Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Описание некоторых примеров зарубежного опыта в назначении наказаний за экологические правонарушения




В нашей стране развитие экологического права как юридической науки произошло не так давно, поэтому законодательство в данной сфере не совершенно. Европейские страны ушли в данном случае значительно дальше. Эти государства осознали важность сохранения окружающей среды в её нормальном состоянии, поэтому любые нарушения в данной сфере у них строго наказываются. Какие же наказания используются в данных странах и за что?

Рассмотрим данные вопросы на примерах конкретных государств: Франции, Германии, США, Польши и Казахстана.

Сначала рассмотрим Францию. Первым из экологических актов был Закон «О режиме распределения воды и борьбе с её загрязнением» от 16.12.1964. Он был направлен против сбросов отходов производств в открытые водоемы. За это был установлен штраф от 3 до 6 тыс. франков. В этом же году во Франции был принят Закон «О наказании за загрязнение морских вод нефтяными отходами», в котором предусматривалась ответственность капитанов судов. Наказание предусмотрено в виде штрафа от 2 до 20 тыс. франков, а в случае рецидива – от 5 до 50 тыс. франков или арест на срок от 10 дней до 6 месяцев. Ещё ряд различных законов, касающихся загрязнения окружающей среды, было принято во Франции. Помимо всех законодательных актов, регулирующих ответственность за экологические преступления, можно включить и Уголовный Кодекс Франции. «Необходимо лишь отметить, что нормы об уголовной ответственности за экологические преступления непосредственно в старом кодексе не содержались. Они были включены в Систему норм о здравоохранении или в Дорожный кодекс, которые печатались в изданиях старого уголовного кодекса в качестве приложения к нему»[17].

В УК Франции 1992 года также нет подобных норм, но предусмотрена ответственность юридических лиц за вред, который они причинили окружающей среде. Это можно рассмотреть на конкретном примере Закона «О переработке отходов и восстановлении использованных материалов» от 15.07.1975, который многие юристы Франции считают одним из основных в борьбе с нарушениями экологических норм. В данном законе предусматривается ответственность руководителей предприятий, которые были виновны в загрязнении окружающей среды; лиц, которые ответственны за экспорт и импорт отходов, а также владельцев отходов, перевозимых транзитом по территории Франции. Наказанием согласно ст.24 данного Закона является лишение свободы на срок от двух месяцев до двух лет и/или штраф в размере от двух до ста двадцати тысяч франков. «Помимо основных наказаний законодательство предусматривает и дополнительные. В частности, наряду со штрафами и тюремным заключением суд может распорядиться о закрытии предприятия виновного промышленника, если виновный разместил отходы без соответствующего разрешения властей или попытался восстановить использованный материалы без достаточного соблюдения предписаний для этого случая технологии восстановления. Закрытие, по усмотрению суда, может быть как временным, так и окончательным.

В систему дополнительных наказаний входят также запрет заниматься какой-либо профессией, временное лишение водительских прав. Последнее не может превышать пятилетнего срока и применяется только в то случае, если преступление было совершено с помощью транспортного средства. Виновному лицу также может быть вменено в обязанность компенсировать причиненный производственной деятельностью окружающей среде вред, привести все в первоначальное состояние»[18]. В соответствие с положением ст.461-1, 469-2 и 469-3 УПК Франции судебные органы могут заменить одно наказание другим. Например, «исправительный трибунал Реймса приговорил предпринимателя, признанного виновным в размещении отработанных масел без соответствующего разрешения и в нарушении положений о складировании и перевозке подобных веществ, к штрафу в размере сорок тысяч франков и к закрытию его предприятия. Этими наказаниями суд заменил виновному тюремное заключение»[19].

Так было до принятия во Франции нового Уголовного Кодекса. В настоящее время в нем предусмотрена ответственность всего юридического лица. Основными видами наказания в данном случае будут: штраф и ограничения в их деятельности. Так, сумма штрафа может составлять до 700 тысяч франков. Помимо этого предусмотрены ограничения в деятельности:

- «его ликвидация, если речь идет о преступлении или уголовном деликте, за которое для физического лица предусмотрено наказание в виде лишения свободы свыше пяти лет;

- запрещение навсегда или сроком до пяти лет осуществлять прямо или косвенно какую-нибудь социальную или профессиональную деятельность;

- юридический контроль за деятельностью юридического лица сроком до пяти лет;

- закрытие навсегда или сроком до пяти лет одного или нескольких из вовлеченных в преступную деятельность предприятий;

- запрещение до пяти лет принимать участие в рыночных отношениях;

- запрещение на весь срок деятельности предприятия или до пяти лет объявлять открытую подписку на свои акции;

- запрещение сроком до пяти лет выпускать в обращении чеки, кроме тех, которые позволяют вкладчикам после их предварительного удостоверения плательщиком получать наличные деньги;

- конфискация предмета, который послужил или предназначался для совершения преступления или который явился продуктом преступления;

- публикация или распространение через средства массовой информации принятого судом решения»[20].

И одним из последних актов, который был принят в области защиты окружающей среды, является закон 1992 года «О водах». В законе предусмотрено ряд санкций в отношении нарушителей. Например, если лицо осуществило прямо или косвенно сброс, слив или попадание в «поверхностные, подземные или морские воды в пределах территориальных вод какого-либо вещества или веществ, действие или реакция которых привели пусть даже временно к негативным последствиям для здоровья или к ущербу флоре или фауне или к значительным изменениям нормального режима водоснабжения или ограничениям использования зон купания, подвергается штрафу на сумму от двух до пятидесяти тысяч франков или лишению свободы на срок от двух месяцев до двух лет»[21]. К виновному лицу может быть применено только одно из вышеперечисленных наказаний. Помимо этого суд может вынести постановление о восстановлении осужденным водной среды.

Если лицо осуществило без соответствующего обязательного разрешения какую-то операцию, установку или сооружение, либо участвовало в этом, то оно обязано заплатить штраф в размере от двух до ста двадцати тысяч франков. Помимо этого суд может распорядиться о прекращении вышеназванных действий и потребовать о приведении в порядок места, где проводились эти операции.

«Суд может предоставить осужденному отсрочку исполнения наказания, потребовав от него соблюдения предписаний, которые он нарушил. В этом случае назначается срок исполнения предписаний. Он может также принять решение о штрафных санкциях с определением размера максимального срока действия. Их размер составляет от 100 до 20 тысяч франков за день задержки в исполнение указанных мер. Отсрочка не может быть возобновлена»[22].

Возможно также такое наказание, как лишение свободы от двух месяцев до двух лет и (или) штраф в размере от 20 тысяч франков до 1 млн., если кто-то использует какое-то сооружение и осуществляет работу вопреки запретительной меры, установленной законом.

Помимо мер наказания есть ещё и поощрительные меры. Например, «согласно ст. 19 Постановления от 28 октября 1975 года, принятого во исполнение статей 3, 5, 6, 10, 11 и 15 Указа от 28 октября 1975 года «О применении положений статьи 14-1 измененного Закона «О режиме и распределении вод и борьбе с их загрязнением», создатель очистного устройства, поддерживаемого в нормальном эксплуатационном состоянии, получает премию за очистку»[23].

Совсем недавно во Франции был принят «Экологический кодекс», который состоит из семи Книг.

Книга 1 – «Общественные положения» состоит из пяти разделов: основные принципы; информация и участие граждан; учреждения; ассоциации в области охраны окружающей среды; финансовые положения.

Книга 2 – «Физические среды» включает два раздела: вода и водная среда; воздух и атмосфера.

Книга 3 – «Природные пространства» содержит шесть разделов: опись и оценка естественного достояния; побережья; парки и заповедники; участки; пейзажи; доступ к природе.

Книга 4 – «Фауна и флора» состоит из трех разделов: охрана флоры и фауны; охота; рыбная ловля в пресной воде и управление рыбоводческими ресурсами.

Книга 5 – «Предупреждение загрязнений, рисков и вреда» включает восемь разделов: классы установок для охраны окружающей среды; химические продукты и биоциды; генетические модифицированные организмы; отходы; особенные положения для некоторых сооружений или установок; предупреждение природных рисков; предупреждение звуковых помех; охрана условий жизни.

Книга 6 посвящена положениям, применимым в «заморских территориях» (Нов. Каледонии, Французской Полинезии и других).

Книга 7 раскрывает охрану окружающей среды в Антарктике.

В данном кодексе в основном предусмотрены меры финансового характера. Они могут быть двух видов – установленные таксы или финансовые гарантии. Таксы в кодексе не установлены, «а включенные сюда условия освобождения от их уплаты и иные условия применения ежегодно пересматриваются при принятии бюджета на очередной финансовый год»[24]. Если рассматривать гарантии, то «речь идет об обязательном в силу указания в законе страховании на случай возможного причинения вреда. Однако, как видно, такое страхование ответственности осуществляется не только через страховые организации, но и через систему кредитных учреждений (прежде всего банков), а также через специально созданный фонд»[25].

Таким образом, можно установить, что во Франции широко распространены, прежде всего, меры финансового характера, которые выступают как меры наказания в уголовном и в гражданском праве.

Рассмотрим пример Германии. Прежде всего, следует начать с конституции, в которой закреплена обязанность государства по охране окружающей среды. «Это ст. 20а Конституции, требующая от государства защищать окружающую природную среду (немецкое словообразование несколько более сложно: окружающая среда обозначается как «природная основа жизни»), имея в виду ответственность современников за будущие поколения»[26].

В ФРГ преступлениям против окружающей среды посвящен отдельный раздел Уголовного Кодекса, в котором также «закон предполагает наступление результата, соответствующего составу преступления (например, загрязнение вод, § 324 УК ФРГ)…основные составы преступления в уголовном праве окружающей среды (§ 324, §324а, §325 и 326 УК ФРГ) считают простое совершение действий недостаточным»[27]. И если наступивший результат малозначителен (отрицательное изменение свойств воды, § 324 УК), то в этом случае действует принцип минимума, согласно которому применение уголовного права является последним средством. Помимо него имеются еще соответствующие запреты в специальных законах. Нарушения уголовно-правовых норм, которые включены в данные законы, наказываются, как и административные проступки – денежным штрафом. «Конкретные составы их содержатся, как правило, в заключительных частях экологических законов, например, в законах об охране атмосферного воздуха, о водохозяйствовании и т.д. Процедуры и общие принципы наказания, такие как принцип вины, ответственность юридических лиц и т.п., установлены в Законе об административных правонарушениях, который действует не только в отношении экологических, но и других видов административных правонарушений»[28]. В 1990 году в Германии был принят Закон об экологической ответственности. Он облегчает доказывание причинной связи и вводит такую презумпцию: если объект в конкретной ситуации может причинить возникший вред, то считается, что вред был причинен этим объектом. Данная презумпция не действует, если объектом пользовались в соответствие со всеми правилами. В этом законе предусмотрена максимальная сумма финансовой ответственности около восьмидесяти миллионов евро за причинение смерти, телесных повреждений и повреждений здоровья, а также ответственность за повреждения имущества.

Помимо тех наказаний, которые содержатся в Уголовном кодексе Германии, они содержаться и в отраслевых кодексах. Примером этого является Лесной кодекс. В нем предусмотрены конкретные преступления против лесного фонда и наказания в зависимости от степени общественной опасности. За деяния, совершенные без отягчающих обстоятельств (вырубка, присвоение и растаскивание вырубленных деревьев), предусмотрен штраф, а за тяжелые формы деяний – лишение свободы на срок от одного до трех месяцев или штраф. Подобное разграничение обусловлено тем, что самое строгое наказание – лишение свободы, назначается только за самые тяжкие преступления, которые совершаются людьми, в отношении которых применение воспитательных мер или штрафа не дают желаемых результатов.

Примерами отягчающих обстоятельств могут быть: время совершения (от захода до восхода солнца), способ совершения преступления – спиливание деревьев, объект - леса, выполняющие защитную функцию, количество лиц (тремя или более лицами), рецидив - повторное совершение преступления в течение года после осуждения. Выделение данных обстоятельств, как отягчающих, обусловлено тем, что преступления могут принести большую опасность лесному фонду.

Помимо уголовной ответственности в Германии предусмотрена и система экологических платежей, которая базируется на трех основных принципах. Из них наиболее важными являются два. В первую очередь это «принцип причинения» или «причинитель платит», который направлен на материальную ответственность за деятельность, негативно отразившуюся или отражающуюся на состоянии окружающей природной среды».[29] И принцип предусмотрительности, который направлен на предотвращение неблагоприятного воздействия на окружающую среду и её сохранения для будущих поколений путем бережного отношения к природе. Основной целью данных платежей в Германии является стимулирование плательщика к позитивному, с точки зрения сохранения окружающей среды, поведению. В качестве платежей выступают налоги, сборы, взносы и специальные платежи. Как правило, данные платежи не имеют юридического названия, которое устанавливает государство. В случае спора, если возникнет необходимость, то суд будет определять юридический вид платежа.

Существуют различные виды платежей, поэтому принято их классифицировать по различным основаниям. Рассмотрим классификацию по функциональному признаку.

Платежи за природопользование. Данными платежами облагается причинитель вреда, в случае, если он использует природные ресурсы в своих целях. Взимается в целях охраны окружающей природной среды.

Финансирующие экологические платежи, которые составляют доходную часть бюджета. К ним относят все специальные платежи.

Выравнивающие платежи. Носят компенсационный характер и взимаются уже после произведенного вмешательства в окружающую природную среду.

Экологические управляющие платежи. Данные платежи основываются на экономическом воздействии на плательщиков, предоставляя им возможность выбирать: самостоятельно без платежей улучшать экологическую среду или ухудшать её с уплатой соответствующих платежей.

Таким образом, данные платежи можно подразделить на платежи, которые взимаются в связи с уже произведенным загрязнением, и платежи, которые направлены на предотвращение загрязнения природной среды.

Рассмотрим, как разрешается проблема назначения наказания за экологические правонарушения в странах англо-саксонской правовой системы на примере США.

В США система права состоит из общего и статутного. Общее право основывается на прецедентах и практике, а статутное выражается в форме законов, принимаемых законодательными органами. В большей степени в этом законодательстве решены вопросы ответственности за экологические правонарушения. Ответственность следовала за ущерб, причиненный загрязнением среды, выбросами в воздух, использованием токсичных веществ и т.п.

В общем праве была выработана доктрина вреда, «допускавшая ответственность лица, если оно использует принадлежащее ему имущество таким образом, что это необоснованно препятствует другим лицам пользоваться своими правами и собственностью».[30] Но в судебной защите могло быть отказано, если издержки ответчика и общества по предотвращению загрязнения были выше, чем издержки истца. В некоторых судах придерживаются принципа: если вред причинялся конкретному человеку, а не обществу в целом, то суд отказывает в защите. «Вред, наносимый обществу в целом, должен быть предметом озабоченности публичной власти, например прокурора штата».[31]

В статутном праве на федеральном уровне принимаются законы, которые направлены на охрану отдельных компонентов природной среды: воздуха, воды.

Уголовная ответственность за экологические преступления может регулироваться природоохранным законодательством. Одними из первых были приняты Закон «О мусоре и отходах» и Закон «О реках и портах» в 1899 г. «Первый запрещал выброс отходов и мусора в судоходные воды с кораблей и других плавсредств, а также пристаней, верфей и находящихся на берегу производственных предприятий; второй – выемку грунта, производство земляных работ и засыпку вод, если на это не было выдано разрешение (сертификат) уполномоченного на то государственного органа»[32]. За совершение этих правонарушений предусматривалась ответственность в виде штрафа в размере до 2,5 тысяч долларов и лишение свободы на срок до одного года. Эти законы до сих пор действуют. Затем в связи с увеличением интереса к окружающей среде со стороны, прежде всего, общества в 1970 году был принят Закон о национальной политике в области охраны окружающей среды, который провозгласил основное право: право жить в здоровой окружающей среде, и основную обязанность – способствовать сохранению и улучшению её качества. И в 1990 году был принят Закон об уголовной ответственности за загрязнение окружающей среды. «Экологическое преступление в США – это уголовно наказуемое деяние, нарушающее нормы, требования и правила законодательных и иных нормативных актов в области охраны окружающей среды»[33]. Ответственность за экологические преступления предусмотрена не только федеральными законами, но и законами штатов.

На федеральном уровне уголовная ответственность за экологические правонарушения предусмотрена практически во всех законах, касающихся охраны окружающей среды. Они собраны в федеральный кодекс США. На уровне штатов данная ответственность содержится не в уголовных, а иных кодексах штатов – водном, об охране здоровья и безопасности, рыболовстве и других актах.

Все экологические преступления, в зависимости от их характера и общественной опасности можно подразделить на две категории: тяжкие, за совершение которых предусмотрено лишение свободы на срок от одного года до пожизненного заключения и, в том числе, применение высшей меры наказания; и иные, не относящиеся к тяжким, за совершение которых предусмотрен штраф и применение иных мер ответственности, а также лишение свободы на срок до одного года. «Наиболее серьёзное среди тяжких экологических преступлений – преступление, когда виновное лицо сознаёт, что в результате умышленного нарушения им действующих правил другие лица подвергаются непосредственной опасности»[34]. За совершение таких преступлений предусмотрен штраф до 250 тыс. долларов или лишение свободы сроком до 15 лет, либо оба наказания одновременно. Если виновным является юридическое лицо, то размер штрафа может быть увеличен до 1 млн. долларов. Если такое преступление будет совершено повторно, то сумма штрафа и срок лишения свободы могут быть удвоены. Подобные меры суды могут применять и при совершении других экологических преступлений.

«К федеральным преступлениям, объект которых – непосредственно жизнь и здоровье людей, относятся и такие противоправные действия, как порча питьевой воды путем сброса или введения иным способом загрязняющих веществ в систему общественного водоснабжения с целью причинения вреда людям, а также покушение или угроза этого»[35]. За совершение этого преступления предусмотрено лишение свободы на срок до 20 лет и уплата штрафа, а за покушение или угрозу совершения до 10 лет.

За совершение таких тяжких преступлений, как умышленное загрязнение атмосферного воздуха, умышленный выброс в океан промышленных отходов и сточных вод, невыполнение обязанности немедленно уведомить компетентный орган о сливе в воды нефти или выбросе в воды нефтепродуктов и других загрязняющих веществ в количестве, которое может причинить вред, предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 5 лет и (или) штраф.

До трех лет лишения свободы предусмотрено за совершение следующих преступлений: умышленное загрязнение или выброс в воды загрязняющих веществ без сертификата, умышленное уничтожение, сокрытие или фальсификацию данных о находящихся на хранении или подлежащих переработке вредных веществ и материалов. Законами о чистоте вод и чистоте атмосферного воздуха предусмотрено наказание на срок до двух лет.

«Наряду с основными мерами наказания за экологические преступления, к юридическим, а иногда и к физическим лицам применяются дополнительные санкции, влекущие для правонарушителей отрицательные экономические последствия»[36]. К ним относятся запрещение (лишение), ограничение или приостановление их права заключать контракты с федеральными государственными органами и получать от государства ссуды, дотации, субсидии и другие виды финансовой помощи. Юридические лица, являющиеся правонарушителями, заносятся в специальный список. Об этом уведомляются все заинтересованные государственные органы. Страховые компании могут отказать в страховании лицам, осужденным за экологические преступления, или повысить для них стоимость страховки.

Особенностью института абсолютной ответственности, то есть ответственности владельца источника повышенной опасности, по англо-американскому праву является то, что он применяется только в случае, если вред причинен собственности. Критерием служит опасная деятельность. Лицо может быть освобождено от ответственности, если вред причинен по вине Бога, как предусмотрено Законом США о суперфонде.

Примером абсолютной ответственности может быть такой судебный прецедент. «В 1964 году корпорация «Вексикол кемикл» приступила к захоронению химических отходов на отведенной ей территории штата Теннесси.

В 1973 году власти штата признали место захоронения отходов опасным и закрыли его. Функционирование могильника химических отходов привело к загрязнению источников питьевой воды, росту заболеваемости населения.

Местные жители подали против корпорации судебные иски по различным основаниям, в том числе с обвинением в непринятии надлежащих мер и со ссылкой на абсолютной ответственность причинителя вреда.

Суд признал абсолютную ответственность корпорации, а также ее вину за непринятие надлежащих мер и удовлетворил иски (более 5 млн. долларов компенсационных выплат и 7,5 млн. долларов штрафных санкций)».[37]

Таким образом, в США наказания более строгие, чем во Франции и Германии, и в данном случае учитывается умышленность совершения правонарушения и посягает ли оно на собственность гражданина. Применение мер носит комплексный характер: наряду с уголовными наказаниями применяются меры административного и гражданско-правового характера. Ответственность может быть исключена только в случае, если вред был причинен не по вине нарушителя, а по не зависящим от него обстоятельствам.

В других странах также предусмотрена уголовная ответственность за экологические правонарушения, есть отдельные главы в уголовных кодексах. Так, в Польше есть отдельный раздел «Преступления против окружающей среды». Он состоит из восьми статей (ст. 181-186), которые можно разделить на две группы: «Первая устанавливает ответственность за загрязнение, отходы, излучение (ст. 182-186), касающиеся любой концепции охраны окружающейся среды; вторая (ст.181, 187, 188) относится к охране природы, в том числе заповедной»[38]. Ответственность за реальные последствия наступает по квалифицированным составам преступлений. Если последним является уничтожение животного и растительного мира в значительных размерах, то лицо отвечает за деяние, предусмотренные ст.185 Уголовного Кодекса. Если же последнее – это причинение смерти человеку или причинение тяжкого вреда здоровью многих людей, то ответственность наступает по ст.185 гл.2 Уголовного Кодекса. «При наличии умышленной вины преступления наказываются лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет, неосторожной – штрафом, ограничением свободы либо лишением свободы на срок до двух лет. Первый вид квалифицированного преступления наказывается лишением свободы на срок от 6 месяцев до 8 лет, второй – от 2 до 12 лет»[39].

В некоторых преступлениях учитывается умышленность совершения правонарушения. При умышленной вине оно может наказываться штрафом, ограничением или лишением свободы до двух лет, при неосторожности – штрафом или ограничением свободы.

Кроме того, Уголовный Кодекс Польши устанавливает ответственность за:

1) уничтожение растительного или животного мира в значительных размерах (ст. 181 гл.1 УК), наказуемое при умышленной вине лишением свободы на срок от 3 месяцев до 5 лет, при неосторожности – штрафом, ограничением или лишением свободы до 2 лет;

2) причинение существенного вреда в результате:

а) уничтожения или повреждения растений или животных на особо охраняемых территориях (ст.181 гл.1 УК) и

б) уничтожение или повреждение растений или животных, находящихся под видовой охраной независимо от места совершения преступления (ст.181 гл.1 УК); в обоих случаях деяние наказывается при умышленной вине – штрафом, ограничением или лишением свободы до двух лет, при неосторожности – штрафом или ограничением свободы;

3)причинение существенного вреда в результате уничтожения, серьезного повреждения или значительного уменьшения природной стоимости охраняемых правом объектов или территорий (ст. 187 УК), что наказывается при умышленной вине штрафом или ограничением свободы;

4)неправомерное строительство или осуществление хозяйственной деятельности, угрожающей окружающей среде на территории, подлежащей охране с экологической точки зрения или ландшафтной либо в охранной зоне такой территории (ст. 188 УК); данное преступление наказывается только при наличии умысла штрафом, ограничением или лишением свободы до двух лет[40].

Помимо этих преступлений, которые определены в разделе «Преступления против окружающей среды», есть другие составы, которые помещены в других разделах, например, «Преступления против общественной безопасности», предусматривает ответственность за причинение катастроф.

Дополнительным источником, в котором содержатся предписания о преступлениях и проступках, является Закон об охране природы. В нем «ст.127 и ст.131 типизируют проступки; ст.128 типизирует преступления, ст.129 и 130 определяют уголовно-правовые меры, применяемые в случае назначения наказания за проступки по ст.127 и наказания за преступления по ст.128; ст.132 отсылает производство, касающееся проступков по ст. 127 и 131, к нормам Административно-процессуального кодекса (Кодекса о производстве по делам о проступках)».[41]

Наиболее значимыми предписаниями Закона об охране природы являются предписания, которые содержатся в п.1 и 2 ст. 127 данного Закона, которая имеет бланкетную конструкцию: наказанию в виде ареста (от 5 до 30 дней) или штрафа (от 5000 злотых, около 1200 евро) подлежит тот, кто умышленно нарушает запреты, установленные для охраны, в национальных парках, резерватах и др. охраняемых природных территорий, природно-ландшафтных комплексов, растений, животных или грибов, подлежащих видовой охране. Предусмотрена ответственность за экологические правонарушения и в специальных законах. Одним из таких является закон об отходах. «В разделе 9 Закона регулируется уголовная и административная ответственность за нарушение его норм»[42]. Установлен один состав экологического правонарушения (ст. 69 Закона): «Тот, кто вопреки предписаниям вывозит за границу опасные отходы, наказывается лишением свободы от трех месяцев до пяти лет».

Рассмотрим, какие виды ответственности существуют в одной из стран СНГ – Казахстана. В этом государстве принят Экологический кодекс, который устанавливает три вида ответственности за нарушение природоохранного законодательства: гражданско-правовая, административная и уголовная (ст. 319 Экологического кодекса). Как правило, «Возмещению подлежит ущерб, причиненный окружающей среде, здоровью граждан, имуществу физических и юридических лиц, государству вследствие: уничтожения и повреждения природных ресурсов; самовольного и нерационального использования природных ресурсов; самовольного загрязнения окружающей среды, в том числе аварийных, несогласованных залповых выбросов и сбросов, размещения отходов производства и потребления; сверхнормативного загрязнения окружающей среды»[43]. Возмещение вреда, причиненного окружающей среде, возможен в судебном или добровольном порядке. Моральный вред, причиненный гражданину, вследствие негативного воздействия на окружающую среду возмещается в соответствии с гражданским законодательством. Лицо, причинившее вред окружающей среде, вправе добровольно устранить нанесенный ущерб либо компенсировать его иным способом. Возмещение вреда может осуществляться в стоимостной форме за счет собственных средств лица, причинившего вред окружающей среде, или страховых выплат. С согласия сторон по решению суда вред может быть возмещен в натуральной форме путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению окружающей среды. К натуральным формам возмещения вреда относятся меры по восстановлению окружающей среды до состояния, имевшегося к моменту причинения вреда, предоставлению равноценного природного ресурса взамен уничтоженного либо поврежденного. Возмещение вреда в натуральной форме производится путем заключения договора и (или) соглашения, регламентирующих порядок, условия, сроки и объемы возмещения причиненного вреда.

Таким образом, проанализировав виды наказаний, на примере отдельных стран, мы установили, что наиболее распространенным видом наказаний за экологические проступки, в данных странах даже за преступления, является штраф, но его сумма бывает довольно высока. Помимо штрафа применяется и такой вид наказания, как лишение свободы, но, как правило, на небольшой срок. Отсюда видно, что, по сути, здесь преобладает гражданско-правовое регулирование с использованием мер финансового характера и лишь в опасных случаях – меры принуждения. В следующем параграфе рассмотрим возможности применения вышеназванных наказаний и их эффективность в публичных и частных отраслях права нашей стране.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных