Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Известные аудиозаписи

История создания

Н. А. Римский-Корсаков

Н. А. Римский-Корсаков начал работу над оперой в начале в 1872 году,а положив на музыку одну из сцен из «маленькой трагедии» А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Летом того же года были созданы ещё две сцены, а в августе опера была завершена. В ноябре 1897 года композитор смог продемонстрировать оперу узкому кругу зрителей у себя дома, камерность оперы это вполне позволяла.

А. С. Даргомыжский

Широкой публике опера впервые была представлена в Москве в мамонтовской Частной русской опере 6 (18) ноября 1898 года. Дирижировал И. А. Труффи.

Кроме Римского-Корсакова, к «маленьким трагедиям» Пушкина в своём творчестве обращались А. С. Даргомыжский («Каменный гость»), Ц. А. Кюи («Пир во время чумы»), С. В. Рахманинов («Скупой рыцарь»). Опера «Моцарт и Сальери» посвящена автором одному из них — А. Даргомыжскому. Критики отмечают, что в этом выразилось «признание композитором заслуги Даргомыжского в создании жанра камерной оперы и в „озвучивании“ гениальных пушкинских „маленьких трагедий“, написанных… как идеальные оперные либретто»[1]

Действующие лица

В. Шкафер и Ф. Шаляпин на премьере оперы в 1898 году

Партия Голос Исполнитель на премьере Москва, 6 (18) ноября 1898 года (Дирижёр И. А. Труффи)
Моцарт тенор Василий Шкафер
Сальери бас Фёдор Шаляпин
Слепой скрипач без пения  
Хор за сценой: исполняет фрагменты «Реквиема» Моцарта.

Действие происходит в Вене в конце XVIII века.

Сюжет оперы, как и драмы Пушкина, построен на легенде об отравлении Моцарта«завистником» Сальери.

Как отмечает А. Гозенпуд, «конфликт сосредоточен на столкновении двух противоположных типов художников: непосредственного и самобытного гения и угрюмого рационалиста и догматика. Различны не только типы творцов, но и натуры их: Моцарт — светлый, чистый, не знающий расчета, благородный художник; Сальери — фанатик и изувер, идущий на преступление»[2].

Картина первая

…Ремесло Поставил я подножием искусству; Я сделался ремесленник: перстам Придал послушную, сухую беглость И верность уху. Звуки умертвив, Музыку я разъял, как труп. Поверил Я алгеброй гармонию. Тогда Уже дерзнул, в науке искушенный, Предаться неге творческой мечты. Я стал творить; но в тишине, но в тайне, Не смея помышлять еще о славе.

Сальери один в комнате. Он рассуждает о том, как несправедливо устроен мир: он с детства посвятил свою жизнь музыке и достиг успеха путём кропотливого многолетнего труда. Никогда раньше он не испытывал зависти к другим композиторам, но теперь он завидует и негодует, что столь великий талант может быть вручён такому беспечному и легкомысленному человеку, как Моцарт, которому сочинение музыки даётся шутя.

Появляется Моцарт. Он приводит с собой слепого скрипача, который играл в трактире его мелодию из «Свадьбы Фигаро» — Voi che sapete. Композитора забавляет, как старик искажает его музыку. Сальери, напротив, до глубины души возмущён. Моцарт предлагает коллеге послушать «безделицу», которую он написал накануне. Сальери потрясён музыкой. Он решается убить Моцарта, и приглашает его на ужин.

Картина вторая

Два композитора встречаются в трактире. Моцарт печален, встревожен, полон плохих предчувствий. Какой-то «чёрный человек» заказал ему реквием, и композитор уверен, что этот реквием он пишет для себя. Во время беседы Моцарт упоминает, что «гений и злодейство — две вещи несовместные». Сальери находит случай подсыпать ему яд. Беседа продолжается. Моцарт играет Сальери отрывки из своего реквиема, и тот плачет. Моцарт чувствует себя нездоровым и уходит. Сальери остаётся один — ему не дают покоя слова Моцарта: неужели он прав, и Сальери — не гений?..

Известные аудиозаписи

  • 1947 — дирижёр Самуил Самосуд. Хор и оркестр Московского музыкального театра имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко, СССР. Моцарт — Сергей Лемешев, Сальери — Александр Пирогов
  • 1951 — дирижёр Самуил Самосуд. Хор Большого театра, оркестр Всесоюзного радио, СССР. Моцарт — Иван Козловский, Сальери — Марк Рейзен
  • 1980 — дирижёр Марек Яновски. Оркестр Саксонской государственной капеллы, ГДР. Моцарт — Петер Шрайер, Сальери — Тео Адам
  • 1986 — дирижёр Марк Эрмлер. Оркестр Большого театра, СССР. Моцарт — Александр Федин, Сальери — Евгений Нестеренко

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
 | 


Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных