Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы




Материалы для самостоятельной работы студентов.

Перечень контрольных вопросов для самостоятельной работы

1. Место культурологии в системе социально-гуманитарных знаний.

2. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры.

3. Проблема способов изучения и интерпретации артефактов в первобытной культуре.

4. Основные этапы становления первобытной культуры.

5. Сущностные черты культуры.

6. Роль мифа в формировании первобытной культуры.

7. Культура и природа. Природа и общество.

8. Магия в первобытной культуре.

9. Синкретический характер культуры первобытности.

10. Структура культурологического знания.

11. Магия и художественная деятельность в первобытной культуре.

12. Ритуалы, обряды и церемонии как социально-интегрирующие факторы в культуре древних цивилизаций.

13. Возникновение понятия "культура" в эпоху античности. Концепции "пайдейя","humanitas".

14. Проблемы культуры в средневековой мысли.

15. Рецепция идеи "humanitas" в ренессансной мысли.

16. Исследования культуры в эпоху Просвещения (Ж.-Ж. Руссо и «французские просветители»).

17. Проблемы культуры в философии И.Канта и Г.В.Ф. Гегеля.

18. Критика культуры во имя жизни (Ф.Ницше).

19. Проблема культуры в психоанализе З.Фрейда.

20. Марксистское истолкование культуры.

21. Критика европоцентризма и идея сравнительной морфологии культур О.Шпенглера.

22. Н.Данилевский: теория культурно-исторических типов.

23. В.С.Соловьев: учение о Софии.

24. Проблемы культурно-исторического развития в работах философов русского зарубежья.

25. Проблемы языка и культуры в русской "формальной школе".

26. Анализ символа, мифа, имени в трудах А.Ф.Лосева.

27. Понятие диалога у М.М.Бахтина и его значение для теории культуры.

28. Концепция этногенеза Л.Н.Гумилева.

29. Ю.М. Лотман и тартуско-московская школа семиотики культуры.

30. Современная культурная антропология, её специфика.

31 Проблемы культурной динамики.

32. Основные модели типологии культур в современной культурной антропологии.

33. Современные психоаналитические концепции культуры.

34."Герменевтический проект" и его значение для культурологического знания.

35. Структурно-семиотические подходы к исследованиям культуры.

36. Постструктурализм и границы структурного анализа культуры.

37. Проект генеалогии власти М.Фуко.

38. Деконструктивизм Ж.Деррида.

39. Происхождение и смысл понятия "постмодерн".

40. Постмодерн и модерн.

41. Радикальная культурология Ж.Бодрийяра. Симулякр и симуляция в культуре.

42. Язык и культура.

43. Культурная среда и тип ментальности.

44. Нормы культуры и системы ценностей, их соотносимость.

45. Функции культуры.

46. Язык как важнейший носитель коммуникативной функции культуры.

47. Понятие культурной динамики.

48. Элитарная, массовая и маргинальная культура в динамике воспроизводства культурных образов.

49. Маргинальная культура и механизмы инновационных процессов.

50. Контркультура как социальный феномен.

51. Диалог культур, культурная экспансия, культурная диффузия.

52. "Культурный шок" и кризис культуры.

53. Социальные, этнонациональные, исторические типы культур.

54. Народная, массовая и элитарная культура как исторические феномены.

55. Цивилизация как определенный уровень и тип культуры.

56. Понятие «осевого времени» (К.Ясперс).

57. Культура древнего Египта и Междуречья: сходство и различия.

58. Древний Китай как генетически автономный культурный очаг.

59. Социокультурная специфика древнего Китая.

60. Буддизм и его роль в развитии индийской культуры

61. Полис как основа древнегреческой культуры.

62. Возникновение христианства как синтез позднеантичной и иудейской традиций.

63. Средневековая культура как синтез античных и варварских начал.

64. Пантеизм и натуральная магия в эпоху Возрождения.

65. Мировоззренческие предпосылки Реформационного движения.

66. Своеобразие культуры Нового времени.

67. Научная революция и складывание новой картины мира в эпоху Нового времени.

68. Феномен Просвещения (эпоха Нового времени).

69. Массообразующие факторы индустриального общества конца XIX в. в Западной Европе.

70. Феномен советской культуры.

71. Проблемы и перспективы развития постсоветской русской культуры.

 

 

5.2. Перечень заданий для самостоятельной работы

Задание к теме 1:

1. Проанализировать понятие и смысл прикладной культурологии.

2. Составить библиографию по проблеме «прикладная культурология».

 

Задание к теме 2:

1. Выписать 4-5 определений культуры, которые дают разные авторы в своих учебниках.

2.Показать, какой подход к понятию культура характерен для того или другого автора.

 

Задание к теме 3:

1. Изобразите схематично и дайте объяснение положению «культура как предмет изучения различными гуманитарными науками».

2. Проанализируйте воззрения на культуру в работах философов-постмодернистов. Назовите их.

 

Задание к теме 4:

1. Приведите 3-4 подхода к структуре культуры, которые дают разные авторы в своих учебниках: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Напишите коротко, что такое политическая, правовая, нравственная, эстетическая культура.

3. В данной схеме представлена структура культуры общества. Можете ли вы объяснить: а) почему нравственный и эстетический виды деятельности занимают особое место среди других видов; б) в чем находит проявление эстетическая или нравственная составляющая в любой деятельности людей?

 

Культура общества

Материальная-----Социальная--- Духовная культуры

деятельность, ценность

Религи-озная
Виды деятельности

Научно- познават.
правовая
политическая
производ- военная художест.

венная

 

¯ ¯ ¯ ¯ ¯ ¯

н р а в с т в е н н а я, э с т е т и ч е с к а я

 

Задание к теме 5:

1. Поясните значение культурологических понятий: традиции, новации, нормы, обычаи, ритуалы, культурный кризис, культурный шок.

2. Заполните по образцу предложенную схему:

"Типология культур". Исходя из приведенных в таблице при­знаков (или оснований классификации понятия "культура"), назови­те тип культуры по аналогии с пр.1. Дополните таблицу.

Главный признак Тип культуры Главный признак Тип культуры
1.Место жительства Городская, сельская 7.По религиозной принадлежности  
2.По географическому местоположению   8.По принадлежности к историческому периоду  
3.По типу производственной деятельности   9.По качеству и ориентации на высокие или низкие духовные потребности  
4.По характеру общественно-экономической формации   10.По принадлежности к традиционным или новым обществам  
5.Национальной принадлежности      
6.Вненациональным признакам      

3. Продемонстрируйте на примере истории своей семьи преемственность или отсутствие преемственности культурных традиций.

Задание к теме 6:

1. Назовите характерные черты первобытной культуры. Покажите значение ритуалов в первобытной культуре.

2. Назовите общие черты культур Древнего Востока.

3. Назовите открытия и изобретения Древнего Востока, вошедшие в историю мировой культуры.

Задание к теме 7:

1. Опишите особенности культуры Древней Греции.

2. Опишите особенности культуры Древнего Рима.

3. Покажите особенности влияния античной культуры на европейскую культуру.

 

Задание к теме 8:

1. Опишите средневековый город и его культурную жизнь.

2. Проанализируйте образование и роль университетов в средние века.

3. Покажите на примерах, что в эпоху Возрождения был расцвет науки и искусства.

4. Проанализируйте понятия «гуманизм», «пантеизм», «утопизм».

5. Проанализируйте значение Реформации и протестантизма для современной западноевропейской культуры.

 

Задание к теме 9:

1. Проанилизируйте летописи и покажите их значение для культуры средневековой Руси.

2. Опишите быт средневекового человека на Руси.

3. Что такое книжная миниатюра? Приведите примеры.

4. Опишите, кто такие скоморохи и покажите их значение для культуры.

 

Задание к теме 10:

1. Проанализируйте роль Просвещения в культурном развитии европейских стран.

2. Опишите выдающиеся научные достижения и открытия Нового времени.

3. Проанализируйте основные художественные стили Нового времени.

4. Назовите представителей импрессионизма в живописи.

5. Назовите представителей символизма.

 

Задание к теме 11:

1. Проанализируйте деятельность русских просветителей.

2.Продемонстрируйте значение реформ Петра 1 для развития русской культуры.

3. Опишите научные достижения России в 19 веке.

4.Продемонстрируйте вклад российского искусства в мировую культурную сокровищницу.

5. Проанализируйте особенности развития культуры в советский период.

 

Задание к теме 12:

1. Проанализируйте значение модернизма для развития художественной культуры 20 века.

2. Опишите мифы 20 века.

3. Проанализируйте молодежную музыку к.20 – нач. 21 века.

 

 

6. Вопросы к итоговому контролю знаний по изучению 1 модуля (контрольная точка)

1. Влияние философии, истории, культурной антропологии, социологии культуры, психологии на формирование культурологического знания.

2. Культурология как интегративная дисциплина.

3. Структура культурологического знания.

4. Прикладная культурология.

5. Понятие культуры. Многообразие подходов к определению культуры.

6. Оформление понятия культура в европейской философии.

7. «Просветительская» модель культуры.

8. Классическая модель культуры.

9. Понимание культуры в философии Ф.Ницше.

10. Марксистская интерпретация культуры.

11. Культурная (социальная) антропология.

12. Психоаналитическая концепция культуры.

13. Анализ культуры в русской общественной мысли 19 века.

14. Анализ культуры в русской общественной мысли 20 века.

15. Структура культуры.

16. Основные функции культуры.

17. Язык и культура.

18. Семиотический подход к структуре культуры: знак, символ, текст культуры.

19. Понятие динамики культуры.

20. Виды изменений в культуре.

21. Культурогенез.

22. Источники культурной динамики.

23. Культурные заимствования.

24. Критерии типологизации культур.

25. Социальные типы культуры.

26. Субкультура как специфический способ воспроизводства культурного опыта.

27. Контркультура и ее роль в динамике культуры.

28. Маргинальная культура.

29. Этнонациональные типы культур.

30. Элитарная и массовая культура.

31. Тенденции развития массовой культуры в XX веке.

32. Человек и мир человека в начале XXI века.

33. Исторические типы культуры.

34. Линейная модель истории культуры.

35. Концепция «осевого» и «доосевого» времени К.Ясперса.

36. Циклические концепции истории культуры (Н.Данилевский, О.Шпенглер. А.Тойнби).

37. Глобальный характер процессов модернизации в XX в.

 

 

7. Примерные тесты

1. Понятие «культура» получило распространение в

А) Античности

Б) Средние века

В) Эпоху Возрождения

Г) Новое время

2. Перечислите подходы к определению понятия культура (не менее 3-х)

-

-

-

-

3. Циклическая теория развития культуры впервые выдвинута философом

А) Ж.-Ж. Руссо

Б) И. Кантом

В) Г.В.Гегелем

Г) Дж. Вико

Д) Р. Декартом

4. Рационалистический подход к понятию культура выдвинут философом

А) Ж.-Ж. Руссо

Б) И. Кантом

В) Г.В. Гегелем

Г) Дж. Вико

Д) Р. Декартом

5. Систематизированная, диалектическая теория культуры была разработана в трудах

А) Ж.-Ж. Руссо

Б) И.Канта

В) Г.В. Гегеля

Г) Дж. Вико

Д) Р. Декарта

 

6. Борьбу 2-х начал в культуре: аполлонического и дионисийского как фактор ее динамики обозначил

А) Г.В. Гегель

Б) Ф.Ницше

В) З.Фрейд

Г) О.Шпенглер

Д) И.Гердер

Е) Н.Я.Данилевский

7. Кто из мыслителей считал, что культура строится на принуждении и запрете человеческих влечений

А) Г.В.Гегель

Б) Ф.Ницше

В) З.Фрейд

Г) О.Шпенглер

Д) И.Гердер

Е) Н.Я.Данилевский

8. Цивилизацию как противоположность культуре рассматривал

А) Г.В.Гегель

Б) Ф.Ницше

В) З.Фрейд

Г) О. Шпенглер

Д) И.Гердер

Е) Н.Я.Данилевский

9. Кто из мыслителей ввел понятие культурно-исторических типов

А) Г.В.Гегель

Б) Ф.Ницше

В) З.Фрейд

Г) О. Шпенглер

Д) И.Гердер

Е) Н.Я.Данилевский

10. Тема культуры в русской научной мысли впервые представлена в трудах

А) Н.Я.Данилевского

Б) Н.А.Бердяева

В) П.Я.Чаадаева

Г) М.М.Бахтина

Д) Л.Н.Гумилева

11. Характеристику русской культуры через анализ русской души дает

А) Н.Я.Данилевский

Б) Н.А.Бердяев

В) П.Я.Чаадаев

Г) М.М.Бахтин

Д) Л.Н.Гумилев

12. Кто из русских мыслителей ввел в культурологию понятие «диалог культур»?

А) Н.Я.Данилевский

Б) Н.А.Бердяев

В) П.Я.Чаадаев

Г) М.М.Бахтин

Д) Л.Н.Гумилев

13. Теорию этногенеза разработал

А) Н.Я.Данилевский

Б) Н.А.Бердяев

В) П.Я.Чаадаев

Г) М.М.Бахтин

Д) Л.Н.Гумилев

14. Назовите этапы развития культурной (социальной) антропологии

-

-

-

-

15. Понятие «архетипа» культуры разработал

А) Ф. Ницше

Б) З.Фрейд

В) К. Юнг

Г) Э. Фромм

Д) К. Ясперс

16. Представление об «осевом» и «доосевом» периодах в развитии культуры ввел

А) Ф. Ницше

Б) З.Фрейд

В) К.Юнг

Г) Э.Фромм

Д) К.Ясперс

17. Текст культуры – это (напишите) __________________________________

 

18. Назовите основные формы распространения культуры________________

-

-

-

19. Назовите характерные черты субкультуры (не менее 3-х)

-

-

-

20. Назовите факторы, при которых субкультура становится контркультурой __________________________________________________________________

21. Важнейшими факторами существования маргинальной культуры являются __________________________________________________________

22. Перечислите линейные теории развития культуры (не менее 3-х)

-

-

-

23. Назовите характерные черты архаического этапа в развитии культуры

-

-

-

-

-

24. Мифы возникают в

А) первобытности

Б) Древних цивилизациях

В) Античности

Г) Средние века

25. К дописьменной культуре принято относить

А) Архаический этап

Б) Традиционалистский этап

В) Индивидуально-творческий этап

26. Назовите характерные черты древних цивилизаций (не менее 7-ми)

-

-

-

-

-

-

-

 

27. Родиной письменности является

А) Индия

Б) Месопотамия

В) Китай

Г) Египет

Д) Древняя Греция

28. Назовите изобретения Древнего Китая, вошедшие в мировую культуру (не менее 5-ти)

-

-

-

-

-

29. Десятеричная система исчисления, которой пользуемся в настоящее время, принадлежит культуре

А) Индии

Б) Месопотамии

В) Китая

Г) Египта

Д) Древней Греции

30. Агон, пайдейя являются характерными чертами культуры

А) Индии

Б) Месопотамии

В) Китая

Г) Египта

Д) Древней Греции

31. Назовите 7 чудес света

-

-

-

-

-

-

-

32. Создание театра принадлежит культуре

А) Индии

Б) Месопотамии

В) Китая

Г) Египта

Д) Древней Греции

33. Эвклид

А) философ

Б) поэт

В) драматург

Г) астроном

Д) математик

34. Начало строительства храмов принято относить к культуре

А) Первобытности

Б) Древних цивилизаций

В) Античности

Г) Средних веков

35. Овидий

А) философ

Б) поэт

В) драматург

Г) астроном

Д) математик

36. Назовите отличительные черты средневековой западноевропейской культуры (не менее 4-х)

-

-

-

-

37. Открытие университетов относится к культуре

А) Античности

Б) Средних веков

В) Возрождения

Г) Нового времени

38. Формирование наций, национальных языков относится к культуре

А) Античности

Б) Средних веков

В) Возрождения

Г) Нового времени

39. Назовите новые идеи, возникшие в эпоху Возрождения (не менее 4-х)

-

-

-

-

40. Реформация относится к эпохе

А) Античности

Б) Средних веков

В) Возрождения

Г) Нового времени

41. Творчество Пико делла Мирандоллы относится к культуре

А) Античности

Б) Средних веков

В) Возрождение

Г) Нового времени

42. Дж. Боккаччо:

А) философ

Б) поэт

В) драматург

Г) астроном

Д) математик

43. Контрреформация относится к

А) 16 в.

Б) 17 в.

В) 18 в.

Г) 19 в.

Д) 20 в.

44. Механика занимает ведущее место в естествознании

А) 16 в.

Б) 17 в.

В) 18 в.

Г) 19 в.

Д) 20 в.

45. Творчество Х.Рембрандта принадлежит культуре

А) Франции

Б) Нидерландов

В) Испании

Г) Англии

Д) Германии

46. Создателями «Энциклопедии наук, искусств и ремесел» являются (назовите не менее 3-х имен)

-

-

-

47. Творчество Ж.Б. Мольера принадлежит культуре

А) Франции

Б) Нидерландов

В) Испании

Г) Англии

Д) Германии

48. П.О. Бомарше

А) философ

Б) поэт

В) драматург

Г) астроном

Д) математик

49. Изобретение парового двигателя принадлежит культуре

А) 16 в.

Б) 17 в.

В) 18 в.

Г) 19 в.

Д) 20 в.

50. Веком индустриализации является

А) 16 в.

Б) 17 в.

В) 18 в.

Г) 19 в.

Д) 20 в.

51. Изобретение телефона, телеграфа относится к культуре

А) 16 в.

Б) 17 в.

В) 18 в.

Г) 19 в.

Д) 20 в.

52. Творчество Д. Верди принадлежит культуре

А) Франции

Б) Нидерландов

В) Испании

Г) Англии

Д) Германии

Е) Италии

53. Назовите глобальные проблемы современности (не менее 3-х) ________

-

-

-

 

54. Назовите особенности модернизма (не менее 3-х)

-

-

-

55. Постмодернизм - это: __________________________________________

56. Первые законы Древней Руси изложены в

А) «Слове о полку Игоревом»

Б) «Русской правде»

В) «Слове о законе и благодати»

57. С чьим именем связана «вестернизация России»?

А) Иваном Грозным

Б) Патриархом Никоном

В) Петром I

Г) Екатериной II

58. «Западники» и «славянофилы» - это течения философской и политической мысли

А) 16 в.

Б) 17 в.

В) 18 в.

Г) 19 в.

Д) 20 в.

59. В каком веке были открыты высшие учебные заведения в России

А) 16 в.

Б) 17 в.

В) 18 в.

Г) 19 в.

Д) 20 в.

60. Почему 19 век принято называть «золотым веком» русской культуры?___

 

61. Ф.Рокотов, Д.Левицкий, В.Боровиковский

А) философы

Б) поэты

В) художники

Г) астрономы

Д) математики

62. Назовите русских поэтов, представителей «серебряного века» (не менее 3-х)

-

-

-

63. «Оттепель» в советской культуре связана с именем

А) В.И. Ленина

Б) И.В. Сталина

В) Н.С. Хрущева

Г) Л.И. Брежнева

Д) М.С. Горбачева

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных