Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Глава 4. Древняя Индия




 

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более
четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Ха-
раппе и Махенджо-Даро. Археологические раскопки дали возмож-
ность установить, что еще в III тысячелетии до н.э. здесь существо-
вали крупные города - центры ремесленного производства, раз-
витое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими
сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее
представлены исторические свидетельства по так называемому
ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. -
середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное рас-
слоение и складывается государственность в долине Ганга, чему
способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное про-
никновение на территорию Индии с северо-запада индо-арийских
племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III-II тысячеле-
тия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия. Долина Ганга к
началу проникновения ариев (XIV-XIII вв. до н.э.) была заселена
этническими общностями мундов и дравидов, которые были либо
оттеснены к югу, либо ассимилированы ариями, носителями более
высокой материальной и духовной культуры. До нас дошли отно-
сящиеся к этому периоду литературные памятники религиозного
содержания - веды, ставшие позже священными книгами индусов,
а также произведения народного эпоса.

Хараппская культура долины Инда, существовавшая несколько
веков раньше индо-арийской, не оказала существенного воздейст-
вия на исторические судьбы народов долины Ганга, с которыми и
связано возникновение одной из самобытных, сохранивших до на-
стоящего времени свои культурные ценности цивилизаций Востока.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические све-
дения (при их общей бедности и ограниченной научной ценности)
относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому
периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I в. н.э.),
периоду складывания и существования самого крупного не только
в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного
образования - империи Маурьев (IV в. до н.э. - II в. до н.э.) Среди
литературных памятников этого периода особое место занимает
Древнеиндийский политический трактат Артхашастра, приписы-
ваемый Каутилье, советнику основателя империи Маурьев Чанд-
рагупте, а также целый ряд религиозно-ритуальных и правовых
брахманских компиляций - дхармасутр и дхармашастр, в частно-
сти наиболее известная дхармашастра, получившая название "За-
коны Ману" (II в. до н.э. - II в. н.э.).

Правовое положение отдельных групп населения. Правовые
памятники дают яркую картину сословно-кастового деления древ-
него общества Индии, которое приобрело здесь наиболее закончен-
ные формы.

Процесс социального расслоения древнеиндийского обществе
начался в недрах разрозненных племенных общин. В результате
разложения родоплеменных отношений выдвигались более сильные
и влиятельные роды, которые сосредоточивали в своих руках об-
щественные функции управления, военной охраны, жреческие обя-
занности. Это привело к развитию социального и имущественного
неравенства, рабовладения, к превращению племенной верхушки в
родовую аристократию. Способствовали развитию социального не-
равенства и войны, в ходе которых возникали отношения зависи-
мости, подчинения между отдельными племенами и общинами.

Социальное расслоение в Древней Индии привело, однако, не
к формированию классов (рабовладельцев и рабов), а к возникно-
вению особых сословных групп - варн: брахманов (священнослу-
жителей, жрецов), кшатриев (воинов, правителей), вайшиев (зем-
ледельцев, ремесленников) и шудр (слуг). Первое упоминание о
брахманах, кшатриях, вайшиях и шудрах содержится в самом ран-
нем произведении ведической литературы - Ригведе. В более позд-
них ведах указывается на наследственный характер религиозной и
военно-управленческой деятельности брахманов и кшатриев,

Формированию варны жреческой верхушки брахманов способ-
ствовала монополизация ими на определенном этапе историческо-
го развития отправления религиозных церемоний, знание ведиче-
ских гимнов. Особая воинская верхушка, военная аристократия -
кшатрии начала складываться в процессе завоевания ариями реч-
ных долин Северной Индии. В эту категорию первоначально вхо-
дили только арии, но в ходе ассимиляции завоеванных племен
варна кшатриев пополнялась и местными вождями, главами силь-
ных родовых групп, на что, в частности, указывает существование
в Древней Индии особой категории "вратья-кшатриев", т.е. кшат-
риев по обету, а не по рождению.

Название третьей варны "вайшии" произошло от слова
"виш" - народ, племя, поселение. Это основная масса трудового
люда, земледельцев и ремесленников. Обособлению кшатриев сре-
ди своих соплеменников - вайшиев-простолюдинов способствова-
ли представления, что кшатрии - полновластные распорядители
богатства, приобретаемого войной, в том числе и рабов-военно-
пленных.

В основе этой первой, трехчленной дифференциации древне-
индийского общества лежало разделение труда, та глубокая соци-
ально действенная ступень разделения, когда труд физический от-
делялся от умственного, материальный от духовного, производи-
тельный от управленческого. В таком разделении труда уже были
заложены основы социально-экономического неравенства, эксплуа-
тации родовой аристократией простого народа.

По мере консолидации высших варн - брахманов и кшатриев
складывался особый порядок регулярных отчислений от сельско-
хозяйственного продукта доли, получившей название боли (налог).
Налог шел на содержание брахманов и кшатриев. Он все время
возрастал, став со временем своеобразной формой государствен-
ной эксплуатации рядовых общинников-крестьян.

С формированием самой многочисленной и эксплуатируемой
варны шудр связаны процессы завоевания аборигенных племен, но
не меньшую роль играло и развитие социального неравенства внутри
самого арийского общества; разряд шудр пополнялся представите-
лями не только коренного населения, но и беднейшей части арий-
ской общины, тех ее членов, которые отрабатывали долги, находи-
лись в услужении, попадали в зависимость, иногда и в рабскую.

В Законах Ману (VIII, 415) указаны семь разрядов рабов (а
соответственно и семь источников рабства): захваченный под зна-
менем (военный плен), раб за содержание, рожденный в доме, куп-
ленный, подаренный, доставшийся по наследству, и раб. в силу
наказания. Право хозяина распоряжаться жизнью и смертью раба
было общепризнанным в Древней Индии. Раб был неправоспосо-
бен, заключенные им сделки считались недействительными (VIII,
163 и др.). Рабов продавали, уплачивая при этом пошлину, равную
20-25% их цены, как при продаже других товаров, сдавали внаем,
закладывали и пр. Потомство рабыни считалось собственностью
хозяина (IX, 48, 54-55).

В дхармашастрах в одних случаях проводятся различия меж-
ду рабами и шудрами, между рабами и лицами, находящимися в
услужении, в других - эти различия отсутствуют. Слово "даса" в
Законах Ману (X, 32) одновременно обозначает и раба, и лицо,
находящееся в услужении. Связано это было с тем, что рабство в
Древней Индии было одной из форм зависимости, но далеко не
единственной. Здесь широко были представлены многочисленные
переходные социальные формы, промежуточные социальные со-
стояния (от свободных, но неполноправных беднейших слоев насе-
ления - к рабам).

Дхармашастры закрепляют четкие религиозно-правовые гра-
ницы между брахманами, кшатриями, вайшиями и шудрами, осно-
ванные на многочисленных религиозно-ритуальных ограничениях,
запретах, предписаниях. Шудры устраняются, например, от уча-
стия в жертвоприношениях, ритуалах - "самскарах", за исключе-
нием самскары брака. За каждой варной строго закрепляется на-
следственный круг занятий. Изучение священных книг - привиле-
гия брахманов, кшатриев и вайшиев, которые получают название
дважды рожденных (в отличие от шудр - единожды рожденных).
Второе рождение и было связано с ритуалом особого посвящения в
связи с началом изучения священных книг. Целые главы дхарма-
шастр посвящены жесткой регламентации поведения людей, их
общения друг с другом, с представителями так называемых непри-
касаемых каст', стоящих вне варн индийского общества, ритуалам

На определенном этапе развития древнеиндийского общества по мере углубле-
ния процесса разделения труда, неравенства стало складываться новое, касто-
вое деление. Кастами становились обособленные группы лиц с наследственным
характером их деятельности, складывающиеся по профессиональному, родово-
му, религиозному и другим признакам. Кастовое деление в Индии существует и
в настоящее время наряду с традиционным делением на четыре варны.

"очищения" от "загрязнения" при таком общении и пр. Тяжесть
наказания за совершение тех или иных преступлений определяет-
ся в дхармашастрах в строгом соответствии с принадлежностью к
той или иной варне.

Закрепляемые правом границы варн чаще всего отражали
фактическое положение индивида в системе общественного произ-
водства и распределения, непосредственно связанного с его отно-
шением к собственности на землю: государственной и общинной.
Это и дает основания говорить с определенной долей условности о
варнах как о сословиях-классах.

Формированию государственных земель способствовали арий-
ские завоевания, войны. Одна часть земель завоеванных племен по
мере укрепления государственной власти и расширения государ-
ственной территории непосредственно переходила в царские вла-
дения (сита), судя по Артхашастре здесь применялся труд рабов и
зависимых арендаторов; другая - очень рано стала передаваться
знати, лицам управленческого аппарата в виде служилых времен-
ных пожалований, в "кормление". Они приобретали право сбора

налогов с общин, целых областей, деревень одного или нескольких
домохозяйств.

С государственной собственностью на землю была связана экс-
плуатация общинников-крестьян господствующей правящей вер-
хушкой, состоящей из лиц управленческого аппарата, царских чи-
новников, военачальников и пр., осуществляемая путем взимания
ренты-налога. Другая система эксплуатации существовала в рам-
ках самих полуавтономных изолированных общин с присущим им
органическим соединением земледелия и ремесла. Общинная вер-
хушка эксплуатировала труд рабов и других неполноправных жи-
телей общины.

Владельческие права общин в Индии отличались исключи-
тельной прочностью. Община имела почти неограниченное право
распоряжения общинной землей: продавать, сдавать в аренду, да-
рить ее, особенно храмам. В общинной собственности были пастби-
ща, ирригационные сооружения, дороги. Коллективно ответствен-
ная за сбор ренты-налога община в лице своей управляющей вер-
хушки получала часть поборов с общинников-крестьян в свою пользу.

Общинное землевладение сосуществовало с частным кресть-
янским землевладением или землевладением большой семьи, ко-
торое также было связано с широкими правомочиями - прода-
жей, сдачей в аренду, дарением земли. Основное ограничение зем-
левладения свободного общинника-крестьянина выражалось в обя-
занности платить налог в пользу государства и частных лиц, если
государство передавало им свои права.

Полноправный общинник-землевладелец, чаще всего вайший,
сам мог быть эксплуататором. В хозяйствах богатых общинников
трудились безземельные наемные работники, представители "не-
прикасаемых" каст, которые в основном и создавали прибавочный
продукт, присваиваемый различными категориями эксплуатато-
ров, рабы. Рабский труд, однако, не был преобладающим в Древ-

ней Индии даже в царском хозяйстве. В наиболее распространен-
ном мелконатуральном хозяйстве общинника в использовании труда
рабов не было нужды. Невелико было число рабов и в ремесле.

Усиление имущественной дифференциации во второй поло-
вине I тысячелетия до н.э. все чаще стало проявляться в расхожде--
нии варнового статуса и фактически занимаемого человеком места
в обществе. В Законах Ману можно найти упоминание о брахманах,
пасущих скот, брахманах-ремесленниках, актерах, слугах, к кото-
рым предписывается относиться "как к шудрам".

В маурийский период к кшатриям, сосредоточившим в своих
руках военную, политическую и экономическую власть, стали от-
носить в основном тех, кто принадлежал непосредственно к цар-
скому роду и к категории привилегированных наемных воинов.
Расцвет городов и расширение торговли вызвали появление зажи-
точной торгово-ремесленной верхушки среди вайшиев, включаю-
щей крупных купцов, ростовщиков, преуспевающих ремесленни-
ков. Они объединялись в корпорации, выполняли роль торговых
агентов царя, сборщиков налогов и пошлин.

В буддийской и джайнистской литературе древности описы-
вается высокое положение богатых купцов, которые, вопреки пред-
писаниям дхармашастр, причислялись к варне кшатриев, пользо-
вались большой властью, в том числе и в суде. Затронуло имуще-
ственное расслоение и варну шудр. Об этом свидетельствуют За-
коны Ману (X, 129): "Шудра не должен накапливать богатство,
даже имея возможность (сделать это), так как шудра, приобретая
богатство, притесняет брахманов". О неоднородности варны шудр
свидетельствует и то, что к шудрам по мере усиления кастового
деления стали относить отверженные, "неприкасаемые" касты па-
риев, выполняющих самую унизительную работу. В Законах Ману
упоминаются лица, "презренные даже для отверженных" (X, 39)..

Таким образом, внутри каждой варны развивалось социаль-
ное неравенство, деление на эксплуатируемых и эксплуататоров,
но кастовые, общинные, большесемейные границы, скрепленные
правом, религией, сдерживали их слияние в единую классовую
общность. Это и создавало особую пестроту сословно-классовой
социальной структуры Древней Индии.

Государственный строй. Примитивные государственные обра-
зования складывались в Древней Индии в I тысячелетии до н.э. на
основе отдельных племен или союза племен в форме так называе-
мых племенных государств. Они представляли собой небольшие
государственные образования, в которых племенные органы пере-
растали в органы государственного управления. Это были монар-
хии, в которых главенствующую роль играли брахмаяы, или оли-
гархические кшатрийские республики, в которых политическое
господство осуществлялось непосредственно военной силой кшат-
риев.

Правители первых государственных образований (протогосу-
дарств) раджи выполняли простейшие функции управления, обес-
печивали внешнюю безопасность, вершили суд, распоряжались как

военачальники фондом земель, наделяя землей храмы, брахманов,
знать, собирали ренту-налог.

В некоторых государственных образованиях власть раджи была
выборной, лишь со временем утвердился наследственный принцип
получения царственности. При выборных монархах вся полнота
власти сосредотачивалась в руках совета старейшин. По мере ук-
репления власти правителя, формирования административных ор-
ганов совет старейшин теряет свои былые полномочия, превраща-
ется в совещательный орган при монархе - паригилд. Но зависи-
мость правителей от брахманской ученой верхушки и военной
кшатрийской аристократии, как и соперничество между предста-
вителями правящих варн, была неизменной.

Примерно в IX-VIII в. до н.э. в Древней Индии на базе ста-
рых племенных государств, растущих вместе с развитием ремесла
и торговли городских центров, складываются первые более или
мен>. крупные государства, которые ведут между собой непре-
кращающиеся войны, истощая друг друга. Эти государства, кроме
воспетых в древнеиндийских эпических сказаниях войн, не остави-
ли заметного следа в индийской истории.

С этого времени и ведет свое начало традиция слабых и крат-
ковременных государственных образований, возникающих, возвы-
шающих' - и быстро приходящих в упадок, как и невостребован-
ность централизации, сильной государственной власти, ставшая
характерной чертой древнеиндийской цивилизации.

Данная цивилизационная особенность Древней Индии связана
с рядом исторических причин, главнейшие из которых заключа-
лись в варново-кастовом строе и крепости общинной организации.
Жесткая варново-кастовая система с раз и навсегда определенным
местом человека в ней, с кастовым конформизмом, неукоснитель-
ным следованием, соблюдением религиозно-нравственных устано-
вок поведения человека была своеобразной альтернативой прину-
дительного характера государственной власти. Бесспорно, способ-
ствовала этому замкнутость, автономность индийской общины с ее
натуральным хозяйством, с патриархально-патронажными меж-
кастовыми взаимосвязями земледельческой части общины с ее ре-
месленниками, слугами, получившая название "джаджмани". Са-
модостаточная устойчивость и одновременная адаптивность, вариа-
бельность индийской общины сделали ее в определенном смысле
внеисторичной'.

Дальнейшие процессы политической консолидации, ускорен-
ные внешней угрозой, привели в V в. к возникновению относитель-
но сильных древнеиндийских государств Кошалы и Магадхи, со-
перничество между которыми привело в IV в. до н.э. к победе
Магадхи, занимающей выгодные географические, стратегические и

1 Система внутриобщинных, межкастовых экономических взаимосвязей "джадж-
мани", консервирующая относительно высокую степень застойности соСщальной
жизни в индийской деревне, продолжает существовать в отдаленных от городов
и индустриальных центров районах в современной Индии.

торговые позиции в северо-восточной части страны. Упрочение
позиций новой правящей династии в Магадхе после разгрома став-
ленника Александра Македонского привело к созданию обширной
империи Маурьев.

Империя Маурьев достигла наивысшего расцвета в III в. до
н.э. в период правления Ашоки, когда в Индии складывается отно-
сительно централизованная восточная монархия. Ее границы про-
стирались от Кашмира и Гималаев на севере до Майсура на юге,
от областей современного Афганистана на западе до Бенгальского
залива на востоке.

Империя складывалась не только в результате войн, покоре-
ния ряда племен и народов, установления вассальных отношений
между Магадхой и отдельными княжествами, но и в результате
так называемого морального завоевания - распространения рели-
гиозно-культурного влияния развитых областей северо-восточной
Индии на другие части страны. Относительная централизация в
империи держалась не только на военной силе Маурьев, но и на
проводимой ими гибкой политике объединения страны. В пестрый
состав империи был включен ряд полуавтономных государств, со-
хранивших свои органы управления, обычаи. Это вассальные кня-
жества, обязанные Маурьям выплатой дани и военной помощью,
республиканские государства-общины, ганы и сангхи, которые, по
свидетельству Артхашастры, "в силу своей сплоченности неодоли-
мы для других", родо племенные объединения.

В империи Маурьев - сложном политическом образова-
нии - не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению
единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. По-
следняя в конечном счете во II в. до н.э. побеждает. В силу этого
нельзя преувеличивать ни централизации, ни бюрократизации го-
сударства, несмотря на картину "идеального" всеохватывающего
правления, нарисованную в Артхашастре.

Центральный административно-военный аппарат в Индии был
относительно слаб по сравнению с другими государствами Древне-
го Востока, что было тесно связано с сохранением важной роли в
государстве органов общинного самоуправления. Все это дает осно-
вания утверждать, что в монархических государствах Индии в пе-
риоды значительного их усиления, как, например, в империи Ма-
урьев, власть древнеиндийских царей не была деспотической в
прямом смысле этого слова. Она сдерживалась не только самоизо-
ляцией общин, но и положением в государстве господствующей
наследственной знати, установившимися традиционными религи-
озно-этическими нормами. Религия, в частности, исключала зако-
нодательные функции индийских царей, утверждала незыблемость
и неизменность норм права, заключенных якобы в ведах. Веды же
должны были толковаться только мудрецами-брахманами. Эта тра-
диция была поколеблена лишь при Ашоке, когда правительствен-
ный указ стал включаться в число источников права.

Индусская политико-религиозная концепция "богоугодного
царя" (оевараожи) предписывала ему выполнение особой дхармш

(обязанностей). Одна из главных обязанностей - охрана подданных
(Законы Ману, VII, 2-3). "Защищая" народ, царь мог заставить его
платить налог - бали (VII, 80 и др.). Наряду с основным налогом,
рассматриваемым как плата царю за охрану подданных, существо-
вали другие многочисленные поборы в пользу центральной власти:

торговые пошлины, "приношения плодов" и пр. О широте налого-
вых полномочий древнеиндийских царей, которые могли по своему
усмотрению увеличивать налоговую ставку, свидетельствуют со-
держащиеся во всех дхармашастрах безуспешные призывы к ца-
рям соблюдать умеренность в сборе налогов (VII, 128, 129 и др.).

Царю вверялось также осуществление правосудия с помощью
опытных брахманов (VIII, 1, 10). Он считался опекуном всех мало-
летних, больных, вдов (VIII, 27, 28), должен был возглавлять борь-
бу со стихийными бедствиями, голодом. Важнейшей функцией ца-
рей была организация публичных работ, освоение и заселение цар-
ских земель (Артхашастра, II, 1, 2), строительство ирригационных
сооружений.

Согласно религиозным воззрениям, как и во всех странах Древ-
него Востока, царская власть обожествлялась. Однако древнеин-
дийские государства, в том числе и государство Маурьев, нельзя
рассматривать как теократические монархии. Ашока называл себя
не богом, а "милым богам". В Законах Ману (VII, 8) обожествляется
скорее царская власть, а не царь-человек, который может быть
"глупым, жадным, необразованным" (VII, 30), "приверженным к
порокам" (VII, 46). Лишь свободная воля индийских царей давала
им, согласно дхармашастрам, возможность реализовать заключен-
ные в них божественные начала, и тогда все подданные процвета-
ли, если были верны царю, если следовали за ним. Но та же самая
воля позволяла царю уклоняться от выполнения своей дхармы,
следовать греховным человеческим целям, что вело к гибели и его
самого, и управляемый им народ. "От отсутствия смирения погиба-
ли многие цари вместе с достоянием, - предостерегали Законы
Ману (7, 10), - благодаря смирению даже отшельники наследова-
ли царство". Царю-человеку предписывается почитать брахманов,
знающих веды (VII, 37), поступать по их совету.

Царь являлся главой административного аппарата. От него
зависели назначения должностных лиц и контроль за их деятель-
ностью (VII, 54-63, 81). Все царские чиновники, согласно Артхаша-
стре, делились на группы центрального и местного управления.
Особое место занимали советники царя - высшие сановники (люн-
трины, махаматры). Из советников царя состоял и совещатель-
ный коллегиальный орган - мантрипаришад, своеобразный пе-
режиток органов племенной демократии. Членство в мантрипари-
шаде не было четко установлено, наряду с сановниками в него
иногда приглашались представители городов. Этот орган сохранял
некоторую независимость, но лишь по ряду второстепенных во-
просов мог принимать самостоятельные решения.

Сохранение государственного единства требовало твердого го-
сударственного управления. Маурьи в период централизации пы-

тались держать все нити управления в своих руках, опираясь на
различные категории чиновников, составляющих разветвленную сеть
органов исполнительного и судебного аппарата.

Специальная группа царских чиновников была связана, на-
пример, с организацией управления царским хозяйством, с дея-
тельностью по пополнению царской казны. Артхашастра упомина-
ет чиновников, призванных надзирать за царскими пастбищами, за
гаванями, за судоходством, ведавших морской торговлей, судострое-
нием и пр. С регулированием экономической жизни страны была
связана деятельность специальных категорий чиновников (адхъяк-
ша), среди которых важное место занимали чиновники финансово-
го ведомства, ведавшие сбором налогов, государственной казной.
Эти чиновники, согласно Законам Ману, должны были обладать
"честностью, умом и твердостью" (VII, 60). Выделялась также осо-
бая группа чиновников, следившая за снабжением армии. В зави-
симости от рода своей деятельности они подчинялись или главно-
му сборщику налогов, или главному казначею, или главнокоман-
дующему армией (сенапати}. Среди других высших чиновников
особое место занимали главный судья, юридический советник царя
и советник царя по делам культа, воспитатель его сыновей, вер-
ховный придворный жрец (пурожита).

Наряду с назначением чиновников царской властью существо-
вала практика передачи чиновничьих должностей по наследству,
чему способствовала кастовая система. Для придания должной эф-
фективности государственному аппарату Маурьи создали сеть кон-
трольных, надзорных должностей, инспектирующих чиновников -
шпионов, царских тайных агентов, которых царь "принимал и днем
и ночью" (Артхашастра, I, 19).

Местное управление. Особой сложностью в империи Маурьев
отличалось административное деление и связанная с ним система
местного управления.

Лишь часть территории империи находилась под непосредст-
венным управлением царя и его двора. Самой крупной админист-
ративной единицей была провинция. Среди них выделялись пять
наиболее крупных провинций, управляемых царевичами, и погра-
ничные провинции, управляемые другими членами царской семьи.
В функции правителя провинции входила защита ее территорий,
охрана порядка, сбор налогов, обеспечение строительных работ.

Менее крупной административной единицей был округ, воз-
главляемый окружным начальником, "думающим о всех делах", в
его обязанности входил контроль над сельской администрацией. Он
получал доход "с города" (ЗМ, VII, 119).

Артхашастра (II, 1) выделяет четыре вида сельских областей,
состоящих из 800, 400, 200 и 10 селений, и соответствующих им в
органах местного управления управителей. Характерно, что жало-
ванье давалось управителю начиная с 10 деревень. Это свидетель-
ствует о том, что староста деревни-общины, "главный житель"
деревни (грамика) не был царским чиновником. В обязанности ста-
росты входили сбор налогов, наблюдение за порядком в общине

и пр. Наиболее важные вопросы внутриобщинной жизни - ирри-
гация, отправление общинных культов, охрана от разбойников и
прочие - решались на общинных сходках. В решении вопросов,
связанных с продажей земли, границами земельных участков, важ-
ная роль принадлежала общинному совету старейшин.

Суд. В Древней Индии существовали две системы судов -
царские и внутриобщинные.

Высшей судебной инстанцией был суд, в котором участвовал
сам царь "вместе с брахманами и опытными советниками" или
замещающая его судебная коллегия (саба-а), состоящая из назначен-
ного царем брахмана, "окруженного тремя судьями" (ЗМ, VIII, 10).
Толковать в суде нормы права, дхармы мог брахман, в крайнем
случае кшатрий или вайший (VIII, 21). Как высшему судье царю
принадлежало право ежегодно объявлять амнистии.

Судя по Артхашастре (III, 1), во всех административных еди-
ницах, начиная с 10 деревень, должна была назначаться судебная
коллегия из трех судейских чинов. Кроме того, специальные судьи
разбирали уголовные дела, осуществляли "надзор за ворами". Осо-
бенно большая ответственность в борьбе с преступлениями лежа-
ла на городских властях, которые с помощью своих агентов прово-
дили обыски, задерживали неизвестных, устраивали облавы в мас-
терских, кабаках, игорных домах.

Большинство дел рассматривалось общинными кастовыми су-
стоящего времени.

Армия. Армия играла огромную роль в государствах Древней
Индии. Войны и грабеж других народов рассматривались как важный
источник процветания государства. Почитался царь - мужествен-
ный воин, добывающий силой "то, что он не имеет" (ЗМ, VII, 101).
Царю переходила и большая часть награбленного имущества, в
частности земля, оружие, золото, серебро; остальное подлежало
дележу среди солдат (VII, 97).

Армия комплектовалась из наследственных воинов, наемни-
ков, воинов, поставляемых отдельными объединениями, в частно-
сти торговыми гильдиями, зависимыми союзниками, вассалами.
Армия была кастовой. В основном лишь кшатрии могли носить
оружие, другие "дважды рожденные" могли браться за оружие
лишь тогда, когда для них "наступает время бедствий" (VIII, 348).

Армия выполняла и функции охраны общественного порядка.
Она бдительно должна была стоять на защите государственной
целостности. Воинские отряды помещались в связи с этим среди
"двух, трех, пяти, а также сотен деревень" (VII, 114).

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных