Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






До Никейского Собора и после него




 

В конце раннего кафолического периода возникло острое противоречие по поводу учения о Боге между двумя служителя­ми Церкви из Александрии: архиепископом Афанасием, которо­го, когда он еще был дьяконом, поддерживал епископ Александрийский, и пресвитером Ари­ем. Арий учил, что Христос является богом-посредником, созданным Отцом и подчиняющимся Ему; что Христос имеет подобную, но не равную Богу сущность. Как и динамиче­ские монархиане, он пытался утверждать единственность Бога через отрицание истинного Божества Христа, и как после­дователи триединства, он утверждал, что Христос – вторая лич­ность. В противовес Арию, Афанасий утверждал, что Отец и Сын являются равными, вечными и единосущ­ными.

Взгляды Афанасия победили на первом Вселенском со­боре, состоявшемся в Никее в 325 г. На этом соборе Афанасий, как считается, стал отцом ортодоксального триединства. Однако противоречие не было решено до конца[115]. В 381 г. в Константинополе состоялся еще один собор, который утвердил решение Никейского Собора и ввел положение о Духе Святом как о третьей равной личности Троицы. В результате был принят уточненный вариант Никейского Сим­вола веры, который действует и по сей день[116].

Самый последний вариант символа веры, который испове­дуют как католики, так и протестанты, включая евангельских, называется еще Афанасьевым Символом веры. Он не мог воз­никнуть раньше V века, а окончательно был сформулирован в конце VIII или начале IX века. Эти два символа веры определяют современное ортодоксальное триединство.

Как и почему

 

Давайте кратко обобщим основные ступени развития уче­ния о триединстве.

 

1. Примерно в 150-х годах греческие апологеты (в частности Иустин) назвали Слово Сыном; описали Слово/Сын как вто­рое Божественное существо, рожденное Богом Отцом в мо­мент до сотворения; определили, что Слово подчинено Богу. Была введена трехчастная формула крещения наряду с неко­торыми смутными понятиями о троичности Бога.

2. Примерно в 210-х годах Тертуллиан ввел термин "Троица" и сформулировал понятие о едином Боге в трех личностях. В его Троице только Отец вечен и имеет власть над другими двумя лич­ностями.

3. Примерно в 230-х годах Ориген развил далее учение о трие­динстве, прибавив к нему основное понятие о вечности Сына и о предвечном рождении Сына. Так он подготовил почву для усиления роли второй личности, хотя сам он еще продолжал учить о главенстве Отца над двумя другими личностями.

4. Под влиянием Афанасия, Никейский Собор в 325 г. отверг арианство. Собор провозгласил, что Отец и Сын имеют одну и ту же сущность и равны между собой. (Дионисий Римский ранее высказывал очень похожие на эти понятия, осуждая как модализм, так и тритеизм.)

5. Собор в Константинополе в 381 г. откорректировал учение Афана­сия и сам Никейский Символ и неформально утвердил богословие каппадокийцев (Григорий Нисский, Григорий Назианзин и Василий Кесарийский), которые уравнивали все три личности во всех отношениях.

6. Появившийся на свет в промежутке между V и VIII веками Афанасиев Символ веры изложил определенную форму вероучения тех, кто одержал победу на Никейском и Константинопольском Соборах, провозгласив равенство, вечность и единосущие всех трех личностей[117].

 

Почему же это учение стало развиваться? На первых порах стимулом для развития стало греческое философское понятие о Логосе. Под его влиянием библейское различие между Отцом и Его Сыном, связанное с воплощением, было ошибочно понято как различие в Божественной природе Самого Бога. Предшест­венники триединства пытались анализировать Новый Завет, включая пре­дыдущие откровения Ветхого Завета, применяя языческие категории мышления, поэтому они не по­лучили библейского содержания, которое может быть обретено под руководством Святого Духа. Они потерпели неудачу, не поняв сути воплоще­ния.

Почему эти первые богословы проявили такую слепоту? Они не смогли избавиться от языческого способа мышления, свойственного их собственному прошлому и культуре народа, в котором они жили. Вместо того, чтобы доверять преображающей силе Святого Духа, они изо всех сил старались интеллектуально соответствовать своей культуре и обществу. С точки зрения пси­хологии можно сказать, что они гордились своей ученостью и мышлением, что и увело их от истины. Например, Иустин про­должал носить мантию философа после своего обращения, что­бы все видели, что он философ, а Тертуллиан и Ориген не скры­вали своего высокомерия к большинству верующих, высмеивая их необразованность.

Почему верующие приняли это элитарное вероучение? Дело в том, что они целый век сопротивлялись ему. И когда они в конце концов пошли на компромисс, то это привело к общему спаду духовности христиан. С течением времени люди, очевидно, всё меньше и меньше доверяли силе Святого Духа, в результате чего обильный поток Духа Святого угас. Ко времени, когда уче­ние о триединстве стало доминировать, то есть в IV веке, креще­ние верующих Духом Святым, с первоначальным знамением говорения на иных языках, стало рассматриваться большинством верующих людей, как опыт прошлого. Массы язычников присоединялись к Церкви без полного покаяния (или совсем без покаяния), без возрождения в Духе, и Церковь в целом стала восприимчива к влиянию язычества и его способу мышления. Господствующее в культуре того времени многобожие создало условия, в которых учение о триединстве казалось вполне убеди­тельным, особенно учитывая тот факт, что новообращенные не имели (или почти не имели) личных взаимоотношений с единым Богом.

Как только в спорах о Боге появилось понятие множе­ственности, так учение о Боге с легкостью перешло из первона­чального двоебожия в учение о триединстве. Библейские места, касающиеся понятия Слово/Сын, стали истолковываться по-новому, и когда этот новый способ мышления был применен к местам Писания, говорящим о Святом Духе, то последовали аналогичные выводы. Согласно новому учению, Отец являлся верховным Богом, отличным от Иисуса. Одним из способов, которым приверженцы такого мышления выражали свои взгля­ды, было изменение обряда крещения только во имя Иисуса, по­скольку этот обряд свидетельствовал, что Иисус один является Спасителем и для прощения грехов надо верить исключи­тельно в Него. Единственное место из Писания, которое они смогли найти для обоснования своей позиции, были слова из Евангелия от Матфея 28:19, которые позволили им принять трехчастную (а не двухчастную) формулу крещения. Таким обра­зом, трехчастная формула при крещении предшествовала созна­тельному выбору исповедания триединства. И снова, как только трехчастная формула стала применяться в учении как основание для различия между Отцом и Сыном, сразу последовал вывод о том, что и Дух Святой тоже имеет отдельную личность.

Само логическое основание, из которого возникло понятие о множественности – учение греческих апологетов о Логосе – требует, чтобы вторая личность рассматривалась как подчинен­ная, сотворенная, менее достойная и производная от первой. По­этому вполне естественно, что понятие о подчиненности личностей в Троице в течение почти всего следующего века входило как состав­ная часть в вероучение о триединстве.

Однако, это понятие оказалось в непримиримом противо­речии со многими библейскими выражениями об абсолютном Божестве Иисуса Христа и с исторически сложившейся повседневной благочестивой практикой простых верующих, которые молились Иисусу как Богу и Спасителю. В результате, триединство стало уязвимым для критики модалистов. С другой стороны, ариане заимствовали понятие о подчиненности личностей в Троице и довели его до логического конца, отвергнув абсолютное Божест­во Иисуса, признав Его "тварным" богом.

Пытаясь защитить Божество Иисуса Христа, на­сколько позволяла им их бескомпромиссная преданность учению о Троице, сторонники триединства сформулировали понятия о равенстве, вечности и единосущии личностей Троицы. Если Иисус действительно является второй личностью и если Он действительно Бог в некотором смысле, тогда Он должен быть во всем равным первой личности. Что касается Духа Святого, то общественное дав­ление было не столь сильным, чтобы уравнять Его в правах с другими личностями, хотя причины этого давления были те же.

В общем, триединство логически вытекает из ложной пред­посылки о множестве личностей в Боге. Оно приняло свою устойчи­вую форму, заключающуюся в следующем: если человек согла­шается с предположением о том, что Бог может и действительно существует в трех личностях, то он принимает и другие определения и выводы, следующие из этого предположения. Но если смот­реть на триединство со стороны, то становится очевидным, что оно противоречит Писанию, что аксиомы триединства внутренне противоречивы и несовместимы, а его определения и предполо­жения не имеют реального смысла.

Так, в конечном счете, единственным различием между тремя личностями является то, что Отец не был рожден, Сын был рожден, а Дух Святой постоянно исходит. Но что значит ска­зать о Сыне, что он был предвечно рожден, а Дух Святой посто­янно исходит? В чем разница между терминами: быть рож­денным и быть исходящим? Как истолковать эти термины, не прибегая к понятию о подчиненности Сына и Духа Отцу? Какие места Писания объясняют смысл этих терминов и понятий? Если мы не можем придать никакого реального, разумного смысла этим понятиям, тогда как мы можем установить различия в Божьей сущности, которые соответствуют этим понятиям?

Короче говоря, основной проблемой теории триединства с исторической и богословской точек зрения является неспособ­ность понять и следовать словам Послания апостола Павла к Колоссянам 2:8-10: " Смотрите, (братья,) чтобы кто не увлек вас философией и пустым обольщением, по преданию человеческо­му, по стихиям мира, а не по Христу; ибо в Нем обитает вся пол­нота Божества телесно, и вы имеете полноту в Нем, Который есть глава всякого начальства и власти ".

Послесловие

 

Хотя к концу IV века триединство утвердилось и восторже­ствовало повсеместно, существование Библии и присутствие Ду­ха Святого вселяют уверенность в то, что учение о единстве не погибло окончательно. На протяжении всех последующих веков, понятия учения о единстве всё еще были живы и крещение во имя Иисуса продолжало применяться[118]. В XX веке обильное благословение Святого Духа способствовало обновлению пони­мания библейского учения об абсолютном Божестве Гос­пода Иисуса Христа.

 

Словарь терминов

Апологет. Тот, кто защищает вероучение в интеллектуальном споре, букв. "защитник". См. "греческие апологеты".

 

Арианcтво. Учение Ария (280?-336), пресвитера Александрийско­го. Арий утверждал, что есть только один Бог, и что Сын или Слово представляет собой Божественное существо, подобное Богу, но созданное Богом. Таким образом Иисус считается полу-богом. Эта точка зрения была осуждена на Никейском Соборе в 325 г., а затем и на Соборе в Константинополе в 381 г.

 

Бинитаризм. Вера в двух личностей Божества, обычно в Отца и Сына (или Слово).

Динамическое монархианство. Вероучение в истории раннего христианства, согласно которому Иисус был сначала просто че­ловеком, а потом стал Сыном Божьим, потому что Божественная Премудрость или Логос вселились в Него. Очевидно, динамическое монархианство не считало Иисуса Богом в прямом смысле слова.

 

Дитеизм. Вера в двух богов. По сути то же, что и бинитаризм.

 

Гностицизм. Древняя система вероучений, которая соединяет элементы греческой философии, восточного мистицизма и хри­стианства. Она учила следующему: мир состоит из духа и мате­рии. Дух добр, а материя зла, спасение заключается в освобож­дении духа от материи, что достигается с помощью не всем дос­тупного, высшего знания (по-гречески gnosis).

 

Греческие апологеты. Авторы периода с 130 по 180 годы, кото­рые писали трактаты на греческом языке, защищая христианство от языческих философов и писателей.

 

Единосущие. Термин, получивший в ортодоксальном триединстве смысл, соглас­но которому каждая личность Троицы обладает одинаковой божественной сущностью в полной мере. Есть три личности, но только одна сущность, единая для всех трех личностей. Согласно этой терминологии сущность имеет значение природы.

 

Единство. Вероисповедание, согласно которому Бог абсолютно один без деления на личности, а Иисус являет Собой полноту Бога во плоти.

 

Икономическое триединство. См.триединство икономическое.

 

Логос. Греческий термин, означающий "слово". В Евангелии от Иоанна 1:1 термин относится к Самому Богу, в особенности, что касается Его разума, плана, откровения о Себе Самом. В древне-греческой философии он означает разум, как руководящий прин­цип вселенной. Греческие апологеты приравнивали Логос к Сы­ну и утверждали, что Логос является подчиненной второй ли­чностью в Боге. Триединство также приравнивает Логос к Сыну, считая Его второй личностью в Троице.

 

Модализм, модалистическое монархианство. Вероисповедание в истории раннего христианства, согласно которому Отец, Сын и Дух Святой не имеют различий в божественной сущности или в самосознании личностей, но отличаются лишь модусом (способом, проявлением) Божьей деятельности. Стержнем уче­ния является Иисус Христос как полнота Божества или как Отец во плоти.

 

Монархианство. Вероисповедание древности, подчеркивающее неделимое единоначалие (монархию) Бога. Оно проти­востояло учению о дитеизме и Троице. Историки подразделяют две резко отличающиеся друг от друга формы монархианства: динамиче­ское и модалистическое.

 

Монотеизм. Вера только в одного Бога.

 

Монтанизм. Древнее движение в христианстве, которое отко­лолось от Церкви примерно в 177 г. Названо по имени Монтана, проповедовавшего во Фригии. Монтанисты особое вни­мание уделяли действию Духа Святого и дарам Духа, включая говорение на иных языках, на призвание к благовестию каждого верующего, на грядущее возвращение Иисуса Христа, на жизнь в рамках строгой морали, что позже привело их к аскетизму и законничеству. Монтанизм считается одной из гностических сект.

 

Никейский Символ веры. Текст, составленный на основе разнообразных древних символов, имевших употребление во II-III вв., в том числе и так называемгого "Римского апостольского символа", возможно употреблявшегося в правление Римских епископов Зефирина и Каллиста, покровительствовавших модализму. Он был принят на Никейском Соборе в 325 г. с включением в него специальных противоарианских формул и терминов. На Соборе в Константинополе в 381 г. он был подтвержден, но в существенно измененном виде.

 

Никейский Собор. Первый христианский Вселенский церков­ный собор, состоявшийся в Никее в 325 г. Он осудил арианство и утвердил положение о том, что Отец и Сын имеют одну сущ­ность. Считается, что на нем впервые было официально одобре­но учение о триединстве. Но это учение еще не имело столь радикального разделения личностей в Божестве, свойственного позднейшей триадологии.

 

Политеизм. Вера в более, чем одного Бога.

 

Послеапостольский период. Это период после смерти послед­него из апостолов Иоанна. Наибольшая активность лидеров Церкви и писателей этого периода приходится примерно на 90-е – 140-е годы. Самыми известными авторами этого периода были: Климент Римский, Игнатий, Поликарп и Ерма.

 

Ранний кафолический период. Это период примерно с 170 по 325 годы. В этот период христианские богословы начали разви­вать последовательную доктринальную систему для того, чтобы отличить кафолическое (всеобщее) учение от различных ересей.

 

Слово. См.Логос.

 

Собор в Константинополе. Вселенский церковный Собор 381 г., утвердивший решения Никейского Собора в переработанном виде и более четко определивший позиции триединства.

 

(Со)вечность. Термин ортодоксального триединства, согласно которому все личности Троицы всегда существовали и будут сущест­вовать.

 

(Со)равенство. Термин ортодоксального триединства, согласно которому все личности в Троице равны между собой во власти и свойствах.

 

Субординационизм. Вера в то, что одна личность в Боге меньшая по достоинству, создана другой личностью и подчинена Ей. Данное воззрение предполагает множественность личностей в Боге. Греческие апологеты и первые сторонники триединства подчиняли Слово (вторую личность) Отцу (первой личности).

 

Триада. Группа, состоящая из трех. В этой книге данный термин обозначает взгляды тех авторов, которые понимали Бога как не­кую неопределенную группу из трех, но при этом они не говори­ли, что Бог состоит из трех личностей.

 

Триединство. Вера в одного Бога, состоящего из трех личностей: Отца, Сына (Слово) и Духа Святого. Современное ортодоксальное триединство исповедует (со)равенство, (со)вечность и единосущие всех личностей.

 

Триединство икономическое. Разновидность триединства, раз­личающая личности Бога, согласно роду деятельности или функ­циям, выполняемым в мире, а не по Его сущности.

 

Тритеизм. Вера в трех богов.

 

Унитаризм. Вера в то, что Бог состоит только из одной личности и что Иисус Христос не является Богом.

 

Христоцентричный. Прилагательное, характеризующее доктринальную систему, в которой личность и деятельность Христа являются основой и смыслом всего.

 

 


[1] В Кол. 1:15, однако, говорится, что Сын рожден «прежде всякой твари». Но это следует понимать в том смысле, что Бог предопределил явится в образе человека еще прежде творения мира. Поскольку Бог не подвластен закону времени, как люди, то всё совершающееся не имеет для Него временного значения, и можно сказать, что всё, совершающееся во времени для людей, для Бога совершается от вечности. – прим. ред.

[2] “Trinity, Holy,” The New Catholic Encyclopedia (NewYork: McGraw Hill, 1967), 14:295.

[3] Van Harvey, A Handbook of Theological Terms (NewYork: Macmillan, 1964), 244.

[4] Ibid.; William Stevens, Doctrines of the Christian Religion (Nashville: Broadman, 1967), 119.

[5] Louis Berkhof, Systematic Theology (Grand Rapids: Eerdmans, 1941), 87.

[6] Charles Hodge, Systematic Theology (Reprint, Grand Rapids: Eerdmans, 1986), 1:444; Augustus Strong, Systematic Theology (Old Tappan, N. J.: Revell, 1907), 304; Harvey, 245.

[7] Otto Heick, A History of Christian Thought (Philadelphia: Fortress Press, 1965), 1:160; “Trinity,” Encyclopedia of Religion and Ethics, ed. James Hastings et al. (New York: Charles Scribner’s Sons, 1951), 11:459-60; Hodge, 1:445; Berkhof, Systematic Theology, 89.

[8] “Trinity,” Encyclopedia of Religion and Ethics, 11:460.

[9] Этот Собор строго разграничил понятия «сущность» и «ипостась», в чем было существенное его отличие от Вселенского Собора Никейского 325 г. – прим. ред.

[10] E. H. Klotsche, The History of Christian Doctrine, rev.ed. (Grand Rapids: Baker, 1979), 17-18; Heick, 1:44-46.

[11] Klotsche, 23-24; Heick, 1:58-59.

[12] Heick, 1:64-65.

[13] Klotsche, 27.

[14] Louis Berkhof, The History of Christian Doctrines (Grand Rapids: Baker, 1937), 59-60.

[15] Точнее это слово имеет значение "соборный". – прим. ред.

[16] Heick, 1:106.

[17] Ориген был отлучен Александрийскими Соборами и лишен сана в 231 г., после чего он перебрался в Палестину. – прим. ред.

[18] Gregory Boyd, “The Pseudo-Apostolic Faith of the United Pentecostal Church and the Witness of Second-Century Chris-tianity” (Paper presented at the second ARC [Apologetic Research Coalition] Symposium on Cults, the Occult and World Religions, Farmington Hills, Mich., 10 August 1989), 2-3. Emphasis is original.

[19] За исключением обозначенных другим способом, все цитаты доникейских писаний из: Alexander Roberts, James Donaldson, and A.Cleveland Coxe, eds., The Ante-Nicene Fathers (1885; reprint, Grand Rapids: Eerdmans, 1981). Заключенные в скобки номера после цитат относятся к главам; номера, отделенные двоеточием относятся к главе и стиху; книге и главе; или книге, главе и стиху. Круглые скобки внутри цитат представляют круглые скобки или скобки, используемые издателями в оригинале.

[20] Cyril Richardson et al., trans. and ed., Early Christian Fathers (New York: Macmillan, 1970), 73.

[21] Ante-Nicene Fathers, 1:31, 45.

[22] Richardson, 81, 83.

[23] J. B. Lightfoot and J. R. Harmer, eds., The ApostolicFathers (1891; reprint, Grand Rapids: Baker, 1988), 144.

[24] Joseph Thayer, A Greek-English Lexicon of the New Testament (1889; reprint, Grand Rapids: Zondervan, n.d.), 477. Emphasis added.

[25] The Lost Books of the Bible and the Forgotten Books of Eden (New York: William Collins, 1963), 173. Сведения предоставлены Вильямом Хальфантом.

[26] Richardson, 143.

[27] Название Фрагмента образовано от имени историка и биб­лиотекаря миланской библиотеки, который обнаружил фраг­мент рукописи и обнародовал его – прим. ред.

[28] В Ватиканском кодексе Септуагинты Ерма признается “учеником ап. Павла”. Соотнесение содержания Пастыря с кумранскими рукописями свидетельствует всё-таки в пользу более древнего происхождения этого произведения. – прим. ред.

[29] Jim Beverley, “Truly Pentecostal? A Critique of the United Pentecostal Church,” The Journal of Pastoral Practice, 4, no. 3 (1980): 109.

[30] Richardson, 161.

[31] Филофей Вриенний – митрополит Никомедийский, обнаружил в 1873 г. рукопись Дидахе и издал её в 1883 г. – прим. ред.

[32] M. B. Riddle, in Ante-Nicene Fathers, 7:375.

[33] Riddle, in Ante-Nicene Fathers, 7:374.

[34] В настоящее время всё большую популярность приобретает версия, согласно которой Дидахе – произведение, написанное в основной своей части еще при жизни Иисуса Христа и несколько позже дополненное. Таким образом, заимствования могли иметь обратный порядок, чем предполагает Д. Бернард. Повеление совершать крещение "во имя Отца, и Сына, и Святого Духа" как раз могло быть перенесено в Евангелие от Матфея из Дидахе. – прим. ред.

[35] Kirsopp Lake, “Baptism (Early Christian),” Encyclopediaof Religion and Ethics, 2:389.

[36] J. V. Bartlet, “Baptism (New Testament),” Encyclopedia of Religion and Ethics, 2:378.

[37] Имеется ввиду Дионисий Малый, римский христианский писатель рубежа V-VI вв., составивший сборник древних канонических правил, легший в основу католического церковного права. – прим. ред.

[38] Heick, 1:53, 87.

[39] Документальные подтверждения для этого абзаца см.: Philip Schaff, History of the Christian Church (Grand Rapids: Eerdmans, 1910), 2:714-15.

[40] Очерк о воззрениях Филона и Платона см.: Klotsche, 8, 13; Heick, 1:25, 31.

[41] Richardson, 233.

[42] Ibid., 245.

[43] Трансцендентный означает находящийся за пределами сознания, выходящий за рамки познаваемого, букв. "запредельный". – прим. ред.

[44] Эти сведения сообщает Тертуллиан. – прим. ред.

[45] Berkhof, History of Christian Doctrines, 58.

[46] Heick, 1:60-61.

[47] Ibid., 1:61.

[48] Heick, 1:109-10.

[49] Richardson, 347.

[50] Ibid.

[51] См.: Berkhof, History of Christian Doctrines, 64-65; Heick, 1:108.

[52] Ante-Nicene Fathers, 1:311-12.

[53] Феофил, возможно, рассматривал Св. Дух как Премудрость в сочинении К Автолику, 2:15 и 2:18, но эта ссылка сомнительна, как показывают 2:10 и 2:22.

[54] Так буквально звучит место из Исх. 3:14, которое в Синодальном переводе отражено неточно.

[55] Heick, 1:109, 127.

[56] Joseph P. Smith, trans., Irenaeus, Demonstration of the Apostolic Preaching, (Westminster, Md.: Newman Press,

1952), 7-8.

[57] Heick, 1:108.

[58] Schaff, History, 2:569.

[59] Klotsche, 52-53; Heick, 1: 123, 127; Schaff, History, 2:819.

[60] Heick, 1:127.

[61] Jaroslav Pelikan, The Emergence of the Catholic Tradition (100-600), vol. 1 of The Christian Tradition: A History of the Development of Doctrine (Chicago: University of Chicago Press, 1971), 105.

[62] Ibid., 101.

[63] Первым заведующим был Климент, а в 203 г. в возрасте 18 лет заведующим стал его ученик Ориген. – прим. ред.

[64] Heick, 1:114.

 

 

[65] В этой цитате нет видимого противоречия учению о единстве. В той же молитве, немного выше, Климент в духе монархианства называет Логоса одновременно и Отцом и Сыном, говоря, что Они "оба – один Бог, наш Господь". Справедливости ради следует отметить, что Д. Бернард, обвиняя Климента в симпатии к языческой философии, однако же не может привести ни одной цитаты, которая бы прямо свидетельствовала о Клименте как о противнике учения о единстве. Следует согласиться со многими другими учеными, считающими Климента разделявшим идеи модализма. – прим. ред.

[66] Pelikan, 191.

[67] Учение о всеобщем восстановлении, согласно которому наказание грешников не будет вечным. – прим. ред.

[68] Для Оригена характерно учение о множественности миров, поэтапно сменяющих друг друга. – прим. ред.

[69] Schaff, History, 2:552.

[70] Эта группа была очень популярной, на её основе образовалась церковная община, которая просуществовала несколько веков. – прим. ред.

[71] Pelikan, 192.

[72] Schaff, History, 2:797-99. Существует пространная и краткая версии этого Изложения. Пространная версия, как выяснилось, принадлежала перу Аполлинария, епископа Лаодикийского. В краткой же версии Сын и Дух у Григория выступают как безличные свойства Отца и не дают твердой почвы для учения о триединстве. Аполлинарий Лаодикийский тоже отрицал учение о трех ипостасях, что можно видеть из его переписки с Василием Великим. – прим. ред.

[73] Berkhof, History of Christian Doctrines, 65, 83.

[74] Ibid., 83-84.

[75] Walter Bauer, W. F. Arndt, F. W. Gingrich, and F. W. Danker, A Greek-English Lexicon of the New Testament and Other Early Christian Literature, 2nd ed. (Chicago: University of Chicago Press, 1979), 571-73; Heick, 1:53, 87; J. F. Bethune-Baker, An Introduction to the Early History of Christian Doctrine (London: Methuen and Company, 1933), 25, 378; Kirsopp Lake, в Encyclopedia of Religion and Ethics, 2:389; Jean Danielou, The Theology of Jewish Christianity, vol. 1 of The Development of Christian Doctrine Before the Council of Nicaea, John A. Baker, ed. and trans. (London: Darton, Lonman, and Todd, 1964), 323; Wilhelm Bousset, Kyrios Christianity—A History of the Belief in Christ from, the Beginning of Christianity to Irenaeus, 5th ed., trans. John Steely (New York: Abingdon, 1970), 292; David A. Reed, Origins and Development of the Theology of Oneness Pentecostalism in the United States (Ann Arbor, Mich.: University Microfilms International, 1978), 220; Williston Walker, A History of the Christian Church (New York: Charles Scribner’s Sons, 1947), 58. Для дальнейших цитат см.: William Chalfant, Ancient Champions of Oneness (1979; reprint, Hazelwood, Mo.: Word Aflame Press, 1982), chap. 5.

[76] James M. Robinson, ed., The Nag Hammadi Library in English (New York: Harper and Row, 1978), 147.

[77] Авторство этих канонов приписывается не Ипполиту, а Клименту Римскому (см. канон 85). Каноны Ипполита являются еще одним каноническим сборником, составленным в III веке, который известен в разных версиях. – прим. ред.

[78] См.: Pelikan, 178-79.

[79] Gregory Boyd, “The Oneness View of the Ante-Nicene Fathers: A Critical Appraisal,” in “Papers presented to the First Occasional Symposium on Aspects of the Oneness Pentecostal Movement” [held at Harvard Divinity School, July 5-7, 1984] (Cambridge, Mass.: Jeffrey Gill, 1984), 183-84.

[80] Johannes Quasten, Patrology (Westminster, Md.: Newman Press, 1963), 3:98-99.

[81] Philip Schaff and Henry Wace, eds., The Nicene and Post-Nicene Fathers, 2d. ser. (Reprint, Grand Rapids: Eerdmans, 1976), 14:185. За исключением обозначенных другим способом, все цитаты никейских и после-никейских отцов – из этой работы. Заключенные в скобки номера после цитат относятся к книге и главе, или книге, главе и параграфу. Круглые скобки внутри цитат представляют круглые скобки или скобки, используемые издателями.

[82] Pelikan, 104.

[83] Ibid., 104-5.

[84] “Monarchianism,” Encyclopoedia Britannica (Chicago: William Benton, 1964), 15:686.

[85] “Monarchianism,” The New Schaff-Herzog Encyclopedia of Religious Knowledge, ed. Samuel Jackson (Grand Rapids: Baker, 1963), 7:454-58.

[86] Heick, 1:147, 149.

[87] Pelikan, 178-79.

[88] Adolph Harnack, History of Dogma (London: Williams and Norgate, 1897), 3:51-54.

[89] Heick, 1:149.

[90] Schaff, History, 2:572-73.

[91] Berkhof, History of Christian Doctrines, 78.

[92] Chalfant, 105-13.

[93] Jules Lebreton and Jacques Zeiller, A History of the Early Church (New York: Collier, 1962), 4:148.

[94] Schaff, History, 2:856.

[95] H. A. Wolfson, The Philosophy of the Church Fathers (Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1970), 1:583-84.

[96] Lebreton and Zeiller, 4:149.

[97] Слово ойкономия (греч.) состоит из двух слов: ойкос – дом, домашний и номос – закон. Слово икономия можно перевести как закон дома, домоустройство, управление домом, домо­строительство. – прим. ред.

[98] Имеются в виду известные малоазийские епископы из области Каппадокия – Григорий Богослов, Григорий Нисский и Василий Великий, которые, как считается, своими трудами завершили изыскания в области тринитарной догматики. – прим. ред.

[99] Nicene and Post-Nicene Fathers, 2d. ser., 7:350.

[100] Pelikan, 179.

[101] Heick, 1:150-51.

[102] Berkhof, 79.

[103] Это сочинение считается подложным и не принадлежит авторству Афанасия. Афанасий никогда не придавал слову homoousios собирательного смысла, но выступал против этого толкования, которое защищали полу-ариане. Афанасий до конца оставался на позиции отождествления понятий "сущность" и "ипостась" и не считал возможным следовать учению о "трех ипостасях" в смысле "трех сущностей". Более того, Афанасий очевидно сочувствовал модализму, так как поддерживал такого известного модалиста, как Маркелл Анкирский. Приписываемые Афанасию цитаты против савеллиан скорее всего являются поздними интерполяциями. – прим. ред.

[104] В этой цитате Василий совершенно неправильно излагает учение Савеллия, желая оклеветать его. Савеллий не учил об изменении в Божестве, но только о Его откровении к миру. То или иное проявление Бога не вносит никаких изменений в Его природу, которая остается постоянной в самой себе. – прим. ред.

[105] J. A. Dorner, Doctrine of the Person of Christ (Edinburgh: T. and T. Clark, 1870), 2:164.

[106] “Monarchianism,” Encyclopedia of Religion and Ethics, ed. James Hastings (New York: Charles Scribner’s Sons, 1962), 8:780.

[107] По крайней мере, некоторые из монтанистов были модалистами, и они придавали особое значение Святому Духу и говорению на языках (см. главу 9). Хотя Тертуллиан заявлял, что Праксей выступал против монтанистов, он не упрекал модалистов за отсутствие у них духовных даров (включая языки), как он делал по отношению к маркионитам в своем трактате против них (Против Маркиона, 5:8). Епифаний говорил, что Савелий учил возрождению от Святого Духа (см. Хальфант, 133, 135.) Псевдо-Афанасий свидетельствовал об упоминании Савеллием духовных даров в 1 Кор. 12 (Слова против ариан, 4:25).

[108] Напротив, практически все исследователи признают, что раннехристианские писатели в вопросе о "подлинности" человеческой природы Христа склонялись скорее к тому, что в науке принято называть "умеренным докетизмом". В первые три века не было сформулировано учение об идентичности человеческой природы Христа природе обычных людей. По этому вопросу господствовал широкий спектр мнений, не исключая и самих модалистов. – прим. ред.

[109] Beisner, 47-48.

[110] Berkhof, History of Christian Doctrines, 40.

[111] Heick, 1:46-47.

[112] “Trinity, Holy,” New Catholic Encyclopedia, 14:295-305.

[113] Berkhof, History of Christian Doctrines, 65, 83-84.

[114] На Никейском Вселенском соборе в 325 г. было принято учение о Боге, отрицающее три ипостаси. Никейский символ исключил понятие Логос в отношении к Сыну. Отрицание трех ипостасей было характерно для Дионисия Римского и Григория Чудотворца. – прим. ред.

[115] Противоречие заключалось именно в том, что участники Никейского Собора стояли на позиции отождествления понятий "сущность" и "ипостась", тем самым отрицая возможность введения учения о "трех ипостасях". Константинопольский Собор 381 г. ограничился тем, что изъял из Никейского Символа всё то, что могло напоминать о таком отождествлении. Однако, ни на одном Вселенском соборе в последующие века не удалось официально утвердить формулу "три ипостаси", хотя именно такой вариант триадологии можно считать окончательно утвердившимся как на Востоке, так и на более консервативном Западе. – прим. ред.

[116] Равенство Святого Духа с двумя другими ипостасями не было четко сформулировано на этом соборе. Напротив, партия духоборцев, господствующая на соборе, не допустила ясного по этому поводу определения. Дух Святой в Никео-Константинопольском Символе веры назван буквально "господствующим" (to kurion), но не "Господом", как теперь повсеместно неправильно читается за богослужением во всех тринитаристских конфессиях. – прим. ред.

[117] В так называемом "Афанасьевом Символе", впрочем, также нет четко выраженного учения о трех личностях. Текст Символа сохранился только на латинском языке (а возможно был создан на нем), где для обозначения лиц Божества употребляется термин persona, что буквально означает "обличье", "роль", "маску", тогда как на латинском языке для обозначения ипостаси (личности) употребляется термин substantia. Тем не менее, тринитаристами, вопреки этимологии, даже термин persona стал пониматься в значении substantia. – прим. ред.

[118] See David Bernard, The Oneness of God (Hazelwood, Mo.: Word Aflame Press, 1983), 241-52; David Bernard, The New Birth (Hazelwood, Mo.: Word Aflame Press, 1984), 271-77.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных