Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ.




Тема 1. Этика как наука. Предмет этики. План темы: 1.Понятия: этос, этика, мораль, нравственность.2.Аристотель о «этических добродетелях»3.Этика как практическая философия.4.Мораль и нравственные ценности. Литература к теме 1. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 20042. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 20033. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20034. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов/Д., 1999.5. Кошарный В.П., Сорокина Г.Г., Столяров И.Н. Этика и эстетика. Учебноепособие. – Пенза, 2004.6. Словарь по этике. – М., 1989.7. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Основоположником эстетики как науки является …а) Аристотельб) Августин Аврелийв) Н. Буалог) А. Баумгартенд) И. Кант 2. Какая категория эстетики характеризует явления с точки зрения ихвысшего эстетического совершенства?а) красивое;б) прекрасное;в) изящное;г) грандиозное. 3. Какая категория эстетики служит для выражения негативнойэстетической ценности?а) комическое;б) безобразное;в) трагическое;г) безвкусное. Тема 2. Мораль как социокультурное явление. План темы: 1.Основные понятия; мораль, моральное поведение, моральное сознание, моральный идеал.2.Зарождение морали. Тотемизм и табу.3.Механизмы моральной регуляция.4.Императивность морали и нравственные ценности. Литература к теме 2. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 20042. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 20033. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20034. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Мн., 20005. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов/Д., 1999.6. Кошарный В.П., Сорокина Г.Г., Столяров И.Н. Этика и эстетика. Учебноепособие. – Пенза, 2004.7. Словарь по этике. – М., 1989.9. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Направление в искусстве, для которого характерны ясность замысла,следование строгим канонам, использование «высокого стиля»,поучительность – это…а) классицизмб) романтизмв) сентиментализмг) соцреализм 2. Отказ от канонов и правил, экспериментаторство с формой,хаотичность и абсурдность характеризуют направление…а) классицизмб) неореализмв) авангардизмг) соцреализм 3. Психоаналитическая концепция З. Фрейда стала теоретическойосновой одного из течений в искусстве XX в.:а) импрессионизм;б) сюрреализм;в) кубизм;г) акмеизм. Тема 3. Добро и зло как основные этические категории План темы: 1.Основные понятия: категория, добро, зло, благо.2. Добро, зло, благо в родовой патриархальной морали.3. Добро, зло, благо в христианской морали.4. Добро, зло, благо в современной морали (от Ницше до Сартра). Литература к теме 3. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 20042. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 20033. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20034. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Мн., 20005. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов/Д., 1999.6. Кошарный В.П., Сорокина Г.Г., Столяров И.Н. Этика и эстетика. Учебное7. Словарь по этике. – М., 1989.8. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Синтез искусств был впервые осуществлен в искусстве…а) романского стиляб) классицизмав) барокког) модернизма 2. Строгие правила и каноны господствуют в искусстве:а) античных Греции и Рима;б) средневековой Византии;б) европейского классицизма;в) авангардизма. 3. Жанры идиллии и пасторали характеризуют направлениеискусства…а) бароккоб) сентиментализмв) романтизмг) импрессионизм Тема 4. Долг и совесть как этические понятия и социальные ценности. План темы: 1. Понятия: долг, совесть2. Деонтология как учение о должном.3. Свобода воли и нравственный долг человека.4. Совесть как механизм моральной регуляции. Литература к теме 4. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 20042. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 20033. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20034. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Мн., 20005. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д., 1999.6. Словарь по этике. – М., 1989.9. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.10. Срипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.11. Фромм Э. Человек для самого себя. Гл. IV. // Фромм Э. Психоанализ иэтика. М., 1993. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Форма, объем и пропорция являются изобразительнымисредствами…а) живописиб) архитектурыв) хореографии 2. Вид искусства, произведения которого создаются на плоскости сиспользованием таких изобразительных средств, как линия, цвет,светотень:а) скульптура;б) архитектура;в) живопись;г) кинематограф. 3. Синтез искусств был впервые осуществлен в искусстве…а) романского стиляб) классицизмав) барокког) модернизма Тема 5. Свобода и ответственность. План темы: 1.Основные понятия: свобода, свобода воли, своеволие, произвол, свободавыбора, нравственная автономия, моральная ответственность.2.Моральная свобода и произвол.3.Свобода воли и ответственность4.Негативная и позитивная свобода. Литература к теме 5. 1. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 20032. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 20043. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20034. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Мн., 20005. Словарь по этике. – М., 1989.6. Этика: словарь афоризмов и изречений. – М., 1995.7. Срипник А.П. Моральное зло в истории этики и культуры. М., 1992.8. Фромм Э. Человек для самого себя. Гл. IV. // Фромм Э. Психоанализ иэтика. М., 1993. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Разновидность комического, сочетающая легкую насмешку исочувствие к незначительным и неопасным недостаткам…а) гротескб) юморв) сарказмг) осмеяние 2. Художественное творчество, способствующее формированиюпредметно-пространственной среды человека:а) графика;б) мозаика;в) дизайн;г) скульптура. 3. К динамическим (временным) видам искусства не относится…а) музыкаб) графикав) скульптураг) литература Тема 6. Этические идеи в религиозно-философских системах Древнего Востока. План темы: 1. Этика конфуцианства: благородный муж» и этика ритуала.2. Этика даосизма: естественность и недеяние.3. Понятия индийской этики: сансара и карма.4. Этика буддизма. Литература к теме 6. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 20042. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 20033. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 19954. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20035. Иванов В.Т. История этики Древнего мира. – СПб., 1998.6. Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М., 2004.7. Этика: Учеб.пособие / Под ред. Т.В.Мишаткиной. – Мн., 2004. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Что означает понятие «катарсис» в эстетике?а) страдания, переживаемые героями трагедииб) очищение страданием или смехомв) эстетическое удовольствие от искусно разыгранной актерами трагедииг) душевный упадок от переживаемых героем невзгод 2. Разновидность комического, сочетающая легкую насмешку исочувствие к незначительным и неопасным недостаткам…а) гротескб) юморв) сарказмг) осмеяние 3. Художественное творчество, способствующее формированиюпредметно-пространственной среды человека:а) графика;б) мозаика;в) дизайн;г) скульптура. Тема 7. Этические учения античной Греции. План темы: 1.Античный полис и кризис патриархальной морали.2.Софисты и Сократ об этике.3.Этические взгляды Платона и Аристотеля.4.Этика Эпикура. Литература к теме 7. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2004.2. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 19953. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20034. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Мн., 20005. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д., 1999.6. Иванов ВТ. История этики Древнего мира. – СПб., 1998.7. Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М., 2004.8. Этика: Учеб.пособие / Под ред.Т.В. Мишаткиной. - Мн., 2004. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1.Сформированное античной эстетикой понятие «калокагатия»означало…а) пропорциональность телосложенияб) соответствие предмета своему назначениюв) совпадение внешне прекрасного с внутренним совершенствомг) чувственное удовольствие от созерцания прекрасного 2. Позиция «чистого эстетизма» в отношении красоты утверждает…а) красота определяется полезностьюб) красота свободна от всякой полезности и не требует обоснованияв) красота состоит в нравственном совершенствег) красота есть целесообразность 3. Какие функции не присущи изображению безобразного в искусстве?а) символически замещать прекрасноеб) подчеркивать прекрасное на основе контрастав) превращать безобразное в объект любованияг) вызывать жалость и сочувствие Тема 8. Религиозная этика средневековья. План темы: 1.Декалог и Нагорная проповедь.2.Основные ценности христианской этики: любовь, милосердие и совесть.3.Августин Блаженный об источнике зла и о свободе воли человека.4.Аскетизм христианской этики. Литература к теме 8. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2004.2. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 20033. Гусейнов А.А. Великие моралисты. – М., 19954. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 20035. Зеленкова И.Л. Основы этики. – Мн., 2000.6. Иванов ВТ. История этики Древнего мира. – СПб., 1998.7. Скрипник А.П. Этика. Учебник. – М., 2004.9. Этика: Учеб.пособие / Под ред.Т.В. Мишаткиной. - Мн., 2004 ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Позиция «чистого эстетизма» в отношении красоты утверждает…а) красота определяется полезностьюб) красота свободна от всякой полезности и не требует обоснованияв) красота состоит в нравственном совершенствег) красота есть целесообразность 2. Какие функции не присущи изображению безобразного в искусстве?а) символически замещать прекрасноеб) подчеркивать прекрасное на основе контрастав) превращать безобразное в объект любованияг) вызывать жалость и сочувствие 3. Какая категория эстетики призвана выражать острые жизненныепротиворечия, сопровождающиеся человеческими страданиями?а) трагическое;б) низменное;в) безобразное;г) драматическое. Тема 9. Этические теории в Новое время. План темы: 1.Категорический императив И.Канта.2.Утилитаристская этика Дж. Милля.3.«Этика сверхчеловека» Ф. Ницше.4.Этика «не противления злу» Л.Н.Толстого Литература к теме 9. 1. Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика. – М., 2004.2. Гусейнов А.А., Дубко Е.Д. Этика. – М., 2003.3. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Этика. – Мн., 2003.4. Зеленкова И.Л., Беляева Е.В. Основы этики. – Мн., 2000.5. СкрипникА.П. Этика. Учебник. – М., 2004.6. Этика: Учеб.пособие / Под ред. Т.В.Мишаткиной. – Мн., 2004. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Какая категория эстетики призвана выражать острые жизненныепротиворечия, сопровождающиеся человеческими страданиями?а) трагическое;б) низменное;в) безобразное;г) драматическое. 2. Что означает понятие «катарсис» в эстетике?а) страдания, переживаемые героями трагедииб) очищение страданием или смехомв) эстетическое удовольствие от искусно разыгранной актерами трагедииг) душевный упадок от переживаемых героем невзгод 3. Разновидность комического, сочетающая легкую насмешку исочувствие к незначительным и неопасным недостаткам…а) гротескб) юморв) сарказмг) осмеяние Тема 10. Прикладная этика: проблемы биоэтики. План темы: 1.Предмет и задачи биоэтики.2.Основные проблемы биоэтики и их истоки.3. Эвтаназия как проблема биоэтики.4. Генная инженерия как проблема биоэтика Литература к теме 10.

1.Капица С.П., Юдин Б.Г. Медицина XXI века: этические проблемы // Знание. Понимание. Умение. – 2005. – №3. – С. 75-79.

2.Кемпбелл А., Джиллетт Г., Джонс Г. Медицинская этика. М., 2004.

3.Орлов А.М. Клиническая биоэтика. - М., 2003.

4.Основы биоэтики / Яскевич Я.С., Денисов С.Д., Юдин Б.Р. - Минск, 2009.

5.Петров В.И., Седова Н.Н. Практическая биоэтика: этические комитеты в России. - М., 2005.

6.Сгречча Э., Тамбоне В. Биоэтика. 2002.

7.Силуянова И. В. Биоэтика в России: ценности и законы. - М., 2001

8.Уильямс Дж. Э. Руководство по медицинской этике. - М., 2006.

9.Хрусталёв Ю. От этики до биоэтики. Ростов-на-Дону, 2010.

10. Яровинский М.Я. Медицинская этика (биоэтика). - М. 2006.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Какая категория эстетики служит для выражения негативнойэстетической ценности?а) комическое;б) безобразное;в) трагическое;г) безвкусное. 2. Эстетические категории «прекрасное» – «безобразное» впервые былитеоретически разработаны:а) в античной эстетике Сократом, Платоном, Аристотелем;б) в средневековой эстетике Аврелием Августином;в) в классической эстетике И. Кантом;г) в эстетике постмодернизма А. Лиотаром. 3. Сформированное античной эстетикой понятие «калокагатия»означало…а) пропорциональность телосложенияб) соответствие предмета своему назначениюв) совпадение внешне прекрасного с внутренним совершенствомг) чувственное удовольствие от созерцания прекрасного

 

Тема 11. Профессиональная этика План темы: 1.Понятие профессионального долга и профессиональной чести.2.Профессиональная этика как разновидность корпоративной этики.3.Профессионализм, компетентность, профессиональная солидарность как принципы профессиональной этики. Литература к теме 11. 1. Вебер М. Протестантская этика и дух капитализма // Избранные произведения.М.: Прогресс, 1990.

2.Красникова Е. А., Этика и психология профессиональной деятельности. Учебник. –М., 2007.

3.Кузнецов И. Н., Бизнес-этика. – М., 2007.

4.Кузнецов И. Н., Современный этикет. – М., 2007.

5.Кумар, В., Этикет. Универсальный справочник хороших манер. – М., 2007.

6.Петрунин Ю. Ю., Этика бизнеса. Учебник. – М., 2007.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Какая категория эстетики призвана выражать острые жизненныепротиворечия, сопровождающиеся человеческими страданиями?а) трагическое;б) низменное;в) безобразное;г) драматическое. 2. Что означает понятие «катарсис» в эстетике?а) страдания, переживаемые героями трагедииб) очищение страданием или смехомв) эстетическое удовольствие от искусно разыгранной актерами трагедииг) душевный упадок от переживаемых героем невзгод 3. Разновидность комического, сочетающая легкую насмешку исочувствие к незначительным и неопасным недостаткам…а) гротескб) юморв) сарказмг) осмеяние Тема 12. Эстетические представления античной эпохи. План темы: 1.Основные понятия античной эстетики: мифология, космос, хаос, гармония, красота, прекрасное, каллокагатия, мимесис, мера, «золотое сечение», катарсис, гедонизм.2.Эстетика античной трагедии.3.Аристотель о категориях мимесиса и катарсиса.4.Античное понятие комического. Литература к теме 12. 1. Аристотель. Поэтика. – М., 1957.2. Аристотель и поздняя классика. – М., 1975.3. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2009.4. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. – М., 1973.5. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. – М., 1976.6. Кривцун О.А. Эстетика: Учебник. - М., 2001.7. Куренкова Р.А. Эстетика: Учебник. - М., 2003.8. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Платон. Высокая классика. – М., 1974.9. Эстетика: Учеб.пособие для вузов. / Науч. ред. А.А.Радугин. – М., 2002.10. Яковлев Е.Г. Эстетика: Учеб.пособие. – М., 1999. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Мораль относится к сфере:а) утилитарно-практического сознания;б) ценностного сознания;в) подсознанияг) все приведенные ответы неверны. 2. Возникновение морали в обществе было обусловлено:а) формированием раннеклассовых государств;б) развитием речи и трудовых навыков у древнего человека;в) появлением ранних форм религии;г) потребностью регулирования отношений между людьми в интересах сообщества. 3. Мораль – это:а) природное качество человека;б) совокупность правил и образцов одобряемого обществом поведения;в) юридически закрепленные предписания;г) универсальный регулятор отношений людей в обществе; Тема 13. Эстетика Средневековья. План темы: 1.Августин Аврелий и Фома Аквинский о прекрасном.2.Знаково-символический характер средневековой эстетики.3.Романский стиль в искусстве Средневековой Европы.4.Готический стиль в искусстве Средневековой Европы. Литература к теме 13. 1. Борев Ю.Б. Эстетика. - М. - 2001.2. Бычков В.В. Эстетика. – М. – 2005.3. Вопросы истории и теории эстетики. – М. – 1975.4. Дмитриева Н.А. Краткая история искусств. В 2-х ч. – М. – 1988.5. Лукьянов Б.Г. В мире эстетики. – М. – 1988.6. Никитич Л.А. Эстетика. – М. – 2003.7. Радугин А.А. Основы эстетики. - М. – 20018. Эстетика. Словарь. - М. - 1998. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Возникновение морали в обществе было обусловлено:а) формированием раннеклассовых государств;б) развитием речи и трудовых навыков у древнего человека;в) появлением ранних форм религии;г) потребностью регулирования отношений между людьми в интересах сообщества. 2. Мораль – это:а) природное качество человека;б) совокупность правил и образцов одобряемого обществом поведения;в) юридически закрепленные предписания;г) универсальный регулятор отношений людей в обществе; 3. Структура морали включает:а) нравственные ценности, идеалы, убеждения;б) моральные поступки людей;в) совокупность норм и образцов нравственного поведения;г) правовые знания;д) религиозные обряды; Тема 14. Эстетические взгляды эпохи Возрождения План темы: 1. Ренессанс и рождение профессионального искусства.2. Особенности эстетики раннего и зрелого Возрождения.3. Эстетика позднего Возрождения (маньеризм).4. Эстетика итальянского барокко Литература к теме 14. 1. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2002.2. Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. – М., 2001.3. Куренкова Р.А. Эстетика. Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003.4. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2003.5. Эстетика: учебное пособие для вузов./ Науч. ред. А.А. Радугин. – 2002.6. Эстетика: Словарь. / Под общ. ред. А.А.Беляева. – М., 2003.7. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учеб. пособие. – М., 1999. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Мораль – это:а) природное качество человека;б) совокупность правил и образцов одобряемого обществом поведения;в) юридически закрепленные предписания;г) универсальный регулятор отношений людей в обществе; 2. Структура морали включает:а) нравственные ценности, идеалы, убеждения;б) моральные поступки людей;в) совокупность норм и образцов нравственного поведения;г) правовые знания;д) религиозные обряды; 3. Укажите правильные варианты соотнесения элементов системыморальной регуляции.а) нравственные ценности выводятся из норм морали;б) нравственные ценности являются основанием норм морали;в) нормы морали реализуют нравственные ценности в поведении людейг) нормы морали служат обоснованием нравственных ценностей. Тема 15. Эстетика Нового времени. План темы: 1.Эстетика французкого барокко.2.Эстетика классицизма. Спор Буало-Перро («древних» и «новых»).3.Эстетика рококо.4.Эстетика ампира. Литература к теме 15 1. Буало Н. Поэтическое искусство.– М., 1957.2. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2002.3. Западное искусство XX в.: Классическое наследие и современность. – М. –1991.4. Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. – М., 2001.5. Куренкова Р.А. Эстетика. Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003.6. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2003.7. Эстетика: учебное пособие для вузов./ Науч. ред. А.А. Радугин. – 2002.8. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учеб. пособие. – М., 1999. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Укажите правильные варианты соотнесения элементов системыморальной регуляции.а) нравственные ценности выводятся из норм морали;б) нравственные ценности являются основанием норм морали;в) нормы морали реализуют нравственные ценности в поведении людейг) нормы морали служат обоснованием нравственных ценностей. 2. Отметьте черты, не свойственные нормам морали:а) однозначно и подробно зафиксированы в специальных документах;б) поддерживаются силой общественного мнения или личных убежденийиндивида;в) при их нарушении в качестве санкции выступает осуждение со стороныдругих людей;г) их исполнение обеспечивается мерами принуждения со стороныгосударства. 3. Специфика действия морали как регулятора общественныхотношений заключается в следующем:а) моральная регуляция действует изнутри сознания личности;б) моральная регуляция осуществляется силовым воздействием;в) источником контроля соблюдения моральных норм является государство;г) мораль является осознанной и свободной формой поведения личности; Тема 16. Эстетика Просвещения и немецкой классики. План темы: 1.Классическая эстетика И.Кант, Ф.Шиллер, Г.Гегель.2.Учение Ж.Ж.Руссо об «естественном человеке» и сентементализм.3.Эстетика романтизма. Литература к теме 16. 1. Борев Ю.Б. Эстетика: Учебник. – М., 2002.2. Гегель Г.В.Ф. Эстетика. В 4-х тт. – М., 1973.3. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. / Под общ. ред. В.П.Сальникова. –СПб., 2000.4. Западное искусство XX в.: Классическое наследие и современность. – М. –1991.5. Кант И. Критика способности суждения. Соч. В 6-ти т. – М., 1976.6. Куренкова Р.А. Эстетика. Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003.7. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2003.8. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. М., 1984.9. ШеллингВ.Ф. Философия искусства. – М., 1966.10. Эстетика: учебное пособие для вузов./ Науч. ред. А.А. Радугин. – 2002. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Какие из названных этических категорий выражают наиболееобщую моральную оценку?а) Долг и Совестьб) Добро и Злов) Стыд и Вина 2. Какое из приведенных определений наиболее точно выражает смыслкатегории «Долг» в этике?а) общественное принуждение к выполнению нравственных требований;б) сознательное и свободное подчинение нравственным требованиям;в) проявление необходимости, отказ от свободного выбора;г) осознание необходимости выполнять свои нравственные обязанности 3. Этическая категория «совесть» обозначает:а) совокупность общечеловеческих ценностей;б) индивидуальные ценности и идеалы;в) осознание личностью своих прав и свобод;г) способность ориентироваться в моральных принципах и следовать им. Тема 17. Русская эстетическая мысль. План темы: 1.Религиозная эстетика русского средневековья (10-16 вв).2.Русская эстетическая мысль 18-первой половины 19 вв (М.В.Ломоносов, Н.И.Новиков)3.Русская эстетическая мысль 19 века (Н.Г.Чернышевский. Л.Н.Толстой. Ф.М.Достоевский) 4.Эстетическая мысль Серебряного века (В.Соловьев, В. Брюсов, В. Иванов) Литература к теме 17. 1. Белинский В.Г. Эстетика и литературная критика. В 2-х т. Т.1,2. – М., 1959.2. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2002.3. Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. – М., 2001.4. Куренкова Р.А. Эстетика. Учеб. Пособие для вузов. – М., 2003.5. Никитич Л.А. Эстетика. Учебник для вузов. – М., 2003.6. Чернышевский Н.Г. Эстетическое отношение искусства кдействительности. Избр. филос. соч. Т. 1. – М., 1959.7. Эстетика: учебное пособие для вузов./ Науч. ред. А.А. Радугин. – 2002.8. Яковлев Е.Г. Эстетика. Учеб. пособие. – М., 1999. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Понятие нравственной свободы означает:а) своеволие, возможность исполнять любые свои прихоти;б) добровольный выбор и исполнение морального долга;в) подчинение принципу «быть как все»;г) сознательное ограничение, регулирование своих желаний. 2. Что из приведенного ниже определяет условия свободынравственного выбора?а) добровольность выбора (отсутствие внешнего принуждения);б) наличие реальных альтернатив;в) осознанность выбора;г) все перечисленное. 3. Какие из приведенных положений входят в совокупность принциповэтики Конфуция?а) гуманностьб) исполнение ритуалав) почитание старшихг) все ответы верны ТЕМА 18. Современные эстетические концепции. План темы: 1.Эстетика модерна.2.Эстетика авангардизма.3.Эстетика постмодернизма. Литература к теме 18. 1. Борев Ю.Б. Эстетика. Учебник. – М., 2002.2. Гилберт К.Э., Кун Г. История эстетики. / Под общей ред. В.П.Сальникова.– СПб., 2000.3. Кривцун О.А. Эстетика. Учебник. – М., 2001.4. Куренкова Р.А. Эстетика: Учебное пособие для вузов/ Науч. ред.А.А.Радугин. – М., 2002.5. Культурология. XX век. Словарь. – СПб., 1997.6. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т. Т. 1,2. СПб., 1998..7. Ницше Ф. Рождение трагедии из духа музыки. Соч. Т. 1. – М. – 1990.8. Ортега-и-Гассет Х. Эстетика. Философия культуры,– М.–1991.9. Овсянников М.Ф. История эстетической мысли. – М., 1984.10. Фрейд З. Художник и фантазирование. – М. – 1995.11. Западное искусство XX в.: Классическое наследие и современность. – М. –1991. ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Какое из приведенных положений не характерно для этикибуддизма?а) непричинение вреда живомуб) отказ от желанийв) воздержание от лжиг) следование правилу «око за око» 2. Какое из приведенных понятий характеризует нравственнозначимую цель в этике буддизма?а) сансараб) ведантав) нирванаг) брахман 3. Какое из приведенных положений Ветхого Завета не входит в составДекалога (Десяти заповедей)?а) запрет убийстваб) запрет воровствав) требование уважения к родителямг) «принцип талиона» («око за око») Тема 19. Прекрасное и безобразное в жизни. План темы: 1.Красота в вещах: искусство дизайна.2.Красота в быту: красота в доме, в одежде.3. Красота в бизнесе: дизайн товаров. Литература к теме 19.

1.Ванслов В. В., Искусство и красота: статьи по общей теории искусства. – М., 2006.

2.Верновская И. К., Шифры дресс-кода. Российская формула бизнес-этикета. – М., 2007.

3.Волошко Н. И., Эстетика и дизайн товаров. Учебно-практическое пособие. – М., 2007.

1.Пивоев В. М., Эстетика. Учебное пособие. – М., 2006.

2.Рескин Д., Радость навеки и ее рыночная цена или Политическая экономия искусства. – М., 2007.

3.парадигмы и универсалии, категории, типология. – М., 2006.

4.Селезнева И. Б., Обаяние праздника. – М., 2007.

5.Тарасов Ю. Н., Этика. Эстетика. Учебное пособие. – М., 2006.

6.Тасалов В. И., Искусство в системе Человек - Вселенная. Эстетика «антропного принципа» на стыках искусства, религии, естествознания. – М.. 2007.

7.Тетиор А. Н., Красота в природе и в обществе. – М., 2006.

8.Ульрих К., Промышленный дизайн: создание и производство продукта. – М., 2007.

ТЕСТЫ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ. 1. Христианскую этику формулируют заповеди как Ветхого Завета(Декалог), так и Нового Завета (Нагорная проповедь). Какрассматривается отношения между этими двумя ветвями христианскойэтики?а) они противоречат друг другу;б) Нагорная проповедь дополняет Декалог;в) Нагорная проповедь радикально меняет смысл заповедей Декалога. 2. Отметьте те черты, которые отличают этику ислама от христианскойэтики:а) нерасчлененность религиозных, правовых и моральных норм;б) содержит детальные нормы повседневного поведения;в) содержит наиболее общие принципы, не регламентирует жесткоповедение;г) признает за человеком свободу выбора. 3. Среди приведенных положений отметьте те, которые характерны дляэтических взглядов Сократа:а) Для человека естественно стремление к счастью;б) Основой добродетели является знание;в) Счастье есть разумная добродетельная жизнь;г) Счастье состоит в поиске чувственных наслаждений ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ: 1. Что изучает этика?2. В чем различие между понятиями «этика», «мораль», «нравственность»?3. В чем состоит особенность моральной регуляции в сравнении с другимирегуляторами человеческого поведения?4. Какие компоненты входят в систему моральной регуляции?5. В чем различие понимания добра и зла в религиозном и безрелигиозномсознании?6. Что такое моральная ответственность? Перед кем и за что отвечаетчеловек?7. Что такое нравственный долг и каковы его источники?8. Как формулируется «золотое правило нравственности»?9. Что имел в виду Сократ, утверждая: «Знание тождественно добродетели»?10. Каковы основные темы этической теории Аристотеля?11. Перечислите основные нравственные идеи христианства?12. Что значит, по мнению И. Канта, «относиться к человеку как к цели», а не«как к средству»?13. В чем состоит критика христианской морали в творчестве Ф. Ницше икакую перспективу он предлагает человечеству?14. Какие нравственные проблемы ставил в своих произведениях Ф.М.Достоевский?15. В чем смысл учения Л.Н. Толстого о «непротивлении злу силой»?16. Каковы основные идеи «этики благоговения перед жизнью» А.Швейцера?17. Какие нравственные проблемы рождает научно-технический прогресс?18. Какие нравственные проблемы можно отнести к «биоэтике»?19. Что изучает эстетика?20. Что означает понятие «эстетика»? На какую особенность эстетическогоотношения к действительности он указывает?21. В каком соотношении находятся понятия «эстетическое» и «прекрасное»?22. Каков исходный смысл категории «безобразное»?23. В чем различие между трагическим и трагедией?24. В чем состоит различие между понятиями «эстетика», «искусство»,«художественное творчество»?25. Чем отличается художественное произведение от других предметовдействительности?26. Что является основанием для разделения искусства на виды?27. В чем состоит сущность стиля в художественном творчестве?28. Что такое жанр в искусстве? Какие существуют жанры в изобразительномискусстве и в литературе?29. Что такое элитарная и массовая культура?30. Каковы основные черты искусства постмодернизма?

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных