Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 3. Дальнейшее развитие театральных форм в Европе. Эпоха Средневековья. Взаимоотношение с религией




 

Различают два этапа развития театра в Средневековье – раннее (V – XI вв.) и среднее (XII – середина XVI вв.). Театр Средневековья всей своей историей отражает противоборство двух направлений: светского и церковного, выражавших интересы различных сил феодального общества: бюргерские, плебейские и феодально-клерикальные. Церковь проповедовала аскетизм, отречение от деятельной жизни. Борьба против античности в театре и против любых проявлений стихийного стремления народа к радостному ощущению жизни. Истоки театра средневековья – сельские обряды народов, быт землевладельцев. Влияние языческих верований. Массовые праздники как выражение творческих сил народа. Профессиональные забавники- гистрионы. Синкретизм их творчества на раннем этапе. Расслоение гистрионов по отраслям творчества, по типу зрителя. Комики-буффоны музыканты-жонглеры, трубадуры. Гонение гистрионов церковниками и королями. Объединение в союзы. Влияние гистрионов на рождение любительского театра XIV – XV вв., на появление фарсовых актеров и светской драматургии.

Использование церковью театральной пропаганды в своих целях. Рождение ранней литургической драмы (сцена трех Марий и ангела у гроба Христа). Рождественская и пасхальная циклы литургической драмы: рождение и воскресение Христа. Использование костюмов и оформления в литургической драме, обособление ее от мессы. Полулитургическая драма. Отход от церковных тем к житейским и библейским сюжетам («Действо об Адаме»). Обновление постановочных приемов, введение симультанной декорации. Тесная связь полулитургической драмы с церковью (игра на церковной паперти, на средства церкви, составление репертуара священниками, участие мирян в драме).

Светский театр. Поэт, музыкант и трубадур Адам де Ла-Аль (1238 – 1287гг.) и его первая пьеса «Игра в беседке». Три линии пьесы: лирически-бытовая, сатирически-буффонная и фольклорно-фантастическая. Жанровый разнобой пьесы. «Игра о Робине и Марион». Влияние в пьесе провансальской и итальянской лирики, внесение элемента социальной критики. Сочетание народно-поэтического и сатирического начал.

Основные формы зрелого Средневековья: миракль, мистерия, моралите, соти.

Миракль – жанр средневековой религиозно-назидатель­ной стихотворной драмы, сюжет которой основан на чуде, совершаемом святым или девой Марией. На­чав своё развитие в XIII веке во Франции, миракль в XIV веке по­лучил широкое распространение во всех странах Европы. В миракле пропагандировалась христиан­ская мораль, изображалось вмешательство небесных сил в судьбу человека, приводящее к торжеству доб­родетели и наказанию порока. Легендарные сюжеты нередко использовались в миракле для осуждения социаль­ного произвола. Первое извест­ное произведение этого жанра – «Игра о святом Николае» (1200) Жана Боделя – сюжетно свя­зано с событиями крестовых походов XII - XIII вв., в нём пропагандировались религиозные идеи. «Миракль о Теофиле», «Миракль о Роберте-дьяволе», «Миракль о Берте с большими ногами», «Спасённая аббатиса».

Универсальный жанр средневекового театра – мистерия, как выражение процветания городской культуры XV – XVI вв., как пример борьбы религиозного и мирского начал. Содержание мистерий составляли сюжеты Библии и Евангелия; сцены религиозного характера чередовались с интермедиями, вставными комедийно-бытовыми эпизодами. Развитие мистерии связано с расцветом средневековых городов, преодолевших в некоторой мере свою феодальную зависимость, но ещё не попавших пол­ностью под власть королей. Представление мистерий вхо­дило составной частью в городские празднества; оно ор­ганизовывалось городскими властями совместно с ремесленными цехами и происходило обычно в ярмарочные дни на площади. Исполнители мистерий вносили в свою игру реалистические, комедийные черты.

Противоречивый ха­рактер мистерии проявлялся в непрестанной внутренней борьбе религиозного и мирского начал. В мистериальных представ­лениях сочетались и сталкивались религиозная мистика и житейский реализм, набожность и богохульство, стихийная народность и официальная подчинённость церкви, городским властям.

Мистериальная дра­матургия разделяется на три основных цикла – ветхоза­ветный, новозаветный и апостольский. Яркий обра­зец жанра религиозной мистерии – «Мистерия страстей господ­них» Арнуля Гребана (середина XV в.), в которой действо­вало около 400 персонажей. Несмотря на строгий ри­горизм автора, в мистерию Гребана проникли некоторые реалистические мотивы, еще более усиливающиеся в «Мистерии страстей» Жана Мишеля (1486). Особое место в мистериальном репертуаре занимала «Ми­стерия об осаде Орлеана», поставленная вскоре после победы французов под Орлеаном (1429). Эта М. представляла собой попытку создания народно-героической драмы, про­славляющей стойкость и патриотизм горожан в их борьбе с англичанами.

Три варианта оформлений мистерий: передвижной, кольцевой, беседочный. Натуральность как обязательный элемент зрелищности. Изобилие сценических эффектов в декорациях. Использование бытовых костюмов религиозными персонажами. Влияние мистерий на развитие техники театра, утверждение в народе вкуса к театру, подготовке драмы Ренессанса. Запрещение мистерий. Причина их гибели: отсутствие поддержки прогрессивными силами общества, усиление критической комедийной линии.

Театр моралите и его особенности: олицетворение в аллегориях человеческих пороков и добродетелей, стихий природы и церковных понятий. В моралите сохранялся принцип христианского нравоучения, но в нем не было религиозных сюжетов и тем самым моралите приближалось к изображению ситуаций и конфликтов реальной жизни. Образы моралите были лишены индивидуальных характеристик и обладали наглядными деталями, по которым зрители угадывали их аллегорический смысл (Скупость, одетая в отрепья, прижимала к себе мешок с золотом, Себялюбие носило перед собой зеркало, Наслаждение ходило с апельсином). Сдержанность стиля актерской игры в моралите. Освобождение от строгой актерской морали. Историческое значение моралите: построение типического образа, структурная четкость драматургии. Моралите «Благоразумный и неразумный», «Торговля, ремесло, пастух», «О суждении пиршеств».

Соти – комедийно-сатирический жанр французского театра XV – XVI вв., разновидность фарса. Возник на основе средневековых пародийно-шутовских игр «дураков». В соти все персонажи высту­пали в обличии «дураков» (к обычному шутовскому костюму добавлялись атрибуты, символизирующие определённый тип), аллегорически изображавших разные общественные пороки. Соти создавались в любительских кружках, среди которых наибольшей известностью пользо­валось парижское шутовское общество «Беззаботные ребята».

Фарс – площадной народный жанр, его антифеодальная и антиклерикальная направленность. Дурацкие корпорации. Реализм фарса, его вольнодумный, действенный и буффонный характер. Высмеивание солдат-мародеров, монахов-торговцев индульгенциями, чванливых дворян, скупых купцов в фарсах. Фарсы об адвокате Патлене как утверждение преимущества ума, энергии, ловкости людей из народа. Динамичность фарса, пародийность и карикатурность в изображении характеров. Соединение в фарсе типажности масок и импровизации. Первый фарсер средневекового театра Жан де Эспен-Понтале. Влияние фарса на дальнейшее развитие Западноевропейского театра.

Причины упадка Средневекового театра: невозможность преодолеть влияние церкви.

 

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных