Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ЭНЕРГЕТИЗМ ОСТВАЛЬДА




 

Вильгельм Оствальд (1853-1932) – выдающийся немецкий физик и химик, личность вы­дающаяся не только науке, но и вообще в культуре конца XIX- начала XX века. Создатель философии «энерге­тизма». Крайне был увлечен этой идеей, хотя под давлением реальных открытий в науке: атом­ной природы электричества, открытия электрона, рентгеновских лучей и радиоактивности, - признал ошибочность своих идей. Хотя его идея о том, что не существует каких-либо «атомов» как материальных образований, а существует лишь «энергия», - не так и абсурдны, тем более, что известная формула Эйнштейна Е= mc² по сути представляет «компромисс» между ато­мистической (материальной) точкой зрения и энергетической. В этой формуле сохраняется возможность действительно превращения масс в чистую энергию, а совре­менные кон­цепции строения мира во многом начинают возвращаться к «энергетизму». Но кроме этого, он был еще и выдающимся историком науки, сторонником идеи созда­ния уни­версального языка (его вари­ант этого языка, который он первый раз представил в 1879 году, назывался – «волапюк», в от­личие от «эсперанто» - изобретения польского врача Заменгофа, который был изобретен им в 1887 году).

Был сторонником создания развернутой истории науки, рассматривая её как историю ученых, её делающих (к слову сказать, к этой идее приходят со­временные историки науки со своей теорией «кейс стадис» исследований).

Но этим его деятельность не ограничивалась, что уже отмечалось, он сыг­рал большую роль в создании современной культурологии, он первый дал название этой науке, кото­рое потом у него перенял Л. Уайт. В. Ост­вальд предложил «энергетический» вариант истолкования куль­туры, который при всем видимом отвержении та­кого «физикалистского» подхода к «Культуре» многих мистико-гуманитарно ориентированных культурологов и философов прижился в области культурологических исследований.

Он утверждал, что «… всякая жизнь, как индивиду­альная, так и социальная, состоит в том, что живое существо пользуется для своих це­лей энергией, которую оно находит в окружающей его внешней среде, преобразуя её соответствующим образом… мерилом культуры является величина по­лезного действия при превращении естественных форм энергии для человеческих це­лей» (Оствальд В. Насущная по­требность. М.,1912. С.81). Все орудия труда он считает «трансформато­рами энергии», которые позволяют либо сосредоточить (типа острого края у рубила) или аккумулировать (типа массивного камня) мускульную энергию, или же «трансфор­матора», который позволяет из­влечь энергию из природы. И именно этим путем «..человек постепенно научался применению одного трансформатора энергии за дру­гим и таким образом сумел подчинить свое воле и своим целям прежде всего свою соб­ственную мускульную энергию, а затем и энергию других людей (рабов), животных, растений и, наконец, неорганические виды энергии (ветер, сокровища земли, силы воды). Обладание энергией, понимая это слово исключительно в смысле физической энергии, в смысле обобщенного понятия работы, означает господство над миром..» (Оствальд В. Насущная потребность. М.,1912. С.91-92)

Уровень прогресса культуры «.. измеряется сравнительной высотой полезного дйствия при превращении грубых форм энергии в ценные для человека формы..» (Ост­вальд В. Насущная по­требность. М.,1912. С.117)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных