Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Музей живой истории.




Скориков С.В.

психолог, руководитель Центра «ПИК»

 

Из темноты прошлого археологи по крупицам собирают светлые осколки человеческого бытия. Они малы, загадочны, и, в конце концов, это всего лишь осколки. Как из них собрать прошлое - детское и взрослое, праздничное и повседневное, бытовое и сакральное, мирное и военное – наших далёких предков?

Чтобы осколки «заговорили», необходима не только мозаика предметов из запасников музея, масса литературы, интерпретирующей результаты археологических находок, но и попытка «оживить» их.

Современное общество с его ускоряющимся темпоритмом, массовой экранной культурой вступает в противоречие с традиционной музейной практикой, требуя качественно иных форм экспозиционной и экскурсионной работы. Живая история, интерактивный музей, музейная педагогика, реконструкция личности прошлого – совершенно новые направления в науке и в музейной практике. Так на противоположных полюсах расположились скучные экскурсии, «не трогать руками экспонаты!», «осторожнее!», «не садиться!» - таблички-атрибуты формальной, отживающей свой век музейной практики, и, с другой стороны, музей под открытым небом, игровое сражение, свадьба в музее с испытаниями для молодожёнов, уроки ремёсел, театрализованные праздники, суп по рецепту железного века и многое другое.

Подобный Центр Живой Истории, кстати, единственный на Юге России, действовал и в археологическом музее-заповеднике «Танаис». Стараниями замечательного мастера С. И. Губы была создана экспозиция из 70 реконструкций одежды, доспехов и оружия скифского воина V-IV вв. до н.э., боспорского и римского воинов I-III вв., венецианского купца и др. Пожалуй, самой важной особенностью Центра Живой Истории был его интерактивный характер: можно было примерить одежду и облачиться в доспехи, научиться стрелять из лука и арбалета, овладеть приёмами фехтования, испытать в действии баллисту – словом, почувствовать дух эпохи по-настоящему. Ведь для обыкновенного человека, попавшего в музей, история оживает именно так – в костюмированных представлениях, показательных выступлениях лучников и арбалетчиков, театрализованных лекциях, когда он сам становится участником действа.

Вероятно, у читателя уже возник закономерный вопрос: почему об этом Центре говорится в прошедшем времени? Ответ до обидного прост: с приходом нового директора В.С.Касьянова в музее-заповеднике «Танаис» стали сворачиваться социальные программы, в том числе и Центр Живой Истории. Уже сегодня можно констатировать отток посетителей музея, что напрямую связано с остановкой деятельности Центра. На грани ухода находятся талантливые художники, мастера-реставраторы, креативщики – все те, благодаря энтузиазму которых «Танаис» держался «на плаву» все эти годы, ведь ни для кого не секрет, как финансируется наша культура. Работы по реконструкции производились за счёт личных средств работников Центра Живой Истории и тех денег, которые приносили уроки ремёсел, чтение лекций, фото- и видеосъёмка в исторических костюмах. Достояние, собранное по крупицам В.Ф.Чесноком (директор музея-заповедника «Танаис» с 1971 по 2002 гг.), - талантливые люди, социальное звучание, особая атмосфера «Танаиса», - может быть растеряно в считанные месяцы. Беспокоит ли это наш город?

Но вернёмся к нашей теме. Как работает мастер, восстанавливающий облик воина далёкого прошлого, хорошо видно на следующем примере:

 

ФОТО № 1






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных