Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ТЕМЫ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ. 1.Культурология как теория культуры.




1.Культурология как теория культуры.

2.Культурология как история культуры.

3.Культура и общество.

4.Основные категории культурологии.

5.Культура как деятельность.

6.Культура как образ жизни.

7.Теории культуры.

8.Культура и природа.

9.Человек — субъект культуры

10.Роль великих личностей в утверждении новых ценностей культуры.

11.Ценности и нормы культуры.

12.Языки различных культур как видения мира.

13.Символы в культуре.

14.Глобализация коммуникативных процессов в современном мире.

15.Интернет — средство культуры?

16.Запад и Восток как противоположные модели культуры.

17.Восток и Запад: разное отношение к природе.

18.Проблемы типологии культуры.

19.Материальная культура.

20.Мифология как компонент культуры.

21.Религия как часть культуры.

22.Христианство — одна из основных мировых религий.

23.Ислам — одна из основных мировых религий.

24.Буддизм — одна из основных мировых религий.

25.Наука как часть культуры.

26.Техника и культура.

27.Современные молодежные моды.

28.Субкультура как культурное явление.

29.Важнейшие характеристики субкультуры тинэйджеров.

30.Особенности моей будущей профессиональной культуры.

31.Элитарная и массовая культура: общее и различия.

32.Культура моего народа.

33.Особенности удмуртской культуры.

34.Традиционные культуры угро-финских народов.

35.Культуры Древнего Востока.

36.Античная мифология и ее сюжеты в европейском искусстве.

37.Значение культуры Европы Средних веков для современного общества.

38.Искусство эпохи Возрождения.

39.Культура эпохи Просвещения в Западной Европе.

40.Стили современного искусства.

41.Святые Древней Руси: социокультурная специфика.

42.Советская культура: специфика и основные этапы её развития.

43.Самобытность русской культуры. Понятия «золотой», «серебряный» и «бронзовый век» русской культуры.

44.Культурный прогресс в современном мире.

45.Американский миф.

46.Личность в современном обществе с культурологической точки зрения.

47.Духовная культура народов России.

48.Культура XX — XXI веков.

49.Глобальные проблемы современности.

 

 

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Печатные издания

1. Багдасарьян, Н.Г. Культурология / Н.Г. Багдасарьян. – М.: Юрайт, 2010. – 495 с.

2. Гуревич, П.С. Культурология. / П.С. Гуревич. – М.: Гардарики, 2005. – 275 с.

3. Касьянов, В.В. Культурология / В.В. Касьянов. – Ростов н/Дону: Феникс, 2010. – 572 с.

4. Кравченко, А.И. Культурология / А.И. Кравченко. – М.: Проспект, 2007. – 283 с.

5. Культурология / под ред. А.И. Шаповалова. – М.: ВЛАДОС, 2009. – 318 с.

6. Культурология / под ред. Г.В. Драча. - Ростов н/Дону: Феникс, 2010. -569 с.

7. Культурология / под ред. Ю.Н. Солонина, М.С. Кагана. – М.: Юрайт, 2010. – 566 с.

8. Левяш, И.Я. Культурология / И.Я. Левяш. – М.: Айрис-пресс, 2009. – 574 с.

9.Маркова, А.Н. Культурология: учебное пособие / А.Н. Маркова. – Москва: Проспект, 2013. – 376 с.

Интернет-ресурсы

l Культурология: тесты для контроля знаний студентов очного отделения / Сост. А.А Сергеев, О.Н. Малахова. - Ижевск: ИжГСХА, 2012. – 56 с. (на портале ИжГСХА)

l www.gumer.info

l http://e.lanbook.com (выход с библиотеки ИжГСХА)

l http://elibrary.ru (выход с библиотеки ИжГСХА)

l www.univertv.ru

Примечание: для подготовки к семинарским занятиям и зачёту можно использовать также другие литературные источники. Список дополнительной литературы по культурологии размещен на портале ИжГСХА в разделе "Моя библиотека/методички/кафедра философии".

ВАРИАНТЫ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

 

1. «Плуг дороже колоса» (Гегель). Объясните значение данного выражения в прямом и переносном смысле. Насколько актуальна данная цитата в наши дни?

2. Расскажите о фетишах в современной жизни. Есть ли они у Вас? Какое значение они имеют?

3. Какие элементы материальной и духовной культуры окружают Вас в повседневной жизни?

4. Какой из видов культур Вам ближе?

5. Может ли человек самостоятельно поменять тип культуры в своей жизни?

6. Как Вы относитесь к массовой культуре? Какие элементы массовой культуры есть в Вашей жизни?

7. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: архетип; синкретизм; палеолит; мезолит; гомо сапиенс; анимизм; магия; фетишизм; симпатическая магия; гомеопатическая магия; тотемизм; скульптура; барельеф. Поясните, какое значение имеют эти понятия в истории мировой культуры?

8. Расскажите о строительном материале первобытной эпохи: дольмен; мегалит; менгиры; мергель. Какие интересные археологические находки Вам известны?

9. Расскажите о погребениях первобытной эпохи: гробницы; курганы; мегалиты; кромлех. Какие интересные археологические находки Вам известны?

10. Расскажите о наиболее древней форме религии – магии. Почему в наши дни практикуется ряд символических действий и ритуалов с заклинаниями и обрядами? В чем Вы видите причину?

11. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: культ природы; культ предков; даосизм; дао; теория «недеяния»; конфуцианство; буддизм; иероглифическое письмо; тушь; бумага; пагода. Какое отношение эти понятия имеют к культуре Древнего Китая?

12. Расскажите (и, по возможности, проиллюстрируйте) о памятниках архитектуры Древнего Китая: Великая китайская стена; «Большая пагода диких гусей»; Храмовый ансамбль «Храм неба» в Пекине.

13. Расскажите (и, по возможности, проиллюстрируйте) технические изобретения Древнего Китая: водяная мельница; магнитный прибор (прародитель компаса); насос; сейсмограф; фарфор; глобус. Каково их значение в истории мировой культуры?

14. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: заупокойный культ; пирамида; иероглиф; сфинкс; фараон; «Ка» (бессмертие); мумия. Поясните, какое значение имеют понятия в культуре Древнего Египта?

15. Расскажите о самой знаменитой и самой значительной по размерам пирамиде Хеопса. Объясните, почему древнейшие египетские пирамиды считали одним из семи «чудес света»?

16. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: культ воды; культ небесных светил; шестидесятеричная система; каталог; рецепт; календарь; зиккурат; зороастризм; ислам. Какое отношение эти понятия имеют к культуре Древней Месопотамии (Двуречья)?

17. Что Вы можете рассказать о Вавилонской башне и о «висячих садах» Семирамиды – ассирийской царицы? Кто такой Заратуштра?

  1. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: пиктографы; веды; ведическая религия; варно-кастовый строй; брахманы; индуизм; брахманизм; буддизм; нирвана; джайнизм; сансара; карма; сутры. Какое отношение эти понятия имеют к культуре Древней Индии?
  2.  
    Расскажите о верованиях древних греков. Расставьте в соответствующей иерархии пантеон древнегреческих богов: Хаос, Гея, Тартар, Уран, Титаны, Кронос, Зевс, Гера, Посейдон, Аид, Аполлон, Афродита, Гефест, Арес, Афина, Деметра, Дионис, Гермес, Одиссей, Орест, Геракл. О самом «симпатичном» боге для Вас расскажите подробнее (по возможности – проиллюстрируйте свой рассказ).
  3. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: Эллада; полис; политеизм; олимпийцы; музы; эллинистическая культура. Какое значение имеют эти понятия в истории мировой культуры?
  4. Расскажите о верованиях древних римлян. Расставьте пантеон римских богов: Юпитер, Нептун, Плутон, Марс, Юнона, Церера, Меркурий, Вулкан, Минерва, Диана, Янус, Лары, Гении, Пенаты, Рома, Иисус Христос. О самом «симпатичном» боге для Вас расскажите подробнее (по возможности – проиллюстрируйте свой рассказ).
  5. Расскажите, что Вам известно о творчестве Леонардо да Винчи. Какие скульптурные работы Леонардо Вам запомнились больше всего? Какие его научные труды оказали влияние на дальнейшее развитие человеческой культуры?
  6. Прочитайте трагедию И.В.Гете «Фауст». Является ли, по Вашему мнению, герой трагедии новым историческим типом человека? В чем трагедия Фауста как личности?
  7. Расскажите о театральном искусстве России XIX в. Какие философские проблемы были поставлены в театральном творчестве?
  8. Расскажите все, что Вам известно об исламе. Какую роль в жизни правоверного мусульманина играет Мекка? Что такое халифат?
  9. Расскажите о суннитах и шиитах. Ваше отношение к культуре ислама?
  10. Ознакомьтесь с поэзией Омара Хайяма. Что такое рубаи? Какие темы затрагивает автор в своем творчестве? Есть ли у Вас «любимое» из поэзии О.Хайяма?
  11. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: ведическая культура; фольклор; этногенез; Троица; монотеизм; антропотеокосмизм; коляда; идолы; христианство; печеры; аскетизм. Поясните, какое значение имеют эти понятия в культуре древних славян и в культуре Киевской Руси?
  12. Расскажите, что Вам известно об узелковой письменности, Велесовой книге, кириллице, церковнославянском (старославянском) языке. Какое значение имеет письменность славян в истории мировой культуры?
  13. Объясните понятия и, если возможно, проиллюстрируйте их значение: фреска; «Третий Рим»; книгопечатание; терракота; обмирщение культуры; секуляризация; московское барокко; школьный театр; профессиональные школы; Славяно-греко-латинская академия; скоморохи. Поясните, какое значение имеют эти понятия в истории русской культуры XIV-XVII вв.?
  14. Объясните понятия и, по возможности, проиллюстрируйте их: ода; русское барокко; опера; русский романс; публичный театр в Москве; крепостной театр с труппой из крепостных (театры Шереметевых, Юсуповых и др.). Поясните, какое значение имеют эти понятия в истории русской культуры XVIII в.?
  15. Прочтите сказки А.С.Пушкина. Какие философские проблемы заявлены автором в известных Вам с детства сказках? Расскажите о жизни и творчестве поэта.
  16. Познакомьтесь с поэзией М.Ю. Лермонтова. Какие мысли у Вас появляются при прочтении стихов поэта. Есть ли у Вас «любимое» из поэзии М.Ю. Лермонтова?
  17. Прочтите «Шинель» Н.В. Гоголя. Как Вы относитесь к главному персонажу повести? Современен ли этот тип? Что Вам известно о жизни и творчестве автора?
  18. Расскажите о музыкальной культуре России XIX в. Каких композиторов «Могучей кучки» и их произведения Вы запомнили больше всего?
  19. Прочтите рассказы А.П. Чехова. Что Вам известно о жизни и творчестве писателя? Какие из его произведений Вам запомнились больше всего? Есть ли «любимое» из творчества А.П. Чехова?
  20. Прочтите повесть Жана Поля Сартра «Стена». Какие проблемы поставил автор перед современниками? Как по-Вашему, избавлены ли люди XXI в. от подобных проблем?
  21. Посетите национальный театр оперы и балета, русский драматический театр, государственный национальный театр Удмуртской республики. Расскажите все, что Вам известно об оперном искусстве, балете, драме. Какие впечатления Вы получили от увиденного?
  22. 13апреля – всемирный день рок-н-ролла. Сам термин «рок-н-ролл» изобрел диск-жокей из Кливленда Алан Фрид. В начале 50-х годов в США была популярной песня в стиле «ритм-н-блюз», в которой была такая фраза: «We'll rock, we'll roll», что примерно означает: «Мы будем качаться, мы будем кружиться». Эту фразу и пустил в ход Фрид, употребив её в описании новой музыки, которую он передал по радио. До 1954 года популярность рок-н-ролла не выходила за пределы нескольких штатов. Настоящий успех пришёл после появления на киноэкранах картины «Джунгли грифельных досок» о бандах подростков-школьников. Тогда появился Элвис Пресли. Болтая коленями и небрежно бросая пальцы на струны гитары, он прокричал в микрофон: «Я хочу немного поторчать на этом свете и почувствовать острый вкус жизни, танцуя рок» и стал богом американской молодежи. Рок-н-ролльная лихорадка со скоростью пожара охватила Америку, Англию, а затем и весь мир. Что Вам известно об этом направлении в музыке? Расскажите о современных рок-группах, пользующихся небывалой популярностью. Нравится ли Вам такая музыка?

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Предмет, функции культурологии.

2. Отрасли культурологии.

3. Методы культурологических исследований.

4. Понятие культуры, ее морфология и функции.

5. Человек как субъект культуры.

6. Язык и символы культуры.

7. Типология культуры.

8. Культурное вмешательство в природу. Культура земледельца и природопользователя. Глобальные проблемы современности.

9. Специфические особенности первобытной культуры. Анимизм, фетишизм, тотемизм, магия.

10. Культура Древнего Китая.

11. Культура Древней Индии.

12. Зарождение форм культуры Древней Месопотамии.

13. Развитие культурных форм в Древнем Египте.

14. Место человека, красоты и гармонии в античной культуре.

15. Роль христианства в средневековой культуре Западной Европе.

16. Культура Эпохи Возрождения.

17. Культура Нового времени.

18. Культура России в разные периоды.

19. Современная мировая культура.

 

ПРИЛОЖЕНИЕ






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных