсь (впиши виды спорта)

o Спортом интересуюсь только как зритель, болельщик

o Спорт меня не увлекает.

4. Как ты относишься к искусству (обведи соответствующий ответ)?

o Посещаю (окончил) специальную школу, студию кружок (впиши что именно) _________________________________________________________________

o Занимаюсь самостоятельно следующими видами искусства (впиши, какими) _________________________________________________________________

o Искусство интересует меня только как зрителя, слушателя.

o Искусство меня мало интересует.

5. Как ты оцениваешь свое здоровье (обведи соответствующий ответ)?

o Чувствую себя совершенно здоровым.

o Здоровье в целом хорошее, но хотелось бы быть более крепким.

o Здоровье иногда «хромает», хотя болезненным себя не ощущаю.

o К сожалению, здоровьем похвалиться не могу, болею довольно часто.

6. Твой пол?_________________________________________________________________

Твой возраст (впиши число полных лет), дата рождения (число, месяц, год), знак зодиака:___________________________________________________________________________

7. Место, в котором ты живешь (город, районный центр, деревня и т. д. __________________________________________________________________________________

8. Фамилия, имя __________________________________________________________________________________

9. Творческий псевдоним или имя, которым называют друзья (обещаем конфиденциальную информацию, доверенную тобой, не разглашать): __________________________________________________________________________________

10. Что из перечисленного удается тебе без особых затруднений? (отметь любым знаком соответствующий ответ; возможны несколько ответов):

o Познакомится с новыми людьми, вступить с ними в разговор.

o Найти интересное для себя дело без помощи других.

o Организовать коллективные творческие или развлекательные мероприятия.

o Справится с возникшими в жизни сложностями.

o Довести задуманное дело до конца.

o Прийти другим на помощь в случае необходимости.

o Отказаться от удовольствия, если это приносит вред моему здоровью и волнует моих родителей и близких.

o Выступить с каким - либо предложением.

o Самостоятельно решать вопрос, актуальный для класса, школы.

11. Приходилось ли тебе проявлять инициативу в указанных ниже обстоятельствах (обведи кружком соответствующие цифры ответов)?

А. В работе детской организации:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Б. В трудовой деятельности:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

В. В оказании помощи другим (товарищам, малышам, инвалидам, престарелым):

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Г. В занятиях по интересам:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

Д. В отношениях с родителями в семье:

1. Да, довольно часто. 2. Да, но редко. 3. Не могу вспомнить.

12. О себе хочу дополнительно сообщить (если тебе есть, о чем рассказать о себе, то сделай это): ____________________________________________________________________

Благодарим за работу!

Анкета организационного периода. Вариант №2

1. Ты в лагере. Совпали ли твои представления о лагере с тем, что ты увидел?

2. Какие дела, проведенные в лагере, тебе больше всего запомнились?

3. Что бы ты хотел организовать, провести в лагере? Чему бы хотел научиться?

4.а) Каковы твои представления о твоем отряде?

б) Что ты считаешь обязательным, необходимым в устройстве твоей жизни в лагере?

5. Твои пожелания вожатым.

6. Назови 3-х ребят твоего отряда, которые, на твой взгляд, могли бы стать твоими хорошими друзьями.

 

 

3. Анкета " Хочу, чтоб было так", "Думаю, мечтаю, предлагаю".

Можно предложить всем ребятам в отряде письменно ответить на такие, например, вопросы:

1. Вспомни, какие дела в отряде (школьном и лагере) были интересными и полезными?

2. В чем бы ты лично принял участие с удовольствием?

3. Назови свои любимые занятия.

4. Что конкретно предлагаешь отряду на эту лагерную смену?

5. Что не любишь делать в лагере? Почему?

Конкурс на лучшее предложение для отрядного плана.

Раз­личают:

а) конкурс между первичными коллективами (звеньями в отряде, отрядами в дружине) на лучшее предложение;

б) открытый конкурс предложений с обоснованием и дока­зательством (заслушивается на общем собрании);

в) закрытый конкурс (каждый автор или группа авторов
подает свое предложение в пакете или под девизом, имя огла­шается после рассмотрения и оценки всех предложений).

г) тематическое задание по планированию. Его необходимо дать отдельно спортсменам, отдельно – затейникам, отдельно - коллекционерам. Результат - будет куча идей.

д) час вопросов и ответов. Надо предложить ребятам задавать вопросы на определенную тему или любую интересующую их. Вопросы детей - отличная информация об их интересах, стремлениях, сомнениях. Интересный вопрос может стать темой вечера, диспута, часа для любознательных.

5. Деловая игра «Наш отряд»

Цель: создать организационную структуру отряда, выявить лидеров, генераторов идей и исполнителей.

Форма: коллективное творческое дело с элементами игры.

Необходимо приготовить жетоны трех цветов: вожатые будут вручаться тому, кто подает идеи, зелёные - тому, кто их реализует, желтые — тому, кто остался в стороне (таких может и не быть). Понадобятся бумага, карандаши, фломастеры.

Содержание: Для первого задания надо встать в круг.

Первое задание — разминка. Каждому необходимо представить соседа справа, предварительно пообщавшись две минуты. После выполнения задания вожатый со своими помощниками определяет пять самых ярких представителей (кто точно выполнил задание, сделал это нестандартно, но корректно). Этим пяти человекам вручаются красные жетоны, они становятся лидерами.

Вокруг пяти лидеров собираются пять микрогрупп по желанию. Теперь их надо разместить отдельно так, чтобы каждая микрогруппа могла работать самостоятельно, но была в зоне видимости ведущего.

Второе задание — выполняется в микрогруппах. Надо нарисовать дружеский шарж на любого из присутствующих. Тому, чья была идея, вручается красный жетон, тому, кто рисовал — зеленый. Ребята с красными жетонами переходят по часовой стрелке в другую группу.

Третье задание - придумать творческую подпись к шаржу (ведущий раздает шаржи в другие микрогруппы). После выполнения задания снова раздаются жетоны. Те, кто за выполнение этого задания получил красный жетон, переходят по часовой стрелке в другую группу.

Четвертое задание — три «Д» (друг для друга). Придумать для соседней группы справа задание, в котором они могут проявить себя наилучшим образом (можно предложить эти задания выполнить или прокомментировать их).

В завершение необходимо обсудить, что происходило. Отметить ребят, которые подавали идеи, были организаторами, тех, кто быстро включался в работу. Этот анализ поможет ребятам решить, кто по-настоящему лидирует в отряде, какие микрогруппы стоит закрепить для дальнейшей работы коллектива.

6. Методика «Игра в слова»

Дорогой друг! Расставь нужные слова в предложениях так, чтобы у тебя

 

получился наглядный портрет твоего отряда:

 

«Наш отряд – это_____________________ и ______________________________________

Ребята. Они собрались для того, чтобы ______________________________________ и ____________________________________________________, провести время и научиться

_____________________________________________________________________________,

Поэтому мы чаще всего вместе занимаемся тем, что ______________________________

__________________________________и__________________________________________

 

Наш отряд объединяет __________________________ мальчишек и___________________

_______________________ девчонок, а также ____________________________________

_____________________________________________________________________________

 

___________________,которые _________________________________________________

 

___________________ здесь, в детском лагере. Наши вожатые помогают

нам в ________________________________ и нам вместе с ними _____________________

_________________________________ и ________________________________________.»

 

7. Тест «Нарисуй скорее дом»

Многие из вас, наверное, пользовались этим тестом, т.к. он является довольно-таки распространённым. Состоит он в следующем: необходимо нарисовать дом.

Городской дом

Речь идёт о многоэтажном здании. Его не очень часто рисуют дети, тем не менее, рисунок этого дома позволяет нам сказать о замкнутости человека, о его склонности сосредотачиваться на своих собственных проблемах, которыми он не делится.

Небольшой низкий дом

Тот, кто рисует его с очень низкой крышей, скорее всего чувствует себя очень усталым, утомлённым, любит вспоминать о прошлом, хотя и в нём обычно не находит много приятного.

Средневековый замок

Такой рисунок раскрывает чисто ребяческое в характере, несерьёзное, легкомысленное. Он означает преувеличенное воображение, стремление везде успеть, и всем помочь, но никогда не успевает со всем этим справиться.

Простой сельский дом

Он означает неудовлетворённость, дискомфорт. Если ребёнок, который рисует этот дом, одинок, то, возможно, в этом выражается его потребность в общении, стремление войти в коллектив. Если дом окружён неприступной железной оградой, то это, скорее всего, говорит о замкнутости. Если вокруг дома низкая изгородь, то это означает обратное -доверие к другим. Чем забор (ограда) ниже, тем выше у этого человека склонность к общению.

Двери

Если они расположены посередине фасада, это говорит о приветливости, гостеприимстве. А крыльцо - о ещё большем великодушии, чувстве уверенности в себе. Открытая дверь означает общительность. Если дверь расположена сбоку, это знак недостаточной общительности, такой ребёнок не так легко идёт на контакт. Если дверь закрывает почти весь фасад, это свидетельствует о легкомысленности, непредсказуемости в поступках, а также о великодушии, иногда даже чрезмерном.

Трубы

Отсутствие трубы на рисунке - признак бесчувственности.

Труба, из которой не идёт дым, означает то же самое, но эта черта характера вызвана, без сомнения, целым рядом разочарований в жизни. Труба с дымом - признак великодушия, а если к тому же на трубе прорисованы даже кирпичики, какие-то мелкие детали, то это свидетельствует о жизненном оптимизме.

Окна...

Огромное окно говорит об открытости, радушии, дружелюбии. Одно или несколько небольших окон, окно с решётками, ставнями - показатель скрытности, наличия комплексов, жадности, неумения ни давать, ни принимать что-либо от других.

Глубокий анализ всех деталей позволит лучше понять ребёнка, поможет выбрать методы воспитательного воздействия.

Следует иметь в виду, что некоторые дети рисуют либо так, как их учили в школе, либо в соответствии с национальными, культурно-этническими особенностями. А в этом случае тест не несёт необходимой информации.

8. Тест «Лучший художник»

Этот тест применим для разных возрастов, и на практике используется как исследование оригинальности мышления. Вы можете использовать его в упрощённом варианте для выявления умеющих хорошо рисовать, то есть ребят, которые помогут вам в оформлении отрядных уголков и т.д.

Для этого каждому ребёнку вашего отряда необходимо дать заранее подготовленный лист с нарисованными кружочками (для рисования кружочков можно использовать монету) количество которых от 10 до 25. Условие следующее: необходимо нарисовать соответственно 10-25 рисунков, чтобы каждый кружок был частью рисунка. Объединять несколько кружков в один рисунок нельзя. Тест можно усложнить, ограничив время: 1 минута на один рисунок.

Обработка результатов ведётся следующим образом: вожатый называет предметы, которые, как показывает практика, рисуются ребятами чаще всего: «Ребята, поднимите руки те, кто нарисовал солнышко (ведётся подсчёт). Итак, 15 человек. Теперь все, кто нарисовал солнышко, записывают себе 15 баллов».

Подобный подсчёт и выставление баллов ведётся и дальше, когда вожатый называет следующие предметы: часы, лицо, овощи, фрукты, мяч, тарелка, кнопка, розетка, монета, мишень, медаль. Далее все участники суммируют количество своих баллов. Участники, нарисовавшие предмет, который не был назван вожатым, ставят себе по 1 баллу. Победителем является тот, кто наберёт наименьшую сумму баллов.

Вожатый собирает рисунки и по качеству их выполнения выявляет лучшего художника отряда.

 


Текущая диагностика

Способов исследований межличностного и межгруппового взаимодействия очень много. Один из наиболее часто используемых вожатыми оздоровительных лагерей является сбор информации посредством анкетирования, проведения различного вида опросников, социометрии. Предложенные ниже варианты социометрии и опросников апробированы не на одной смене ребят и показали, что имеют право на существование и применение. Если они вам понравятся, вы можете использовать их в своей работе.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных