Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Организационно-экономический механизм функционирования НХС(СЭЗ).




 

Механизм деятельности СЭЗ должен быть адекватен рыночным условиям хозяйствования и регулироваться как общими, обязательными для выполнения всеми хозяйствующими на территории страны субъектами, так и специальными, действующими лишь на территории СЭЗ законодательными нормативными актами.

Для координации всех сторон деятельности разрабатывается концепция зоны, т.е. научно обосновывается прошлое, настоящее и будущее территории, отводимой под СЭЗ. Формировапние концепции СЭЗ предполагает:

- определение места, размеров и границ создаваемой СЭЗ и входящих в нее подразделений;

- выбор критериев оценки приоритетов в развитии хозяйства СЭЗ и отдельных ее составляющих;

- выявление общих принципов и особенностей формирования органов управления СЭЗ;

- уточнение правовых основ, форм и методов взаимоотношений органов управления СЭЗ с вышестоящими органами государственного и хозяйственного руководства страны и прилегающих к СЭЗ территорий и субтерриторий;

- согласование особенностей налоговой, таможенной, финансовой, инвестиционной, социально-демографической, экологической, научно-технической и другой политики в рамках территории самой СЭЗ и связанных с ее деятельностью субтерриторий и прилегающих территорий;

- решение вопросов экспортно-импортной и прочей внешнеэкономической деятельности подразделений, расположенных на территории СЭЗ.

Разработка концепции СЭЗ в целом, реализация содержащихся в ней конкретных мероприятий имеют многофункциональное и долговременное назначение. Во-первых, на основе концепции должно оцениваться любое мероприятие в области многоаспектной жизнедеятельности СЭЗ. Во-вторых, концепция как система наиболее значимых и реально воплощаемых целей социально-экономического развития территории СЭЗ отражает пути, способы, формы, методы и средства скоординированного воздействия государственных (центральных) органов на происходящие процессы.

В государствах, образованных на территории бывшего СССР, до сих пор не определен правовой статус, не сформулированы принципы образования и деятельности СЭЗ, хотя достаточно представительное число СЭЗ уже действует в РФ.

Механизм СЭЗ может эффективно работать лишь при соблюдении ряда важнейших принципов.

1. Любая СЭЗ должна создаваться, функционировать и развиваться как автономная хозрасчетная единица страны.

2. Как автономная хозрасчетная единица СЭЗ должна строить свою деятельность на собственном бюджете.

3. Доходная часть бюджета СЭЗ должна складываться из:

а) налоговых поступлений от предприятий, объединений, организаций и частных лиц, расположенных или проживающих на территории СЭЗ;

б) поступлений от таможенных сборов;

в) поступлений от собственной предпринимательской деятельности;

г) средств государственного бюджета, передаваемых для нужд СЭЗ (прежде всего развития объектов социальной инфраструктуры) в виде долгосрочного кредита;

д) средств спонсоров - попечительских, благотворительных и других организаций.

4. Все финансовые отношения расположенных на территории СЭЗ предприятий, организаций и других юридических лиц с государственным бюджетом опосредуются администрацией и собственным бюджетом. Это важнейшее условие экономической самостоятельности и эффективного управления на территории СЭЗ.

5. Пространство между внешней и внутренней границами СЭЗ - территория, учитываемая при введении разного рода налоговых льгот для юридических лиц, связанных с ее деятельностью СЭЗ.

6. Все предприятия СЭЗ должны функционировать в рамках бюджетных ограничений, без централизованного дотационного вмешательства и без субсидий со стороны государства.

7. Одна из важнейших форм укрепления СЭЗ - широкое применение практики налоговых кредитов, предусматривающих, что в течение определенного срока все налоги и бюджетные платежи, собранные на территории СЭЗ, остаются в распоряжении зональных органов управления. Это позволяет увеличить размеры финансирования на развитие хозяйства в СЭЗ и создать более благоприятные (с точки зрения эффективности, окупаемости и прибыльности) условия для вложения капиталов, чем условия их вложения в ближайших странах, дает возможность повысить конкурентную активность каждой конкретной СЭЗ в инвестиционной сфере.

В этой связи иностранным и отечественным инвесторам предоставляются следующие налоговые льготы:

- беспошлинный импорт в СЭЗ сырья, полуфабрикатов, машин и оборудования для организации экспортного производства, беспошлинное хранение и переработка транзитных грузов;

- различного рода скидки со ставок таможенного тарифа на внешней и внутренней границах СЭЗ;

- освобождение от уплаты подоходного налога на определенное количество лет (часто от 5 до 20 лет); уменьшение ставок налогообложения и арендной платы;

- полное или частичное освобождение от налога реинвестируемых прибылей на несколько лет (обычно на 5-10 лет);

- полное или частичное освобождение от налога переводимых за рубеж прибылей;

- освобождение от уплаты имущественного налога на собственность и налога с оборота;

- возможность самостоятельно определять сроки амортизации;

- отмена налогов на доход иностранного персонала, работающего в зоне;

- безлицензионный вывоз за границу собственной продукции иностранных фирм и ввоз ее для собственных нужд.

Льготный режим налогообложения - важное условие, стимулирующее привлечение в СЭЗ иностранных и отечественных инвестиций. Существуют две основные формы иностранного капитала, разрешенного к вывозу, а следовательно, и ввозу в СЭЗ:

1) предпринимательский капитал, связанный с производственным инвестированием;

2) ссудный капитал, представляющий собой внешнее кредитование.

Предпринимательский капитал используется, в частности, в виде предприятий смешанной формы собственности, совместных предприятии и т.п. С этой точки зрения СЭЗ представляет широкое поле деятельности для бизнесменов, прежде всего в области изготовления наукоемкой продукции, сувенирного производства, оказания услуг рекреационного характера. Налоговые льготы способствуют либерализации прямых иностранных вложений в предприятия, банки и их филиалы, в движимое и недвижимое имущество, природные ресурсы, а также портфельных иностранных инвестиции - в ценные бумаги, банковские вклады и страховые полисы.

Льготный режим налогообложения имеет и другую сторону: он способствует реинвестициям полученной прибыли в экономику СЭЗ, а через механизм ее взаимодействия с национальной экономикой - и в хозяйственную деятельность на остальной территории страны.

 

Основные понятия, сущность, факторы и тенденции формирования и функционирования НХС открытого типа.

Национальная экономика любой страны может исследоваться с двух сторон. С одной стороны, ее можно рассматривать как социально-экономическую систему суверенного государства, функционирование и развитие которой направлено исключительно на достижение целей и задач «своего» общества. В этом случае экономика каждой конкретной страны выглядит как замкнутая, ориентированная в основном на внутренние ресурсные возможности и национальные интересы при минимальном развитии внешнеэкономических связей. С другой стороны, экономическая система любой страны как составная часть единой мировой системы хозяйствования может рассматриваться в разрезе ее масштабных и разносторонних взаимосвязей с экономиками других стран в процессе обмена результатами труда, капиталами, ресурсами, научными идеями, кадрами, достижениями в области техники и технологии производства и т.д.

В связи с этим в экономической теории и практике принято выделять:

а) национальные хозяйственные системы открытого типа («открытые экономики»);

б) национальные хозяйственные системы закрытого типа («закрытые экономики»).

Анализ отечественного и мирового опыта свидетельствует о том, что в настоящее время наметилась тенденция к резкому сокращению числа стран с закрытым типом экономики при быстром росте числа государств, ориентирующихся на открытый тип хозяйствования. Эта тенденция обусловлена действием не только сугубо экономических причин, но и факторами политического, исторического, этнического и даже психологического характера.

Наибольшее воздействие на развитие этой тенденции, а следовательно, на набор показателей, характеризующих ее как на общемировом, так и на национальном уровне, оказывают масштаб социально-экономического развития страны, ее размеры, обеспеченность природными ресурсами, местоположение, степень включенности в международное разделение труда, в международные экономические союзы, договоры и соглашения.

Взаимодействие систем открытого и закрытого типа привело к появлению в научном и практическом обиходе ряда понятий, характеризующих эти явления, таких, как:

а) взаимность национальной экономики;

б) «уязвимость» национальной экономики;

в) «ранимость» национальной экономики.

Под взаимностью понимают преодоление национальной хозяйственной системой страны возникающих в ней диспропорций и неравномерностей развития отраслей, отдельных производств и регионов.

Явление взаимности национальной экономики характеризует состояние отношений товарообмена между государствами, опосредованными натурально-вещественными потоками поставок экспортно-импортной продукции, объемами и структурой экспорта и импорта. В данном случае имеет значение, ввозится в страну или вывозится из нее готовая продукция либо минерально-сырьевые ресурсы; полуфабрикаты или современная техника; современная технология или продовольствие; вооружение или «мирная продукция».

Под «уязвимостью» национальной экономики страны понимают такое ее состояние, когда собственное производство важнейших промышленных, сельскохозяйственных и других видов продукции и услуг находится на грани жесткой, прямой зависимости от внешних источников (поставок из-за рубежа). В результате постепенно возрастает угроза национальной безопасности страны, в т.ч. продовольственной, технологической, энергетической, военной и др. Такая страна постепенно начнет терять свой экономический, а следовательно, и политический суверенитет. Такое положение чревато и другими последствиями, включая разрушение внутреннего производства страны, вытеснение с отечественного рынка собственных товаропроизводителей, свертывание производства и деловой активности национальных товаропроизводителей.

Под «ранимостью» национальной экономики страны понимаются возможные издержки государства от участия в международном разделении общественного труда, способность адаптироваться к требованиям научно-технического прогресса, к изменениям мирового рынка. В этом случае состояние дел в хозяйственной системе страны прямо зависит от конъюнктуры мирового рынка товаров и услуг, колебаний мировых цен на экспортируемую или импортируемую страной продукцию. Явление «ранимости» национальной экономики измеряется прямыми потерями валютных поступлений в страну, что наносит «раны» валютным запасам государства, снижает платежеспособность национальной денежной единицы, увеличивает размеры внешнего и внутреннего государственного долга, ухудшает платежный и внешнеторговый балансы. В результате образуются «раны» в масштабах и качестве общественного и личного потребления и накопления в стране. Наиболее характерное влияние на «ранимость» экономики России оказывает колебание (снижение) мировых цен на нефть, газ и металлопродукцию, что весьма ощутимо в условиях роста экспортной (сырьевой) и импортной (продовольственной) ориентированности внешнеэкономических связей страны.

Рост открытости национальной экономики ведет к существенному усложнению и расширению практики государственного регулирования отечественной экономики. Это требует от органов исполнительной и законодательной власти разработки соответствующих мер, призванных координировать и направлять деятельность по обеспечению нормального хода хозяйственного процесса.

Развитие процессов, связанных с ростом открытости (закрытости) национальной хозяйственной системы, оказывает воздействие на уровень платежеспособности государства, на состояние денежного обращения в стране и обменный курс национальной валюты.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных