Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Сущность и структура монологической речи и монологического высказывания в психолого - педагогической литературе




Содержание Оглавление

Введение ……………………………………………………………………….….3

Глава I. Проблема Теоретические основы формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание в процессе посредством использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения..…………………...8

1.1. Сущность и структура монологической речи и монологического высказывания в психолого - педагогической литературе……………………..8

1.2. Возможности использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения в для (с целью) формировании у младших школьников умения создавать монологическое высказывание……………………………..15

1.3. Педагогические условия использования пересказа художественного текста в формировании у младших школьников умения создавать монологические высказывания……………………………………..23

Обоснование педагогических условий формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание посредством использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения

Глава II. Опытно – экспериментальная работа по формированию у младших школьников умения создавать монологические высказывания в процессе посредством использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения …………………………………………………………………………..28

2.1 Определение уровня сформированности умения монологической речи у младших школьников или умения создавать монологическое высказывание ЧТО ПРВЕРЯЕТЕ?? …………………………………………………….

2.2. Реализация психолого-педагогических условий по формированию у младших школьников умения создавать монологические высказывания в процессе посредством использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения ……………………………………………………………..

2.3. Проверка эффективности психолого-педагогических условий формирования речевой культуры младших школьников в процессе использования пересказа художественного текста на уроках литературного чтения…СМ тему…………………………………………………………………………….

Заключение…………………………………………………………………………

Список литературы………………………………………………………………..

Приложения

 

Введение

Актуальность исследования. Проблема обучения монологической речи в младшем школьном возрасте является одной из самых актуальных проблем в методике обучения литературному чтению. Обучение монологической речи - чрезвычайно сложное дело. Монологическое высказывание рассматривается как компонент процесса общения любого уровня - парного, группового, массового. Это означает, что любое монологическое высказывание монологично по своей природе, всегда кому - то адресовано, даже если этот адресат - сам говорящий, хотя в структурном и многих других отношенийях его виды весьма специфичны.

Обучение говорению как процессу продуктивному требует от учащегося построения высказывания, обусловленного ситуации общения, представляет собой сложную методическую задачу, поскольку овладение им связано с наибольшими трудностями для учащихся и требует больших временных затрат и усилий как со стороны учителя, так и учащихся. Тем не менее эти затраты времени и усилия окупаются, если учащиеся овладевают этой деятельностью на начальном этапе на строго отработанном минимальном материале, который обеспечивает мотивационный уровень и надежную базу для формирования других речевой деятельности.

Хорошие результаты для формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание дает использование пересказа художественного текста на уроках литературного чтения.

Пересказом называется недословное воспроизведение художественного

текста (целого или отрывка). Пересказ носит творческий характер, так как, пересказывая, ученик не только воссоздаёт художественные образы, сохраняя словесную ткань произведения, но и привносит своё толкование художественного текста или его части. Художественный пересказ обогащает словарный запас школьников, способствует формированию умения создавать монологические высказывания.

Степень разработанности темы исследования. Обучение монологической речи как понятие и как терминологическое сочетание заняло прочное место в методической литературе. В настоящее время имеется достаточно богатый опыт методической организации обучения монологической речи: целый ряд отечественных и зарубежных исследований, посвященных структуре обучения говорению (И.А. Зимняя, А.А.Леонтьев), общетеоретическим вопросам обучения монологической речи, таким как лингвистическая характеристика монологического высказывания (А.А. Алхазишвили и др.), функциональные типы монологических высказываний (А.К.Артыкбаева, Н.В.Долгалова, М.Н.Калнинь, О.А.Нечаева, Л.И.Новожилова, О.Г.Резель и др.).

Однако до настоящего времени остается почти неисследованной в полном объеме педагогические условия формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами посредством пересказа художественного текста на уроках литературного чтения.

Опираясь на анализ научных источников, мы пришли к убеждению, что обращение к проблеме формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание является своевременным и необходимым. Логика построения актуальности: сначала все о мо умении строить монологическое высказывание, затем – об уроках литературного чтении и возможностях пересказа для этой цели. А что говорить о Вашей теме

Проведенное нами исследование Проведенный анализ теории и практики обучения умениям и навыкам устной речи позволило выявить противоречие между растущей значимостью проблемы формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание на уроках литературного чтения средствами пересказа художественного текста и недостаточностью ее разработанности. Таким образом, обращение к теме дипломного исследования объясняется ее актуальностью и перспективностью.

Выявленные противоречия позволили сформулировать проблему исследования,: каковы педагогические условия, обеспечивающие организацию работы по формированиюя у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами посредством пересказа художественного текста на уроках литературного чтения.

Значимость обозначенной проблемы и ее недостаточная разработанность в педагогической теории и практике обусловили выбор темы исследования: « Пересказ художественного текста на уроках литературного чтения как средство формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание ».

Решение данной проблемы определяет цель исследования: выявить и обосновать педагогические условия по использованию пересказа художественного текста на уроках литературного чтения, как средства формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание.

выявить и обосновать педагогические условия формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание посредством пересказа художественного текста на уроках литературного чтения.

 

Объект исследования: процесс формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание.

Предмет исследования: педагогические условия организации работы по использованию пересказа художественного текста на уроках литературного чтения, как средства формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание. См цель

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой процесс формированияе у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами посредством пересказа художественного текста на уроках литературного чтения будет проходить наиболее эффективно при следующих условиях:

- при активизации активизация словаря учащихся при работе над частями речи Вы имели в виду части текста???, способствующего успешному применению пересказа для формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание.

- при использовании использование различных видов пересказа художественного текста, для успешного формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание. Подумайте, пожалуйста, еще над условиями. Может быть план пересказа (высказывания), виды работы в паре, группе, памятки для составления пересказа (высказывания) и т.д. Исходите из требований к монологическому высказыванию… См. теорию: уровни высказывания, типы, умения, и т.д.

В соответствии с предметом, целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования, раскрыть сущность понятий монологическая речь, монологическое высказывание, пересказ художественного чтения, младший школьный возраст.

2. Рассмотреть возможности использования пересказа художественного текста на уроках литературного для формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание.

3. Выявить уровень сформированности умений монологической речи у младших школьников.Что будете проверять? Соотнесите понятия монологическая речь и монологическое высказывание. Это не одно и то же. В теме у Вас заявлено монологическое высказывание. На него и опирайтесь, иначе возникнут лишние вопросы…

4. Теоретически обосновать и реализовать на практике педагогические условия, формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами пересказа художественного текста на уроках литературного чтения.

5. Проверить эффективность проведенной работы

Методы исследования:

1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы.

2. Эмпирические: эксперимент окружающего в единстве его этапов: констатирующего, формирующего и контрольного. ВКР для бакалавров обязательно содержит констатирующий эксперимент, апробацию пед. условий. Контрольный срез не обязателен, но возможен.

3. Методы обработки данных: количественный и качественный анализ полученных результатов.

Методологическая основа исследования

Этапы исследования

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем обоснована целесообразность использования пересказа художественного текста в качестве средства формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание.

Практическая значимость заключается в практическом обосновании педагогических условий способствующих формированию у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами пересказа художественного текста на уроках литературного чтения.

Содержание работы может быть использовано педагогами начальной школы для формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами пересказа художественного текста на уроках литературного чтения.

База исследования 3 - а и 3 б кл. в количестве 20 чел в каждом. Белозерской средней общеобразовательной школы № 2. Школа, класс – один.

Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

Во введении отражена актуальность проблемы и представлен методологический аппарат исследования. В первой главе определены базовые понятия исследования, дано теоретическое обоснование проблемы, раскрыты педагогические условия формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание средствами пересказа художественного текста на уроках литературного чтения. Вторая глава содержит опытно-экспериментальную работу (констатирующий и формирующий эксперименты, контрольный срез) по проблеме исследования В заключении содержатся основные выводы и обобщения, которые указывают на то, что выдвинутая нами гипотеза подтверждена. Список литературы состоит из… источников. В приложении представлены….

 

Глава I. Проблема формирования у младших школьников умения создавать монологическое высказывание в процессе использования пересказа художественного текста на уроках литературного Все названия соотнести с оглавлением

 

Сущность и структура монологической речи и монологического высказывания в психолого - педагогической литературе

 

Монологическая речь как вид вербального общения представляет собой сложное и многогранное явление. Эффективное развитие умений устной монологической речи требует ясного представления о её содержании на лингвистическом (языковом) уровне с учетом целей и задач рассматриваемого этапа обучения.

Отношение к определению монологической речи у психологов и лингвистов не однозначно. Так, по мнению Е.И.Пассова, нет речи монологической или диалогической, а есть высказывание разных уровней – на уровне слова, словосочетания, фразы, сверхъединства и текста с одной стороны. С другой стороны, существует общение, то есть взаимодействие с другими людьми как внутренний механизм жизни коллектива [25, с.23].

И.А.Зимняя считает, что монолог – это большая или меньшая часть диалога, всегда предполагающего наличие собеседника [12].

По мнению Р.К. Миньяр-Белоручева монологическая речь неситуативна. Она опирается не на ситуацию, а на внутренний план высказывания, на содержание, лежащее вне речевой ситуации. Монологическая речь развёрнута, она не может лишь указывать на объект, она должна его назвать или описать. Монологическую речь необходимо конструировать из набора языковых средств, находящихся в распоряжении говорящего [21].

По определению Г.В.Роговой, монолог – это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом. Монолог состоит из ряда логически последовательно связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания [30, с.71]. Именно монолог дисциплинирует мышление, учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание таким образом, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Монологическая речь преимущественно контекстна, она, как правило, строится без учёта ситуаций экстралингвистческого характера. Иногда она может быть ситуативной, например, спонтанное высказывание - развёрнутые реплики в диалоге, которые можно рассматривать как краткие монологические высказывания - «микромонологи в диалоге» [29]. Монологическая речь может быть наглядно - ситуативной, если она сопровождается видеофонограммой.

Таким образом, монологическая речь - устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему — отличается от устной диалогической речи целым рядом особенностей. Однако вместе с тем она сохраняет ряд признаков, которые присущи всем формам устной речи.

По своей структуре монологическая речь приближается к письменной. Имеются специальные конструкции, характерные только для устной речи (повторы, перефразовки отдельных высказываний, вопросы, обращённые к аудитории).

В литературных энциклопедиях, в словарях и справочниках авторы синонимом монологической речи считают монолог. В нашей работе мы тоже используем эти понятия как тождественные.

В педагогическом словаре Г.М. Коджаспирова монолог, монологическая речь это вид речи, совсем или почти не связанной (в отличие от диалогической речи) с речью собеседника ни в содержательном, ни в структурном отношении [14, c.217].

В психологическом словаре М.И. Дьяченко, Л.А. Кандыбовича монологическая речь отождествляется с понятием "единоречия", т.е. речью, одного действующего лица в условиях сценической изолированности, произносимой независимо от реплик других действующих лиц и определяющей известный момент в развитии действия [11, с.275].

Обучая в школе монологической форме речи как одному из видов устно-речевого общения, учителю важно знать, что, монолог - это форма устного связного высказывания, изложение мыслей одним лицом, монолог состоит из ряда логически связанных между собой предложений, интонационно оформленных и объединенных единым содержанием или предметом высказывания, именно монолог учит логически мыслить и соответственно строить свое высказывание для того, чтобы довести свои мысли до слушателя.

Под высказыванием понимается - единица речевого общения, обладающая смысловой целостностью, оформленная определенным актуальным членением в составе речевого акта. Высказывание может совпадать с предложением, но может быть и сообщением, не укладывающимися в схему простого предложения (слова-предложения, ответные реплики в диалогической речи). Иногда этот термин употребляется вместо термина «предложение». Но предложение как единица языка имеет формальную сторону, а как единица речи – содержательную. Высказывание - это только содержательная сторона предложения. Сноски… Если Вы дословно даете определение, заключайте в кавычки.

Любое монологическое высказывание характеризуется целым рядом качеств, наиболее специфичными из них являются:

1. Целенаправленность (после точки пишем с большой буквы и в конце предложения ставим точку, или цифру ставим со скобкой – 1)), которая проявляется в решении определённой речевой задачи и желании изменить поведение собеседника в нужном направлении;

2. логичность, сопровождающаяся последовательностью изложений мыслей, фактов, связанных внутренне за счёт смысла и содержания. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих, то есть в уточнении мыслей, дополнения к ней, её пояснении и обосновании и т.п.

3. структурность, обеспечивающаяся специальными средствами языка, («сцепками»). Каждый уровень высказывания имеет свои средства связности. Особенно важны для овладения монологическим высказыванием связи в сверхфразовом единстве объёмом до 5-7 фраз. Здесь и сконцентрирована трудность, так как на начальной ступени обучения монологическое высказывание в количественном отношении составляет 5-6 предложений. (авт. точка зрения).

4. относительная завершённость в содержательном тематическом плане.

5. продуктивность, проявляющаяся в новокомбинировании речевых единиц, а не в их репродукции;

6. непрерывность, выражающаяся в отсутствии ненужных пауз, осмысленной синтагматичности высказывания;

7. самостоятельность, проявляющаяся в отказе от всяческих опор (вербальных, схематических и др.) – важнейшего качества высказывания;

8. выразительность – наличие логических ударений, интонации, использование невербальных средств общения: мимики, жестов, контакт глаз и т.п [4,c.43].

В структуре монологического высказывания выделяют:

1.Уровень предложения (фразы), где мысль называется, но не раскрывается.

2.Уровень сверхфразового единства, где мысль раскрывается.

3.Уровень развернутого текста, в который включаются сочетания коммуникативных типов речи.

4.Уровень свободной речи, где реализуется умение говорить в неподготовленной ситуации. [6,c.78]

Таким образом, под данным видом высказывания мы понимаем подготовленное высказывание индивидуального построения, представляющее собой смысловое и коммуникативное единство, оригинальное и выразительное по своему содержанию, форме и способу его предъявления, в котором отражены индивидуальный языковой и речевой феномен личности автора.

При обучении монологическому высказыванию следует иметь в виду различные типы монологических высказываний:

· Монолог-описание - способ изложения мыслей, предполагающий характеристику предмета, явления, который осуществляется путем перечисления их качеств, признаков, особенностей.

· Монолог-сообщение (повествование, рассказ)- информация о развивающихся событиях, действиях и состояниях

· Монолог-рассуждение - тип речи, который характеризуется особыми логическими отношениями между входящими в его состав суждениями, образующими умозаключение.[13,c.23]

При этом у учащихся проявляются разные уровни сформированности речи. Такие как:

а) репродуктивный уровень, не предполагающий самостоятельности и творчества учащихся, как в выборе языковых средств, так и в определении содержания высказывания, оно дается извне;

б) репродуктивно-продуктивный уровень, предполагающий элемент творчества и самостоятельности, проявляющийся в варьироавнии языкового материала, использование его в новой ситуации, в изменении последовательности и композиции изложения;

в) продуктивный уровень, характеризующий самостоятельностью отбора и построения высказывания, а также творческим подходом в его оформлении, наличие оценки со стороны говорящего. [13,c.23]

Так как в данной работе речь идёт об умении создавать монологическое высказывание, необходимо уяснить, что следует понимать монологическим умением.

Навыки и умения говорения как речевую деятельность исследовали психологи, педагоги, лингвисты как, например, Зимняя А.А. [12], Леонтьев А.Н. [17], Пассов Е.И. [25] В статье Мильдруд Р.П. [21 c. 28] Сначала – инициалы, затем – фамилия… говориться о том, что речевой навык соответствует речевой операции, осуществляемой по определенным параметрам, включая полную автоматичность, бессознательность, устойчивость. Речевое умение характерно для речевого действия, которое также совершается по определённым параметрам, включая произвольность, сознательность.

Тогда применительно к монологическому высказыванию под навыком следует понимать способность осуществлять автоматически, относительно самостоятельно монологическое высказывание со всеми его признаками. Под монологическим умением следует понимать способность осознанно, произвольно, самостоятельно осуществлять монологическое высказывание со всеми присущими ему параметрами, то есть логично, последовательно, связно, достаточно полно, коммуникативно - мотивированно, достаточно правильно в языковом отношении.

К умениям, необходимым для создания высказываний относят:

- умение ориентироваться в ситуации общения;

- умение планировать содержание высказывания (осознавать его тему и основную мысль, намечать ход развития мысли и выделять последовательность микротем, примерное содержание каждой из них);

- умение реализовать намеченный план и соблюдать при этом нормы литературного языка; умение контролировать соответствие высказывания замыслу и ситуации общения.[33]

Определим те умения, которые являются темой нашего исследования – монологические высказывания. В методику формирования этого умения, входят умения необходимые для создания высказываний (устных и письменных), а именно умения ориентироваться в ситуации общения, т.е. осознавать, о чем будет высказывание, кому оно адресуется при каких обстоятельствах и зачем создается: чтобы поделиться чем-либо, выразить свои чувства, сообщить или объяснить что-то, воздействовать на собеседника. Только ли это???? Это противоречит Вашим выводам в конце параграфа…Все эти умения отражаются в компонентах речевой или коммуникативной ситуации: где говорим? с кем? с какой целью?

Показателями сформированности монологических умений, служат количественные и качественные параметры речи. Количественными параметрами речи следует считать темп речи (паузы) и объем высказывания. Качественными показателями - соответствует ли высказывание теме и ситуации, присутствует ли логичность высказывания, эмоциональная окрашенность, самостоятельность, синтаксис.

В данной работе речь идет о формировании у младших школьников умений создавать монологическое высказывание. Поэтому, кроме всех вышерассмотренных аспектов, учитель пользуется Программой начального общего образования по литературному чтению, где определены цели и задачи обучения. Результатом изучения предмета «Литературное чтенияе» является освоение разновидностей монологического высказывания: в форме краткого или развёрнутого ответа на вопрос; в форме передачи собственных впечатлений от текста или живописного произведения, а также передачи жизненных наблюдений и впечатлений; в форме доказательного суждения с опорой на текст (зачитывание нужного места в тексте).

Подводя итог необходимо заметить, что монологическая речь - устное повествование или развернутое высказывание на заданную тему. Под высказыванием понимается - единица речевого общения, обладающая смысловой целостностью, оформленная определенным актуальным членением в составе речевого акта. Монологическое высказывание - это высказывание индивидуального построения, представляющее собой смысловое и коммуникативное единство, оригинальное и выразительное по своему содержанию, форме и способу его предъявления, в котором отражены индивидуальный языковой и речевой феномен личности автора.

Для того, чтобы правильно строить монологические высказывания необходимо формировать монологические умения. К умениям, необходимым для создания монологического высказываний относят: умение ориентироваться в ситуации общения; умение планировать содержание высказывания (осознавать его тему и основную мысль, намечать ход развития мысли и выделять последовательность микротем, примерное содержание каждой из них); умение реализовать намеченный план и соблюдать при этом нормы литературного языка; умение контролировать соответствие высказывания замыслу и ситуации общения. Повторы убрать…

Четко определите различие между монологической речью и монологическим высказыванием…

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных