Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Представление о процессе творческого мышления в концепции Я.А.Пономарева




Существенный вклад в разработку проблем психологии творческого мышления внес Я.А.Пономарев. Он рассматривал творчество как «механизм продуктивного развития», как «базальное расширение надстроечно-базальной системы». Неоднородность результатов предметного действия Пономарев понимает как наличие осознаваемого и неосознаваемого отражения особенностей предмета. Тихомиров же считает, что это не так, что неоднородность результатов действия нужно понимать как единство знаний и аффективных состояний человека, осуществившего предметное действие. Также Тихомиров не считает, что понятие «неосознанное» нужно заменять термином «базальный компонент».

Творческим Пономарев часто называет решение, которое не может быть получено путем логического вывода из ранее известных посылок. Это положение, однако, требует некоторого уточнения: на уровне наглядно-действенного и образного мышления цель может достигаться шаблонными, стереотипными приемами, реализуемыми явно не как логический вывод. Значит нельзя ставить знак равенства между творческими процессами и решением, которое может быть получено путем логического вывода.

Статья Леонтьева, Пономарева, Гиппенрейтер «Опыт экспериментального исследования мышления»:

Процесс решения задачи имеет 2 этапа:

· Нахождение адекватного принципа, способа решения, который прямо не вытекает из условий задачи. Это и есть наиболее творческое звено мыслительной деятельности.

· Применение найденного принципа решения, проверка или преобразование этого принципа в соответствии с условиями конкретной решаемой задачи.

При изучении творческого звена мыслительной деятельности проводились эксперименты с решением задач «на догадку». Эти задачи требуют для своего решения только таких знаний и умений, которые заведомо имеются у испытуемых. Но вместе с тем их решение сразу не находится, т.е. условия задач сразу не актуализируют у испытуемых нужных связей, вызывающих применение адекватного способа решения. Также эти задачи характеризуются тем, что если принцип решения найден, то его применение не составляет никакого труда. Т.о. этап нахождения принципа решения практически совпадает с этапом реализации этого решения.

Задача Пономарева: испытуемому дается лист бумаги, на котором нарисованы 4 точки, расположенные в виде квадрата. Нужно перечеркнуть их 3 линиями, не отрывая руки от бумаги, чтобы получился треугольник.

Эксперимент заключался в том, что, взяв одну из таких задач в качестве основной, экспериментатор подводил испытуемого тем или другим дополнительным примером к ее решению. Т.о. решались другие задачи, которые выполняли наводящую роль.

В конкретном эксперименте в качестве наводящих упражнений давались следующие: например, испытуемому предлагалось многократно и различными способами описывать вокруг квадрата треугольники.

Результаты: ни многократное повторение отдельных упражнений, ни целые группы упражнений не дали положительного эффекта: основная задача так и не решалась. Т.о. наводящего действия не получилось. Зато выполнение такого задания после безуспешных попыток решить основную способно в определенных условиях приводить к ее решению «с места».

 

Чтобы состоялось наведение нужно:

1. сохранение длительного, стойкого интереса к задаче

2. заключение о неэффективности первоначального метода

3. относительная новизна и неожиданность появления наводящих объектов или обстоятельств

4. содержание в подсказке принципа решения основной задачи.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных