Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Кончаловського, Микити Міхалкова.




ШЕПИТЬКО Лариса Ефимовна (1938-1979), режиссер, актриса. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1974), лауреат Государственной премии СССР (1979). Жена Элема Климова. С 1961 года Лариса Шепитько работала режиссером на студии «Киргизфильм». В 1963 году она окончила режиссерский факультет ВГИКа (мастерская А. П. Довженко и М. Чиаурели). Как актриса Шепитько снималась в фильмах «Поэма о море», «Таврия», «Обыкновенная история», «Спорт, спорт, спорт», «Агония». Диплом Шепитько защитила полнометражной картиной «Зной» (1962), поставленной на «Киргизфильме». В ней проявилось мастерство зрелого, уверенного в себе профессионала, а, главное, прозвучала тема нравственного максимализма, свойственного не только всем героям Шепитько, но и ей самой. Это история мальчика, молча бунтующего против власти старших. Сюжет был типичным для 1960-х годов, но фильм отличался жесткостю решения, отсутствим какого-либо лиризма. Фактура пустыни отражалась в душах персонажей.

С 1964 года Шепитько стала режиссером «Мосфильма». Лента «Крылья» (1966) рассказывала о судьбе летчицы, чья молодость, счастье и любовь пришлись на годы войны. Фильм сурово повествовал о драме человека, не умевшего и не желавшего меняться, приспосабливаться ко времени. Образ летчицы Петрухиной, блистательно сыгранная М. Г. Булгаковой, стал открытием. Дерзко новаторским был взгляд на ветерана войны как на человека, обездоленного временем. Этот фильм принес Шепитько широкую известность, в кинематограф вошел бескомпромиссный и мужественый художник. Фильм имел большой успех у критики и вызвал дискуссию. Шепитько рассказала историю поколения своиз родителей, чья юность пришлась на войну, на которой осталось и счастье, и горе, и полнота их жизни. Бывшая летчица Петрухина, ныне директор школы, пытается командовать и поучать, но нити жизни уплывают из рук. Ее постепенно окружает стена отчуждения, в том числе и от собственной дочери. Воспоминания о войне, где погиб ее любимый, — словно крик еще живой души. Короткометражную «Родину электричества» (1967) отмечал интересный поиск пластического эквивалента уникальной платоновской прозе, отмеченной внутренними противоречиями. Проза Платонова была трактована как видение (фильм снимался широкоугольной камерой), как мечта о жаждущих об источнике воды. Фильм «Ты и я» (1971, серебряный приз Венецианского кинофестиваля 1972) стал во многом исключением в биографии режиссера, учитывая, что в целом ее творчеству была свойственна четкость, даже жесткость нравственной позиции. Примечательно, что «Ты и я» — единственная цветная картина Шепитько, предпочитавшей черно-белое изображение. Вершиной творчества Шепитько стал фильм «Восхождение» (1976, приз «Золотой медведь» Берлинского кинофестиваля). Картина сочетала достоверность рассказа о войне с нравственной отчетливостью притчи, тонкую психологическую нюансировку характеров с непререкаемостью духовной позиции автора, не искавшего оправдания предательству и определявшего подвиг как меру личностной зрелости. В образном строе фильма прочитывались евангельские параллели, финальная смерть героя понималась как восхождение на крест во имя спасения Родины. Следующей работой режиссера должна была стать экранизация повести В. Г. Распутина «Прощание с Матерой», но режиссер погибла на съемках картины, позднее завершенной ее мужем — режиссером Э. Г. Климовым; который назвал фильм «Прощание». В память о жене Климов позднее снял короткометражный фильм «Лариса».

КОНЧАЛОВСКИЙ Андрей Сергеевич (Андрон Михалков-Кончаловский) (р. 20.08.1937, Москва), сценарист, режиссер, актер. Лауреат Гос. премии Казахской ССР (1972) за сценарий фильма «Конец атамана» (совм. с Э.Тропининым);Народный артист России (1980);Награжден Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени (1997). В 1957 окончил музыкальное училище при Московской консерватории, в 1957-1959 учился в Московской консерватории. Кинематографическое образование получил в 1965, окончив режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма).

Свой дебютный фильм Михалков-Кончаловский снимал в Киргизии. Это была экранизация повести Чингиза Айтматова «Первый учитель». Снятый в жесткой и в то же время страстной манере, вдохновленной кинематографом Куросавы, фильм рассказывал о разрушительной силе энергии революционного фанатизма. Слишком искренней и жертвенной была борьба учителя Дюйшена за светлое будущее его народа, чтобы не сочувствовать ему, как сочувствовали полубезумному революционеру земляки, немногочисленные жители кишлака, окруженного каменными стенами гор. В этой картине Михалков-Кончаловский в полной мере продемонстрировал свое блестящее режиссерское дарование и умение работать с актерами. В «Первом учителе» прекрасно играли Суйменкул Чокморов и Наталья Аринбасарова, ставшая супругой режиссера. Следующей работой стала «История Аси Клячиной...» (1967), которая продолжила исследования сознания строителя социализма, простого советского человека. Фильм строился на достоверном, почти документальном наблюдении за крестьянами средней полосы России. Но как только на экране оказывалась конкретная человеческая судьба, социально-производственные, идеологические установки советских колхозников отступали на второй план. Историю Аси Клячиной режиссер продолжил, но уже в 1994, показав свою героиню на новом историческом витке. Однако в «Курочке Рябе» разговор о судьбах России приобрел притчево-анекдотическую заостренность. В своих экранизациях классических произведений русской литературы («Дворянское гнездо», 1969; «Дядя Ваня», 1970) Михалков-Кончаловский исследует тему родного дома, гнезда. По каким-то мало постижимым для героев законам их родной дом оказывается шатким, кренящимся к разрушению. Как Лаврецкий (Л. Кулагин) в «Гнезде», так и Астров (С. Ф. Бондарчук) и Войницкий (И. М. Смоктуновский) в «Дяде Ване», ищут опору для себя в родной почве, с большим трудом нащупывают ее, а то и утрачивают навсегда. Самыми выразительными с визуальной точки зрения стали многослойный в жанровом отношении «Романс о влюбленных» (1974) и кинопоэма «Сибириада» (1978), вызвавшие бурные споры в кинематографической среде. Именно здесь наиболее полно Михалков-Кончаловский воплотил феномен миросознания советского простого человека.

В начале 1980-х годов Кончаловский уехал на запад, где снял несколько картин в США: «Возлюбленные Марии» (1984), «Поезд-беглец» (1985), «Счастливые люди» (1987), «Гомер и Эдди» (1989, Гран-при Международного кинофестиваля в Сан-Себастьяне). Всем этим фильмам сопутствовал относительный успех. В начале 1990-х годов вернулся в Россию, где поставил два фильма: «Ближний круг» (1992) и уже упомянутую «Курочку Рябу». В 1998-1999 выпустил две автобиографических книги, связанных общим замыслом: «Низкие истины» и «Возвышающий обман», в которых с обнаженной откровенностью поведал о собственной судьбе человека и художника. В 1997 был выбран американскими продюсерами для постановки мини-сериала «Одиссея» и блестяще справился с нелегкой задачей воплощения древнейшей поэмы. Поставил спектакли: в театре «Ла Скала» — «Евгений Онегин», в Опера-Бастилия» — «Пиковая дама», в Мариинском и «Ла Скала"- «Война и мир» (2000). В 1992 году возглавил широкомасштабную акцию «Неворованное кино», в 1997 осуществил постановку грандиозного представления на Красной площади, посвященного 850-летию Москвы. Живет в России и за рубежом (в основном — в США).

МИХАЛКОВ Никита Сергеевич (р. 21.10.1945, Москва), актер, сценарист, режиссер, президент Российского фонда культуры (1993), народный артист России (1984), лауреат Государственных премий России (1993, «Урга»; 1995, «Утомленные солнцем», 1999 «Сибирский цирюльник»), Государственных премий Казахстана (1978, за сценарий фильма «Транссибирский экспресс»; 1998), премии Ленинского комсомола (1978). В 1963-1966 учился на актерском отделении в театральном училище имени Б. В. Щукина, окончил режиссерский факультет ВГИКа (1971, мастерская М. Ромма). Первая большая актерская работа в кино — в фильме Г. Данелии «Я шагаю по Москве» (1963). Еще совсем молодому актеру удалось создать удивительно живой и привлекательный образ московского рабочего паренька. Песня, спетая им в финале фильма почти за кадром, стала мгновенно популярной и до сих пор ассоциируется с Михалковым. До этого снялся в эпизодах фильмов: «Солнце светит всем» (К. Воинова), «Тучи над Борском» (В. Ордынского), «Приключения Кроша» (Г. Оганисяна). В 1971 окончил режиссерский факультет ВГИКа (мастерская М. И. Ромма). В 1974 году дебютировал как режиссер фильмом «Свой среди чужих, чужой среди своих», который можно смело причислить к лучшим советским боевикам. Михалков работает в самых различных жанрах, снимая очень разное, как по тематике, так и по уровню кино. Среди его лучших фильмов «Раба любви» (1975), «Неоконченная пьеса для механического пианино» (1976), «Несколько дней из жизни И. И. Обломова» (1979), «Родня» (1981), «Без свидетелей» (1982). Во время съемок картины по роману И. А. Гончарова «Обломов» ему удается снять прекрасный фильм по пьесе А. М. Володина «Пять вечеров» (1978). Переход от классики к современности у Михалкова всегда органичен, естественен. Задействуя в своих фильмах достаточно известных актеров (Н. В. Мордюкова, Е. Я. Соловей, С. А. Любшин, О. П. Табаков, А. А. Калягин, Л. М. Гурченко и др.) он умеет показать их с неожиданной точки зрения. Да и сам как актер, снимаясь в собственных фильмах и у других режиссеров, создает разноплановые образы (фильмы Э. А. Рязанова «Вокзал для двоих», 1982; «Жестокий романс», 1984). К сорока годам, когда многие его сверстники-коллеги сняли один, в лучшем случае два фильма, Михалков сложился в зрелого мастера, который не успокаивается на достигнутом, а находится в постоянном творческом поиске. В 1987 году снял фильм «Очи черные», во многом отдавая дань представлению иностранцев о России, тем не менее фильм получился с настроением, вкус не изменил режиссеру. В 1988 Михалков стал президентом «Студии ТРИТЭ», где осуществил все свои дальнейшие постановки, в том числе фильм «Урга» (1991), который стал новым взлетом режиссерского мастерства. Лента была удостоена премии «Золотой лев» на МКФ в Венеции, премии «Феликс» как лучший фильм Европы, а также Государственной премии Российской Федерации (1993). В фильме «Утомленные солнцем» (1994) Михалков сумел пронзительно точно передать ощущение и ритмы конца 1930-х. Катастрофа одной семьи, ставшая символом крушения всей России как в ее советском варианте (Н. Михалков в роли комдива Котова), так и дореволюционном (О. Меньшиков - бывший царский офицер, ныне чекист) была прекрасна передана режиссерскими средствами и воплощена актерским ансамблем. Картина была удостоена премии Американской киноакадемии «Оскар» (1994) в номинации лучший иностранный фильм, Гран-при жюри МКФ в Канне (1994) вместе с китайским фильмом «Жить», а также Государственной премии Российской Федерации (1995). Последний фильм режиссера — историческая драма «Сибирский цирюльник», несмотря на огромный по-российским и даже по-европейским меркам бюджет, получил весьма противоречивые отзывы. Талантливые актерские работы и непререкаемый профессионализм Михалкова (и все-таки бюджет - хороший звук, декорации, костюмы и голливудские звезды, премьера в Кремле) не позволили этому фильму опуститься ниже определенного уровня, но и событием в культурной жизни он не стал. Русского зрителя смутила лубочность, прямолинейность и историческая недостоверность, а за рубежом режиссеру досталось и от политкорректных европейцев и от американцев, которым не понравилось то, как он изобразил в фильме их соотечественников. В настоящий момент режиссер работает над продолжением фильма «Утомленные солнцем». В 1997 избран первым секретарем Союза кинематографистов.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных