Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Особенности усвоения обобщающих понятий детьми дошкольного возраста




 

Анализируя литературу по проблеме исследования выделили особенности усвоения обобщающих понятий детьми дошкольного возраста.

Дети воспринимают предметы как объекты жизненного значения, играющие ту или иную роль в жизни и деятельности людей. Весь процесс познания детей (и чувственный особенно) тесно связан с практической деятельностью. Утилитарные свойства предметов познаются детьми в процессе практической деятельности с ними (одежда, посуда) или в процессе познания деятельности взрослых. Утилитарные признаки предметов являются жизненно, практически существенными для детей. Поэтому они наиболее отчётливо выступают на передний план и определяют направление элементарной эмпирической классификации.

При незнании детьми обобщающих слов выделение утилитарных и функциональных признаков представляет первую попытку детей классифицировать предметы, так как этими же признаками, как будет видно ниже, они обосновывали дифференцированную классификацию [6,240].

Развитие мыслительного процесса классификации у детей дошкольного возраста имеет ряд особенностей.

1. Первой ступенью по пути развития правильной классификации является замена детьми родового понятия указанием одного или двух признаков объекта: внешнего, функционального, утилитарного, локального. Важно научить детей выделять в предметах существенные признаки.

2. Мыслительная деятельность классификации у детей дошкольного возраста в своём совершенствовании проходит уровень генерализованного отнесения, то есть отнесения единичного объекта не к соответствующей, а к слишком общей группе (чашка-посуда, собака-зверь и т.п.).

3. Наиболее высокой степенью развития мыслительного процесса является дифференцированная классификация, при которой дети указывали не только родовой понятие, но и видовое различие (посуда-чайная, столовая или кухонная, животные - домашние или дикие).

4. Выбор основания для правильной классификации у дошкольников носит недостаточно гибкий, инертный характер. Признак названный ребёнком в качестве основного у первого объекта, подчёркивался им у всех последующих.

5. Дети выделяли иногда в предмете признак, который их раньше эмоционально захватил (у волка «очень большие и острые зубы», тигр - «злой - презлой, может людей разорвать» и т. п.). при этом если эмоциональную захваченность возбудил существенный признак объекта, классификация была правильной, если не существенный - классификация была ошибочной или необоснованной.

Уровень мыслительной деятельности классификации зависел также от метода исследования. Называние экспериментатором соответствующей общей группы предметов, то есть обобщающих слов, увеличило правильную классификацию по предметам посуды и по картинкам домашних и диких животных почти в 2 раза. Игры с готовыми обучающими словами являются средством закрепления у детей знаний об общих понятиях и дифференцирования мыслительного процесса классификации [6,245]

Л.П. Федоренко рассматривая лексику как компонент структуры языка, систематизирует основные положения и определяет степени обобщения лексического значения слова, их усвоение детьми разных возрастов. По мнению Л.П. Федоренко различают несколько степеней обобщения слов по смыслу.

Нулевая степень обобщения - имя собственное, название (имя) единичного предмета (Маша, Витя, мячик, машина). Дети, начинающие говорить (конец первого - начало второго года жизни), усваивают слова, соотнося данное название только с конкретным предметом (нулевая степень обобщения): для них мама, стульчик, мячик, ваза - это такие же имена собственные, как Витя, Маша.

Первая степень обобщения - имя нарицательное, то есть общее наименование однородных предметов, действий, качеств. Например, мальчик, увидевший кошку с котятами и сказавший «киса - мама», уже понимает обобщающие значение слова мама. Ребёнок, называющий мячом любой шаровидный упругий предмет, не зависимо от цвета, размера и материала, понимает лексическое значение слова мяч. Обозначая слово идет соответствующее действие не зависимо от того, кто это действие производит, словом голубой цвет любого предмета, имеющего этот цвет, ребёнок показывает, что он понимает лексическое значение глагола идти и прилагательного голубой. Дети усваивают слова первой степени обобщения к концу второго года жизни.

Вторая степень обобщения - слова, обозначающие родовые понятия: мебель (это стульчик, и стол, и шкаф), игрушка (это и мяч, и кукла, и кубик), фрукты (это и яблоко, и груша, и апельсин). Названия действий, признаков передаются обобщённо в форме имени существительного: хождение, плавание, бег, полёт, белизна, голубизна, краснота, чернота, синева. Дети усваивают слова второй степени обобщения не раньше трёх лет.

Третья степень обобщения - слова, обозначающие родовые понятия, для слов второй степени обобщения: растения - это деревья, травы, лишайники; вещи - это игрушки, посуда, мебель; плоды - это овощи, фрукты, злаки; движение - это бег, полёт, плавание и т. д. Дети усваивают смысл слов третьей степени обобщения примерно к пяти или шести годам.

Четвёртая степень обобщения - слова, называющие предельные лексические обобщения: предметность, признак, качество, количество, отношение. Если дети оказываются способными усваивать смысл слов четвёртой степени обобщения, значит, они уже подготовлены к изучению лингвистических понятий. Однако в полной мере эта возможность реализуется в основном в подростковом возрасте.

Усваивая слова, находящиеся в родовидовых отношениях (мебель-стол, стул, кровать), дети должны отличать их от слов, находящихся в отношениях целого и части: стул - ножка, спинка, сиденье; лицо - лоб, нос, рот, глаза; умываться - набирать воду в ладони, смачивать ею лицо, тереть его руками, споласкивать и т. д.

Итак, психологическая наука связывает усвоение детьми обобщающих понятий с постепенным совершенствованием их мыслительной деятельности: чем выше уровень мыслительных операций у ребёнка, тем более тонкие дифференцировки в его понятиях.

Таким образом, дети дошкольного возраста на пути к собственно классификации проходят уровень так называемой «генерализованной» классификации, которой предшествует умение выделять существенные признаки предметов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных