Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Эмоционально-психологический климат отряда (ЭПК)




Диагностику эмоционального самочувствия детей в лагере целесооб­разно отслеживать по двум направлениям: обследование эмоционального климата детского коллектива (в середине и в конце смены) и эмоциональное самочувствие каждого ребенка.

Процедура: детям раздаются бланки с обозначением положительных и отрицательных показателей эмоциональной жизни отряда. Затем дается устная инструкция: «Подумайте над тем, какие отношения сложились у нас в отряде. Попробуйте оценить их. Для этого обведите ту цифру, которая расположена ближе к тому качеству, которое есть у нашего коллектива». Желательно рассмотреть первую пару вместе с ребятами.

Бланк опроса

1. В нашем отряде всегда весело 4 3 2 1 0
2. Все ребята в общем-то доб­рые 4 3 2 1 0
3. Мы никогда не ссоримся 4 3 2 1 0
4. Ребята в отряде вежливые, воспитанные 4 3 2 1 0
5. Мне в нашем отряде хорошо, спокойно 4 3 2 1 0
6. У нас все равны 4 3 2 1 0
7. Мы все сплоченные, все дела делаем вместе 4 3 2 1 0
8. В нашем отряде всегда скучно. 4 3 2 1 0
9. В отряде много злых, равнодушных. 4 3 2 1 0
10. Мы часто ссоримся, конфликту­ем 4 3 2 1 0
11. Ребята часто грубят, ругаются 4 3 2 1 0
12. Мне в нашем отряде неспокойно, тревожно. 4 3 2 1 0
13. Сильные ребята подавляют сла­бых, помыкают ими. 4 3 2 1 0
14. Несколько ребят дружат между собой, остальные сами по себе. 4 3 2 1 0

Обработка результатов:

Находим индивидуальный максимальный индекс эмоционального бла­гополучия: 14x4 = 56 баллов.

Находим максимальный групповой индекс отряда. Для этого ин­дивидуальный индекс умножаем на число обследуемых детей. После опре­деления максимальных значений, которые принимаются за 100 %, вычисля­ем реальные показатели. Индивидуальный максимальный индекс определя­ется суммой баллов, набранных конкретным членом отряда. Реальный групповой индекс – это сумма всех индивидуальных индексов. Конкретный уровень ЭПК отряда определяется по формуле:

Реальный групповой индекс ЭПК отряда умножить на 100% и разделить на максимальный групповой индекс ЭПК отряда

Оценочная шкала

Уровень ЭПК Величина индекса Э в %
Очень высокий Более 80
Высокий 71-80
Выше среднего 66-70
Средний 45-65
Ниже среднего 40-44
Низкий Менее 40

 

Для отслеживания эмоционального самочувствия ребенка в лагере можно воспользоваться различными модификациями методики цветописи по А.Н. Лутошкину, либо воспользоваться следующими рекомендациями. Диагностика самочувствия ребенка в коллективе может быть проведена через: организацию и проведение коллективно творческих дел, где каждый может стать участником разнообразной деятельности; проведение вечерних огоньков – откровенных разговоров, где можно дать оценку своим действиям и действиям друзей, узнать мнение о себе и своей деятельности; проведение «свободного микрофона» (правда, его нужно проводить на достаточно высоком уровне взаимного доверия в отряде), где можно откровенно сказать о том, что волнует ребенка на данном этапе жизнедеятельности коллектива. Исследования показывают, что психологический климат в группе взаимозависит от оценок и самооценок: чем лучше психологический климат в коллективе, тем выше оценивают друг друга, тем выше самооценка. Если личность испытывает эмоциональное благополучие в коллективе, то его ценности и нормы воспринимаются ею как свои собственные, активная позиция становится значимой и привлекательной. Только благожелательные отношения могут разбудить активность детей.

 

 

Недописанный тезис

Эту методику также называют «недописанным предложением». Такое название не столь полно отражает суть методики. Тезис — это некоторое законченное суждение по какому-либо вопросу, в то время как «предложение» не обязательно содержит в себе суждение, будучи часто описанием реальности. Дописать тезис — это, значит, высказать вполне определенное суждение и обозначить свое, отношение к предмету речи. Скажем, если предлагается дописать предложение: «Кошка в доме...», — то его можно закончить описательным порядком: «Кошка в доме всегда спит на видном месте». И это ничего не дает исследователю. А если предложить некоторое суждение: «Кошка в жизни человека,..» — то дети вынуждены либо признать ее значимость, либо отвергнуть. Для работы с детьми, вероятно, такой недописанный тезис дал бы богатый материал. Поэтому в подготовительной части педагогу следует обратить внимание детей на это различие.

Наилучший вариант проводимой методики — когда фраза напечатана на карточке для каждого участника, и он эту фразу на карточке дописывает. Но если технически это трудно обеспечить, то начальные слова тезиса произносятся вслух, и дети тут же торопятся записать завершение тезиса.

Педагог может заранее подготовить печатный вариант бланка и сделать необходимое количество ксерокопий.

Поиск содержания недописанного тезиса производится исходя из ценностного объекта, отношение к которому исследуется педагогом.

Приведем набор самых разнообразных недописанных тезисов, иллюстрируя как их возможное содержание, так и предлагаемую форму.

-Хорошая жизнь — это...

-Быть человеком — это...

- Самое главное в жизни...

-В хорошем отряде всегда...

-Если видишь недостатки человека....

- Когда я вижу идущих мне навстречу старших ребят...

-Когда я вижу, как мой товарищ совершает дурной поступок...

-Наивысшая ценность для человека — это...

Формы недописанного тезиса могут быть самые разнообразные. Работая в детских оздоровительных центрах и лагерях, следует использовать ситуацию летнего отдыха, оригинальные методики. Например, удачным мероприятием можно считать конкурс «Самое лучшее грустное или смешное письмо». Веселый конкурс с письмом раскрывает содержание направленности детей. А воспроизведение теста- письма очерчивает некоторые изменения в их направленности за прошедший период. Мы предлагаем вариант содержания методики «Незаконченное предложение», адаптированный к условиям лагерной смены.

1. Больше всего мне не нравится в лагере...

2. По сравнению с другими наш отряд...

3. Если было бы можно, я бы...

4. Иногда я боюсь...

5. Больше всего мне нравится...

6. Думаю, что без проблем смогу...

7. По-моему, лучший вожатый тот...

8. Многие ребята из нашего отряда...

9. Когда кто-то кричит на меня...

10.В будущем я хочу...

11.Для меня нет ничего хуже...

12.Я бы на месте наших вожатых...

13.По сравнению с другими я...

14. Мне очень не нравится, когда девочки (ребята)...

15.По-моему, хуже всего, когда вожатый...

16.Жду - не дождусь, когда...

17.Мне хотелось бы научиться...

18.Я ценю в людях такие качества, как...

19.Я не люблю думать...

20.Мои друзья и я...

21.Когда другие делают что-то лучше, чем я...

22.В нашем отряде...

23. Если бы меня спросили: «Что такое счастье?! — я бы ответил (а)...

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных