Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Избранные постановки




· Герника / Guernica (1945)

· Юноша и смерть / Le Jeune Homme et la Mort (1946) (2010 — Большой театр)

· Les forains (1948)

· Кармен / Carmen (1949)

· Ballabile (1950)

· Волк / Le loup (1953)

· Собор Парижской богоматери / Notre-Dame de Paris (1965)

· Paradise Lost (1967)

· Roland Petit Ballet (1973)

· Пруст, или Перебои сердца / Proust, ou Les intermittences du coeur (1974)

· Коппелия / Coppélia (1975)

· Фантастическая симфония / Symphonie phantastique (1975)

· Пиковая дама / La Dame de pique (~1976)(2001 — Большой театр)

· Призрак оперы / Le phantôme de l’Opéra

· Les amours de Frantz (1981)

· Голубой ангел / The Blue Angel (1985)

· Clavigo (1999)

· Les chemins de la création (2004)

Множество концертных номеров, среди которых «Чорос» (Вилла-Лобос) и «Больная роза» (Малер)(«Гибель розы»)

 

Мори́с Бежа́р (фр. Maurice Béjart, собственное имя — Морис-Жан Берже,фр.

Maurice-Jean Berger, 1 января 1927, Марсель — 22 ноября 2007,Лозанна) — французский танцовщик и хореограф, театральный и оперный режиссёр, один из крупнейших хореографов второй половины XX века.

Сын Гастона Берже (1896—1960), философа, крупного администратора, министра образования (1953—1960), члена Академии моральных и политических наук (1955). Семилетним потерял мать. Под влиянием увиденной постановки Сержа Лифаря решил посвятить себя балету. Учился у Ролана Пети. В 1951 поставил свой первый балет (в Стокгольме, в соавторстве с Биргит Кульберг). В 1954 основал компанию фр. Ballet de l’Etoile, в 1960 — фр. Ballet du XХe Siècle в Брюсселе. В 1987 переехал вЛозанну

, где основал компанию фр. Béjart Ballet. Принял ислам

Работал в кино, в том числе — с Клодом Лелушем (Одни и другие, 1981).

 

К числу тех, кто во многом перевернул традиционное представление о балете, относится и выдающийся мастер балета Морис Бежар. Его успех как постановщика и педагога во многом обусловлен тем, что он начинал как танцовщик и сам прошел тот путь, по которому затем направлял своих учеников.

Достижением Бежара является и то, что, стремясь разнообразно использовать пластические возможности тела танцовщика, он не только ставит сольные партии, но и вводит в некоторые постановки исключительно мужской кордебалет. Таким образом, он последовательно развивает концепцию универсального мужского танца, исходя из традиций античных зрелищ и массовых действ разных народов.

Будущий балетмейстер был сыном выходца из турецкого Курдистана и каталанки. Как позже признался сам балетмейстер, это соединение национальных корней наложило отпечаток на все его творчество. Бежар начал обучаться хореографии с 1941 года, а в 1944 году он уже дебютировал в балетной труппе марсельской Оперы. Однако для формирования индивидуальной творческой манеры он решил продолжить образование. Поэтому с 1945 года Бежар совершенствовался у Л. Статса, Л.Н. Егоровой, мадам Рузан в Париже и у В. Волковой в Лондоне. В результате он освоил множество разных хореографических школ.

В начале своего творческого пути Бежар не связывал себя строгими контрактами, выступая в самых разных труппах. Он работал у Р. Пети и Ж. Шарра в 1948 году, выступал в "Инглсби интернейшнл балле" в Лондоне в 1949 году и в Королевском шведском балете в 1950-1952 годах.

Все это наложило отпечаток на его будущую деятельность как балетмейстера, поскольку отличительной особенностью его стилевой манеры постепенно становится эклектичность, синтез приемов, взятых из разных хореографических систем.

В Швеции Бежар дебютировал как хореограф, поставив для кинофильма фрагменты балета "Жар-птица" И. Стравинского. Для реализации своих творческих замыслов Бежар в 1953 году совместно с Ж. Лораном основал в Париже труппу "Балле де л'Этуаль", которая просуществовала до 1957 года.

В то время Бежар ставил балеты и одновременно выступал в них в главных ролях. Репертуар строился на сочетании произведений классических и современных авторов. Так, в 1953 году труппа Бежара поставила "Сон в летнюю ночь" на музыку Ф. Шопена, на следующий год вышел балет "Укрощение строптивой" на музыку Д. Скарлатти, а в 1955 году было поставлено сразу три балета - "Красавица в боа" на музыку Д. Россини, "Путешествие к сердцу ребенка" и "Таинство" Анри. Этот свой принцип Бежар развивал и в дальнейшем. В 1956 году он поставил "Танит, или сумерки богов", а в 1963 году - "Прометей" Ована.

В 1959 году сделанная Бежаром хореография балета "Весна священная", поставленная для Королевского балета Бельгии на сцене брюссельского театра Монер, была принята настолько восторженно, что Бежар наконец решил основать собственную труппу "Балет XX века", которую он и возглавил в 1969 году. Ее ядром стала часть брюссельской труппы. Вначале Бежар продолжал работать в Брюсселе, но через несколько лет переехал вместе с труппой в Лозанну. Там они выступали под названием "Балет Бежара".

Вместе с этой труппой Бежар предпринял грандиозный эксперимент по созданию синтетических спектаклей, где танец, пантомима, пение (или слово) занимают равное место. Тогда же Бежар выступил в новом для себя качестве художника-постановщика. Этот эксперимент привел к тому, что пришлось расширять размеры сценических площадок.

Бежар предложил принципиально новое решение ритмического и пространственно-временного оформления спектакля. Привнесение в хореографию элементов драматической игры обуславливает яркий динамизм его синтетического театра. Первым из балетмейстеров Бежар использовал для хореографических постановок огромные пространства спортивных арен. Во время действия на огромной площадке размещались оркестр и хор, действие могло развиваться в любом месте арены, а иногда даже в нескольких местах одновременно.

Этот прием позволял сделать участниками спектакля всех зрителей. Дополнял зрелище огромный экран, на котором появлялось изображение отдельных танцоров. Все эти приемы были направлены не только на привлечение публики, но и на ее своеобразный эпатаж. Одним из таких спектаклей, основанных на синтезе, стали "Мучения Святого Себастьяна", поставленные в 1988 году с участием сценического оркестра, хора, вокальных соло, а также танца в исполнении артистов балета.

Бежар и раньше совмещал различные виды искусств в одном спектакле. В таком стиле он, в частности, поставил в 1961 году балет "Гала" на музыку Скарлатти, который шел в театре "Венеция". В том же году в Брюсселе Бежар совместно с Э. Клоссоном и Ж. Шарра поставил синтетический спектакль "Четверо сыновей Эймона" на музыку композиторов XV-XVI веков.

Творческие поиски Бежара вызывали интерес зрителей и специалистов. В 1960-м и в 1962 году он был награжден премией Театра Наций, а в 1965 году стал лауреатом Фестиваля танца в Париже.

Для развития своих замыслов Бежару были нужны единомышленники. Ив 1970 году он основал в Брюсселе специальную школу-студию. Свойственный XX веку яркий эпатаж и зрелищность отразились в названии студии - "Мудра", представляющем собой изобретенный Бежаром акроним, отражающий его интерес к классическому танцу Востока.

Бежар - одна из самых сложных и противоречивых фигур в современном хореографическом искусстве. В теоретических высказываниях он настаивает на возвращении танцу его первоначального ритуального характера и значения. Он считает, что с помощью таких художественно-эстетических экспериментов, какие он проводит, можно раскрыть главное в танце - его древнейшие универсальные первоосновы, общие для танцевального искусства всех рас и народов. Отсюда и возникает постоянный интерес Бежара к хореографическим культурам Востока и Африки. Особенно мастер интересуется искусством Японии. Возможно, поэтому же и многие из работающих у него танцовщиков являются японцами.

Сегодня Бежара специально приглашают в разные театры для постановки отдельных спектаклей. Но есть у него и некоторые личные привязанности. Так, долгие годы сотрудничества связывают его с М. Плисецкой. Он поставил для нее балет "Айседора", а также несколько сольных концертных номеров для ее последних выступлений. Наиболее известен среди них мини-балет "Видение розы". На протяжении многих лет Бежар работал и с В. Васильевым. Васильев впервые исполнил поставленную Бежаром версию балета И. Стравинского "Петрушка", а вместе с Е. Максимовой он исполнял заглавные партии в балете С. Прокофьева "Ромео и Джульетта". В 1978 году прошли гастроли труппы Бежара в Москве и Ленинграде.

 

Постановки

· 1955: «Симфония для одного человека» («Симфония для одинокого мужчины», «Symphonie pour un homme seul» (фр.)) (Париж)

· 1956: «Высокое напряжение» («High Voltage» (англ.))

· 1957: «Соната трёх» («Sonate à trois» (фр.)) (Эссен)

· 1958: «Орфей» («Orphée» (фр.)) (Льеж)

· 1959: «Весна священная» («Le Sacre du printemps» (фр.)) (Брюссель)

· 1960: «Такой сладкий гром» («Such Sweet Thunder» (англ.))

· 1961: «Болеро» («Boléro» (фр.)) (Брюссель)

· 1961: «Четыре сына Эмона» («Les Quatre Fils Aymon» (фр.)) (Брюссель)

· 1964: «Симфония № 9» («IX Symphonie» (фр.))(Брюссель)

· 1966: «Ромео и Джульетта» («Roméo et Juliette» (фр.)) (Брюссель)

· 1967: «Месса по настоящему времени» («Messe pour le temps présent» (фр.)) (Авиньон)

· 1968: «Бхакти» («Bhakti» (фр.)) (Авиньон)

· 1969: «Номос-Альфа» («Nomos Alpha»)

· 1971: «Песни странствующего подмастерья» («Songs of a Wayfarer» (англ.))

· 1972: «Нижинский — божественный клоун» («Nijinski, clown de Dieu» (фр.)) (Брюссель)

· 1973: «Голестан» («Golestan»)

· 1975: «Складка на складку» («Pli selon pli» (фр.)) (Брюссель)

· 1975: «Наш Фауст» («Notre Faust» (фр.)) (Брюссель)

· 1976: «Гелиогабал» («Heliogabale» (фр.)) (Иран)

· 1976: «Айседора» («Isadora» (фр.)) (Монако, Опера Монте-Карло)

· 1976: «Мнимый Мольер» («Le Molière imaginaire» (фр.)) (Париж, Комеди Франсэз)

· 1977: «Петрушка» («Petrouchka» (фр.)) (Брюссель)

· 1980: «Эрос-Танатос» («Eros Thanatos» (фр.)) (Афины)

· 1982: «Вена, Вена, город моей мечты» («Wien, Wien, nur du allein» (фр.)) (Брюссель)

· 1983: «Месса будущего» («Messe pour le temps futur» (фр.)) (Брюссель)

· 1987: «Воспоминания о Ленинграде» («Souvenir de Léningrad» (фр.)) (Лозанна)

· 1988: «Пиаф» («Piaf» (фр.)) (Токио)

· 1989: «1789 год… и мы» («1789… et nous» (фр.)) (Париж)

· 1990: «Пирамида» («Pyramide» (фр.)) (Каир)

· 1991: «Смерть в Вене» («Tod in Wien» (нем.)) (Вена)

· 1992: «Ночь превращения» («La Nuit Transfiguret» (фр.))(Лозанна)

· 1993: «Mr. С.» о Чарли Чаплине, с Анной-Эмилией Чаплин (Венеция, «Ла Фениче»)

· 1993: «Эпизоды» («Les Episodes» (фр.)) c Сильви Гиллем[2]

· 1993: «Sissi, L’Impératrice Autriche» c Сильви Гиллем (Лозанна, к/т «Metropol») с костюмами Джанни Версаче, музыкаИ.Штрауса

Valse de l’empereur[ru], повествующий о жизни и судьбе австрийской королевы, трагически погибшей у Бо Риважа(фр. Beau-Rivage Palace), Rudra Bejart Ballet

· 1993: «Волшебный мандарин» («Le Mandarin Mervelleau» (фр.)) на музыку Бартока, Rudra Bejart Ballet, премьеры в Metropol,Palais de Beaulieu

, Lausanne

· 1995: «À propos de Shéhérazade» (Берлин)

· 1997: «Дом священника/Балет для жизни» («Le Presbytère…/Ballet for Life» (фр.), (англ.)) (Париж)

· 1999: «Шёлковый путь» («La Route de la soie» (фр.)) (Лозанна)

· 2000: «Дитя-король» («Enfant-roi» (фр.)) (Версаль)

· 2001: «Танго» («Tangos» (фр.)) (Генуя)

· 2001: «Манос» («Manos» (фр.)) (Лозанна)

· 2002: «Мать Тереза и дети мира» («Mère Teresa et les enfants du monde» (фр.))

· 2003: «Чао, Федерико» («Ciao Federico» (фр.)), в честь Феллини

· 2005: «Любовь и танец» («L’Amour — La Danse» (фр.))

· 2006: «Заратустра» («Zarathoustra» (фр.))

· 2007: «Вокруг света за 80 минут» («Le Tour du monde en 80 minutes» (фр.))

· 2007: «Cпасибо, Джанни, с любовью» («Grazie Gianni con amore» (фр.)), памяти Джанни Версаче

 

Джордж Баланчин (Balanchine) (настоящие имя ифамилия






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных