ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Система раннего обнаружения диспропорций в национальной экономике.
ДИСПРОПОРЦИИ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ - нарушение пропорций в общественном производстве и воспроизводстве, в результате которых возникают перебои в экономике в целом или ее отдельных секторах. Диспропорции экономические носят воспроизводственный характер, когда касаются всего воспроизводства в целом или его фаз (процесс производства и обращения), экономических подразделений; могут касаться отдельных отраслей, различных сторон и частей общественного производства; могут носить региональный, местный характер, возникать и на отдельном предприятии. Различают общие и частные диспропорции. Общие связаны с нарушением пропорциональности во всей экономической системе, носят, как правило, долгосрочный характер. Частные диспропорции носят локальный, кратковременный характер. Пример общей диспропорции - диспропорция между структурой производства и потребления в индустриально развитых странах, наиболее остро проявившаяся в первой половине XX в. в экономических кризисах перепроизводства. Механизмами преодоления данной диспропорции явились в последней трети XX в. новые формы государственного регулирования (создавшие благоприятную экономическую среду) и маркетинг, развитие которого шло в направлении все большего приспособления структуры производства к структуре потребностей. Примером общих воспроизводственных диспропорций являются диспропорции, доставшиеся в наследство России. Исключительно высокие темпы накопления в СССР выразились в преимущественном росте производства средств производства над производством предметов потребления, что придавало антисоциальную направленность всему воспроизводственному процессу. Диспропорции экономические могут быть результатом проводимой в обществе социально-экономической политики, быть следствием стихийных бедствий, неурожаев, возникать в связи с недостатком определенных ресурсов и т.д. 5 октября 2008 года в ТПП России состоялся IV Всероссийский налоговый форум «Налоги. Инновации. Бизнес» С докладом, открывшим Форум, выступил Президент ТПП России Е.М. Примаков (Ликвидировать диспропорции в экономике). Он отметил, что «налоговая политика – серьезнейший инструмент в переводе экономики на инновационные рельсы. О необходимости лучше использовать этот инструмент говорилось на всех предшествовавших ежегодных налоговых форумах. Сегодня обсуждение этого вопроса приобретает еще большее значение. Проблемы развития нашей экономики в настоящее время не могут рассматриваться без учета влияния мирового финансового кризиса на социально-экономическое, да и на политическое положение России». По мнению Е.М. Примакова, нужны непосредственные инъекции в реальную экономику, меры по ее стимулированию, способные сохранить и укрепить позитивную динамику: рост ВВП, переход на инновационные рельсы. В комплексе таких мер не последнее место занимают налоги. В связи с этим Е.М. Примаков сделал семь «точечных» предложений по налоговому стимулированию именно инновационной деятельности. Во-первых, необходимо освободить от налога на добавленную стоимость ввоз на территорию России технологического оборудования, комплектующих и запасных частей к нему, а также ввести льготные ставки НДС при реализации российского высокотехнологичного оборудования (навигационной аппаратуры, электронно-вычислительной техники, средств связи нового поколения, лазеров, ускорителей частиц и т.п.), наноматериалов и изделий из них. Нужны также льготы по налогу на имущество организаций в отношении вновь вводимого технологического оборудования, а также имущества, используемого в целях научной, научно-технической и инновационной деятельности. Во-вторых, следует ввести пониженные ставки по единому социальному налогу для научных и инновационных организаций. В-третьих, целесообразно рассмотреть вопрос о понижении до 16 % ставки налога на прибыль для научных и инновационных организаций. В-четвертых, следует исключить из налоговой базы средства, полученные организациями на осуществление научной и инновационной деятельности напрямую от коммерческих и некоммерческих организаций, т.е. вне зависимости от источника финансирования. В-пятых, не следует взимать земельный налог с научных и инновационных организаций в отношении земельных участков, используемых ими исключительно в целях научной, научно-технической, инновационной и экспериментальной деятельности. В-шестых, необходимо осуществлять налоговое стимулирование инновационной деятельности не только организаций, но и физических лиц. В этой связи предлагается отнести к выплатам, не подлежащим налогообложению вознаграждения и премии, полученные авторами изобретений и рационализаторских предложений. В-седьмых, нельзя забывать и о малом бизнесе. Увеличение до 60 млн. предельного объема годового оборота, дающего право малым предприятиям работать по упрощенной системе налогообложения, является весьма актуальным. Надо ускорить решение этого вопроса.
60. Совокупный социально-экономический потенциал национальной хозяйственной системы. Основные понятия, методы измерения и оценки.
Категория «совокупный экономический потенциал национальной хозяйственной системы страны» – СЭПНХСС – представляет собой слаженное по структуре и многоаспектное по содержанию и значению явление. СЭПНХСС в теории и практике хозяйствования трактуется весьма неоднозначно, в зависимости от того, с каких позиций подходят к рассмотрению его сущности, состава и роли в национальном и мировом хозяйстве. Пока не только не разработаны единые международные стандарты для статистической оценки СЭПНХСС, но и нет единства мнений о методологических принципах и подходах к оценке этого потенциала (принципах формирования единой интеграционной оценки, составе показателей, включаемых в оценку, и способах их измерения). В научных изданиях и в практическом обиходе СЭПНХСС принято рассматривать с разных сторон: 1. С позиций его натурально-вещественного состава. 2. С точки зрения его настоящего состояния и перспектив развития и использования. 3. Со стороны организационных форм управления этим потенциалом. 4. С позиций отдельных его составляющих, расположенных и функционирующих как на собственной (национальной) территории, так и за ее пределами. 5. С позиций вклада отдельных организационно-правовых форм хозяйствования, предусмотренных законодательством страны или не противоречащих закону, в итоговые результаты хозяйствования в стране, в процесс поиска, добычи, транспортировки, переработки, производства, потребления и накопления всех видов ресурсов. В первом случае речь идет о самом наборе ресурсов, включаемых в состав СЭПНХСС и определяющих его размер и динамику. Во втором случае имеются в виду статические (современное состояние) и кинетические, полученные в результате происходящих объективных и субъективных изменений, качественно-количественные характеристики СЭПНХСС. В третьем случае – СЭПНХСС рассматривается по составляющим его сферам (производственной и непроизводственной), а также отраслям национальной экономики и регионов страны. Четвертый аспект учитывает ту ситуацию, что значительная часть объектов расположена не только на «своей» национальной территории, но и на территории других государств. Обычно это обстоятельство учитывают при оценке показателей ВВП и ВНП, отличающихся разницей так называемых факторных доходов. И, наконец, речь идет об эффективности отдельных форм собственности (государственной, частной, смешанной, иностранной и др.), куда входят и организационно-правовые формы хозяйствования (АО, товарищества всех видов, союзы, холдинги, ФПГ и т.д.) при создании и использовании СЭПНХСС. Таким образом, оценка СЭПНХСС проводится на основе системы показателей, характеризующих количество и качество ресурсов, как вовлеченных в хозяйственный оборот, так и потенциальных. При этом количественные значения показателей, входящих в эту систему, динамичны во времени, что свидетельствует об изменчивости представлений о размерах и качестве СЭПНХСС. Наиболее универсальным показателем оценки СЭПНХСС отдельных стран мира является показатель валового внутреннего продукта – ВВП. Он характеризует не только современный уровень развития национальной экономики, но и особенности ее отраслевой и территориальной структуры, эффективность функционирования отдельных ее сфер, отраслей и регионов, степень вовлеченности в мировые интеграционные процессы и т.п. ВВП представляет собой конечный результат производственной деятельности предприятий, организаций и домашних хозяйств, участвующих в экономической деятельности на территории страны в течение длительного срока (не менее года). Он предназначен для характеристики взаимосвязанных аспектов экономического процесса: производства материальных благ и оказания услуг, распределения доходов, конечного использования материальных благ и услуг. В 70-80-х годах Советский Союз по праву занимал место одной из супердержав мира. По объему ВВП СССР уступал лишь США. Причем были годы, когда ВВП СССР достигал 30-40% ВВП США. В 1993 г. в стоимостном выражении ВВП России был почти в 40 раз меньше, чем ВВП США. В составе факторов, влияющих на размер и структуру СЭПНХСС, его динамику в каждом конкретном периоде времени, можно выделить: - объем и доступность имеющихся ресурсов; - достигнутый страной уровень технического развития, определяющий качество и производительность технологической базы экономики; - накопленный страной потенциал (задел) в области прикладных и фундаментальных научных исследований, уровень подготовки кадров, характеризующий качество трудовых ресурсов страны. В результате совокупного действия этих факторов в составе СЭПНХСС формируются трудовой, природно-ресурсный, научно-технический, экспортный и другие потенциалы хозяйственной системы страны. Каждый из этих потенциалов имеет свои особенности и закономерности развития, свои количественно-качественные характеристики.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|