Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Образ иг­ры в ли­те­ра­ту­ре и ки­но




Трудно най­ти боль­ший па­ра­докс в об­щес­т­вен­ном мне­нии, чем кон­т­раст меж­ду имид­жем шах­мат и со­би­ра­тель­ным об­ра­зом шах­ма­тис­та. Са­ма иг­ра уже дав­но ста­ла сим­во­лом ин­тел­лек­ту­аль­ной де­ятель­нос­ти. По сло­вам Сте­фа­на Цвей­га, она «вы­дер­жа­ла ис­пы­та­ние вре­ме­нем луч­ше, чем все кни­ги и тво­ре­ния лю­дей, это един­с­т­вен­ная иг­ра, ко­то­рая при­над­ле­жит всем на­ро­дам и всем эпо­хам, и ни­ко­му не из­вес­т­но имя бо­жес­т­ва, при­нес­ше­го ее на зем­лю, что­бы рас­се­ивать ску­ку, изощ­рять ум, обод­рять ду­шу».

Распространенный же ли­те­ра­тур­ный сте­ре­отип шах­ма­тис­та - са­мо­уг­луб­лен­ный мол­чун, чья зам­к­ну­тость гра­ни­чит с одер­жи­мос­тью и да­же с аутиз­мом. Вла­ди­мир На­бо­ков был за­яд­лым шах­ма­тис­том-лю­би­те­лем, но су­ро­во обо­шел­ся с лю­би­мой иг­рой в сво­ем зна­ме­ни­том ро­ма­не «За­щи­та Лу­жи­на» (1930). Глав­ный ге­рой, не­лю­ди­мый и не­ук­лю­жий грос­смей­с­тер, выг­ля­дит поч­ти из­го­ем об­щес­т­ва, ес­ли не при­ни­мать во вни­ма­ние его приз­нан­ный шах­мат­ный та­лант. Прав­да, в ки­но­вер­сии 2000 го­да соз­дан бо­лее бла­гоп­ри­ят­ный об­раз, да­же с ро­ман­ти­чес­ким от­тен­ком.

Стефан Цвейг то­же на­се­лил свой шах­мат­ный мир ущер­б­ны­ми и эк­с­цен­т­рич­ны­ми пер­со­на­жа­ми. Его пос­мер­т­но опуб­ли­ко­ван­ная «Шах­мат­ная но­вел­ла» (1942) пред­с­тав­ля­ет со­бой по­ли­ти­чес­кий и пси­хо­ло­ги­чес­кий ком­мен­та­рий к на­цис­т­с­ко­му ми­ро­воз­зре­нию, а в цен­т­ре сю­же­та про­хо­дят две пар­тии меж­ду чем­пи­оном ми­ра по шах­ма­там, по­луг­ра­мот­ным мо­ло­дым че­ло­ве­ком, и вра­чом, ко­то­рый со­шел с ума, иг­рая в шах­ма­ты с са­мим со­бой в зас­тен­ках гес­та­по. При этом Цвейг да­ет за­ме­ча­тель­ное опи­са­ние са­мой иг­ры:

«Разве уз­кое оп­ре­де­ле­ние «игра» не ос­кор­би­тель­но для шах­мат? Од­на­ко это и не на­ука, и не ис­кус­ство; вер­нее, неч­то сред­нее, ви­та­ющее меж­ду дву­мя эти­ми по­ня­ти­ями, по­доб­но то­му, как ви­та­ет меж­ду не­бом и зем­лей гроб Ма­го­ме­та. В этой иг­ре со­че­та­ют­ся са­мые про­ти­во­ре­чи­вые по­ня­тия: она и древ­няя, и веч­но но­вая; ме­ха­ни­чес­кая в сво­ей ос­но­ве, но при­но­ся­щая по­бе­ду толь­ко то­му, кто об­ла­да­ет фан­та­зи­ей; ог­ра­ни­чен­ная тес­ным ге­омет­ри­чес­ким прос­т­ран­с­т­вом, и в то же вре­мя без­г­ра­нич­ная в сво­их ком­би­на­ци­ях… Ее прос­тые пра­ви­ла мо­жет вы­учить лю­бой ре­бе­нок, в ней про­бу­ет свои си­лы каж­дый лю­би­тель, и в то же вре­мя в ее не­из­мен­но тес­ных квад­ра­тах рож­да­ют­ся осо­бен­ные, ни с кем несрав­ни­мые мас­те­ра - лю­ди, ода­рен­ные ис­к­лю­чи­тель­но спо­соб­нос­тя­ми шах­ма­тис­тов. Это осо­бые ге­нии, ко­то­рым по­лет фан­та­зии, нас­той­чи­вость и мас­тер­с­т­во точ­нос­ти свой­с­т­вен­ны не мень­ше, чем ма­те­ма­ти­кам, по­этам и ком­по­зи­то­рам, толь­ко в ином со­че­та­нии и с иной нап­рав­лен­нос­тью».

В на­ше вре­мя ре­гу­ляр­но воз­ни­ка­ют бо­лее по­зи­тив­ные об­ра­зы и ас­со­ци­ации, свя­зан­ные с шах­ма­та­ми и шах­ма­тис­та­ми. Кто не пом­нит на­ча­ло филь­ма о Джей­м­се Бон­де «Из Рос­сии с лю­бовью» (1963), где зло­дей Крон­ш­тин сра­зу же пос­ле по­бе­ды в шах­мат­ном тур­ни­ре пе­ре­хо­дит к под­го­тов­ке гло­баль­но­го за­го­во­ра? Ав­тор «бон­ди­аны» Иен Фле­минг и ре­жис­сер филь­ма уде­ли­ли боль­шое вни­ма­ние шах­мат­ной пар­тии меж­ду Крон­ш­ти­ным и его со­пер­ни­ком Мак-Адам­сом, используя в ка­чес­т­ве про­то­ти­па ре­аль­ную схват­ку меж­ду дву­мя ве­ли­ки­ми со­вет­с­ки­ми шах­ма­тис­та­ми - де­ся­тым чем­пи­оном ми­ра Бо­ри­сом Спас­ским и мно­го­лет­ним пре­тен­ден­том на выс­ший ти­тул Да­ви­дом Брон­ш­тей­ном. В ис­то­рии Фле­мин­га шах­ма­ты иг­ра­ют роль ме­та­фо­ры, ког­да один из со­рат­ни­ков Бон­да пре­дуп­реж­да­ет его: «Рус­ские иг­ра­ют в шах­ма­ты ве­ли­ко­леп­но. Они с блес­ком осу­щес­т­в­ля­ют свои тай­ные за­мыс­лы. Иг­ра спла­ни­ро­ва­на до ме­ло­чей, и все гам­би­ты про­тив­ни­ка уч­те­ны за­ра­нее».

Существуют де­сят­ки дру­гих филь­мов, где шах­ма­ты ис­поль­зо­ва­лись по­доб­ным об­ра­зом, что­бы под­чер­к­нуть про­ни­ца­тель­ность и стра­те­ги­чес­кое мыш­ле­ние глав­но­го ге­роя. В филь­ме «Убий­цы» (1995) Силь­вестр Стал­ло­не и Ан­то­нио Бан­де­рас пред­с­та­ют в об­ли­ке про­фес­си­ональ­ных кил­ле­ров, ко­то­рые днем пы­та­ют­ся убить друг дру­га, а по но­чам иг­ра­ют друг с дру­гом в шах­ма­ты по Ин­тер­не­ту. В филь­ме Стен­ли Куб­ри­ка «2001: Кос­ми­чес­кая одис­сея» (1968) ком­пь­ютер HAL 9000 лег­ко обыг­ры­ва­ет в шах­ма­ты Фрэн­ка Пу­ла, что слу­жит пред­з­на­ме­но­ва­ни­ем его ги­бе­ли по ви­не ма­ши­ны.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных