Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Художественные тексты

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетных единицы, 36 аудиторных часов.

 

№ № п/п Раздел Дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
  Эстетика романтизма и романтическое понимание мифа. Миф и мифологема в литературоведении и культурологии   1-2 Лекц. Сам. раб.   4 ч. 4 ч.    
  Миф восстания, революции и разрушения традиций   3-5 Лекц. Сам. раб.   6 ч. 6 ч.    
  Религиозные мифологемы. Авторское мифотворчество   6-8 Лекц. Сам. раб.   6 ч. 6 ч.    
  Представления романтического сознания о самоидентичности, личной свободе и свободе творчества   9-11 Лекц. Сам. раб.   6 ч. 6 ч.    
  Мифологизация науки   12-13 Лекц. Сам. раб.   4 ч. 4 ч.    
  Мифологизация пространства. Концепты города, дома, замка и тюрьмы   14-15 Лекц. Сам. раб.   4 ч. 4 ч.    
  Представление романтических мифологем в живописи, на сцене и экране   16-18 Лекц. Сам. раб.   6 ч. 6 ч.    
  Итоговая аттестация             Зачет
                     

Итого: 72 часа, из которых - 36 часов лекций и 36 часов самостоятельной работы.

 

Тематическая программа
курса «РОМАНТИЧЕСКАЯ МИФОЛОГИЯ В ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЯХ 19-21 ВЕКОВ»

Тема 1. «Эстетика романтизма и романтическое понимание мифа». Миф и мифологема в литературоведении и культурологии. Мифологизация сознания в романтизме. «Символическое воззрение» (Шлегель) как основа художественного творчества. Систематизация основных мифологем романтизма.

Э. Берк, «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного», З. Фрейд, «Зловещее», Кристева Ю. «Силы ужаса: эссе об отвращении».

Тема 2. «Миф восстания, революции и разрушения традиций». Мифологическое переосмысление идей национальной независимости, личной и творческой свободы, разрыва с традицией на уровне общественной и частной жизни.

Г. Уолпол, «Замок Отранто», В. Гюго, «Девяносто третий год».

Тема 3. «Религиозные мифологемы. Авторское мифотворчество». Создание авторских мифологических систем и интертекстуальная связь с традиционной мифологией.

У. Блейк, «Бракосочетание Рая и Ада», Дж. Г. Байрон, «Каин», Ф. Пулман, «Северное сияние».

Тема 4. «Представления романтического сознания о самоидентичности, личной свободе и свободе творчества» - 6 ч., лекц.

Э. Бронте, «Грозовой перевал», А. Картер «Кровавая комната», Ш. Ле Фаню, «Кармилла».

 

Тема 5. «Мифологизация науки». Мифологемы, связанные с образом ученого. Ученый как демиург и трикстер. Интерпретация мифологических запретов в контексте этики научного исследования.

Э.Т.А. Гофман, «Автомат», «Песочный человек», П. Акройд, «Журнал Виктора Франкенштейна».

Тема 6. «Мифологизация пространства. Концепты города, дома, замка и тюрьмы». Урбанистический ландшафт современности и символическое осмысление его ключевых точек.

Ч. Диккенс, «Холодный дом», сб. «Города» (Ч. Мьевилль, М. Муркок, П. Ди Филиппо, Дж. Райнман), У. Ходжсон, «Дом на краю ночи».

Тема 7. «Представление романтических мифологем в живописи, на сцене и экране». Способы визуализации мифологических символов; кодирование романтических мифологем в изобразительном искусстве.

Просмотр фильмов по выбору студента, иллюстрирующих основные тезисы курса; последующее аудиторное обсуждение.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Художественные тексты

Э. Берк, «Философское исследование о происхождении наших идей возвышенного и прекрасного»

З. Фрейд, «Зловещее»

Кристева Ю. «Силы ужаса: эссе об отвращении»

 

Уолпол Г. Замок Отранто. – Азбука, Азбука-Аттикус, 2011.

Гюго В.. Девяносто третий год. – М., АСТ, 2004.

Блейк У. Бракосочетание Рая и Ада. – М., Эксмо, 2006.

Байрон Дж. Г. Каин. // Байрон Дж. Г. Избранное. – М., Правда, 1986.

Пулман Ф. Северное сияние. – Росмэн, 2006.

Бронте Э. Грозовой перевал. – М., АСТ, 2003.

Картер А. Кровавая комната. – М., Эксмо Домино, 2005.

Гофман Э.Т.А. Автомат, Песочный человек.

Акройд П. Журнал Виктора Франкенштейна

Диккенс Ч. Холодный дом

Ходжсон У.Х. Дом на краю ночи. – Энигма, 2010.

Смит К. Э. Конец рассказа. // Смит К.Э. Затерянные миры. – АСТ, 2004.

Шеридан Ле Фаню Дж. Кармилла. – АСТ, 2011.

сб. «Города» (Ч. Мьевилль, М. Муркок, П. Ди Филиппо, Дж. Райнман)

 

Научная и библиографическая литература

а) основная литература

1. Елистратова А.А. Наследие английского романтизма и современность. – М., 1960.

2. Заломкина Г.В.Поэтика пространства и времени в готическом сюжете. –Самара, 2006.

3. Корнилова Е.Н.Мифологическое сознание и мифопоэтика западноевропейского романтизма. –М.: Наследие, 2001.

4. Проблемы метода и поэтики в зарубежных литературах XIX-XX веков. –Пермь, 1985.

5. Проблемы романтизма в зарубежной литературе ХIХ-ХХ веков: Сб.ст. / Перм. гос. ун-т им. А.М. Горького. –Пермь, 1986.

6. Романтизм: Истоки, метафизика, эволюция / РАН. Урал. отд-ние. Ин-т философии и права. Каф. философии; Отв. ред. Мирошников Ю.И.–Екатеринбург, 2006.

7. Философия немецких романтиков. – М., 1980.

б) дополнительная литература

1. Зенкин С. Мотив сакральной книги во французской литературе XIX века // Теория и мифология книги: Фр. кн. во Франции и России. – М., 2007.

2. Куличихина М.А. Тело-автомат в новелле Э.Т.А.Гофмана "Песочный человек" // Филологические этюды. – Саратов, 2008. – Вып. 11, ч. 1-2.

3. Михайлов А.Н. Категория фантастического в культуре романтизма // Альм. соврем. науки и образования. – Тамбов, 2008. – N 6, ч.2.

4. Нипа Т.С.; Бородзеева А.О. Образ героя-магнетизера в романтической прозе Э. Т. А. Гофмана и Э. По // Универсалии культуры: опыт дискурсного анализа. – Красноярск, 2007

5. Серебряков А.А. Социальная идентичность как эстетический феномен в художественном дискурсе Генриха фон Клейста // Рациональное и эмоциональное в литературе и в фольклоре. – Волгоград, 2008. – Ч. 2.

6. Традиции и взаимодействия в зарубежной литературе ХIХ-ХХ веков. – Пермь, 1988.

7. Федоров Ф.П. Художественный мир немецкого романтизма: Структура и семантика. – М.: МИК, 2004.

8. Федюкова О.В. Мифология в литературном творчестве: На примере анализа произведений немецких романтиков // Сиб. филол. журн. – Барнаул и др., 2006. – N 4.

9. Художественный мир Э.Т.А. Гофмана. – М.: Наука, 1982.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | Глава V. Поучимся у Западной Европы?


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных