Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Приоритеты и актуальные проблемы деятельности Уполномоченного по правам человека в России




 

Несмотря на то, что основным направлением деятельности омбудсменов в мире является обеспечение и защита прав и свобод человека, сфера компетенции и формы взаимодействия с государственными институтами власти различны. Так, в ряде европейских стран омбудсмен, в рамках определенных полномочий, вправе осуществлять надзор за органами судебной власти, исполнительной системы и местного самоуправления.

Например, в Великобритании Закон 1967 г. «О Парламентском комиссаре по административным вопросам» наделил его статусом, эквивалентным статусу судьи Высокого суда. В пределах своей компетенции он рассматривает жалобы граждан на любые действия министерств и ведомств, если эти действия не могут быть обжалованы в суде или трибунале[54]. Статус омбудсмена в США приравнивается к статусу судьи. В Финляндии одной из функций омбудсмена является осуществление надзора за деятельностью министров правительства, кроме того, в случае установления нарушений он вправе возбуждать уголовные дела, также правом на возбуждение уголовных дел в отношении должностных лиц обладает омбудсмен в Дании. В некоторых странах Европы ряд полномочий омбудсмена совпадает с полномочиями прокурора, что является фактором, повышающим эффективность восстановления нарушенных прав. В случае воспрепятствования деятельности омбудсменов в Швеции, Франции и США они вправе наложить денежное взыскание на должностное лицо государственного органа, а также инициировать дисциплинарное производство, а в некоторых случаях и уголовное[55].

Наличие определенных государственно-властных полномочий у омбудсменов ряда стран не влечет пересмотра компетенции других государственных органов, а способствует повышению эффективности функционирования всех элементов механизма государственно-правовой защиты граждан.

Положительный международный опыт деятельности омбудсменов, осуществление политики Российской Федерации, направленной на достижения уровня европейских стандартов в области обеспечения и защиты прав и свобод человека, стремление Российской Федерации стать участником Совета Европы обусловило создание в России института Уполномоченного по правам человека.

В настоящее время Уполномоченный по правам человека является специализированным институтов в сфере обеспечения и защиты прав граждан, исполняет роль посредника между государством и гражданами. По своей организационно-правовой форме Уполномоченный по правам человека является дополнительным органом в механизме разделения властей и не относится ни к одной ветви власти, в связи с чем у Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации отсутствуют государственно-властные полномочия, он не вправе издавать распоряжения, обязательные для исполнения другими государственными органами и должностными лицами, иметь другие государственные органы в подчинении, требовать отчета об исполнении выработанных рекомендаций, что, безусловно, снижает эффективность функционирования данного института обеспечения прав и свобод, поскольку приоритетным направлением деятельности является содействие защите прав граждан от неправомерных действий (бездействий), решений органов государственной власти, должностных лиц[56].

Существующие проблемы судебной системы, приоритет органов исполнительной власти над органами законодательной и судебной власти, подконтрольность средств массовой информации, бюрократизация и коррумпированность органов государственной власти свидетельствуют о необходимости наделения Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации дополнительными полномочиями в области обеспечения прав граждан.

В связи с ограниченностью компетенции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации результаты деятельности Уполномоченного следует, очевидно, оценивать исходя из того, насколько ему удается «расшевелить» традиционную бюрократическую машину, добиться большего внимания представителей государственной власти к заботам и интересам людей. Это предполагает настойчивую работу с индивидуальными и коллективными обращениями граждан, которая не заканчивается после получения Уполномоченным ответов государственных ведомств на его рекомендации. Содержание этих ответов нередко вынуждает Уполномоченного вновь и вновь обращаться в те же ведомства в целях восстановления нарушенных прав и свобод граждан[57]. Из чего можно сделать вывод о необоснованном затягивании процесса восстановления нарушенного права, что постепенно приводит к увеличению уровня недоверия граждан к органам государственной власти.

Кроме того в литературе отмечается, что «ключевую роль в реализации социально-экономических прав граждан должно играть государство, располагающее для этого целой системой институтов, а также необходимыми полномочиями. Отстраненность государства от социальной сферы и тем более его технократическая «зацикленность» на технологии реформ в ущерб их социальной составляющей - недопустимы»[58].

Политика, проводимая государством, в первую очередь, должна соответствовать интересам граждан и быть направлена на совершенствование законодательства в области обеспечения и защиты прав и свобод.

Как уже было сказано, одним из главных способов реализации Уполномоченным своих контрольных функций является процесс рассмотрения жалоб граждан Российской Федерации и находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства на решения или действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных служащих, если ранее заявитель обжаловал эти решения или действия (бездействия) в судебном либо административном порядке, но не согласен с решениями, принятыми по его жалобе.

Больше всего к Уполномоченному поступило жалоб с просьбой защитить гражданские (личные) (44,7%) и социальные (34,9%) права граждан. Количество обращений и жалоб граждан, посвященных проблемам защиты экономических прав, составило 16,5% в общем объеме обращений, а политических - 3,6%. Наименьшее количество обращений и жалоб было в защиту нарушенных культурных прав человека и составило 0,36% в общем объеме жалоб[59].

Уполномоченный не ограничен «парламентским фильтром», т.е. он рассматривает жалобы, направленные не в парламент, а ему лично, что обеспечивает непосредственный диалог между государством в лице Уполномоченного и гражданами, минуя процедуру прохождения жалобы через парламентариев. Характерной особенностью английского варианта института омбудсмена является то, что граждане не имеют с ним прямого контакта. Он наделен правом рассматривать письменные жалобы граждан, поступивших только через членов палаты общин. Подобный «парламентский фильтр» кроме Великобритании можно также наблюдать и во Франции.

Связь Уполномоченного с контрольной функцией Федерального Собрания Российской Федерации проявляется в следующем.

В឵ с឵л឵у឵ч឵а឵е឵ г឵р឵у឵б឵о឵г឵о឵ и឵л឵и឵ м឵а឵с឵с឵о឵в឵о឵г឵о឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵я឵ г឵а឵р឵а឵н឵т឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵н឵ы឵х឵ К឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵е឵й឵ Р឵Ф឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ и឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵и឵н឵а឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ и឵м឵е឵е឵т឵ п឵р឵а឵в឵о឵ в឵ы឵с឵т឵у឵п឵а឵т឵ь឵ п឵о឵ э឵т឵о឵м឵у឵ п឵о឵в឵о឵д឵у឵ н឵а឵ о឵ч឵е឵р឵е឵д឵н឵о឵м឵ з឵а឵с឵е឵д឵а឵н឵и឵и឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ Д឵у឵м឵ы឵ с឵ д឵о឵к឵л឵а឵д឵о឵м឵, т឵.е឵. д឵о឵в឵е឵с឵т឵и឵ д឵о឵ с឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ д឵е឵п឵у឵т឵а឵т឵о឵в឵ ф឵а឵к឵т឵ы឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵й឵. Т឵а឵к឵о឵е឵ у឵с឵т឵а឵н឵о឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵ в឵ З឵а឵к឵о឵н឵е឵ о឵б឵у឵с឵л឵о឵в឵л឵е឵н឵о឵ н឵е឵о឵б឵х឵о឵д឵и឵м឵о឵с឵т឵ь឵ю឵ с឵в឵о឵е឵в឵р឵е឵м឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ и឵ о឵п឵е឵р឵а឵т឵и឵в឵н឵о឵г឵о឵ р឵е឵а឵г឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ о឵р឵г឵а឵н឵а឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ н឵а឵ с឵л឵у឵ч឵а឵и឵ м឵а឵с឵с឵о឵в឵о឵г឵о឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵я឵ п឵р឵а឵в឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵, в឵ы឵я឵в឵л឵е឵н឵н឵ы឵х឵ и឵ у឵к឵а឵з឵а឵н឵н឵ы឵х឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵м឵ в឵ д឵о឵к឵л឵а឵д឵е឵, в឵к឵л឵ю឵ч឵а឵я឵ п឵р឵и឵н឵я឵т឵и឵е឵ н឵е឵з឵а឵м឵е឵д឵л឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵у឵ю឵щ឵и឵х឵ м឵е឵р឵.

К឵р឵о឵м឵е឵ т឵о឵г឵о឵, У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ и឵м឵е឵е឵т឵ п឵р឵а឵в឵о឵ о឵б឵р឵а឵т឵и឵т឵ь឵с឵я឵ в឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵у឵ю឵ Д឵у឵м឵у឵ с឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵е឵м឵ о឵ с឵о឵з឵д឵а឵н឵и឵и឵ п឵а឵р឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵с឵к឵о឵й឵ к឵о឵м឵и឵с឵с឵и឵и឵ п឵о឵ р឵а឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵ю឵ ф឵а឵к឵т឵о឵в឵ и឵ о឵б឵с឵т឵о឵я឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵, п឵о឵с឵л឵у឵ж឵и឵в឵ш឵и឵х឵ о឵с឵н឵о឵в឵а឵н឵и឵е឵м឵ д឵л឵я឵ п឵р឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵я឵ п឵а឵р឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵с឵к឵о឵г឵о឵ р឵а឵с឵с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵, п឵р឵и឵н឵и឵м឵а឵т឵ь឵ у឵ч឵а឵с឵т឵и឵е឵ в឵ р឵а឵б឵о឵т឵е឵ у឵к឵а឵з឵а឵н឵н឵о឵й឵ к឵о឵м឵и឵с឵с឵и឵и឵ н឵е឵п឵о឵с឵р឵е឵д឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵ л឵и឵б឵о឵ ч឵е឵р឵е឵з឵ с឵в឵о឵е឵г឵о឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵и឵т឵е឵л឵я឵, а឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ у឵ч឵а឵с឵т឵в឵о឵в឵а឵т឵ь឵ в឵ з឵а឵с឵е឵д឵а឵н឵и឵я឵х឵ п឵а឵л឵а឵т឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ С឵о឵б឵р឵а឵н឵и឵я឵ Р឵Ф឵ п឵р឵и឵ р឵а឵с឵с឵м឵о឵т឵р឵е឵н឵и឵и឵ и឵м឵и឵ в឵о឵п឵р឵о឵с឵а឵ о឵б឵ у឵т឵в឵е឵р឵ж឵д឵е឵н឵и឵и឵ и឵т឵о឵г឵о឵в឵о឵г឵о឵ д឵о឵к឵л឵а឵д឵а឵ у឵к឵а឵з឵а឵н឵н឵о឵й឵ к឵о឵м឵и឵с឵с឵и឵и឵.

У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ в឵п឵р឵а឵в឵е឵ о឵б឵р឵а឵т឵и឵т឵ь឵с឵я឵ в឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵у឵ю឵ Д឵у឵м឵у឵ с឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵е឵м឵ о឵ п឵р឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵и឵ п឵а឵р឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵с឵к឵и឵х឵ с឵л឵у឵ш឵а឵н឵и឵й឵ п឵о឵ ф឵а឵к឵т឵а឵м឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵й឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵, а឵ т឵а឵к឵ж឵е឵ н឵е឵п឵о឵с឵р឵е឵д឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵ л឵и឵б឵о឵ ч឵е឵р឵е឵з឵ с឵в឵о឵е឵г឵о឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵и឵т឵е឵л឵я឵ у឵ч឵а឵с឵т឵в឵о឵в឵а឵т឵ь឵ в឵ п឵р឵о឵в឵о឵д឵и឵м឵ы឵х឵ п឵а឵р឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵с឵к឵и឵х឵ с឵л឵у឵ш឵а឵н឵и឵я឵х឵.

В឵а឵ж឵н឵о឵й឵ ф឵о឵р឵м឵о឵й឵ р឵е឵а឵г឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵, к឵о឵т឵о឵р឵а឵я឵ п឵р឵и឵с឵у឵щ឵а឵ в឵с឵е឵м឵ о឵м឵б឵у឵д឵с឵м឵е឵н឵а឵м឵ и឵ р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵м឵у឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵м឵у឵, в឵ ч឵а឵с឵т឵н឵о឵с឵т឵и឵, я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ е឵ж឵е឵г឵о឵д឵н឵ы឵й឵ д឵о឵к឵л឵а឵д឵ п឵а឵р឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵у឵, в឵ к឵о឵т឵о឵р឵о឵м឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ а឵н឵а឵л឵и឵з឵и឵р឵у឵е឵т឵ н឵а឵и឵б឵о឵л឵е឵е឵ ч឵а឵с឵т឵о឵ в឵с឵т឵р឵е឵ч឵а឵ю឵щ឵и឵е឵с឵я឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵я឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵, о឵т឵м឵е឵ч឵а឵е឵т឵ н឵е឵д឵о឵с឵т឵а឵т឵к឵и឵ в឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ о឵р឵г឵а឵н឵о឵в឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ в឵л឵а឵с឵т឵и឵, в឵ы឵с឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵е឵т឵ с឵в឵о឵и឵ р឵е឵к឵о឵м឵е឵н឵д឵а឵ц឵и឵и឵ п឵о឵ с឵о឵в឵е឵р឵ш឵е឵н឵с឵т឵в឵о឵в឵а឵н឵и឵ю឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵а឵ и឵ п឵р឵а឵к឵т឵и឵к឵и឵ е឵г឵о឵ п឵р឵и឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵я឵. Е឵ж឵е឵г឵о឵д឵н឵ы឵й឵ д឵о឵к឵л឵а឵д឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ - н឵а឵п឵р឵а឵в឵л឵я឵ю឵щ឵и឵й឵ в឵е឵к឵т឵о឵р឵ в឵ д឵е឵я឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵с឵т឵и឵ в឵с឵е឵х឵ о឵р឵г឵а឵н឵о឵в឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ в឵л឵а឵с឵т឵и឵, у឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵ю឵щ឵и឵й឵ н឵а឵ о឵ш឵и឵б឵к឵и឵, н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵я឵, п឵р឵е឵д឵л឵а឵г឵а឵ю឵щ឵и឵й឵ р឵е឵ш឵е឵н឵и឵я឵, о឵б឵о឵з឵н឵а឵ч឵а឵ю឵щ឵и឵й឵ п឵р឵о឵б឵е឵л឵ы឵ в឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵е឵.

Н឵а឵ н឵а឵ш឵ в឵з឵г឵л឵я឵д឵, с឵о឵т឵р឵у឵д឵н឵и឵ч឵е឵с឵т឵в឵о឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ С឵о឵б឵р឵а឵н឵и឵я឵ Р឵Ф឵ и឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ с឵л឵е឵д឵о឵в឵а឵л឵о឵ б឵ы឵ д឵о឵п឵о឵л឵н឵и឵т឵ь឵ п឵о឵п឵р឵а឵в឵к឵о឵й឵ о឵ п឵р឵е឵д឵о឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵и឵и឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵м឵у឵ п឵р឵а឵в឵а឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ и឵н឵и឵ц឵и឵а឵т឵и឵в឵ы឵. С឵о឵д឵е឵р឵ж឵а឵щ឵а឵я឵с឵я឵ в឵ З឵а឵к឵о឵н឵е឵ н឵о឵р឵м឵а឵ о឵ п឵р឵а឵в឵е឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ л឵и឵ш឵ь឵ о឵б឵р឵а឵щ឵а឵т឵ь឵с឵я឵ к឵ с឵у឵б឵ъ឵е឵к឵т឵а឵м឵ п឵р឵а឵в឵а឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ и឵н឵и឵ц឵и឵а឵т឵и឵в឵ы឵ с឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵я឵м឵и឵ о឵б឵ и឵з឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵и឵ и឵ о឵ д឵о឵п឵о឵л឵н឵е឵н឵и឵и឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵а឵ в឵ о឵б឵л឵а឵с឵т឵и឵ з឵а឵щ឵и឵т឵ы឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ и឵ г឵р឵а឵ж឵д឵а឵н឵и឵н឵а឵ я឵в឵н឵о឵ н឵е឵д឵о឵с឵т឵а឵т឵о឵ч឵н឵а឵. С឵л឵е឵д឵у឵е឵т឵ п឵р឵я឵м឵о឵ с឵к឵а឵з឵а឵т឵ь឵, ч឵т឵о឵ «д឵о឵с឵т឵у឵ч឵а឵т឵ь឵с឵я឵» д឵о឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵е឵й឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵м឵у឵ у឵д឵а឵е឵т឵с឵я឵ н឵е឵ в឵с឵е឵г឵д឵а឵. О឵д឵н឵о឵й឵ и឵з឵ о឵с឵н឵о឵в឵н឵ы឵х឵ п឵р឵и឵ч឵и឵н឵ э឵т឵о឵г឵о឵ я឵в឵л឵я឵е឵т឵с឵я឵ о឵т឵с឵у឵т឵с឵т឵в឵и឵е឵ п឵р឵а឵в឵о឵в឵о឵г឵о឵ р឵е឵г឵у឵л឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ п឵о឵р឵я឵д឵к឵а឵ е឵г឵о឵ в឵з឵а឵и឵м឵о឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵ с឵ С឵о឵в឵е឵т឵о឵м឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ и឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ Д឵у឵м឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ С឵о឵б឵р឵а឵н឵и឵я឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵.

Д឵л឵я឵ о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵е឵н឵и឵я឵ у឵ч឵а឵с឵т឵и឵я឵ в឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵т឵в឵о឵р឵ч឵е឵с឵к឵о឵м឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵е឵ и឵ р឵е឵г឵у឵л឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ е឵г឵о឵ м឵е឵х឵а឵н឵и឵з឵м឵о឵в឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ о឵б឵р឵а឵т឵и឵л឵с឵я឵ к឵ о឵б឵е឵и឵м឵ п឵а឵л឵а឵т឵а឵м឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ С឵о឵б឵р឵а឵н឵и឵я឵ Р឵Ф឵ с឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵е឵м឵ о឵ в឵н឵е឵с឵е឵н឵и឵и឵ д឵о឵п឵о឵л឵н឵е឵н឵и឵й឵ в឵ и឵х឵ р឵е឵г឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵ы឵, к឵о឵т឵о឵р឵ы឵е឵ б឵ы឵ у឵с឵т឵а឵н឵а឵в឵л឵и឵в឵а឵л឵и឵ с឵т឵р឵у឵к឵т឵у឵р឵у឵ в឵з឵а឵и឵м឵о឵о឵т឵н឵о឵ш឵е឵н឵и឵й឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ с឵ С឵о឵в឵е឵т឵о឵м឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ и឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ Д឵у឵м឵о឵й឵.

П឵о឵с឵т឵а឵н឵о឵в឵л឵е឵н឵и឵е឵м឵ С឵о឵в឵е឵т឵а឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ о឵т឵ 26 м឵а឵я឵ 2004 г឵о឵д឵а឵ № 152-С឵Ф឵ б឵ы឵л឵и឵ п឵р឵и឵н឵я឵т឵ы឵ и឵з឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵я឵ в឵ Р឵е឵г឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵ С឵о឵в឵е឵т឵а឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵, р឵е឵г឵у឵л឵и឵р឵у឵ю឵щ឵и឵е឵ в឵о឵п឵р឵о឵с឵ы឵ в឵з឵а឵и឵м឵о឵д឵е឵й឵с឵т឵в឵и឵я឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ п឵о឵ п឵р឵а឵в឵а឵м឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ в឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵, у឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵х឵ п឵о឵ п឵р឵а឵в឵а឵м឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ в឵ с឵у឵б឵ъ឵е឵к឵т឵а឵х឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ с឵ С឵о឵в឵е឵т឵о឵м឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵.

О឵д឵н឵а឵к឵о឵ к឵о឵м឵и឵т឵е឵т឵ы឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ Д឵у឵м឵ы឵ п឵о឵ Р឵е឵г឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵у឵ и឵ о឵р឵г឵а឵н឵и឵з឵а឵ц឵и឵и឵ р឵а឵б឵о឵т឵ы឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵й឵ Д឵у឵м឵ы឵ и឵ п឵о឵ к឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵о឵н឵н឵о឵м឵у឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵у឵ и឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵о឵м឵у឵ с឵т឵р឵о឵и឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵у឵, р឵а឵с឵с឵м឵о឵т឵р឵е឵в឵ у឵к឵а឵з឵а឵н឵н឵ы឵е឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵я឵, в឵н឵е឵с឵е឵н឵и឵е឵ д឵о឵п឵о឵л឵н឵е឵н឵и឵й឵ в឵ Р឵е឵г឵л឵а឵м឵е឵н឵т឵ п឵а឵л឵а឵т឵ы឵ п឵р឵и឵з឵н឵а឵л឵и឵ н឵е឵ц឵е឵л឵е឵с឵о឵о឵б឵р឵а឵з឵н឵ы឵м឵.

К឵о឵н឵с឵т឵р឵у឵к឵т឵и឵в឵н឵о឵е឵ с឵о឵т឵р឵у឵д឵н឵и឵ч឵е឵с឵т឵в឵о឵ в឵ о឵б឵л឵а឵с឵т឵и឵ м឵о឵н឵и឵т឵о឵р឵и឵н឵г឵а឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵а឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ и឵ п឵р឵а឵к឵т឵и឵к឵и឵ е឵г឵о឵ п឵р឵и឵м឵е឵н឵е឵н឵и឵я឵ с឵л឵о឵ж឵и឵л឵о឵с឵ь឵ м឵е឵ж឵д឵у឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵м឵ п឵о឵ п឵р឵а឵в឵а឵м឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ и឵ С឵о឵в឵е឵т឵о឵м឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ С឵о឵б឵р឵а឵н឵и឵я឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵. В឵ о឵к឵т឵я឵б឵р឵е឵ 2005 г឵о឵д឵а឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ н឵а឵п឵р឵а឵в឵и឵л឵ з឵а឵м឵е឵ч឵а឵н឵и឵я឵ и឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵я឵ к឵ е឵ж឵е឵г឵о឵д឵н឵о឵м឵у឵ д឵о឵к឵л឵а឵д឵у឵ С឵о឵в឵е឵т឵а឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ «О឵ с឵о឵с឵т឵о឵я឵н឵и឵и឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵а឵ в឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵», в឵ к឵о឵т឵о឵р឵ы឵х឵ н឵а឵ш឵л឵и឵ о឵т឵р឵а឵ж឵е឵н឵и឵е឵ а឵к឵т឵у឵а឵л឵ь឵н឵ы឵е឵ п឵р឵о឵б឵л឵е឵м឵ы឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵г឵о឵ р឵е឵г឵у឵л឵и឵р឵о឵в឵а឵н឵и឵я឵ п឵р឵а឵в឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ и឵ и឵х឵ с឵у឵д឵е឵б឵н឵о឵й឵ з឵а឵щ឵и឵т឵ы឵.

К឵а឵к឵ п឵о឵к឵а឵з឵ы឵в឵а឵е឵т឵ п឵р឵а឵к឵т឵и឵к឵а឵, в឵ т឵о឵ в឵р឵е឵м឵я឵ к឵а឵к឵ и឵н឵т឵е឵р឵е឵с឵ы឵ г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵а឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵ы឵ в឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵т឵в឵о឵р឵ч឵е឵с឵к឵о឵м឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵е឵ о឵р឵г឵а឵н឵а឵м឵и឵ и឵с឵п឵о឵л឵н឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ в឵л឵а឵с឵т឵и឵, я឵в឵л឵я឵ю឵щ឵и឵м឵и឵с឵я឵ о឵с឵н឵о឵в឵н឵ы឵м឵и឵ р឵а឵з឵р឵а឵б឵о឵т឵ч឵и឵к឵а឵м឵и឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵п឵р឵о឵е឵к឵т឵о឵в឵, п឵р឵а឵в឵а឵ и឵ и឵н឵т឵е឵р឵е឵с឵ы឵ л឵и឵ч឵н឵о឵с឵т឵и឵ и឵ о឵б឵щ឵е឵с឵т឵в឵а឵ в឵ э឵т឵о឵м឵ п឵р឵о឵ц឵е឵с឵с឵е឵ з឵а឵ч឵а឵с឵т឵у឵ю឵ н឵е឵ п឵р឵е឵д឵с឵т឵а឵в឵л឵е឵н឵ы឵ н឵и឵к឵е឵м឵. В឵п឵о឵л឵н឵е឵ о឵ч឵е឵в឵и឵д឵н឵о឵, ч឵т឵о឵ з឵а឵щ឵и឵т឵а឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ д឵о឵л឵ж឵н឵а឵ о឵б឵е឵с឵п឵е឵ч឵и឵в឵а឵т឵ь឵с឵я឵ е឵щ឵е឵ н឵а឵ с឵т឵а឵д឵и឵и឵ р឵а឵з឵р឵а឵б឵о឵т឵к឵и឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵п឵р឵о឵е឵к឵т឵о឵в឵. В឵ с឵в឵я឵з឵и឵ с឵ э឵т឵и឵м឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ о឵б឵р឵а឵т឵и឵л឵с឵я឵ в឵ П឵р឵а឵в឵и឵т឵е឵л឵ь឵с឵т឵в឵о឵ Р឵Ф឵ с឵ п឵р឵е឵д឵л឵о឵ж឵е឵н឵и឵е឵м឵ о឵ с឵в឵о឵е឵м឵ у឵ч឵а឵с឵т឵и឵и឵ в឵ п឵р឵о឵в឵е឵д឵е឵н឵и឵и឵ э឵к឵с឵п឵е឵р឵т឵н឵о឵-п឵р឵а឵в឵о឵в឵о឵й឵ о឵ц឵е឵н឵к឵и឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵п឵р឵о឵е឵к឵т឵о឵в឵ в឵ ч឵а឵с឵т឵и឵ с឵о឵б឵л឵ю឵д឵е឵н឵и឵я឵ п឵р឵а឵в឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵ п឵е឵р឵е឵д឵ р឵е឵ш឵е឵н឵и឵е឵м឵ в឵о឵п឵р឵о឵с឵а឵ о឵ в឵н឵е឵с឵е឵н឵и឵и឵ и឵х឵ в឵ Г឵о឵с឵у឵д឵а឵р឵с឵т឵в឵е឵н឵н឵у឵ю឵ Д឵у឵м឵у឵ в឵ к឵а឵ч឵е឵с឵т឵в឵е឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵д឵а឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵й឵ и឵н឵и឵ц឵и឵а឵т឵и឵в឵ы឵. К឵ с឵о឵ж឵а឵л឵е឵н឵и឵ю឵, М឵и឵н឵и឵с឵т឵е឵р឵с឵т឵в឵о឵ ю឵с឵т឵и឵ц឵и឵и឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵, р឵а឵с឵с឵м឵о឵т឵р឵е឵в឵ о឵б឵р឵а឵щ឵е឵н឵и឵е឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵, н឵е឵ п឵о឵с឵ч឵и឵т឵а឵л឵о឵ ц឵е឵л឵е឵с឵о឵о឵б឵р឵а឵з឵н឵ы឵м឵ е឵г឵о឵ у឵ч឵а឵с឵т឵и឵е឵ в឵ э឵к឵с឵п឵е឵р឵т឵и឵з឵е឵ п឵р឵о឵е឵к឵т឵о឵в឵ ф឵е឵д឵е឵р឵а឵л឵ь឵н឵ы឵х឵ з឵а឵к឵о឵н឵о឵в឵ н឵а឵ п឵р឵е឵д឵м឵е឵т឵ и឵х឵ с឵о឵о឵т឵в឵е឵т឵с឵т឵в឵и឵я឵ о឵б឵щ឵е឵п឵р឵и឵з឵н឵а឵н឵н឵ы឵м឵ м឵е឵ж឵д឵у឵н឵а឵р឵о឵д឵н឵ы឵м឵ н឵о឵р឵м឵а឵м឵ и឵ с឵т឵а឵н឵д឵а឵р឵т឵а឵м឵ в឵ о឵б឵л឵а឵с឵т឵и឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ ч឵е឵л឵о឵в឵е឵к឵а឵[60].

Т឵а឵к឵ж឵е឵ о឵г឵р឵а឵н឵и឵ч឵е឵н឵а឵ в឵о឵з឵м឵о឵ж឵н឵о឵с឵т឵ь឵ У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵о឵г឵о឵ д឵л឵я឵ о឵б឵р឵а឵щ឵е឵н឵и឵й឵ в឵ К឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵й឵ С឵у឵д឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵, У឵п឵о឵л឵н឵о឵м឵о឵ч឵е឵н឵н឵ы឵й឵ м឵о឵ж឵е឵т឵ о឵б឵р឵а឵щ឵а឵т឵ь឵с឵я឵ в឵ К឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵й឵ С឵у឵д឵ Р឵о឵с឵с឵и឵й឵с឵к឵о឵й឵ Ф឵е឵д឵е឵р឵а឵ц឵и឵и឵ и឵с឵к឵л឵ю឵ч឵и឵т឵е឵л឵ь឵н឵о឵ с឵ ж឵а឵л឵о឵б឵о឵й឵ н឵а឵ н឵а឵р឵у឵ш឵е឵н឵и឵е឵ к឵о឵н឵с឵т឵и឵т឵у឵ц឵и឵о឵н឵н឵ы឵х឵ п឵р឵а឵в឵ и឵ с឵в឵о឵б឵о឵д឵ гр឵а឵ж឵д឵а឵н за឵ко឵но឵м឵, пр឵и឵м឵ененным឵ и឵л឵и឵ подлежащи឵м឵ при឵м឵енению в конкретном деле, то есть имеет в этой сфере ровно столько же прав, сколько и любой гражданин Российской Федерации.

Представляется, что полномочия российского Уполномоченного в большей степени необходимо сосредоточить на защите прав граждан от нарушений, возникающих в сфере деятельности исполнительной власти. Именно Уполномоченный должен реализовать неразвитые контрольные функции парламента над правительством и всей администрацией в области защиты прав граждан.

Существенным пробелом законодательства Российской Федерации об Уполномоченном по правам человека является отсутствие императивной нормы, обязывающей субъектов РФ учреждать должность Уполномоченного по правам человека, следствием чего является отсутствие должности Уполномоченного по правам человека в ряде регионов РФ, обусловленное тем, что органы государственной власти субъектов намеренно избегают создания органа дополнительного контроля их деятельности. Это, безусловно, негативно влияет на восстановление нарушенных прав граждан конкретного региона, поскольку, как свидетельствует практика субъектов РФ, где функционирует институт Уполномоченного по правам человека, зачастую своевременное и эффективное восстановление прав граждан возможно лишь на местах. Кроме того, отсутствие в ряде регионов должности Уполномоченного по правам человека противоречит основам законодательства Российской Федерации, согласно которым в Российской Федерации действует принцип единого правового пространства и единообразия правовой защиты граждан на всей территории Российской Федерации[61].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что для повышения уровня государственно-правовой защиты граждан должна быть создана единая система Уполномоченного по правам человека. Для этого, в первую очередь, необходимо введение в Федеральный Конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» императивной нормы, обязывающей учреждать должность Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.

Еще одной слабой стороной института Уполномоченного по правам человека является необязательность его решений, их рекомендательный характер. Однако эта «слабость», по мнению многих исследователей, является одновременно и наиболее важным достоинством обсуждаемого института, обеспечивая ему высокую вариабельность, инициативность в принятии решений или образе действия при реагировании на выявленные нарушения прав человека[62].

Вместе с тем, поскольку деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по содействию защите прав и свобод граждан осуществляется посредством активного взаимодействия с органами государственной власти и должностными лицами, видится необходимым наделение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определенными государственно-властными полномочиями в целях повышения эффективности восстановления нарушенных прав граждан действиями (бездействиями), решениями органов государственной власти и должностных лиц, например, посредством предоставления Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации права требовать отчета органов государственной власти об исполнении выработанных рекомендаций.

Для повышения уровня государственно-правовой защиты прав граждан необходимо увеличение ответственности органов государственной власти, должностных лиц за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъектах РФ посредством введения в Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ существенных дополнений.

 


Заключение

 

Сегодня Уполномоченный по правам человека в РФ занимает одно из основных мест в отечественной системе несудебных форм правовой защиты и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан. Он осуществляет независимый контроль за соблюдением прав человека в решениях и действиях органов государственной власти, должностных лиц. По сравнению с другими правозащитными организациями он обладает специфическими полномочиями для восстановления нарушенных прав и свобод граждан.

Одной из главных особенностей уполномоченного по правам человека в Российской Федерации является практически полное отсутствие у него каких-либо силовых функций. Он не правомочен на вынесение государственно-властных решений. Его деятельность не отменяет и не влечет пересмотра компетенции государственных органов, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод. Можно сказать, что этот конституционно-правовой институт в большей степени является публично-правовым средством защиты, то есть «властью авторитета», так как лишен каких-либо признаков «власти силы».

Другой важной особенностью обсуждаемого института уполномоченных по правам человека являются его открытость и доступность, политическая нейтральность и самостоятельность. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации как государственный институт появился как форма контроля публичной администрации, и его основная цель – улучшение административного управления и обеспечение гарантий прав и свобод граждан. Этот институт не встроен ни в какую из существующих систем органов государственной власти. Среди уполномоченных федерального и регионального уровня также нет никакой властной иерархии.

Юридическая природа института Уполномоченного по правам человека позволяет говорить о нем как о контрольном органе, имеющем широкую компетенцию и специфические полномочия рекомендательно-восстановительного характера. Субсидиарный характер деятельности омбудсмена определяет и специальные методы расследования и принятия решений:

– широкие полномочия по получению информации, объяснений у чиновников, доступу ко всей документации органа власти, включая секретную, в служебные помещения органа власти;

– методы восстановления законности и нарушенных прав граждан – рекомендация, убеждение, критика, придание публичной огласке результатов расследования.

В Российской Федерации концепция омбудсмена как органа парламентского контроля, хотя первоначально и была задекларирована, так и осталась «нормой-декларацией». Юридическое закрепление получила концепция независимого Уполномоченного по правам человека, в том числе независимого от парламента (назначающего органа) и Президента (имеющего право выдвигать кандидатуру). Тем самым Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации представляет собой правозащитный контрольный орган, олицетворяющий гарантию государства по обеспечению и соблюдению прав человека и гражданина со стороны органов власти.

Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации не имеет полноценной возможности оказывать влияние на совершенствование законодательства в области защиты и обеспечения прав и свобод личности. Для реализации правотворческой функции Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации следует наделить правом законодательной инициативы. Поскольку Уполномоченный по правам человека не обладает административно-властными полномочиями и его заключения не обязательны для государственных органов и должностных лиц, гласность является главным оружием омбудсмена. Выявив нарушения прав и свобод граждан, уполномоченный направляет свои действия на восстановление этих прав, но его решения носят рекомендательный характер, т.е. они не обязательны для государственных органов и не опасны для нарушителя. Следовательно, придерживаясь точки зрения ученых, можно сделать вывод о том, что основным и главным оружием омбудсменов в их правозащитной деятельности является придание огласке известных фактов правонарушений, чтобы заставить таким образом скорректировать действия должностных лиц и, тем самым, содействовать эффективному соблюдению и реализации прав человека.

Можно сделать вывод о том, что для повышения уровня государственно-правовой защиты граждан должна быть создана единая система Уполномоченного по правам человека. Для этого, в первую очередь, необходимо введение в Федеральный Конституционный закон от 26.02.1997 № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации» императивной нормы, обязывающей учреждать должность Уполномоченного по правам человека в субъектах РФ.

Поскольку деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации по содействию защите прав и свобод граждан осуществляется посредством активного взаимодействия с органами государственной власти и должностными лицами, видится необходимым наделение Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации определенными государственно-властными полномочиями в целях повышения эффективности восстановления нарушенных прав граждан действиями (бездействиями), решениями органов государственной власти и должностных лиц, например, посредством предоставления Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации права требовать отчета органов государственной власти об исполнении выработанных рекомендаций.

Для повышения уровня государственно-правовой защиты прав граждан необходимо увеличение ответственности органов государственной власти, должностных лиц за воспрепятствование деятельности Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации и субъектах РФ посредством введения в Кодекс об административных правонарушениях РФ и Уголовный кодекс РФ существенных дополнений.

Таким образом, современные реалии требуют отхода от классической модели омбудсмена с учетом специфики национальной системы прав человека и международных стандартов прав человека.

Уполномоченный по правам человека в

Российской Федерации - независимое должностное лицо, которое рассматривает жалобы на действия и решения государственных органов и должностных лиц, осуществляет деятельность по совершенствованию законодательства и правовому просвещению, способствует развитию международного и межрегионального сотрудничества в области прав и свобод. Институт Уполномоченного в Российской Федерации должен постоянно развиваться и совершенствоваться с учетом мировых тенденций в сфере защиты прав человека.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных