Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Зарождение мышления в трудовой деятельности человека. Предметно-практическая деятельность и мышление.




l Возникновение мышления можно понять только в контексте изучения становления человеческой деятельности, основной формой которой является труд.

l Деятельность человека носит продуктивный и преобразующий (результат постановки цели) характер.

l Потребности не только направляют деятельность, но и являются объектом познания.

l Орудия труда – первая абстракция человечества.

l Язык тоже огромную роль.

l Человеческая деятельность коллективная, совместная -> разделение труда - > возникновение действий, подчиненных цели, опосредование мысли знаком в процессе общения (словесное обозначение – результат постановки цели). Мыслительная деятельность всегда общественно обусловлена: использование знаний, полученных другими, в необходимости решать уже сформулированные, но не решенные задачи.

Наиболее проработанной гипотезой о возникновении психики вообще является гипотеза А.Н. Леонтьева и А.В. Запорожца, согласно которой элементарной формой психического отражения является возможность реагировать на абиотические стимулы. Если отталкиваться от того, что поведение человека разумно, а животные следуют своим инстинктам, то мышление свойственно только человеку и не имеет биологической предыстории. Однако более правильно рассматривать инстинкт только как одну из форм поведения, допуская наличие индивидуально-изменчивого поведения у животных. Тогда разумность будет связана динамической и оперативной адаптацией к требованиям среды при решении конкретных задач. Таким образом, любой акт поведения разумен и его можно рассматривать как прообраз будущей сложной мыслительной деятельности человека.

Возникновение человеческого мышления следует рассматривать в контексте изучения человеческой деятельности, основной формой которой является труд, становление психики, развитие языка. Развитие мышление отдельного человека выступает как часть исторического развития мышления всего человечества.

Человеческая деятельность носить продуктивный и преобразующий внешнюю среду характер. В связи с этим возникает постановка цели. Общественный опыт передаётся через орудия труда. Ещё более мощным средством накопления социального опыта является язык. Коллективная деятельность требует разделения последовательно выполняемых функций: подготовка и исполнение действия. Координация совместных усилий требует называть действия до их непосредственного выполнения. Разделение труда на умственный и физический. По Леонтьеву, двухфазность мышления, не характерная для животных. Мышление впервые принимает форму самостоятельной деятельности, со своими мотивами, целями и операциями.

С.Л. Рубинштейн делает акцент на том, что в генетическом плане применительно к ранним ступеням развития можно говорить о наглядно-действенном мышлении и как особой степени в его развитии, имея в виду тот период, когда мышление было вплетено в материальную практическую деятельность людей и не выделилось еще в теоретическую деятельность. Мышление, формируясь первично в действенном плане, лишь на последующих ступенях развития выделяется из практической деятельности в качестве самостоятельной теоретической деятельности. Лишь затем, на основе общественной практики, развилось теоретическое мышление и более высокие виды наглядно-образного мышления. Виды мышления сплетаются между собой.

 

 

«Первобытное» мышление функционирует внутри восприятия и оперирует нерасчлененными данными наглядной ситуации. Основная качественная его специфика заключается не в максимальном отлете его от объективной действительности (как думают Л.Леви-Брюль, Э.Блейлер и др.), а в максимальной скованности его непосредственно данным содержанием, наглядной практической ситуации. «На предложение считать со стороны представителей культурно отсталых народов следует обычно вопрос: что считать?». Поэтому медведей можно считать лишь до 6, так как «ни одному человеку не доводилось убить большее число медведей». Счет коров может вестись до 60, потому что «не бывает, чтобы один человек владел большим числом коров».

Переход мышления от наглядно-ситуативных ко все более обобщенным, отвлеченным и объективным формам отражается на речи.

Выготский и Лурия делают предположение, что к таким фактам, которые могли бы обосновать мнение о различном биологическом типе примитивного и культурного человека, относится утверждение, что черепные швы зарастают у примитивных народов уже к возрасту полового созревания, т.е. значительно ранее, чем у культурных народов. Относительно развития мозга, который является непосредственной органической основой поведения, указывается, что у примитивного человека замечается меньшее развитие серого вещества головного мозга, относительная простота мозговых извилин и ранняя приостановка развития мозга. Общее физическое развитие примитива протекает в несколько ином темпе и ритме, чем у культурного человека. Указывается на то, что общее развитие примитива длится меньше, чем у культурного человека, что оно заканчивается с возрастом полового созревания или вскоре после него. Обоняние и слух у примитивного человека превосходят эти функции у культурного человека.

Согласно Выготскому, примитивный человек находится на стадии комплексного мышления, мыслит фамильными именами.

Так, индейцы племени бороро утверждали, что они красные попугаи. Это не означает, что они после смерти становятся попугаями и что попугаи –превращенные индейцы, а что они действительно попугаи. Подобная связь невозможна в логике, использующей понятия. Там человек в силу того, что он человек, есть уже тем самым не попугай.

Добрицгофер говорит о примитивах, что «они не только не знают арифметики, они ее избегают; их память, вообще, составляет их недостаток; они не хотят считать, это им причиняет скуку». Когда они возвращаются с охоты за дикими лошадьми, никто их не спрашивает: «Сколько вы привели?» Вопрос ставят так: «Сколько места займет табун лошадей, которых вы привели?»

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных