Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификации видов мышления




Стоит сказать о том, что мыслительная деятельность имеет свою видовую структуру.

Классифицировать различные виды мышления можно по нескольким основаниям.

I. По форме:

По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии:

1. Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе манипулирования объектами окружающего мира. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств.

Первичный вид мышления, возникающий у ребенка (до 2-3 лет), разбирающего, собирающего и зачастую ломающего игрушки с целью выяснения «что там внутри».

Данный вид мышления характеризуется рядом особенностей:

ü эгоцентричность (сам субъект, как носитель и партнер отображаемых отношений, находясь в нулевой точке системы отсчета, по существу не попадает в сферу отражения (выпадение носителя мысли из сферы отображения)).

Пример: при ответе ребенка на вопрос о числе братьев в семье - в это число ребенок себя не включает;

ü синкретизм (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета - коллекция случайных признаков);

ü трансдуктивный характер связи (от частного к частному);

ü отсутствие иерархии (родо-видовые отношения, частное-общее). Для н-д мышления существует своя система критериев: эффективность выполнения задач, скорость их решения, количество используемых ходов по отношению к требуемым и т.д.

Кроме того, стоит сказать о том, что этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта.

На рис. 1 изображена ситуация опыта с детьми младшего возраста. К правому плечу рычага прикреплена игрушка, привлекательная для ребенка, вызывающая желание ее достать. Положение игрушки на столе исключает возможность достать ее просто рукой. Единственный путь - воспользоваться рукояткой, прикрепленной к левому плечу. Естественно желание потянуть ручку к себе, но игрушка только отодвигается, нужно совершать движение, обратное тому, которое обычно совершается при притягивании вещей к себе. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением.

Это наглядно-действенное мышление, оно существует и у высших животных и систематически изучалось такими учеными, как И.П. Павлов, В. Кёлер, Н.Н. Ладыгина-Котс и др. Основная характеристика наглядно-действенного мышления отражена в названии: решение задачи осуществляется с помощью реального преобразования ситуации, с помощью наблюдаемого двигательного акта (Тихомиров О.К., 2005).

Рис. 1. Ситуация опыта по исследованию наглядно-действенного мышления

Наглядно-образное мышление – познание объективной реальности происходит на основании образов восприятия и наглядного представления объекта. Задачи решаются с помощью существующего реального объекта. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату.

Данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление.

Формирование его происходит в возрасте от 2-3 до 6-7 лет. Связь мышления с практическими действиями у детей хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним, достаточно лишь иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. Также характеризуется синкретичностью, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления.

2. Словесно-логическое (абстрактно-логическое, понятийное) мышление отражение связей и отношений путем использования понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. При этом виде мышления устанавливаются такие явления, закономерности, причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному, наглядно-действенному и образному познанию. Например, термины «справедливость», «совесть», «степень» и «производная» и т.д. являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств. Кроме того, при изучении физики у человека формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник, которые позволяют усваивать новые знания, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий.

Формируется с 7 лет.

Отдельно обратим внимание на то, что развитие словесно-логического мышления не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида мышления. Так, существуют различные сферы деятельности, где необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного.

Описанная классификация не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» класси­фикаций.

II. По степени развернутости:

1. Аналитическое мышление – осуществляется путем логических умозаключений, развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, осознается человеком.

2. Интуитивное – интуицию чаще связывают с прошлым опытом, о котором человек забывает, и подсознательно знает, что правильно именно так, а не иначе. Как правило, интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами.

III. По степени новизны:

1. Репродуктивное – вид мышления, при котором воспроизводится уже имеющаяся информация, отсутствует степень новизны; повторяется ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой обработке. Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта. Например, учитель, обучая учеников таблице умножения, не вносит туда ничего нового, но в результате осмысления им методики преподавания появляются более эффективные приемы пояснения материала.

2. Продуктивное (творческое) – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей.

Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса.

Дж. Гилфорд полагал, что особенностями творческого мышления являются:

ü оригинальность, необычность (нетривиальность) высказываемых идей, ярко выраженное стремление человека к интеллектуальной новизне. Творческие люди почти всегда и везде стремятся быть не таким, как все, стараются найти свое собственное, отличное от предлагаемых другими решение задачи;

ü семантическая гибкость – способность видеть проблему под новым углом зрения, обнаруживать новые способы использования известных объектов и новые решения, расширять сферу их функционального применения на практике. Творческие люди всегда могут найти неожиданные и оригинальные способы применения обычных предметов;

ü образная адаптивная гибкость – способность изменить свое восприятие проблемы таким образом, чтобы в уже известном увидеть новые, скрытые от непосредственное наблюдения стороны;

ü семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности такой, которая не содержит в себе очевидных намеков на искомое решение задачи. Иными словами, творческие люди способны видеть подсказки в решении задач там, где их не замечают большинство других людей.

IV. По способу решения задачи:

1. Конвергентное – осуществляется поиск единственно правильного решения задачи.

2. Дивергентное – происходитпоиск оригинального решения задачи из нескольких возможных вариантов («веерообразный» поиск).

V. По типу решаемых задач:

1. Теоретическое – познание законов и правил (открытие периодической системы Менделеева – продукт его теоретического мышления). Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи.

2. Практическое – поиск средств для решения задачи, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных