ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Антимонопольная политика государства и ее роль в функционировании и развитии национальной экономики.Антимонопольное регулирование экономики в общем виде предполагает комплекс осуществляемых государством экономических, административных и законодательных мер по созданию условий для эффективного функционирования конкурентного рынка, недопущения его чрезмерной монополизации. Государственное антимонопольное регулирование, или ограничение деятельности монополий и обеспечение свободы конкуренции на рынках, - непременный атрибут рыночной экономики, обязательный элемент нормального развития системы хозяйствования. Применительно к российской экономике опыт антимонопольного регулирования в его традиционном, классическом понимании практически отсутствует. Уровень социально-экономического развития и степень зрелости рыночных отношений в Российской Федерации значительно отличаются от сложившихся в странах с эффективной рыночной экономикой и более чем столетней практикой антимонопольного регулирования. Это важно учитывать при использовании зарубежного опыта в российской экономике. Монополистическая деятельность - действия хозяйствующих субъектов или органов власти и управления, направленные на недопущение, ограничение или устранение конкуренции и причиняющие ущерб потребителям. Мировой опыт показывает, что на основе данных о ценах продукции корпорации, контролируемой доле рынка, издержках производства и других параметрах, разработанные математические модели и экономические критерии позволяют выявить основные признаки монополизации - ограничение конкуренции, дискриминацию потребителя, искусственное завышение цен и снижение выпуска продукции. Этот инструментарий дает возможность практически однозначно определить, ведет ли деятельность корпорации к относительному сокращению общественного богатства или нет, эффективна ли она в этом смысле. В основе монополизации лежат и естественные факторы. Законы специализации и концентрации действуют повсеместно. Однако в условиях административной системы не они играли главную роль, как в странах рыночной экономики. Начальной точкой отсчета была принудительная централизация всех функций управления экономикой в руках государства. В условиях становления рыночных отношений, при ограниченных возможностях перелива капитала и отсутствии его первоначального накопления для перевооружения производства, создания и развития новых производственных мощностей и альтернативных производств любой производитель дефицитной продукции рассматривается на товарном рынке как монополист. Поэтому антимонопольная деятельность не ограничивается борьбой с «явными» монополиями, а предполагает поддержку предпринимательства с помощью мер по стимулированию увеличения объемов производства дефицитной продукции, способствующего насыщению рынка продуктами и услугами. Предполагается использовать для этого предусмотренные законом экономические и организационные возможности. Цели антимонопольной деятельности государства в общем виде могут быть сформулированы как: - насыщение рынка продуктами и услугами, ликвидация дефицита; - развитие конкуренции, пресечение недобросовестной конкуренции и формирование цивилизованных рыночных отношений; - ограничение деятельности сложившихся монополий, недопущение образования новых; - борьба с нарушениями закона, препятствующими развитию нормального рынка, в том числе борьба с коррупцией; - поддержка новых, прежде всего негосударственных экономических структур; защита прав потребителей. Роль конкуренции заключается в ослаблении позиций государства в качестве экономического агента, прямо регулирующего хозяйствование. Целенаправленно проводя такую макроэкономическую политику, которая предполагает использование конкуренции, государство создает инфраструктуру, кадровую базу реформы. Оно поддерживает исследования и разработки, современные технологии, обеспечивает предпринимателей информацией, направляющей их на перспективные отрасли, и облегчает выход на рынки новым хозяйствующим субъектам. Государство предоставляет долгосрочные займы на льготных условиях и налоговые льготы; использует компенсационные, информационные и просветительные меры, ориентированные на потребителя и создающие такую реакцию рыночного спроса, которая способствует вознаграждению или наказанию производителей. Особое место при проведении макроэкономической политики занимает поддержка государственными антимонопольными органами новых экономических структур. Эта поддержка выражается прежде всего в финансовой помощи данным структурам, которая предполагает распределение полученных, как правило, от приватизации и поступивших в фонд демонополизации денежных средств по следующим направлениям: - предоставление льготных кредитов, уменьшение налогов или освобождение от них хозяйствующих субъектов, впервые вступающих на данный товарный рынок; - помощь малому и среднему бизнесу, создание параллельных структур в сферах производства и обращения с высоким уровнем монополизации; - финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов; - подготовка кадров предпринимателей и работников государственных органов для работы в рыночных условиях. Антимонопольные меры направлены против предприятий, занимающих доминирующее положение и злоупотребляющих этим. Доминирующим признается положение такого хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара повышает предельную величину, устанавливаемую антимонопольными органами той или иной страны в соответствии с действующим там законодательством. Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|