Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Тема 7. Эстетические идеи Просвещения в театре Западной Европы XVIII века




Общая характеристика эпохи Просвещения. Формирование просветительского мировоззрения. Освобождение от религиозного насилия над мыслью, провозглашение идеалов свободной личности и демократического общества, основанном на равенстве людей.

Это был новый этап, выражающий интересы третьего сословия – пролог к Великой Французской революции 1789 года. Век культа разума. Человеческая личность, индивид получили новое название – естественный человек. Идеология ХVIII века связана с верой в то, что можно создать разумное общество, соответствующее разуму. Она стремится изменить общество, очистить сознание человека от предрассудков. Эталон образованности – энциклопедичность. У человека появились обязанности и права: на жизнь, на собственность и свободу. Сохранение этих прав – высшая ценность закона.

Три периода развития просветительского искусства: просветительский классицизм, просветительский реализм, сентиментализм.

Особенности английского театра эпохи Просвещения. После государственного переворота, когда были свергнуты Стюарты и установлена конституционная монархия, английская буржуазия стала выдвигать перед театральным искусством свои требования. Уже в начале XVIII века с программой реформы театра в просветительском духе выступили публицисты Дж. Аддисон и Р. Стил, создавшие первые образцы просветительской трагедии и комедии. Сатирическо-обличительная драматургия Дж. Гея и Г. Филдинга, обнажавшая коррупцию властей, и другие обличительные пьесы вызвали противодействие правительства, учредившего закон о театральной цензуре (1737). Однако, «комедия нравов», содержавшая социально-критические мотивы, продолжала развиваться, достигнув высшего художественного уровня в творчестве Р. Шеридана и О. Голдсмита. В этот период возникла и мещанская драма Дж. Лилло и Э. Мура. Большим успехом пользовались балладные оперы, основу которым положил Дж. Гей («Опера нищих»). Сатирическая направленность комедии Шеридана «Школа злословия».

Крупнейшим деятелем английского театрального искусства в эпоху Просвещения был великий актер Д. Гаррик. Его борьба за просветительский репертуар, поражавшая простотой и психологической глубиной игра, деятельность по формированию образцовой труппы и воспитанию актеров, реформы в области режиссуры имели важнейшее значение для утверждения реализма в сценическом искусстве XVIII века.

Привилегированные театры Англии «Друри Лейн» и «Ковент Гарден».

Французский театр эпохи Просвещения. Раннее Просвещение во Франции. Вольтер – символ свободы слова. Вольтер был сторонником просвещенной монархии и рассчитывал на революцию «сверху». Драматургия Вольтера – образец тенденциозного искусства. Главным жанром для него была трагедия, носившая антидеспотический характер и решающая просветительские задачи («Заира», «Магомет»). Ввел понятие «сенсуализм» (обращение к чувствам зрителя). От актера Вольтер требовал гражданского, публицистического пафоса, эмоционального исполнения.

Зрелое Просвещение. Борьба за естественность и правдивость в искусстве, пропаганда «серьезного жанра».

Д. Дидро – драматург и теоретик французского Просвещения, энциклопедист. Новаторство его эстетики. Трактат «Беседы о побочном сыне» – пересмотр правил классицизма. Из трех правил классицизма «единство времени» считал самым формальным моментом. Дал новое разделение жанров: трагедия, комедия и драма. Призывал к расширению сюжетов в драматургии. Занимался разработкой вопросов актерского искусства («Парадокс об актере»).

П.О. Бомарше – крупнейший драматург революционной буржуазии. Эволюция образа слуги Фигаро в комедиях «Севильский цирюльник», «Женитьба Фигаро». Деятельность «Комедии Франсез». Актерское искусство Адриены Лекуврер. Создание вольтеровской школы. Просветительские идеи в творчестве трагического актера А. Лекена. Творческая манера игры Мари Дюмениль и Ипполиты Клерон.

Итальянское просвещение. После комедии дель`арте Италия на протяжении двух веков не внесла ничего нового в историю театра (экономический и политический кризис). В начале XVIII века в итальянском театре происходит оживление – создается литературная комедия нравов. Ее основная задача состояла в отстаивании просветительских взглядов.

Создателем литературной комедии стал выдающийся итальянский драматург К. Гольдони. В своих пьесах он ставил проблемы, имеющие огромное значение для итальянского народа, его творчество способствовало развитию национального самосознания. Комедии Гольдони стали первыми в Италии образцами глубоко идейной реалистической драматургии. Гольдони создал репертуар, на котором воспитывались многие поколения итальянских актеров. Гольдони как реформатор итальянского театра. Разработка образа слуги Труффальдино («Слуга двух господ»); комедия нравов «Трактирщица»; народная комедия «Кьоджинские перепалки». Сценичность комедий Гольдони.

К. Гоцци и его борьба против реформ Гольдони. Как молодой драматург, Гоцци признавал талант знаменитого Гольдони, его знание жизни и театра, но в то же время отмечал наличие в его пьесах шаблонных приемов, недостаточно четкую разработку характеров. Гоцци утверждал в театре фантастику, условность и потому стремился реабилитировать дискредитированную Гольдони комедию дель`арте, утвердить сказочную тематику. Фьябы Гоцци «Любовь к трем апельсинам», «Король – олень», «Принцесса Турандот».

Театр немецкого просвещения и его особенности. Анализ просветительского театра в «Гамбургской драматургии» Лессинга. Остро сатирическая направленность его драм «Эмилия Галотти», «Натан Мудрый».

Литературное движение «Бури и натиска» (борьба за единение Германии) связано с именами Гете и Шиллера. И.В. Гете и его философская драма «Фауст». Проблемы, образы, структура трагедий. Борьба Гете за обновление приемов актерской игры в Веймарском театре.

Ф. Шиллер – крупнейший выразитель бунтарских настроений немецкой интеллигенции. Тираноборческая направленность драм «Разбойники», «Коварство и любовь». Увлекался нравственной теорией Канта, писал письма о воспитании человечества. Шиллер предлагал свой путь изменения общества, который пролегает через искусство. Именно ему принадлежит фраза: «Искусство спасет мир».

Начало сценическому искусству Германии эпохи Просвещения положила Лейпцигская школа, репертуарную линию которой определил профессор-классицист Готшед. Утверждение принципов простоты и естественности. Расцвет актерского мастерства К. Экгофа и Ф. Шредера – основателей академического театрального искусства Германии.

 

Практические занятия

 

Сценическое искусство Германии. Борьба за национальный театр К. Экгофа. Просветительский реализм актера и режиссера Ф. Шредера.

Дени Дидро «Парадокс об актере».

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных