ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Соотнесите парадигмы гуманизма и позитивизма философии социальной работыФилософия гуманизма в социальной работе особенно ярко проявляется в конце XIX в. и связана с положениями социальной благотворительности. Гуманизм Сnam.humanus - человеческий, человечный) - исторически изменяющаяся система воззрений, признающая ценность человека как личности, его право на свободу, счастье, развитие и проявление своих способностей, считающая благо человека критерием оценки социальных институтов. В основе этой доктрины экзистенциальные ценности человека, представление об удовлетворении его жизненных потребностей, когда общество стремится обеспечить минимальные прожиточные стандарты индивиду. Путем организационных мероприятий достигается регулирование социальных отношений, обеспечивается благосостояние общества. В 20-е гг. XX столетия модель гуманизма сменяется философией позитивизма в социальной работе. Позитивизм (лат. positivus - положительный) - философское направление, основанное на принципе, что все подлинное, «положительное» может быть получено как результат отдельных специальных наук и их синтетического объединения. Данная доктрина абсолютизирует знания вообще и социальные знания в частности. Знание выступает критерием объективности, оно позволяет людям изменять внешние обстоятельства, а научный метод дает реальное представление о макро-, мезо- и микропсихических процессах. Бихевиоризм, фрейдизм, радикальная социология становятся основой идеологии позитивизма в данной парадигме. Согласно традиции, идущей от Э. Дюркгейма, научное познание позволяет не только определять, но и объяснять общественные факторы в их норме или патологии. Дальнейшее развитие эта традиция получает в работах Пинкер, Варнока, Скиннера. Согласно Скиннеру, внешние воздействия среды определяют поведение человека. Поэтому изменение типологии клиента связывается прямо с изменением окружающей среды. С позиций бихевиоризма, теории, основанной на том, что поведение человека определяется воздействием окружающей среды, которая контролирует его путем разного рода стимуляций, происходит обоснование правил и законов поведения и воспитания людей в обществе. Знание, полученное на основе изучения поведения человека в определенных ситуациях, дает основание не только выстраивать модели социализации индивидов, но и формировать научно обоснованные этические представления. Фрейдизм открывает возможность анализировать с позиций сексуальных инстинктов, бессознательного, не только психические процессы личности, но и общественные исторические явления и события. Позитивистский сциентизм с его абсолютизацией научного знания сыграл как положительную, так и отрицательную роль для философии социальной работы. Привнесение научных методов в систему взглядов социальной работы позволило осознать, что она является не только практической деятельностью, но и определенной областью познания социальной реальности. Однако абсолютизация научного знания, отрицание автономности человека, его детерминированности социально-биологическими факторами привнесла в идеологию профессиональной деятельности приоритеты и ценности исследовательского инструментария, а не общечеловеческие и гуманистические ценности. Появляется понятие «синдром социального работника», когда протоколы, статистика, тестирование оказываются более весомыми аргументами при построении интервенций, чем беседа, опрос или интервьюирование. 2. Источник: Теория социальной работы: учебник / под ред. В.И. Жукова. – М.: Издательство РГСУ, 2011. 189-190 с. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|