Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Генезис надобщинных структур и образование протогосударств




 

Неолитическая революция и переход человечества (на рубе-
же VII-V тысячелетия до н.э.) к производящей экономике имели
самые разнообразные и глубокие последствия.

Прежде всего следует отметить появление ранних оседлых
земледельческих обществ в регионах, благоприятных для прожива-
ния людей и их успешной хозяйственной деятельности, а также
резкое увеличение численности и плотности населения (своего рода
демографический взрыв). Земледельческие общины проявляли тен-
денцию к разрастанию, что находило свое выражение прежде всего
в отпочковании новых семейно-кла новых групп. На территории
крупной земледельческо-родовой общины могло складываться не-
сколько поселений, даже кварталов, что с ростом и оживлением

хозяйственной жизни вело к формированию поселений городского
типа.

Со временем усложняется внутренняя организация семейно"
родовых групп, их члены приобретают новые культурные и про-
изводственные навыки, начинается разделение труда (на земле-
дельческий, скотоводческий, ремесленный в различных его видах и
т.д.). Все это способствовало повышению эффективности общест-
венного и коллективного в своей основе производства. Производя-
щее хозяйство могло не только удовлетворять минимальные жиз-
ненные потребности членов семейно-кланового коллектива, но и
создавать своего рода "излишки", т.е. прибавочный продукт. Эти
излишки первоначально реализовывались по принципу внутриро-
дового реципрокного обмена, но постепенно все чаще стали поступать
в сферу межобщинных связей, приобретая характер товара. Ста-
новление товарного производства вело в свою очередь к дальней-
шему росту прибавочного продукта, к накоплению богатства, кото-
рого не было ранее в родовом обществе. Появилась объективная
основа для возникновения имущественного неравенства между от-
дельными семейно-клановыми общинами, а также и в самих родовых
группах.

Постепенный рост общественного продукта привел к углуб-
лению имущественных различий, а следовательно, и к закрепле-
нию за общинно-родовой верхушкой имущественных, а соответст-
венно и социальных привилегий. В новых условиях занятие родо-
вых постов в семейно-клановой группе давало лидерам не только
престиж и авторитет, что было характерно для предшествующего
этапа общинного строя, но и особый, более высокий статус. При
этом выборные процедуры, отражавшие давно установившуюся де-
мократическую традицию, еще сохранялись.

Система социального ранжирования, которая сама по себе вела
к возвышению роли лидера, не означала еще отказа от принципа
реципрокного обмена. Предоставляемые лидеру все увеличиваю-
щиеся имущественные и иные привилегии (например, право иметь
несколько жен) рассматривались лишь как эквивалент тем доста-
точно сложным функциям, которые он теперь осуществлял, и той
серьезной ответственности, которую он на себя принимал. Обязан-
ности 'вождей семейно-родовых общин становились все более мно-
гообразными. К их числу относилась организация общественных
работ, перераспределение земельных участков по мере изменения
численного состава группы, поддержание отношений с соседними
семейно-клановыми коллективами. К этим функциям, ставшим бо-

лее или менее традиционными, добавилась новая и важнейшая.
редистрибутивная функция перераспределения прибавочного про-
дукта, который добывался или производился не лидером лично,
как это было на стадии реципрокного обмена, а усилиями всей
группы. Здесь уже закладывались элементы будущей, присущей
государственно организованному обществу, системы эксплуатации.

В результате неолитической революции и усложнения соци-
альной и хозяйственной структуры произошли глубокие измене-
ния в осуществлении власти (во властеотношениях) внутри семей-

но-клановых групп.

Власть вождя семейно-клановой группы по-прежнему сохра-
няет потестарный характер. Но осуществляемые им функции, в
особенности редистрибутивная функция, приближают его власть к
политической, государственной, поскольку она приобретает боль-
шую степень силы и обязательности для членов семейно-родовой
общины. Она становится в большей степени властью положения,
самого высшего управленческого статуса и не связывается, как это
было прежде, с личными качествами лидера. Именно поэтому не
просто авторитет, а властные функции вождя начинают приобре-
тать наивысшую ценность в глазах членов группы, которые все
чаще вступают в острое соперничество за лидерство. Амбициоз-
ные стремления к власти подкрепляются желанием навязывать
свою волю коллективу, получать от власти совершенно опреде-
ленные имущественные и личные привилегии.

Одним из важнейших последствий неополитической револю-
ции, имевшим прямое отношение к генезису государства и права,
было развитие межродовых связей и формирование надобщинных
структур. Возникновение и эволюция этих структур проходили в
значительной степени спонтанно и приобретали под воздействием
конкретно-исторических фактов различные формы. Некоторые из
них были типичными для одних народов, но не получили развития
у других. Особо заметную роль в процессе становления государст-
венности сыграла одна из форм межобщинных связей и организа-
ционных структур - племенной строй. Однако в современной ли-
тературе его универсальность и значимость иногда ставятся под
сомнение.

Естественным результатом эволюции общинного строя (осо-
бенно при позднеродовой общине) было возникновение множества
новых семейно-клановых общин, что привело к возникновению бо-
лее крупных социальных образований - братств (фратрий) и пле-
мен, а иногда и к конфедерации племен. Племя, как правило, име-
ло свою территорию, имя, язык (или диалект), свои религиозные и
бытовые обряды. Постепенно складываются и органы племенного
самоуправления, прежде всего племенной совет, в который обычно
входили вожди (старейшины) всех составлявших племя родов. Члены
племенных советов, а также вождь племени избирались соплемен-
никами и могли быть ими смещены. Любой член племени имел
возможность выступить на заседании совета и высказать свое мне-
ние по поводу решений или действий вождя.

Деятельность племенных органов способствовала организации
коллективных работ, расширению связей между семейно-клано-
выми группами (в частности, межобщинному обмену продуктами),
урегулированию межклановых конфликтов, а также отношений с
другими племенами. Первоначально эти органы решали лишь те
вопросы, которые выходили за пределы интересов отдельных се-
мейно-клановых групп.

Так, распределительные (редистрибутивные) отношения дол-
гое время были вне ведения племенных советов и регулировались
родовыми, а не племенными обычаями. Но постепенно по мере
развития производящей экономики, усложнения внутриплеменной
организации центр тяжести в родоплеменном самоуправлении сме-
щается на племенной уровень, что неизбежно подрывает значи-
мость и устойчивость общинной демократии. Все большее значе-
ние приобретают также племенные нормы (обычаи, обряды и т.д.),
регулировавшие взаимоотношения между родовыми общинами, но
неизбежно воздействовавшие и на их внутреннюю жизнь.

Важным этапом в предыстории государства и права стало,
наряду с образованием сложных надобщинных структур и соответ-
ствовавших им механизмов социально-нормативной регуляции, фор-
мирование принципиально новых основ управления общест-
вом, являющимся по своей'сути предгосударственным.

Новый тип управленческой деятельности определялся потреб-
ностями общественной жизни, усложнением хозяйственной деятель-
ности и всей системы социокультурных связей людей. Необходи-
мость организовывать и контролировать общественные работы,
хранить и распределять продовольственные и иные ресурсы, под-
держивать обменные отношения с соседними группами привела к
выделению специального слоя организаторов производства, кото-
рые обладали необходимыми навыками и умениями и использова-
ли при этом целую систему мифологических и религиозных сим-
волов.

Наряду с другими видами общественного разделения труда
(отделение скотоводства от земледелия и т.д.) происходит выделе-
ние управленческой деятельности, которая постепенно превраща-
ется в профессиональную. Разделение людей на две неравные по
численности группы (управляющих и управляемых) приобретает
огромное общественное значение, является последней ступенью в
создании государства. Управленческие посты дают их обладателям
большие материальные выгоды, позволяют им навязывать свою
волю коллективу. Формирующаяся управленческая верхушка не
желала расставаться с властью и привилегиями, стремилась за-
крепить ее за своими семьями и кланами. Организационная дея-
тельность приобретала политический характер, а административ-
но-общинная знать превращалась в государственную. Нередко об-
щинная верхушка, используя свой традиционный авторитет и сис-
тему религиозно-мифологических обоснований, стремилась консо-
лидироваться в замкнутую, закрытую для большинства соплемен-
ников группу сословного или кастового характера.

Меняется в формирующемся протогосударстве и положение
вождя, который все больше опирается на административную ие-
рархию, усиливая тем самым свою власть. Таким образом, прото-
государство возникает не как внешняя по отношению к родопле-
менной системе сила, а как логическое и естественное продолже-
ние общинных структур. Оно скреплялось общими интересами и
потребностями семейно-клановых групп, но отличалось от пред-
шествующих систем социального управления созданием сложной
административной иерархии. Венцом этой иерархии становится
вождь, власть которого приобрела авторитарный и сакральный

характер.

В литературе нередко называется ряд факторов, способст-
вующих возникновению первичных надобщинных структур и прото-
государства. К числу этих факторов обычно относят экологическую
среду (теплый климат, плодородные почвы, водные ресурсы и т.д.),
устойчивый уровень производства, дающий сравнительно большой
избыточный продукт, демографический оптимум. Важным, хотя и
вторичным фактором являются завоевания и войны. Последние не
могут повлиять на внутренние процессы эволюции общинных свя-
зей, но они ведут к созданию мощных военно-организационных струк-
тур, способствующих ускоренному формированию протогосударств.

Немаловажен тот факт, что нередко генезис государства про-
текал в особо привлекательных по природным условиям регионах,
в пределах которых возникало сразу несколько протогосударств.
Такие изначальные государственные образования получили назва-
ние первичных протогосударств. Между этими протогосударства-
ми возникали острые противоречия, которые -приводили к воен-
ным столкновениям.

В конечном счете победу одерживало государство, чья воен-
ная организация оказывалась более сильной и эффективной. Это
могла быть военная демократия. Однако ее значение и распростра-
ненность в течение длительного времени преувеличивались в литера-
туре (начиная с работ известного американского этнографа XIX в.
Л. Моргана). Значительно более распространенными были государ-
ства, выступавшие в виде военно-иерархических структур.

В ходе войн и естественного роста возникали также так назы-
ваемые вторичные государства, которые объединяли несколько
небольших первичных протогосударств или включали иногда ог-'
ромные территории как с родоплеменными, так и с уже сложив-
шимися государственными структурами. Эти государства, имев-
шие достаточно сложные организационно-управленческие струк-
туры и выполнявшие самые различные административные функ-
ции, имели доклассовый характер.

Следует особо подчеркнуть, что протогосударства как'ранние
и простейшие государственные образования сформировались в эпо-
ху, когда общество еще не знало классового деления. Оно возникает
на более высоких ступенях не без активного воздействия самой
государственной власти.

Таким образом, современные исторические, этнографические
и иные данные убедительно свидетельствуют, что ранние государ-
ственные образования возникают не на базе классового господства,
как долгое время было принято считать в нашей литературе, а
складываются спонтанно в ходе естественного развития самого об-
щинного строя из сложных надобщинных структур. Один из наибо-
лее характерных признаков протогосударства - образование слож-
ных организационно-управленческих систем, постепенно становя-
щихся замкнутыми и отрывающимися от породившего их общества.

Образование протогосударств - это своеобразный прорыв че-
ловечества из предыстории в цивилизацию. На различных конти-
нентах и у разных народов в силу неравномерностей самого исто-
рического процесса такой прорыв происходил в разное время, рас-
тянулся на века и даже на тысячелетия. Первые цивилизации и
протогосударства сложились на Востоке еще в IV-III тысячеле-
тии до н.э. Несколько позднее переход к государственности и к
цивилизации происходит в Средиземноморском бассейне, в антич-
ном мире. У большинства народов Европы падение первобытно-
общинных порядков и становление государственности завершается
лишь в средние века. В Африке, Полинезии и в некоторых других
регионах земного шара догосударственные семейно-клановые от-
ношения просуществовали вплоть до XIX-XX вв. и уступили
свои позиции не в результате естественного развития, а в ходе
европейской колонизации.

Как свидетельствует материал последующих глав, несмотря
на некоторые общие вехи в предыстории государства и права,
происхождение и развитие государств (первичных, вторичных и
т.д.) у разных народов имеет свои неповторимые черты и особенности.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных