Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Классификация стадий развития интеллекта.




 

Период Подпериод Стадии Возраст
       
I. Сенсомоторный интеллект А. Центрация на собственном теле 1. Упражнение рефлексов. 0-1 мес.
2. Первые навыки и первые круговые реакции. 1-4,5 мес.
3. Координация зрения и хватания. Вторичные круговые реакции. 4,5 - 8-9 мес.
В. Объективация практического интеллекта 4. Дифференциация средства и цели. Начало практического интеллекта. 8-9 - 11-12 мес.
5. Дифференциация схем действия благодаря третичным круговым реакциям. Появление новых средств для достижения цели. 11-12 - 18 мес.
6. Начало интериоризация схем и решения некоторых проблем путем дедукции. 18-24 мес.
II. Резентатив ный интеллект и конкретные операции А. Предоператор ный интеллект 1. Появление символической функции. Начало интериоризации схем действия. 2-4 года
2. Интуитивное мышление, опирающееся на восприятие. 4-6 лет
3. Интуитивное мышление, опирающееся на более расчлененные представления. 6-8 лет
III. Репрезента тивный интеллект и формальные операции А. Становление формальных операций 1. Гипотетико-дедуктивная логика и комбинаторика. 12-14 лет
В. Достижение формальных операций 2. Структура "решетки" и группа четырех трансформаций (INRC). от 13-14 лет

 

I - прямая операция

N - обратная операция

R - операция реципрокности

C - коррелятивная операция или отрицание реципрокности.

 

Развитие, по Пиаже, - это переход от низшей стадии к высшей. Предыдущая стадия всегда подготавливает последующую. Так, конкретные операции служат основой формальных операций и составляют их часть. В развитии происходит не простое замещение низшей стадии высшей, а интеграция ранее сформированных структур; предшествующая стадия перестраивается на более высоком уровне.

 

Для характеристики функционального механизма развития Пиаже применял модель взаимодействия и единства двух функций: ассимиляции-аккомодации, взятую им из биологии. Всякое действие (движение, мышление, чувство) отвечает некоторой потребности. Ребенок не выполняет действия, если у него нет движущей силы, а эта движущая сила выражается всегда в форме потребности. Потребность, согласно Пиаже, возникает тогда, когда что-либо внутри или вне нас изменилось и когда нужно перестроить поведение в зависимости от этой перемены. Действие заканчивается, как только потребность удовлетворяется, как только восстанавливается равновесие между новым фактором, вызывающим потребность, и нашей психической организацией. Новый акт поведения ведет не только к восстановлению равновесия, но, главное — к более стабильному равновесию между ассимиляцией и аккомодацией.

 

Говоря о проблеме возраста в развитии, Пиаже подчеркивал необходимость проведения сравнительных исследований для выяснения роли этнических и культурных факторов, влияющих на развитие.

Гипотеза о существовании стадий развития, предложенная Пиаже, признается в настоящее время не всеми психологами. Не все разделяют его мнение, что стадии необходимо характеризовать с помощью всеобщих структур. Часто высказывается сомнение: «Существуют ли в уме испытуемого эти структуры, или это просто искусственное построение психолога, изучающего мышление детей или взрослых?» В самом деле, субъект не осознает свои познавательные структуры. Как и мольеровский герой, он не знает, что говорит прозой. Он не знает, что такое классификация или сериация, но он действует, строит свое поведение так, что психологи обнаруживают в нем эти структуры. Пиаже подчеркивал, что субъект не осознает эти структуры, ведь он не профессор логики и не профессор психологии. И действительно, субъект не осознает эти структуры, он лишь пользуется ими.

 

В настоящее время фундаментальная проблема в теории стадий - это механизм перехода от одной стадии к другой. Какие факторы ответственны за этот переход? Пиаже и его сотрудники для решения данной проблемы в последние годы все чаще обращались к обучению. В обучающем эксперименте они пытались выяснить условия, необходимые для перехода ребенка от одной стадии к другой. Были проведены эксперименты, выясняющие влияние обучения на формирование представления о сохранении.

 

Если в ранних работах Пиаже полагал, что для объяснения психических явлений достаточно изучить последовательность стадий развития, то к концу жизненного пути он считал, что для объяснения психологической реакции или познавательного механизма на всех уровнях (включая уровень научного мышления) недостаточно просто описать их, необходимо понять процессы, благодаря которым они были сформированы.

 

Пиаже и его сотрудники видят основную задачу развивающего обучения в активизации функционирования познавательных структур, которыми ребенок уже владеет, а также в создании конфликтов (с помощью специально построенных задач) между уже сформированными представлениями ребенка и результатами его экспериментирования. Акцент при обучении делается на собственной, стихийно сложившейся агрессивности ребенка, практически не направляемой взрослым.

 

Стадии интеллектуального развития, согласно Пиаже, можно рассматривать как стадии психического развития в целом. Пиаже изучал разные психические функции (память, восприятие, аффекты) на каждом уровне развития, но все психические функции он рассматривал в их отношении к интеллекту. В отличие от других классификаций психического развития ребенка в центре системы Пиаже стоял интеллект. Развитие других психических функций на всех этапах подчинено интеллекту и определяется им.

Контрольные вопросы

 

1.Какие феномены описал Ж.Пиаже?

2.Каковы основные идеи концепции развития Ж.Пиаже?

3.Каковы движущие силы и механизмы развития ребенка в концепции Ж.Пиаже?

 

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных