Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 4. Развитие психологических знаний в Средние века.




1. Общая характеристика развития психологии в эпоху Средневековья

2. Развитие европейской психологии в IV – XI веках

3. Арабоязычная наука и психология

4. Психологические идеи позднего Средневековья (XII – XV вв.)

 

1. Общая характеристика развития психологии в эпоху Средневековья

 

Эпоха Средневековья, длившаяся более 10 веков, не имеет достаточо чёткой периодизации. Началом её чаще всего считается V век, это связано с окончательным распадом Римской империи. В то же время, элементы Средневековой идеологии и науки появились уже в III – VI веках нашей эры. Но V век – век, когда новая мировая религия христианство окончательно утверждается в Европе и начинает доминировать во всех сферах жизни общества. Окончание эпохи Средневековья датируется XV веком, временем возрождения светской науки, расцветом искусства, открытием Америки. Но об окончательном уходе от Средневекового мировоззрения можно говорить только к концу XVI – началу XVII веков, т.е. к эпохе реформации Церкви (1610 г.)

Одной из важнейших характеристик средневековой науки в целом, и, в частности, психологии, была её тесная связь с религией. Возрождались идеи сакральности, тогда как от опоры на веру психология пыталась избавиться ещё при переходе от мифологии к научному знанию (VII – V вв. до н.э.). на первый план снова выходит вопрос о связи и взаимовлиянии знаний и веры.

Периодизация Средневековой культуры связана с зависимостью её от утверждения религиозного христианского мировоззрения:

· Этап апологетики - исторически предшествует Средневековью (III – IV вв.) – этап отстаивания идей христианства в борьбе с античным языческим миропониманием;

· Этап патристики (V – VIII вв.) – связан с широким распространением учений «отцов церкви»;

· Этап схоластики (XI – XIV вв.).

На первом этапе (апологетики) христианская религия не терпела никакого инакомыслия, подчеркивая несовместимость знаний и веры. Официальной наукой о душе становится богословие, и психология должна была найти новую нишу для исследования духовных психических явлений.

Если в эпоху апологетики достижения античной науки, философии и психологии отрицались, естественнонаучное исследование природы приостановилось, то после упрочения господства христианской церкви в V – VI веках появилась необходимость обосновать христианские постулаты, в том числе и на основе тех принципов и знаний, которые были накоплены в античности Таким образом, этап патристики – этап, на котором снова обращаются к знаниям античности.

С V до VII века Церковь становится главным хранителем и распространителем знаний. В VII – XI веках, в эпоху феодальной раздробленности, Церковь была практически единственным очагом стабильности и культуры, объединяя разрозненные и враждующие между собой народы, давая им надежду на будущее. Монастыри становились оплотом науки. В них хранили книги, обучали грамоте. Они давали защиту во времена междоусобных войн, охраняли от голода и многих болезней.

К X – XI веку, с развитием городов, ремёсел, укреплением государства, духовенство перестаёт быть единственным оплотом культуры. Появляются первые светские школы и университеты, грамотными становятся не только монахи, но и купцы, и ремесленники. Развивается «школьная наука» - схоластика, целью которой было разъяснение знаний, развитие умения логически мыслить, приводить в систему знания, развитие умения строить свою речь – это этап схоластики.

Но, постепенно, т.к. схоластика была связана с использованием уже готового знания, развитием репродуктивного мышления, а не творческого, она стала тормозить развитие новых знаний, приобрела догматический характер, превратившись в набор принципов (устаревших), не позволяющих опровергнуть старые. Но и не соответствующих новому положению.

 

2. Развитие европейской психологии в IV – XI веках

 

Переход от античной традиции к средневековому мировоззрению был заложен в концепции философа Плотина (203 – 269 гг.), основателя римской школы неоплатонизма и римского учёного Августина Аврелия (354 – 430 гг.), который вошёл в историю науки под именем Августина Блаженного.

Плотин, вслед за Платоном, учил, что индивидуальная душа бессмертна, происходит от мировой души. Поэтому индивидуальная душа, с одной стороны, устремлена к первоисточнику, с другой – направлена к чувственному миру. Впервые выделил третье направление активности души: обращённость её на себя, на собственные незримые действия, способности, акты. В этих обращениях душа черпает разные знания, обращается к телу, чувственному миру, душа познает чувственный мир посредством ощущений, и это основной путь формирования знаний человека. Обращаясь к мировому разуму, душа сливается с ним, и в момент этого слияния – экстаза, знания, находящиеся в мировой душе, переливаются в индивидуальную душу.

Наиболее важным считал третий путь познания – возможность души обращать к себе и получать знания о собственной духовной жизни. Эта способность субъекта не только чувствовать, ощущать, помнить и мыслить, но и обладать внутренним представлением об этих функциях, получила название рефлексия.

Учение Плотина оказало влияние на Августина, который считал душу орудием, которое правит телом, и, признавая роль разума, он полагал, что основой активности души выступает воля, а не разум – идея волюнтаризма. Индивидуальная поля зависит от божественной, управляет движениями души, и обращает её и к Богу, и к себе самой. Все знания изначально заложены в душе, которая даруется Богом, они не приобретаются, а извлекаются из души, благодаря активности воли.

Августин доказывал, что самостоятельно, без помощи Бога, человек не может прийти к высшему счастью, нравственности, постижению истины и достижению благодати. Главное направление волевой активности – постижение веры, которая направляет к благодати. Веру он рассматривал как мысль, сопровождаемую согласием с ней.

Ввёл понятие о врождённой активности души как об основе способности к саморазвитию. В связи с этим резко осуждал стремление взрослых управлять поведением ребёнка, направлять его интересы, ибо волевая активность его может направляться только Богом, и это направление производится при помощи самосознания, на основе внутреннего осознания своих возможностей, способностей, стремлений.

Такой путь саморазвития был описан Августином в его «Исповеди», которая была первым произведением, ставшим потом традиционной формой сочинений, воссоздающих процесс осмысления индивидом своей жизни и стремления к самосовершенствованию.

Наряду с традиционными вопросами о соотношении веры и разума, роли волевой активности, в эпоху Средневековья появлялись и новые проблемы, изучением которых в основном занимались мыслители арабоязычной науки и психологии.

 

3. Арабоязычная наука и психология

 

Выделяются следующие причины прорыва психологического знания на арабском Востоке в IX – XIII веках:

Геополитические предпосылки – государственное образование Арабский Халифат стимулировало миграцию, развитие экономики, культуры, распространение научных взглядов. На арабский язык активно переводились труды античных учёных, математиков, медиков. Географическое положение позволяло использовать достижения науки Азии, Европы, Индии и Китая. Благоприятное влияние оказывали идеи свободы и равенства, присущие исламу как мировой религии.

Научные предпосылки – опора на достаточно богатую почву античной культуры (особенно – Аристотель, а также Демокрит, Гераклит и т.д.), а также обращение к собственной предыстории.

На Востоке получили значительное развитие медицина, физика, геометрия, астрономия, математика, химия.

Авиценна (Абу-али-ибн-сина) (980 – 1037 гг.) – врач, естествоиспытатель, философ, энциклопедист, сторонник философии Аристотеля. Основные труды: «Поэма о душе», «Книга исцеления».

Продолжил линию Сократа в толковании внутреннего мира человека как культурно-обусловленного содержания психики. Рассматривал душу человека как первое завершение естественного органического тела – орган тела, который воспринимает окружающий мир, совершает осмысленный выбор и способен к познанию всего общего.

Разум – активная творческая сила, инструмент познания Вселенной, но познание невозможно без предварительного чувственного опыта. Начало познания – реальность, данная в ощущениях, которая потом осмысляется и обобщается на основе разума. Процесс познания (абстрагирования) Авиценна представлял следующим образом:

1) ощущение – появление образа;

2) представление – различение образа и материи;

3) воображение – возникновение идей и понятий;

4) всеобщие понятия и категории – логическое мышление.

Физиологической основой психики, её источником, по его мнению, является мозг, каждой психической функции соответствует участок полушарий головного мозга.

Также Авиценна считал, что можно выделить два аспекта души человека: чувственную душу, которая познаёт мир на основе ощущений и связана с мозгом; и бессмертную разумную душу, которая рассматривалась как носитель идей.

Авиценна был основоположником возрастной психофизиологии. Отводил важную роль воспитанию и аффектам, с помощью которых формировалось правильное психическое и физическое развитие. То есть, вызывая у ребёнка определённые аффекты, взрослые формируют у него различные качества личности.

Заложил основу психофизиологии эмоций, изучал их влияние на соматическое здоровье. Был одним из первых, использовавших эксперимент для изучения роли эмоций и влияния стресса на физическое здоровье. Впервые сделал вывод, что причиной многих болезней являются наши негативные переживания, и методом лечения является психологическое воздействие, разрешение психологических проблем, создание позитивной установки.

Большую роль в развитии Средневековой науки сыграла теория двойственности Авиценны, согласно которой существуют две независимые истины: истина веры и истина знания, в соответствии с которыми складываются два учения о душе – религиозно-философское и естественнонаучное. Философия изучает сущее (сущность), общее, всеобщее, а медицина и психология изучают единичное и конкретное в каждой вещи. Большей частью исследования Авиценны касались естественнонаучного учения о душе.

Ибн аль-Хайсам (Альгазена) (965 – 1038 гг.) – комментатор учений Аристотеля, Евклида, Галена. Главный труд – «Сокровище оптики».

Изучал закономерность зрительного восприятия, истолковал работу органов зрения, исходя из законов оптики, говоря, что глаз представляет собой точнейший оптический прибор. Причиной возникновения зрительного образа являются законы отражения и преломления света. На возникновение образов восприятия влияют и свойства нервной системы человека, и другие психические процессы (память, мышление), благодаря которым строится целостный образ восприятия. Следовательно, для этого не нужно никакой божественной активности.

Экспериментально изучил явления: бинокулярное зрение, смешение цветов и наблюдаемые при этом эффекты, явления контраста. Доказал, что для полноценного восприятия необходимо движение глаз, перемещение зрительных осей. Заложил основы оптического детерминизма, изучаемые на основе физических явлений, законов оптики.

Таким образом, Альгазена экспериментальным путём построил научные основы зарождающейся теории чувственных восприятий, возвёл психологические взгляды на уровень естественнонаучных закономерностей

 

Ибн – Рушд (Аверроэс) (1126 – 1198 гг.) – врач, философ, психолог. Самый известный комментатор работ Аристотеля, представитель восточного аристотелизма.

Дал материалистическое объяснение взаимоотношений души и тела, был приверженцем теории двойственной истины. Возникновение души рассматривал как соединение души с телесными возможностями. Источник психики – чувственность, контакт, следовательно, Ибн-Рушд отрицал бессмертие души. Саму же душу он рассматривал как функции, неотделимые от организма, связанные с чувственным восприятием. Разум – божественен, входит в индивидуальную душу извне.

Двойственность деятельности души рассматривал в следующих аспектах: душа господствует над телом и управляет им; душа способна постигать собственную деятельность, психические акты на основе рефлексии.

Некоторые способности души он связывал с продуктиами деятельности телесных органов, а способность познавать всеобщее (умопостигаемое) отводилась божественной, бессмертной, разумной душе.

 

Вывод: таким образом, арабоязычные мыслители способствовали восстановлению психобиологии и идей Аристотеля не только на Востоке, но и в Европе.

 

4. Психологические идеи позднего Средневековья (XII – XV вв.)

 

Многие работы арабских мыслителей (особенно труды Ибн Рушда) уже к концу XII в. были переведены на латинский язык, оказав значительное влияние на дальнейшее развитие европейской научной мысли. Важным фактором оказался и церковный раскол, произошедший в середине XI в. и разделивший церковь на Восточную (Византийскую) православную и Западную (Римскую) католическую. С этого времени психологическая наука Западной Европы на протяжении нескольких веков развивалась, мало контактируя с наукой Восточной Европы.

Наиболее значительные психологические исследования в позднем Средневековье связаны с именами Ф.Аквинского, Р.Бэкона, Д. Скота и У. Оккама.

Фома Аквинский (1226-1274) был, по сути, последним богословом, уделявшим внимание и психолого-философской проблематике. В своей системе, получившей название томизм, он стремился не только систематизировать накопленные в то время наукой знания, но и примирить богословие с наукой, в том числе и с наукой античности, прежде всего с теорией Аристотеля, последователем которого он являлся.

Исходя из этого, Ф. Аквинский переделал теорию двух истин Ибн Сины; он считал, что в случае противоречий истина знания все же уступает вере.

Доказывая неограниченные возможности разума в познании мира, в том числе и в понимании самых сложных его законов, божественного Логоса, Ф. Аквинский выступал против тезиса Ибн Рушда об отделении души от разума. Он доказывал, что мышление – это имманентное, главное свойство души, без него душа не существует, а потому невозможно говорить о смерти души и бессмертии разума. Таким образом, он отстаивал идею вечности души, а также невозможность объяснить все ее законы без опоры на теологию. С точки зрения Ф.Аквинского, душа человека не просто разумна, но сознательна и этим отличается от бессознательной души животных. Осознанность характерна не только для разума, но и для других проявлений человеческой души, т. е. это общее свойство души человека. Поэтому после томизма в психологии появилась новая характеристика духовной активности - сознательность, которая противопоставлялась бессознательным проявлениям душевной жизни других живых существ и телесной организации.

Важным моментом был и сенсуализм, который Ф. Аквинский вслед за Аристотелем и в отличие от большинства психологов того времени рассматривал в качестве главного пути познания. Он писал, что для ощущения необходимо тело, органы восприятия. Разум, хотя и не пользуется непосредственно органами чувств, не может нормально работать без их данных, без образов окружающего. Поэтому телесное расстройство неизбежно ведет и к расстройству умственному. Ф. Аквинский подчеркивал, что образы не создаются самим индивидом вне зависимости от окружающего. Они связаны с внешним миром, а осознаются, актуализируются в качестве собственных при помощи специальной операции сознания, получившей название интенции - направленности сознания и воли на какой-либо предмет. В XIX в. понятие интенции, введенное томизмом, будет подхвачено феноменологией и станет основополагающим в концепции Ф.Брентано.

Исходя из своего подхода к познанию, Ф. Аквинский примирял и позиции номинализма и реализма, говоря о том, что универсалии есть и в вещах (как проявление общего), и до них - в уме у Бога, и после них - в разуме человека.

Хотя концепция Ф.Аквинского и получила широкое распространение, однако к концу XIII в. недостатки схоластики стали настолько очевидны, что все большее число ученых начали рассматривать ее (и богословие в целом) как тормоз на пути дальнейшего развития науки.

Роджер Бэкон (1214-1292) схоластическим методам противопоставлял науки, которые приносят людям непосредственную пользу в отличие от бесплодных рассуждений. В своих трудах он подчеркивал, что наиболее опасны для человечества не ошибки, но невежество, погружающее мир во мрак, прогнать который может только знание. Он ратовал за развитие объективного знания, доказывал, что опыт, эксперимент и математика должны быть положены в основу всех наук. Опираясь на взгляды Аристотеля, Р. Бэкон доказывал, что ощущения являются ведущим психическим процессом, материалом, из которого рождается знание, а потому чисто вербальные методы, схоластические рассуждения не отвечают задаче развития интеллекта. Ему же принадлежит известный тезис: «Знание - сила», доказывавшийся безграничность способностей и возможностей человеческого ума.

Сходные мысли о необходимости преодолевать ложные понятия и учиться мыслить развивал и Дунс Скот (1270-1308). Он также писал о том, что материальная основа психики объединяет людей в общую группу, так как материя и есть то общее, что существует в вещах, в природе. Отличия же объектам придает форма; так, специфическая форма человеческого тела выделяет его из окружающего мира.

Отсюда и познание должно быть направлено на познание индивидуального, конкретного в каждой вещи. Такое знание основывается на чувственном опыте, причем познавательный процесс, подчеркивал Д. Скот, это процесс активный. Душа, познавая, не только определяется предметом, но и определяет его собственной деятельностью. Разум, продолжая процесс постижения окружающего, обобщает эти данные и связывает их в понятия. Считая, что бытие совпадает с сущностью, ученый доказывал, что все понятия душа черпает из своего активного взаимодействия с внешним миром, так как, постигая бытие предметов, мы постигаем и их сущность. В то же время из этого следовало и то, что все отличающиеся друг от друга предметы отличаются и своей сущностью. Таким образом, Д. Скот ввел в психологию важное положение об активном характере ощущений и их связи с деятельностью. Связал же принцип активности с истинностью и объективностью познаваемого и дал характеристику первичным и вторичным качествам предметов только Г. В. Лейбниц.

Одной из последних концепций средневековой психологии была теория Уильяма Оккама (1285-1349), который продолжил изучение соотношения общего и частного в предметах. Развивая идеи номинализма, У. Оккам утверждал, что в основе понятий лежат знаки вещей, т. е. общее - это знак многих объектов, в реальности его не существует. Понятие не произвольно, оно рассматривается им как результат абстракции, причем эта логическая операция происходит на основании сходства между предметами. Оккам также писал о существовании понятий разного уровня - одни из них являются знаками вещей, а другие - знаками понятий, т. е. знаками знаков. Отсюда и знание он делил на наглядное и отвлеченное.

У. Оккам известен и своим афоризмом, получившим название «бритва Оккама» и гласившим: «Сущностей не следует умножать без необходимости». Иначе говоря, если в какой-нибудь науке все может быть истолковано без допущения той или иной гипотетической сущности, то и нет никакой нужды ее допускать. Этот афоризм оказал значительное влияние на развитие логики и использовался в рассуждениях ученых Средневековья и Нового времени, доказывавших, что, исходя из этого, душа как недоказуемая и не постигаемая разумом сущность должна быть исключена из научного рассмотрения и отдана чистому богословию.

 

Вывод: Таким образом, знания о психике и путях ее изучения обогатились в Средние века многими важными данными, в частности методами экспериментального исследования и регуляции эмоциональных состояний, в том числе и аффективных реакций. В то же время полученные результаты требовали осмысления в новых категориях, без обращения к схоластическим проблемам (в частности, к проблеме универсалий) и к вере.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных