Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Угроза силь­нее ее ис­пол­не­ния. Одна из кон­цеп­ций, тес­но свя­зан­ных с ини­ци­ати­вой, бы­ла изящ­но сфор­му­ли­ро­ва­на Ним­цо­ви­чем: «Угро­за силь­нее ее ис­пол­не­ния»




Одна из кон­цеп­ций, тес­но свя­зан­ных с ини­ци­ати­вой, бы­ла изящ­но сфор­му­ли­ро­ва­на Ним­цо­ви­чем: «Угро­за силь­нее ее ис­пол­не­ния». Ата­ку не­обя­за­тель­но до­во­дить до ло­ги­чес­ко­го за­вер­ше­ния, что­бы ока­зать раз­ру­ши­тель­ное воз­дей­с­т­вие на по­зи­цию со­пер­ни­ка. Ес­ли ему при­хо­дит­ся те­рять вре­мя на пос­пеш­ную за­щи­ту на од­ном учас­т­ке дос­ки, то это да­ет возможность по­бе­дить на дру­гом. Пе­ред на­ча­лом опе­ра­ции «Овер­лорд» двой­ные аген­ты со­юз­ни­ков убе­ди­ли на­цис­тов в том, что глав­ная ата­ка нач­нет­ся воз­ле Па-де-Ка­ле. Это зас­та­ви­ло Гит­ле­ра пе­реб­ро­сить ту­да элит­ные ди­ви­зии Ром­ме­ля и тем са­мым ос­ла­бить обо­ро­ну на учас­т­ке вы­сад­ки ос­нов­ных сил де­сан­та.

Знаменитая фра­за Ним­цо­ви­ча то­же свя­за­на с вос­п­ри­яти­ем и чем-то срод­ни ста­рой пос­ло­ви­це Уолл-ст­ри­та: «По­ку­пай слу­хи, про­да­вай но­вос­ти». Ожи­да­ние со­бы­тия мо­жет ока­зы­вать бо­лее мощ­ное дей­с­т­вие, чем са­мо со­бы­тие, или, ина­че го­во­ря, оно не­от­де­ли­мо от са­мо­го со­бы­тия. Ес­ли в пе­ре­пол­нен­ном те­ат­ре крик­нуть: «По­жар!», то ре­зуль­тат - по край­ней ме­ре на ко­рот­кое вре­мя - бу­дет та­ким же, как при нас­то­ящем по­жа­ре.

Даже на шах­мат­ной дос­ке ини­ци­ати­ва не яв­ля­ет­ся аб­со­лют­ным фак­то­ром. Хо­тя мы и го­во­рим, что ини­ци­ати­вой вла­де­ет один из со­пер­ни­ков, обыч­но и дру­гой име­ет свою кон­т­риг­ру. До­пус­тим, у бе­лых ак­тив­ная фи­гур­ная иг­ра на ко­ро­лев­с­ком флан­ге, а чер­ные про­ры­ва­ют их обо­ро­ну на про­ти­во­по­лож­ном учас­т­ке дос­ки. В та­ких си­ту­аци­ях обо­ро­на ста­но­вит­ся от­но­си­тель­ным фак­то­ром, и толь­ко ата­ка име­ет аб­со­лют­ное зна­че­ние. Обе сто­ро­ны изо всех сил ста­ра­ют­ся как мож­но быс­т­рее раз­вить свое пре­иму­щес­т­во.

Обоюдное пре­иму­щес­т­во не­обя­за­тель­но под­ра­зу­ме­ва­ет тер­ри­то­ри­аль­ное раз­де­ле­ние. К при­ме­ру, в роз­нич­ной тор­гов­ле оно мо­жет оз­на­чать сег­мен­ты рын­ка и ка­те­го­рии то­ва­ров. Ес­ли мы до­ми­ни­ру­ем в од­ной об­лас­ти, пусть да­же нез­на­чи­тель­ной, то име­ем пре­иму­щес­т­во и мо­жем вос­поль­зо­вать­ся да­же од­ной тор­го­вой пло­щад­кой для рас­ши­ре­ния сфе­ры вли­яния.

 

Немного об обороне

 

Для ус­пеш­ной ата­ки аг­рес­сив­ный склад ума тре­бу­ет го­тов­нос­ти к на­ру­ше­нию су­щес­т­ву­юще­го по­ло­же­ния ве­щей и да­же страс­т­но­го же­ла­ния его на­ру­шить. Взяв ини­ци­ати­ву на се­бя, мы ус­т­рем­ля­ем­ся в не­ве­до­мое, вмес­то то­го что­бы ждать, по­ка кто-то дру­гой сде­ла­ет свой ход. На­па­да­ющий дей­с­т­ву­ет в ус­ло­ви­ях не­оп­ре­де­лен­нос­ти, ко­то­рые мно­гим мо­гут по­ка­зать­ся неп­ри­ят­ны­ми и опас­ны­ми. Од­на­ко сле­до­ва­ние прин­ци­пу «по­жи­вем - уви­дим» серь­ез­но ог­ра­ни­чи­ва­ет на­ши воз­мож­нос­ти.

Честно го­во­ря, за­щи­та во мно­гих от­но­ше­ни­ях бо­лее ра­ци­ональ­на, чем на­па­де­ние. Ста­рин­ная во­ен­ная муд­рость гла­сит, что для ус­пеш­ной ата­ки на­па­да­ющий дол­жен об­ла­дать тро­ек­рат­ным пре­вос­ход­с­т­вом в си­лах (в шах­ма­тах обыч­но хва­та­ет прос­то­го боль­шин­с­т­ва). Обо­ро­на под­ра­зу­ме­ва­ет сох­ра­не­ние ре­сур­сов и ми­ни­маль­ный риск, что со­от­вет­с­т­ву­ет ес­тес­т­вен­ным че­ло­ве­чес­ким склон­нос­тям. Кро­ме то­го, пе­ред обо­ро­ня­ющим­ся сто­ит ме­нее ши­ро­кий круг за­дач: он дол­жен лишь обес­пе­чить за­щи­ту сво­их сла­бых мест. Лишь ред­кие ге­нии, на­по­до­бие Тиг­ра­на Пет­ро­ся­на, дос­ти­га­ли со­вер­шен­с­т­ва в шах­мат­ном сти­ле, поч­ти це­ли­ком ос­но­ван­ном на по­зи­ци­он­ной за­щи­те. Но это про­ис­хо­дит в иг­ре, где хо­ды де­ла­ют­ся по оче­ре­ди, не­за­ви­си­мо от по­зи­ции. В ре­аль­ной же об­с­та­нов­ке ини­ци­ати­ва ос­лож­ня­ет­ся внеш­ни­ми об­с­то­ятель­с­т­ва­ми и стал­ки­ва­ет­ся со встреч­ны­ми ини­ци­ати­ва­ми. По ме­ре ус­ко­ре­ния тем­пов ми­ро­во­го раз­ви­тия пре­иму­щес­т­во не­ук­лон­но сме­ща­ет­ся в поль­зу ата­ку­ющей сто­ро­ны.

В на­ши дни во­ен­ное ис­кус­ство обо­ро­ны поч­ти пол­нос­тью ус­та­ре­ло и на­хо­дит­ся в упад­ке из-за стре­ми­тель­но­го раз­ви­тия тех­но­ло­гий. Пер­вая ми­ро­вая вой­на бы­ла по су­ти пос­лед­ней дол­гой вой­ной на ис­то­ще­ние сил, так как по­яви­лась мо­биль­ная бро­не­тех­ни­ка. В на­ча­ле Вто­рой ми­ро­вой вой­ны гер­ман­с­кие тан­ки ура­га­ном прош­лись по Ев­ро­пе и час­то за один день зах­ва­ты­ва­ли тер­ри­то­рию боль­шую, чем ар­мия чет­вер­ть­ве­ко­вой дав­нос­ти за нес­коль­ко ме­ся­цев. Се­год­ня на во­ору­же­нии име­ют­ся бом­бы с ла­зер­ным на­ве­де­ни­ем, спо­соб­ные раз­ру­шить бе­тон­ный бун­кер на глу­би­не до ста мет­ров. Ста­тич­ная обо­ро­на умер­ла. Сов­ре­мен­ные во­ен­ные док­т­ри­ны строятся на прин­ци­пе на­не­се­ния пер­во­го уда­ра с при­чи­не­ни­ем про­тив­ни­ку «неп­ри­ем­ле­мо­го ущер­ба».

Эта тен­ден­ция за­мет­на и в граж­дан­с­ком об­щес­т­ве. При ны­неш­нем тем­пе жиз­ни пас­сив­ность в ин­вес­ти­ци­ях и в про­ве­де­нии кор­по­ра­тив­ной стра­те­гии ус­та­ре­ла так же, как оса­да кре­пос­тей и окоп­ная вой­на. Ес­ли мы не за­ни­ма­ем «агрес­сив­ную по­зи­цию» на пе­ред­нем крае, то быс­т­ро ос­та­ем­ся по­за­ди. Нет не­об­хо­ди­мос­ти ог­ля­ды­вать­ся да­ле­ко на­зад, что­бы най­ти при­ме­ры. Пом­нит ли кто-ни­будь наз­ва­ние Al­ta­Vis­ta? Это бы­ла од­на из мно­гих по­ис­ко­вых сис­тем, от­тес­нен­ная на обо­чи­ну сна­ча­ла сис­те­мой Ya­hoo!, а по­том ги­ган­том Go­og­le. По­ис­ко­вая сис­те­ма Ya­hoo! дос­та­точ­но опе­ре­жа­ла об­щее нап­рав­ле­ние раз­ви­тия, что­бы ди­вер­си­фи­ци­ро­вать свой биз­нес. Ког­да же бур­ное раз­ви­тие Go­og­le сде­ла­ло дру­гие по­ис­ко­вые сис­те­мы поч­ти не­нуж­ны­ми, Ya­hoo! уже пе­ре­мес­ти­лась в об­ласть кон­тен­та и ус­луг. Al­ta­Vis­ta и дру­гие по­ис­ко­ви­ки, та­кие, как Lycos и Hot­Bot, бы­ли пог­ло­ще­ны круп­ны­ми кон­цер­на­ми и те­перь су­щес­т­ву­ют лишь в ви­де нос­таль­ги­чес­ких наз­ва­ний их брен­дов.

 

Риск и успех

 

В сов­ре­мен­ном ми­ре роль ата­ку­ющей стра­те­гии не­ук­лон­но воз­рас­та­ет. Еще не­дав­но ли­ди­ру­ющая по­зи­ция бы­ла не­сом­нен­но луч­шей, но и вто­рое мес­то счи­та­лось очень неп­ло­хим. Те­перь вто­рое мес­то мо­жет гра­ни­чить с бес­по­лез­нос­тью! Ата­ка соп­ря­же­на с рис­ком, но в быс­т­ром и вы­со­ко­тех­но­ло­гич­ном ми­ре наг­ра­да вы­ше, а на­ка­за­ние за не­ре­ши­тель­ность бы­ва­ет бо­лее су­ро­вым. Ес­ли вер­нуть­ся к на­шей тер­ми­но­ло­гии МВК («ма­те­ри­ал - вре­мя - ка­чес­т­во»), фак­тор вре­ме­ни при­об­рел еще бо­лее важ­ное зна­че­ние, как и сво­ев­ре­мен­ность ата­ку­ющих дей­с­т­вий.

Возьмем пос­лед­нюю мо­дель Ap­ple iPod, ши­ро­ко из­вес­т­ный iPod Na­no. Ком­па­ния Ap­ple за­ме­ни­ла iPod Mi­ni, один из са­мых по­пу­ляр­ных элек­т­рон­ных то­ва­ров в ис­то­рии, ког­да он был еще на­ибо­лее про­да­ва­емым про­дук­том в ее ас­сор­ти­мен­те. Они не ста­ли ждать кон­ку­рен­ции со сто­ро­ны дру­гих ком­па­ний или за­мед­ле­ния тем­пов про­даж. Они пе­рек­ры­ли ни­шу соб­с­т­вен­но­го пре­ды­ду­ще­го то­ва­ра, вы­пус­тив но­вую мо­дель, - а это не­ма­лый риск! С дру­гой сто­ро­ны, как мы мог­ли убе­дить­ся, ком­па­ния Mic­ro­soft жда­ла два го­да, преж­де чем прис­ту­пи­ла к ра­бо­те над но­вым бра­узе­ром Ex­p­lo­rer, ког­да ры­ноч­ная до­ля это­го то­ва­ра на­ча­ла за­мет­но сок­ра­щать­ся.

В от­ли­чие от Mic­ro­soft мы не мо­жем поз­во­лить се­бе та­кие ошиб­ки. У этой кор­по­ра­ции дос­та­точ­но ре­сур­сов, что­бы вы­дер­жать па­де­ние ры­ноч­ной до­ли на 10% и от­во­евать ее бла­го­да­ря раз­ра­бот­ке но­вых про­дук­тов. Для дру­гих ком­па­ний по­доб­ный удар бу­дет оз­на­чать уволь­не­ние мно­гих сот­руд­ни­ков. А для то­го, кто за­ни­ма­ет силь­ную по­зи­цию, рис­ко­ван­ное пред­п­ри­ятие - на са­мом де­ле не та­кой уж боль­шой риск, в то вре­мя как без­дей­с­т­вие га­ран­ти­ру­ет не­уда­чу. Луч­ше рис­к­нуть соб­с­т­вен­ным ус­пе­хом, чем обес­пе­чить чу­жой ус­пех за ваш счет.

Лишь бла­го­да­ря пос­то­ян­ной прак­ти­ке мы при­вы­ка­ем к боль­ше­му уров­ню рис­ка. Чем жес­т­че кон­ку­рен­ция, чем вы­ше став­ки - тем с боль­шим рис­ком свя­зан ус­пех. От кро­шеч­но­го пре­иму­щес­т­ва до по­бе­ды про­ле­га­ет боль­шой путь. Очень час­то, дос­тиг­нув оп­ре­де­лен­ных стра­те­ги­чес­ких це­лей, мы об­на­ру­жи­ва­ем лишь то, что у шах­ма­тис­тов на­зы­ва­ет­ся «ма­лым плю­сом» (+/=), - ины­ми сло­ва­ми, лишь чуть луч­ше пол­но­го ра­вен­с­т­ва. Ес­тес­т­вен­но, это луч­ше, чем рав­ное или худ­шее по­ло­же­ние, но пси­хо­ло­ги­чес­ки труд­но прев­ра­тить «ма­лый плюс» в ре­ша­ющее пре­иму­щес­т­во. От­час­ти это про­ис­хо­дит из-за так на­зы­ва­емой «влюб­лен­нос­ти в свою по­зи­цию». Мы так до­воль­ны сво­им пре­иму­щес­т­вом, что не хо­тим рис­ко­вать его по­те­рей. Мы ма­нев­ри­ру­ем и пы­та­ем­ся сох­ра­нить плю­сы сво­ей по­зи­ции, не пред­п­ри­ни­мая ни­че­го су­щес­т­вен­но­го. Но в иг­ре с силь­ным со­пер­ни­ком это за­частую при­во­дит к по­те­ре ини­ци­ати­вы. Без нас­то­яще­го рис­ка поч­ти не­воз­мож­но до­бить­ся ощу­ти­мых ре­зуль­та­тов.

Мы час­то су­дим о шах­мат­ных по­зи­ци­ях по фак­то­ру рис­ка и го­во­рим, к при­ме­ру, «те­перь бе­лые иг­ра­ют на три ре­зуль­та­та», имея в ви­ду, что ре­зуль­та­том рис­ко­ван­но­го пла­на бе­лых мо­жет стать по­бе­да, ничья или по­ра­же­ние. Ког­да шах­ма­тист де­ла­ет ход, ве­ду­щий на не­из­ве­дан­ную тер­ри­то­рию, он слов­но ос­во­бож­да­ет­ся от рем­ней бе­зо­пас­нос­ти. Иг­ра же на два ре­зуль­та­та оз­на­ча­ет по­пыт­ку из­бе­жать рис­ка, то есть иг­рать на по­бе­ду, сох­ра­няя воз­мож­ность ухо­да в ни­чей­ную га­вань. Та­кая стра­те­гия поз­во­ля­ет спас­ти по­ло­же­ние в слу­чае, ес­ли де­ла пой­дут не так, как бы­ло зап­ла­ни­ро­ва­но. На выс­шем уров­не, где поч­ти не­воз­мож­но по­бе­дить без зна­чи­тель­но­го рис­ка, иг­ра на два ре­зуль­та­та час­то при­во­дит к ее вы­хо­ла­щи­ва­нию и ничь­ей.

Слишком ос­то­рож­ное по­ве­де­ние - еще од­на раз­но­вид­ность уми­рот­во­ре­ния, обыч­но со­пут­с­т­ву­ющая скром­ным ре­зуль­та­там. На­хо­дясь в серь­ез­ной опас­нос­ти, мы ин­ту­итив­но зна­ем, что дол­ж­ны рис­ко­вать, ес­ли хо­тим вы­жить. Но ког­да де­ла идут хо­ро­шо, мы не спе­шим пос­ту­пать­ся дос­тиг­ну­тым, и лишь серь­ез­ные пе­ре­ме­ны мо­гут под­тол­к­нуть нас к ак­тив­нос­ти. Тог­да лю­ди вкла­ды­ва­ют день­ги в сме­лые пред­п­ри­ятия, от­п­рав­ля­ют­ся на по­иск не­из­ве­дан­но­го и рис­ку­ют не­боль­ши­ми пре­иму­щес­т­ва­ми ра­ди дол­гос­роч­ной ини­ци­ати­вы. Риск соп­ря­жен как с уда­чей, так и с не­уда­чей, по­это­му му­жес­т­во име­ет ре­ша­ющее зна­че­ние.

«Возьмитесь за то, что вы мо­же­те сде­лать, или ду­ма­ете, что смо­же­те сде­лать. В храб­рос­ти есть своя ма­гия, си­ла и ге­ний» (Ге­те).

Для ата­ки не­об­хо­ди­мы аб­со­лют­ное хлад­нок­ро­вие и сво­ев­ре­мен­ность. Вы­бор пра­виль­но­го мо­мен­та для ата­ки - это од­нов­ре­мен­но ис­кус­ство и на­ука, и да­же луч­шие из луч­ших час­то ог­ра­ни­чи­ва­ют­ся лишь до­гад­ка­ми. Ок­но воз­мож­нос­тей, как пра­ви­ло, очень ма­ло, как это бы­ва­ет с боль­шин­с­т­вом динамических фак­то­ров. Нет ни­ка­ких не­оно­вых вы­ве­сок, пре­дуп­реж­да­ющих об удач­ной воз­мож­нос­ти, ожи­да­ющей за со­сед­ним уг­лом.

Шахматисты не­ред­ко ста­ра­ют­ся улуч­шить свои ата­ку­ющие и так­ти­чес­кие на­вы­ки, ре­шая шах­мат­ные этю­ды. По­зи­ции мо­гут быть взя­ты из ре­аль­ных пар­тий или при­ду­ма­ны спе­ци­аль­но - точ­но так же, как и пред­мет­ные ис­сле­до­ва­ния в шко­лах биз­не­са В этю­де обыч­но пред­ла­га­ет­ся най­ти ре­ше­ние в за­дан­ной по­зи­ции. Это ув­ле­ка­тель­ное за­ня­тие по­лез­но для быс­т­ро­го за­учи­ва­ния раз­но­об­раз­ных так­ти­чес­ких при­емов, но оно во мно­гом отор­ва­но от дей­с­т­ви­тель­нос­ти. В нас­то­ящей шах­мат­ной пар­тии нич­то не под­с­ка­жет вам воз­мож­ность по­бед­ной ком­би­на­ции. По­это­му бди­тель­ность - сле­ду­ющее по важ­нос­ти ору­жие в ар­се­на­ле ата­ку­юще­го шах­ма­тис­та.

Определение воз­мож­нос­тей тре­бу­ет от­ка­за от пред­в­зя­тых оце­нок по­зи­ции. Об­щие пра­ви­ла и при­выч­ные схе­мы рас­суж­де­ний, ко­то­ры­ми мы поль­зу­ем­ся для эко­но­мии вре­ме­ни, мо­гут по­ме­шать нам оп­ре­де­лить на­илуч­шие воз­мож­нос­ти. Это осо­бен­но спра­вед­ли­во для «спо­кой­ных» по­зи­ций - пе­ри­одов ста­биль­нос­ти, ког­да шан­сы на ата­ку выг­ля­дят ма­ло­ве­ро­ят­ны­ми. Же­ла­тель­но так­же из­бе­гать за­ра­нее сос­тав­лен­ных пред­в­зя­тых суж­де­ний о со­пер­ни­ке. Нам час­то на­по­ми­на­ют, что нель­зя не­до­оце­ни­вать сво­их оп­по­нен­тов, од­на­ко их пе­ре­оцен­ка так­же мо­жет стать при­чи­ной упу­щен­ных воз­мож­нос­тей.

В тур­ни­ре пре­тен­ден­тов на пер­вен­с­т­во ми­ра (Цю­рих, 1953) про­изош­ла са­мая по­ра­зи­тель­ная двой­ная ошиб­ка в ис­то­рии про­фес­си­ональ­ных шах­мат на выс­шем уров­не. Аме­ри­ка­нец Сэ­мю­эль Ре­шев­с­кий, быв­ший шах­мат­ный вун­дер­кинд, а тог­да - один из пре­тен­ден­тов на ти­тул чем­пи­она, вел упор­ную за­щи­ту в пар­тии с ве­ду­щим вен­гер­с­ким грос­смей­с­те­ром Лас­ло Са­бо. Венгр объ­явил шах ко­нем, ос­тав­ляв­ший лишь два воз­мож­ных от­ве­та: Ре­шев­с­кий мог ли­бо взять ко­ня, ли­бо отой­ти ко­ро­лем. Но да­же при та­ком ог­ра­ни­ченном вы­бо­ре Ре­шев­с­кий при­нял неп­ра­виль­ное ре­ше­ние! На­хо­дясь в цей­т­но­те, он пос­пеш­но взял ко­ня, что мог­ло при­вес­ти к фор­си­ро­ван­но­му ма­ту в два хо­да, ко­то­рый уви­дел бы да­же шах­ма­тист-лю­би­тель.

Невероятно, но Са­бо то­же не за­ме­тил этой воз­мож­нос­ти! Вмес­то то­го что­бы пос­та­вить мат, он взял фи­гу­ру со­пер­ни­ка. Че­рез нес­коль­ко хо­дов пар­тия за­вер­ши­лась вничью, и по­ра­зи­тель­ная двой­ная ошиб­ка ста­ла дос­то­яни­ем ис­то­рии. Поз­д­нее раз­до­са­до­ван­ный Са­бо воз­ло­жил ви­ну на со­пер­ни­ка, за­явив, что он не мог ожи­дать от «ве­ли­ко­го Ре­шев­с­ко­го» та­кой гру­бей­шей ошиб­ки.

Способность ис­поль­зо­вать шанс для ата­ки тре­бу­ет оцен­ки лю­бых пе­ре­мен в ва­шей по­зи­ции, в ок­ру­жа­ющей об­с­та­нов­ке и в сос­то­янии со­пер­ни­ка. Не­боль­шое из­ме­не­ние, по­на­ча­лу ка­жу­ще­еся не­су­щес­т­вен­ным, мо­жет со­еди­нить­ся с даль­ней­ши­ми пре­об­ра­зо­ва­ни­ями и сде­лать уяз­ви­мой по­зи­цию ва­ше­го оп­по­нен­та.

Даже в при­мер­но рав­ном по­ло­же­нии тот, кто на­хо­дит­ся в обо­ро­не, име­ет боль­ше шан­сов со­вер­шить ошиб­ку. Ак­тив­ная по­зи­ция рас­ши­ря­ет воз­мож­нос­ти вы­бо­ра и при­да­ет нам уве­рен­ность в соб­с­т­вен­ных си­лах. Энер­гия, ко­то­рую мы соз­да­ем - ад­ре­на­лин на­ше­го ин­тел­лек­та, - де­ла­ет нас хо­зя­ева­ми сво­ей судь­бы. Таль од­наж­ды ска­зал, что худ­шим хо­дом в его жиз­ни был от­каз от рис­ко­ван­ной жер­т­вы, на ко­то­рую он пос­ле 40-ми­нут­но­го раз­думья так и не ре­шил­ся. Шах­ма­тист ата­ку­юще­го сти­ля иног­да мо­жет со­жа­леть о не­удач­ных хо­дах, но го­раз­до ху­же со­жа­леть о доб­ро­воль­но упу­щен­ной воз­мож­нос­ти.

Савелий Тар­та­ко­вер обо­га­тил шах­мат­ную ис­то­рию не толь­ко сво­ими блес­тя­щи­ми пар­ти­ями, но и сот­ня­ми афо­риз­мов и жи­во­пис­ных ис­то­рий. Од­но из мо­их лю­би­мых из­ре­че­ний: «Пер­вое не­об­хо­ди­мое ус­ло­вие для ата­ки - это во­ля к ата­ке». Все на­ши на­вы­ки пла­ни­ро­ва­ния и оцен­ки ос­та­ют­ся чис­то ака­де­ми­чес­ки­ми, ес­ли не под­к­реп­ля­ют­ся во­лей и

ре­ши­мос­тью на­нес­ти удар при пер­вой воз­мож­нос­ти. Аг­рес­сив­ный под­ход име­ет свои кон­к­рет­ные прак­ти­чес­кие вы­го­ды. Ес­ли вы уже сра­жа­етесь, то пом­ни­те, что пер­вый удар мо­жет стать пос­лед­ним, и его сле­ду­ет на­нес­ти рань­ше, чем это сде­ла­ет ваш со­пер­ник.

 

Ро­берт Джеймс Фи­шер (р. 9.03.1943), США






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных