Главная | Случайная
Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Экономическая интеграция как форма межгосударственного регулирования экономических процессов.




 

Современные тенденции в развитии мирового хозяйства, характеризующиеся глобализацией экономики, ее транснационализацией, криминально-технологической ориентацией, обострением экологических проблем, усилением торгово-финансовой и кредитной экспансии, обусловливают острую необходимость межгосударственного регулирования экономических процессов на основе экономической интеграции. Экономическая интеграция представляет собой форму межгосударственного взаимодействия, осуществляемого в процессе развития экономики группы стран, расположенных, как правило, в одном крупном экономико-географическом регионе. Интеграция (от лат. integer - полный, целый, ненарушенный) - процесс или действия, имеющие своим результатом целостность. Целостность - это свойство системы, означающее существование внутренней взаимосвязи между ее составными частями, которые сами по себе не самодостаточны и функционируют лишь как элементы подсистемы или блоки единой системы. Части системы определяются через целое, а оно в свою очередь - через составные звенья. Целостная взаимосвязь элементов единой системы в случае своей реализации создает так называемый интеграционный эффект, в основе образования которого лежит общественное разделение труда, возможность более полно использовать имеющиеся ресурсы и факторы общественного воспроизводства для достижения определенных результатов.

Одна из главных целей экономической интеграции - использование преимуществ межгосударственного разделения труда, специализации и кооперирования производства для достижения общих стратегических и текущих интересов интегрирующихся стран. В связи с этим необходимо отметить особую роль региональных интеграционных объединений, имеющих, как правило, двойственный характер.

Анализ мирового опыта регионализации хозяйства показывает, что формирование замкнутых региональных интеграционных группировок может привести к неэффективному функционированию национальных государств. Вместе с тем региональные объединения, открытые для сотрудничества с другими группами, способны обеспечить более рациональное развитие экономики государств-участников таких альянсов и могут успешно способствовать постепенному формированию своего рода федеративных и конфедеративных образований, что отвечает современным мировым тенденциям.

В настоящее время в региональной интеграции видят путь к развитию своей экономики и укреплению международных позиций не только малые страны, но и крупные мировые державы, такие, как США, Германия, Великобритания, Франция.

В настоящее время в мире функционирует 85 региональных и торгово-экономических соглашений и договоренностей. Реальная интеграция осуществляется такими международными организациями, как ЕС, НАФТА, ОПЕК. В большинстве регионов Латинской Америки, Западной и Южной Азии, а также Африки региональное сотрудничество начинает набирать темпы, несмотря на то, что страны этих регионов все еще имеют недостаточный и сильно различающийся научно-технологический, производственно-экономический и социально-культурный потенциал, различное нормативно-правовое законодательство, ограниченность финансовых средств, недостаточную конкурентоспособность продукции и ряд других недостатков.

Либерализация и интернационализация торговли - основная тенденция развития мировой экономики. Благодаря ей к настоящему времени значительно снизился уровень таможенных пошлин, отменены многие ограничения, квоты. Однако по-прежнему существует целый ряд проблем. Одной из наиболее важных следует считать нарастание протекционистских течений внутри экономических группировок и торгово-экономических блоков стран.

Первым шагом к образованию торгово-экономических блоков становится создание зон свободной торговли. Согласно оценке Мирового банка, на рубеже 90-х гг. в рамках таких зон осуществлялось около 42% объема мировой торговли. Среди наиболее известных зон - Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ), ЕС, НАФТА, АТЭС.

Десять крупнейших международных региональных торговых блоков в настоящее время включают основные государства мира.

Европейский союз - Австрия, Германия, Великобритания, Италия, Ирландия, Франция, Испания, Португалия, Финляндия, Швеция, Дания, Бельгия, Люксембург, Нидерланды, Греция.

Североамериканское соглашение о свободной торговле (НАФТА) - США, Канада, Мексика.

Европейская ассоциация свободной торговли (ЕАСТ) - Исландия, Норвегия, Швейцария, Лихтенштейн.

Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) - Австралия, Бруней, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Новая Зеландия, Папуа-Новая Гвинея, Индонезия, Филиппины, Тайвань, Гонконг, Япония, Южная Корея, Китай, Канада, США, Мексика, Чили, Россия, Перу, Вьетнам.

«Меркосур» - Бразилия, Аргентина, Парагвай, Уругвай.

Южноафриканское сообщество развития (САДК) - Ангола, Ботсвана, Лесото, Малави, Мозамбик, Намибия, ЮАР, Свазиленд, Танзания, Замбия, Зимбабве.

Западноафриканский экономический и валютный союз (ЮЭМОА) - Кот-д, Ивуар, Буркина-Фасо, Нигер, Того, Сенегал, Бенин, Мали.

Южноазиатская ассоциация регионального сотрудничества (СААРК) - Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Бангладеш, Мальдивы, Бутан, Непал.

Андский пакт - Венесуэла, Колумбия, Эквадор, Перу, Боливия.

Содружество Независимых Государств (СНГ) - Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Молдова, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Украина, Узбекистан.

Образование зон свободной торговли не вносит принципиальных изменений в мировое хозяйство. Объединение стран в экономические блоки не означает безусловного прогресса в реализации идей свободной торговли или капитуляции перед протекционистскими принципами. Дилемма «свободная торговля или протекционизм» не перестает существовать. Она переносится на иной уровень внешнеторговых отношений, где формируется решение о выборе экономической политики группы государств в отношении третьих стран.

Характерно, что даже в рамках отдельных торгово-экономических группировок возникают противоречия между отдельными странами, которые при определенных условиях могут перерастать в так называемые региональные или межрегиональные «торговые войны».

 

76. Экономическая предпосылка национальной экономики. Ее содержание, значение и развитие на современном этапе.

Эта предпосылка обусловлена экономическими условиями, в которых функционирует и развивается хозяйственная система страны. Когда говорят об экономических основах национального хозяйствования, то имеют в виду законодательную базу, регулирующую отношения собственности, организационно-правовые формы хозяйствования, процессы распределения, потребления и накопления. Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), который призван регулировать все вышеперечисленные отношения и формы хозяйствования на территории страны, выделяет следующие формы собственности, разрешенные законом: а) частную собственность; б) собственность юридических лиц; в) собственность общественных объединений (организаций), граждан; г) государственную и муниципальную собственность; д) собственность совместных предприятий, иностранных граждан, организаций и государств.

При этом предусматриваются следующие объекты собственности в России:

- земельные участки;

- жилые дома, кэмпинги, садовые домики, гаражи, предметы домашнего хозяйства, предметы личного потребления;

- денежные средства;

- акции, облигации и другие ценные бумаги;

- средства массовой информации;

- предприятия, имущественные комплексы в сфере производства товаров, бытового обслуживания, торговли, в иной сфере предпринимательской деятельности, здания, сооружения, транспортные средства, иные средства производства;

- любое другое имущество производственного, потребительского, социального, культурного и иного назначения, за исключением отдельных товаров или изделий, предусмотренных в законодательных актах, видов имущества, которое, по соображениям государственной или общественной безопасности либо в соответствии с международными обязательствами, не может принадлежать гражданину.

Новый ГК РФ, который был принят Госдумой РФ 21 ноября 1994 г., действует в условиях, когда в РФ экономическая предпосылка характеризуется развитием и углублением рыночных отношений в экономике страны в условиях, когда складываются национальный «рынок» в целом и его отдельные сегменты, такие, как:

- рынок труда;

- фондовый рынок;

- рынок недвижимости;

- рынок средств и предметов труда;

- рынок товаров и услуг и др.

На всех уровнях предпринимательской деятельности в стране происходят следующие глубокие качественные сдвиги:

1. Широкомасштабные процессы приватизации и разгосударствления собственности.

2. Акционирование, т. е. создание АО всех типов.

3. Формирование «среднего класса» собственников.

4. Повышение степени открытости хозяйственной системы, т.е. развитие внешнеэкономических связей национальной экономики РФ с хозяйственными системами стран ближнего и дальнего зарубежья.

5. Создание объектов смешанной экономики - совместных предприятий (СП) и повышение их доли в итоговых результатах деятельности национальной экономики РФ.

6. Рост числа и масштабов деятельности в национальном хозяйстве РФ предприятий, являющихся исключительной собственностью иностранных физических и юридических лиц.

7. Создание свободных экономических зон (СЭЗ) всех типов на территории РФ.

8. Создание транснациональных компаний, финансово-промышленных групп и совместных предприятий с целью сохранения сложившейся системы кооперации и дальнейшего ее развития.

9. Включение РФ в различного рода международные союзы и соглашения на правах полноправного их члена. Например, во Всемирную торговую организацию, большую «восьмерку», Черноморское экономическое сотрудничество и т. д.

Все это приводит к росту степени многоукладности национальной экономики РФ, появлению в ее составе активно действующих подразделений малого, среднего и крупного бизнеса, отечественных и иностранных собственников-предпринимателей, к росту степени открытости российской национальной хозяйственной системы, к ее интеграции в сложившуюся систему мирохозяйствования. В этой связи новый ГК РФ вносит существенный вклад в развитие экономической предпосылки национальной экономики России. В нем в частности:

- установлены важнейшие начала гражданского законодательства в стране;

- даны основные понятия, статус предпринимательской деятельности в РФ;

- определены содержание и состав отношений, регулируемых гражданским законодательством РФ;

- установлены взаимодействия положений гражданского законодательства с иными актами, содержащими нормы гражданского права;

- уточнено действие гражданского законодательства во времени и применение его положений по аналогии;

- даны определения таких понятий и категорий рыночной экономики, как «коммерческие» и «некоммерческие» организации, «общества», «товарищества», «ассоциации», «союзы», «фонды», «защита», «судебная защита», «самозащита», «полное товарищество», «товарищество на вере» и др.;

- отражены обычаи делового оборота в РФ.;

- выявлены содержание и сферы взаимодействия практики правоприменений статей российского национального законодательства с нормами международного права;

- изменено содержание и характер правоотношений в принятом ранее в 1990 г. законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности»:

- систематизированы права, обязанности и ответственность юридических лиц, практикующих в различных сферах и отраслях предпринимательской деятельности в РФ;

- даны критерии классификации юридических лиц из числа предпринимательских структур всех видов, действующих в национальной экономике.

В соответствии с новым ГК РФ все юридические лица могут быть разделены на две группы.

1. Предпринимательские структуры, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, это:

- хозяйственные товарищества и товарищества на вере, т.е. коммандитные товарищества и хозяйственные общества (общества с ограниченной ответственностью, общества с дополнительной ответственностью, АООТ и АОЗТ);

- производственные кооперативы (артели);

- потребительские кооперативы.

2. Юридические лица, на имущество которых их учредители не могут иметь никаких имущественных прав (ни вещных, ни обязательственных), это:

- общественные и религиозные организации, благотворительные и иные фонды;

- объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).

ГК РФ дает классификацию юридических лиц в зависимости от целей предпринимательской деятельности и делит их на две группы: коммерческие и некоммерческие организации.Коммерческие организации - юридические лица, преследующие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Такие организации могут создаваться в форме хозяйственных обществ и товариществ, производственных кооперативов, государственных и муниципальных унитарных предприятий.Некоммерческие организации - юридические лица, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющие полученную прибыль между участниками. Они могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственниками учреждений, благотворительных и иных фондов, а также организаций других форм, предусмотренных законом.

 

vikidalka.ru - 2015-2017 год. Все права принадлежат их авторам!