Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Стела с изображением римского легионера. Танаис.




ФОТО № 2

Детализированная реконструкция доспехов римского воина.

ФОТО № 3

Реконструкция одежды, доспехов и вооружения римского воина I-III вв.

Автор – Губа С.И.

Но жизнь древнего Танаиса не состояла только из войн и сражений, поэтому в Центре Живой Истории могли бы не меньший интерес вызывать реконструкция жилища, гончарного ремесла, ткацкого производства, выпечка хлеба по технологии того времени.

Однако всё это скорее внешняя сторона интерактивного музея. Гораздо сложнее, интереснее, таинственнее реконструкция античного детства, верований, праздников, традиций, - всего того, что составляло жизнь древнего танаита и ментальный мир той эпохи.

Впервые попытку такой психологической реконструкции личности средневекового человека осуществили французские медиевисты, получившие в дальнейшем наименование школы «Анналов» (по названию журнала «Анналы социальной истории»). Они утверждали, что история как наука не сводится только к истории государства, - т.е. войн, переворотов, жизни монархов и полководцев. Пафос их подхода состоял в соединении усилий разных специалистов (археологов, психологов, антропологов и др.) в познании «человеческого фактора» в виде изменчивой ментальности, мироощущения людей предшествующих эпох. Они сравнивали историка с людоедом, который должен искать «где пахнет человеком». Выявление этих представлений позволяет нам увидеть, что объединяет Цезаря и последнего из его легионеров, боспорского царя и неграмотного крестьянина, жившего в его владениях. Оценка возраста (особенно детства и старости), восприятие смерти и болезни, любви и сексуальной морали, праздников и религиозных обрядов, потусторонних сил и народного фольклора были едины для одной и той же эпохи.

Что может рассказать специалист по исторической психологии, основываясь на данных археологических раскопок и антропологического анализа, например, об античном детстве? Проникновение в ментальный мир эпохи должно начинаться не с кусочков фактов, а с постановки интересующих нас вопросов. Сколько длилось детство в античности? Каким оно было? Действительно ли отношение к ребёнку (как, например, cчитает американский психоисторик Ллойд Де Моз, книга которого «Психоистория» вызвала много споров) было жестоким?

Интересно, что в средние века ребёнок по представлениям того времени отличался от взрослого только ростом. Вы убедитесь в этом, если внимательно рассмотрите картины художников того времени.

Попытаемся ответить на поставленные нами вопросы. Метод психологической реконструкции позволяет предположить, что античное детство в городах-полисах длилось до 13-14 лет. Например, раскопки некрополя («город мёртвых») Танаиса выявили два типа детских могил: в первых хоронили детей до 13-14 лет в амфорах, а во вторых дети более старшего возраста погребались наравне со взрослыми. Видимо, процесс инициации – вхождения во взрослость – приходился в античности именно на этот период. Надо отметить, что по представлениям этнопсихологов детство «сжимается» или «расширяется» в зависимости от сложности организации общества. У примитивных народов оно может заканчиваться даже в возрасте 6-8 лет, в то время как современное детство почти бесконечно.

Аналогичным образом можно ответить и на оставшиеся вопросы, но без излишней детализации. Для нас мир детства – это, прежде всего, мир игры и игрушек. Судя по находкам археологов, античного ребёнка также окружало большое количество разнообразных костяных и терракотовых игрушек. Дети играли в извечные двигательные игры, например, игра в альчики, находка которых – довольно частое явление. Кстати, поразительна живучесть этой игры: мой отец, будучи ребёнком, тоже играл в альчики. Другие игрушки – маленькие глиняные повозки, животные, видимо, готовили ребёнка ко взрослой жизни. Но самые загадочные игрушки, вероятно, носят сакральный характер: миниатюрные маски, Маккус-марионетка с двигающимися руками, ногами и фаллосом, статуэтки, изображающие утрированно уродливых богов. Археологи до сих пор гадают: детские ли это игрушки или ритуальные предметы? И почему намеренно уродовались лица богов? Глядя на эти игрушки, читатель сам может сделать вывод о том, каким было античное детство.

Что касается последнего вопроса, то на него можно определённо ответить, что Л.Де Моз ошибался в своих выводах о жестоком обращении и даже намеренном убийстве детей в античное время. По крайней мере, судя по детским захоронениям в Танаисе, потеря ребёнка была настоящим горем для родителей. Трогательная надпись «Пусть будет с тобой Бог», игрушки, нарядные погребальные вазы, - всё говорит о ценности детской жизни и о тяжести потери.

Вот так, шаг за шагом, реконструируя одежду, снаряжение, жилище, дело, которым занимался танаит, его образ мыслей, верования, предрассудки, можно восстановить целостное представление об античном человеке и окружающем его мире.

В одной из детских могил некрополя Танаиса были найдены 7 овальных кусочков керамики. Что делал с ними ребёнок, мы не знаем. Может быть, он играл с ними, может, гадал с помощью этих осколков. Как мы гадаем на осколках прошлого бытия…

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных