Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






В результате изучения курса студент должен овладеть




следующими знаниями, умениями, навыками:

– иметь системное представление о предмете, понятийном аппарате, принципах, и практиках, которые представлены в современном знании о сценографии и художественном оформлении спектакля;

– знать возможности современного сценического оформления и современной сценической техники;

– уметь воплотить в макете свой замысел;

В результате изучения дисциплины студенты обязаны знать основные теоретические понятия и терминологию предмета «Сценическая техника и сценография».

Студенты должен уметь оценивать, какие технические и художественные средства сцены он должен и может использовать для решения поставленных задач, объяснять художнику-постановщику идею

К зачету студент должен представить работу по теоретическому разделу в соответствии с выбранной им темой.

Важным фактором при оценке знаний студента является правильное использование им терминов, знание разновидностей оформления спектакля, технических возможностей сцены, основ сценической композиции.

 

Тематический план курса

  Темы лекций Объём занятий в часах
Лекционные часы Практические часы Самостоятельная работа Всего
1. Сценография и её место в изобразительном искусстве.   -    
2. История и основные этапы развития сценографии.   -    
3. Перспективы развития и проблемы совершенствования современной сценографии.   -    
4. Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация замысла в материале.        
5. Выразительные средства современной сценографии.        
6. Сценографические материалы, сценографические конструкции.        
7. Различные методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств.        
8. Изобразительная информация в сценографии: графическое изображение на плоскости /эскиз/, объёмно-пространственное построение /макет/; масштаб, основные законы перспективы; методика и технология изготовления макета.        
9. Функция художника как соавтора постановки театрализованного представления.        
10. Особенности творческого взаимодействия режиссёра и художника.          
11. Методика преподавания сценографии.        
  Всего часов:        
  Итого:  

 

 

Содержание курса.

1. Сценография и её место в изобразительном искусстве.

Сценография развивается на использовании всей совокупности материала пространственных видов искусства, основанного на закономерностях визуального эстетического восприятия. Театральные художники, режиссеры в своих поисках используют приемы живописи, графики, архитектуры и т.д., ориентируются в своем творчестве на достигнутые успехи в пространственных видах творчества.

2. История и основные этапы развития сценографии.

Элементы театрально-декорационного искусства (костюмы, маски и пр.) рождались в древнейших народных обрядах и играх. В древнегреческом театре в 5 в. до н. э., существовали объёмные декорации, которые в эпоху эллинизма совмещались с живописными.

Для средневековых представлений было характерно было несколько типов сценических площадок, статичных или передвижных; наряду с объёмными декорациями (например, «раем» в виде беседки или «адом» в виде пасти дракона) использовались и живописные декорации (например, изображения звёздного неба).

В 15 - начале 16 вв. в Италии, складывается тип перспективной декорации (Браманте, Б. Перуцци), изображающей уходящую вдаль улицу и написанной на холстах, натянутых на рамы (отдельные части выполнялись из дерева); такие декорации воспроизводили одно неизменное место действия для спектаклей определённых жанров. В середине 16 в. (С. Серлио) существовало 3 типа оформления спектакля — для трагедии, комедии и пасторали.

Феерически-зрелищный характер придворного оперно-балетного спектакля к началу 17 вв. потребовал замены неподвижной декорации сменяющейся. В 17 в. всё шире использовались театральные механизмы; что позволяло осуществлять смену декораций на глазах у публики (итальянец Н. Саббатини, немец И. Фуртенбах).

В эпоху классицизма драматургический канон единства места и времени действия способствовал господству несменяемой, поэтому всё богатство декорационно-постановочных эффектов сосредоточилось в оперно-балетном жанре.

Великая французская революция оказала значительное воздействие на театрально-декорационное искусство: распространились пратикабли (объёмные детали оформления); демонстрировали панорамы и диорамы в сочетании с новшествами газового освещения; создавались спектакли со сложными многокартинными декорациями и пышными костюмами.

Последняя четверть 19 в. в театрально-декорационном искусстве практикуются упрощённые, изысканно-стилизованные декорации, по образному строю близкие искусству «модерна». Огромное влияние на мировое театрально-декорационное искусство оказала реалистическая реформа Московского Художественного академического театра (. В. Д. Поленов, В. М. Васнецов, К. А. Коровин, В. А. Серов, М. А. Врубель, А. Н. Бенуа, Л. С. Бакст, М. В. Добужинский, Н. К. Рерих и др.).

В начале 20 в. возникает идея «философского театра» с абстрагированными вневременными декорациями, в которых видоизменение монументальных стереометрических форм достигалось бы светом (проникают приёмы кубизма и футуризма).

В 1930-е гг., когда в театрально-декорационном искусстве окончательно утвердился метод социалистического реализма, объёмно-пространственные декорации обогатились использованием живописи, и зрительный образ спектакля обрёл поэтическую и психологическую насыщенность.

Увлечения стилизованными формами народного искусства, примитивом, внешней нарядной театральностью, проявившиеся в советском театрально-декорационном искусстве 1960-х гг., сменились поисками оформительских решений, структура которых подчинена внутренней логике сценического действия, раскрывает свою образную сущность в самом процессе игры актёров.

Сценография как синоним декорационного искусства. Термин «декорационное искусство», буквально обозначающий: «декорировать, украшать что-то», истори­чески обусловлен. Поэтому, как считают некоторые исследователи, он, не отвечая сути современного искусства, лишь характеризует определенный период развития сценического «оформления», базирующийся на «чисто живописных» приемах стан­ковой живописи. Возникший в двадцатые годы, термин «вещественное оформление спектакля» отражал эстетическую позицию определенного театрального направле­ния и не мог претендовать на некую универсальность применения. Вот почему в настоящее время синонимом «декорационного искусства» стал термин «сцено­графия».

3. Перспективы развития и проблемы совершенствования современной сценографии.

Сценография — это наука о художественно-техничеких средствах театра. Все художественно-декорационные и технические средства, которые использует театр в реализации сценического произведения, рассматриваются сценографией как элементы, создающие художественную форму спектакля

4. Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация замысла в материале.

Первое эмоциональное впечатление, идея – набросок, эскиз /поиск колорита, фактуры/ подрезка и макет.

5. Виды и выразительные средства современной сценографии.

Повествовательная

Игровая

Динамическая

Условная

Поэтическая

Световая

Единая пластическая среда.

6. Сценографические материалы, сценографические конструкции.

Мягкие декорации, жесткие декорации.

7. Различные методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств.

Архитектура сценического пространства, замкнутое сценическое пространство, перспективное пространство, горизонтально развивающееся пространство, пространство, вертикально развивающееся, симультанное сценическое пространство.

 

8. Изобразительная информация в сценографии: графическое изображение на плоскости /эскиз/, объёмно-пространственное построение /макет/; масштаб, основные законы перспективы; методика и технология изготовления макета.

Цвет, как выразительное средство идейно-образной концепции произведении. Научный аспект цвета, философский аспект цвета, энергоинформационный аспект цвета. Субъективные и объективные свойства цвета: основные, составные, дополнительные, близкие, симультанность, теплохолодность и в связи с этим эмоциональная выразительность цвета.

Композиция – законы организации плоскости и пространства: статика, динамика, симметрия, диагональ, фронтальность, замкнутая и разомкнута композиции, контраст, нюанс.

Семантика знака – пиктографический знак, предмет, среда.

9. Функция художника как соавтора постановки театрализованного представления.

Поиск различных средств и приемов для художественного преобразования сценического пространства является основной задачей режиссера и сценографа в процессе создания сценического произведения – спектакля.

10. Особенности творческого взаимодействия режиссёра и художника.

Глубокий идейный замысел спектакля, его стиль и поэтика, которые рождаются в органичном сочетании режиссерской индивидуальности и авторского стиля драматурга, могут проявиться только в результате тесной и плодотворной работы режиссера с художником. И потому одним из существенных вопросов в профессии режиссера является вопрос взаимодействия режиссера с художником.

· Юрий Любимов – Д. Боровский

· Георгий Товстоногов – Эдуард Кочергин

· Марк Захаров – Олег Шейнцис

11. Методика преподавания сценографии.

 

Итоговые работы по теоретическому разделу:

Реферат.

Примерная тематика:

  1. Сценография и её место в изобразительном искусстве.
  2. История и основные этапы развития сценографии.
  3. Методика работы над сочинением художественного оформления зрелища, реализация замысла в материале./на примере ……..? /
  4. Выразительные средства современной сценографии..
  5. Сценографические материалы, сценографические конструкции.
  6. Различные методы и приёмы композиционной организации сценического пространства в зависимости от вида и жанра зрелищных искусств.

По выбору:

Перспективная

Фронтальная

Вертикальная

Симультанная

Кольцевая

В круге






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных