ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Классификации видов мышленияСтоит сказать о том, что мыслительная деятельность имеет свою видовую структуру. Классифицировать различные виды мышления можно по нескольким основаниям. I. По форме: По мере развития психики человека в процессе его социализации, мышление последовательно проходит три стадии: 1. Наглядно-действенное мышление - это особый вид мышления, заключающийся в практической преобразовательной деятельности, осуществляемой с реальными предметами. Решение задачи в его рамках осуществляется в ходе реального, физического преобразования ситуации, в процессе манипулирования объектами окружающего мира. Путем физического контакта с предметами происходит постижение их свойств. Первичный вид мышления, возникающий у ребенка (до 2-3 лет), разбирающего, собирающего и зачастую ломающего игрушки с целью выяснения «что там внутри». Данный вид мышления характеризуется рядом особенностей: ü эгоцентричность (сам субъект, как носитель и партнер отображаемых отношений, находясь в нулевой точке системы отсчета, по существу не попадает в сферу отражения (выпадение носителя мысли из сферы отображения)). Пример: при ответе ребенка на вопрос о числе братьев в семье - в это число ребенок себя не включает; ü синкретизм (случайные поверхностные признаки объединяются в комплекс, не отражающий сущности предмета - коллекция случайных признаков); ü трансдуктивный характер связи (от частного к частному); ü отсутствие иерархии (родо-видовые отношения, частное-общее). Для н-д мышления существует своя система критериев: эффективность выполнения задач, скорость их решения, количество используемых ходов по отношению к требуемым и т.д. Кроме того, стоит сказать о том, что этот вид мышления широко представлен у людей, занятых производственным трудом, результатом которого является создание какого-либо материального продукта. На рис. 1 изображена ситуация опыта с детьми младшего возраста. К правому плечу рычага прикреплена игрушка, привлекательная для ребенка, вызывающая желание ее достать. Положение игрушки на столе исключает возможность достать ее просто рукой. Единственный путь - воспользоваться рукояткой, прикрепленной к левому плечу. Естественно желание потянуть ручку к себе, но игрушка только отодвигается, нужно совершать движение, обратное тому, которое обычно совершается при притягивании вещей к себе. Нахождение этого способа, которое для ребенка младшего возраста осуществляется со значительными трудностями, также называют в психологии мышлением.
Рис. 1. Ситуация опыта по исследованию наглядно-действенного мышления Наглядно-образное мышление – познание объективной реальности происходит на основании образов восприятия и наглядного представления объекта. Задачи решаются с помощью существующего реального объекта. Человек представляет себе ситуацию, представляет изменения, которые хочет получить, и те свойства объектов, которые позволят ему в ходе деятельности прийти к желаемому результату. Данный вид мышления дает более полное представление о свойствах предмета, чем наглядно-действенное мышление. Формирование его происходит в возрасте от 2-3 до 6-7 лет. Связь мышления с практическими действиями у детей хотя и сохраняется, но отходит на второй план. Для познания предмета ребенку уже не обязательно непосредственно манипулировать с ним, достаточно лишь иметь наглядное и отчетливое представление об этом предмете. Также характеризуется синкретичностью, случайностью в выборе признаков, большой долей субъективизма с преобладанием эмоциональных компонентов. На этом этапе развития мышления дети еще не владеют понятиями. Поэтому два первых рассмотренных нами вида мышления относят к допонятийной стадии мышления. 2. Словесно-логическое (абстрактно-логическое, понятийное) мышление – отражение связей и отношений путем использования понятий, логических конструкций, существующих, функционирующих на базе языка, языковых средств. При этом виде мышления устанавливаются такие явления, закономерности, причинно-следственные связи, которые не поддаются чувственному, наглядно-действенному и образному познанию. Например, термины «справедливость», «совесть», «степень» и «производная» и т.д. являются абстрактными понятиями и не могут восприниматься человеком непосредственно его органами чувств. Кроме того, при изучении физики у человека формируются системы таких понятий, как электрон, ток, напряжение, проводник, которые позволяют усваивать новые знания, не прибегая к непосредственному контакту с физическими моделями этих понятий. Формируется с 7 лет. Отдельно обратим внимание на то, что развитие словесно-логического мышления не означает, что предшествующие виды перестают развиваться или совсем исчезают. Они продолжают развиваться и совершенствоваться под влиянием словесно-логического мышления. И во взрослом возрасте присутствуют все три вида мышления. Так, существуют различные сферы деятельности, где необходимо наглядно-действенное или наглядно-образное мышление. Например, в работе конструктора не обойтись без развитого наглядно-действенного вида мышления, а в творчестве художника или писателя – без наглядно-образного. Описанная классификация не является единственной. В психологической литературе используется несколько «парных» классификаций. II. По степени развернутости: 1. Аналитическое мышление – осуществляется путем логических умозаключений, развернуто во времени, имеет четко выраженные этапы, осознается человеком. 2. Интуитивное – интуицию чаще связывают с прошлым опытом, о котором человек забывает, и подсознательно знает, что правильно именно так, а не иначе. Как правило, интуитивное мышление основывается на знакомстве с основными знаниями в данной области и с их структурой, и это дает ему возможность осуществляться в виде скачков, быстрых переходов, с пропуском отдельных звеньев. Поэтому выводы интуитивного мышления нуждаются в проверке аналитическими средствами. III. По степени новизны: 1. Репродуктивное – вид мышления, при котором воспроизводится уже имеющаяся информация, отсутствует степень новизны; повторяется ранее полученные кем-то результаты, хотя и в какой-то новой обработке. Ценность результатов мыслительной деятельности в этом случае заключается в более эффективном, чем обычно, использовании уже известного опыта. Например, учитель, обучая учеников таблице умножения, не вносит туда ничего нового, но в результате осмысления им методики преподавания появляются более эффективные приемы пояснения материала. 2. Продуктивное (творческое) – это мышление, результатом которого является открытие принципиально нового или усовершенствованного решения той или иной задачи. Творческое мышление направлено на создание новых идей. Творческое мышление отличается оригинальностью, гибкостью, образностью. В основе творческого мышления лежит синтез логического мышления и воображения. Эти процессы являются не взаимоисключающими, а взаимодополняющими, но их роль неодинакова на разных этапах творческого процесса. Дж. Гилфорд полагал, что особенностями творческого мышления являются: ü оригинальность, необычность (нетривиальность) высказываемых идей, ярко выраженное стремление человека к интеллектуальной новизне. Творческие люди почти всегда и везде стремятся быть не таким, как все, стараются найти свое собственное, отличное от предлагаемых другими решение задачи; ü семантическая гибкость – способность видеть проблему под новым углом зрения, обнаруживать новые способы использования известных объектов и новые решения, расширять сферу их функционального применения на практике. Творческие люди всегда могут найти неожиданные и оригинальные способы применения обычных предметов; ü образная адаптивная гибкость – способность изменить свое восприятие проблемы таким образом, чтобы в уже известном увидеть новые, скрытые от непосредственное наблюдения стороны; ü семантическая спонтанная гибкость – способность генерировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности такой, которая не содержит в себе очевидных намеков на искомое решение задачи. Иными словами, творческие люди способны видеть подсказки в решении задач там, где их не замечают большинство других людей. IV. По способу решения задачи: 1. Конвергентное – осуществляется поиск единственно правильного решения задачи. 2. Дивергентное – происходитпоиск оригинального решения задачи из нескольких возможных вариантов («веерообразный» поиск). V. По типу решаемых задач: 1. Теоретическое – познание законов и правил (открытие периодической системы Менделеева – продукт его теоретического мышления). Пользуясь этим видом мышления, человек в процессе решения задачи обращается к понятиям, готовым знаниям, полученным другими людьми, как правило, сам не имея опыта в решении данной задачи. 2. Практическое – поиск средств для решения задачи, постановка цели, создание плана, схемы последовательности действий. Материалом, который использует человек при практическом мышлении, являются не понятия, суждения и умозаключения, а образы. Они извлекаются из памяти или творчески воссоздаются воображением. В ходе решения мыслительных задач соответствующие образы мысленно преобразуются так, чтобы человек в результате манипулирования ими смог непосредственно увидеть решение интересующей его задачи. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|