Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Прогнозы и прогнозирование НХС.




 

Правовым основанием для государственных прогнозов служит Закон о государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации, принятый Государственной думой в июне 1995 г. В этом законе уточняются понятия, связанные с прогнозированием, приводится примерное содержание системы прогнозов социально-экономического развития страны, дается детализированная характеристика долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных прогнозов, порядок их разработки, представления и публикации.

Государственный прогноз - официальный документ, исполняемый органами государственной власти. Это система научно обоснованных представлений о направлениях социально-экономического развития всей Федерации, отдельных регионов или секторов национального хозяйства.

В систему государственных прогнозов входят федеральные, региональные (в том числе республиканские), местные прогнозы, а также прогнозы отдельных народнохозяйственных комплексов и отраслей национальной экономики, каждый из которых может быть долгосрочным, среднесрочным и краткосрочным. Внутреннее содержание этих прогнозов зависит как от уровня (объекта прогнозирования), так и горизонта предвидения. Как правило, прогнозы включают следующие показатели (разделы):

- укрупненные (для федеральных прогнозов - макроэкономические) индикаторы развития;

- показатели экономической структуры;

- параметры динамики производства и потребления;

- перспективы изменения социальной структуры;

- характеристики развития социальной сферы, в частности системы здравоохранения, образования, социального обеспечения;

- факторы научно-технического развития;

- параметры, характеризующие возможные состояния внешней среды обитания, а также другие показатели экологической обстановки;

- характеристики внешнеэкономической деятельности.

Федеральные и другие прогнозы должны быть безотказным компасом при принятии конкретных экономических решений. Для этого самому процессу прогнозирования необходимо придать непрерывный, скользящий характер.

Долгосрочные прогнозы в соответствии с законом разрабатываются раз в пять лет на 10-летнюю перспективу и служат материалом для подготовки концепции социально-экономического развития, ориентиром для среднесрочных прогнозов, горизонт которых ограничивается 3-5 годами. Законом предусмотрен порядок, по которому среднесрочные прогнозы должны ежегодно корректироваться с учетом хода реализации ранее намеченных проектировок.

В условиях перехода к стабильному развитию наиболее приемлемым считается пятилетний период среднесрочного прогнозирования. Такую периодичность подсказывает конституционный порядок в России, а именно нормативная длительность пребывания президента страны в своей должности. Согласно Конституции Российской Федерации, каждые пять лет проходят выборы президента. Вновь избранный президент после вступления в должность в своем первом послании Федеральному собранию в соответствии с законом излагает концепцию долгосрочного социально-экономического развития страны.

Концепция социально-экономического развития - пакет представлений о стратегических целях, задачах и приоритетах социально-экономической политики государства, важнейших направлениях реализации намеченных целей. На основе концепции, исходя из положений, содержащихся в послании президента Федеральному собранию, Правительство Российской Федерации разрабатывает программу социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу - комплексную систему целевых ориентиров социального и экономического развития Федерации, планируемых государством эффективных путей и средств достижения намеченных ориентиров.

В программе социально-экономического развития страны должны быть отражены:

- итоги социально-экономического развития за предыдущий период и характеристика состояния экономики Российской Федерации;

- концепция социально-экономического развития страны на среднесрочную перспективу;

- макроэкономическая политика;

- институциональные преобразования;

- инвестиционная и структурная политика;

- аграрная политика;

- экологическая политика;

- социальная политика;

- региональная экономическая политика;

- внешнеэкономическая политика.

Программа социально-экономического развития на среднесрочную перспективу официально представляется Правительством Российской Федерации в Совет Федерации и Государственную думу. Анализ выполнения среднесрочной программы должен входить как составная часть в ежегодное послание президента Федеральному собранию России. В ежегодном послании Федеральному собранию президент оглашает первоочередные задачи на будущий год. Эти задачи и уточнения программы исходят из краткосрочного прогноза, разрабатываемого на предстоящий год.

Краткосрочный (годовой) прогноз, формируемый ежегодно, является наиболее развернутым и детальным в системе прогнозных документов. Проект краткосрочного прогноза передается федеральным правительством в Государственную думу Российской Федерации одновременно с материалами, характеризующими итоги социально-экономического развития за прошедший период текущего года, проектом федерального государственного бюджета на предстоящий год, перечнем федеральных целевых программ, намеченных к финансированию, проектировками развития государственного сектора экономики, заданиями по объему поставок продукции для государственных нужд и другими документами.

Главная цель среднесрочной программы состоит в преодолении кризисных явлений, обеспечении предпосылок для возобновления экономического роста, создании реальных условий для повышения благосостояния граждан России. Средства достижения этой цели - финансовая стабилизация, существенное сокращение темпов инфляции, оживление рынка реальных инвестиций, институциональные преобразования, сдерживание растущей безработицы, рост реальных доходов и преодоление чрезмерной дифференциации населения по доходам.

Краткосрочные макропрогнозы российской экономики предназначены для определения основных показателей развития на ближайшую перспективу, как правило, месяц, квартал, полугодие или год.

Специалисты, работающие в области прогнозирования российской экономики, не могут сегодня использовать весь богатый арсенал экономического прогнозирования, разработанный и внедренный в странах с развитой рыночной экономикой. Причин этому несколько, а главная - переходный характер национального хозяйства России. Относительно свободные рыночные структуры существуют всего несколько лет. Известное развитие получили региональные рынки товаров и платных услуг. Однако говорить о существовании единого в масштабе страны товарного рынка, на наш взгляд, еще рано. С известной оговоркой нужно признать функционирование национального финансового рынка. В его составе: рынок денег и краткосрочных активов (включая рынок государственных и коммерческих ценных бумаг), недвижимости, валютный рынок. Что касается самого важного сегмента финансового рынка - рынка долгосрочных облигаций, то его оборот в масштабах страны пока ничтожен.

На сегодняшний день в стране еще не накоплен достаточный статистический материал для долгосрочных прогнозов, обоснования надежных и устойчивых макроэкономических функций потребительского спроса, инвестиций, спроса на труд, монетарных, валютных и внешнеэкономических зависимостей. Население остается во власти повышенных инфляционных ожиданий, деформирующих структуру спроса на потребительские товары и услуги. Инвестиционный спрос по-прежнему неэластичен относительно ставок рыночного процента. Малопредсказуемо долгосрочное поведение Центрального банка на валютном рынке и на рынке ценных бумаг. Наблюдаются массовые факты нерыночного поведения производителей. Предприятия нередко в ответ на уменьшение спроса не сокращают, а, напротив, увеличивают цены на реализуемую продукцию.

Нужно признать, что рынок рабочей силы также пока находится в зачаточном состоянии. Реальный уровень безработицы не имеет ничего общего с численностью зарегистрированных безработных. Разрастаются масштабы непродуктивного использования занятых, частичной и скрытой безработицы. В этих условиях использование каких-либо макроэкономических производственных функций, где одним из аргументов выступает потенциал рабочей силы, весьма проблематично.

Увеличивается объем незарегистрированного сектора экономики. Продолжается и даже растет в масштабе бартерная торговля. Предприятия в той или иной форме скрывают объемы производства и доходы, уклоняясь от уплаты налогов в федеральный и местные бюджеты и внебюджетные фонды.

В прогнозировании переходных процессов приходится частично отказываться от принципа углубленной сегментации национального рынка, отбрасывать существенные связи, оперировать, главным образом, элементами, моделирующими состояния товарного рынка. Остальные сегменты национального рыночного хозяйства неизбежно оказываются как бы производными, лишенными обратных связей с рынком товаров. Часто чистая экстраполяция тенденций превалирует над экстраполяцией характера взаимосвязей экономических параметров.

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных