Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






ГЛАВА 3 СИНЕРГЕТИКА КУЛЬТУРЫ




 

Традиция – это метастабильное образование, обладающее свойством самоорганиза­ции. Она подвержена постоянным изменениям, мутациям. В реальности не существует абсолют­ного порядка или абсолютного бес­порядка. Это воз­можно лишь в абстракции, существует целый ряд промежуточных ме­жду абсолютным порядком и абсолютным беспорядком форм орга­низации, именно этот множественный ряд и образует окружающую реальность.

Важную роль в подходе вплотную к теории традиции играет становление синергети­ческой парадигмы в современной ментальности, которая отдает предпочтение неправильным (фрактальным) формам и нестационарным процессам. Именно только при условии применения этой синергетической парадигмы возможен конструктивный подход к феномену традиции. Все неудачи в построении теории традиции в прошлом были именно обусловлены отсутствием адекватной феномену традиции научно-исследовательской программы или парадигмы ментальности.

Традиция, с одной стороны, это способ организации куль­туры, но, с другой, это спо­соб её мутагенных преобразований. С од­ной стороны, она починяется законам логики, разума и порядка, с другой, именно, она инициирует про­цессы алогичного, неразум­ного и беспорядочности в культуре. Вот что важно и уникально в традиции – если ра­зумные доводы действуют не всегда, то тради­ция так «отрегулирована», что её доводы всегда имеют силу. Разум сам может иметь силу только тогда, когда разумные доводы станут традиционными для той или иной социальной группы. Но, вот что странно, то­гда он сам превращается часто в ирра­цио­нальную силу, происходит его «мутация». Для понимания механизма действия традиции как нельзя точно подходить концепт – «жиз­ненный разум», один из центральных концептов философии «перспективизма» Х. Ор­теги-и-Гассета – философа, который вплотную подходил к проблематике традициоло­гии, хотя и не употреблял этот концепт как основной концепт философии.

Традиция своим рационально-иррациональным характером как нельзя органична реа­лиям культуры, ибо как правильно подчеркивал в свое время Р.Дж. Коллингвуд: «Представление о том, что человек, помимо своей осознанной исторической жизни, от­личается от всех остальных живых существ тем, что он рациональное животное, - не более чем простой предрассудок. Вообще люди рациональны лишь временами, производя усилия над собой, их рациональность непостоянна, порою весьма сомни­тельна» (Коллингвуд Р. Дж. Идея истории. Автобиография. М.,1980. С.216)

 

В отношении комплексного приложения принципов синергетики ко всему объему фи­лософских проблем имеет смысл отметить работу Васильковой В. В. Порядок и хаос в развитии социальных систем: (Синергетика и теория социальной самоорганизации)» (1999), которая ос­нована на ее докторской диссертации.

 

Как подчеркивал А. Дж. Тойнби: «Неопределенность – постоянная спутница людей, вышедших на широкую дорогу цивилизации. Путь полон неожиданностей, например кораблекрушений и пожаров, и все это сопровождается как удивительной деморализа­цией, так и редкостным героизмом. Глубина этой неопреде­ленности особенно велика, когда на общество обрушивается не природная стихия, а со­циальная болезнь вроде войны или революции» (Тойнби А. Дж. Постижение истории. М.: Прогресс. 1991. С.304)

 






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных