Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Культура и социальная стратификация




Люди различаются по полу, возрасту, уровню образования, интересам, социальному происхождению… Список этих критериев можно продолжать почти до бесконечности. Некоторые из различий оказываются социально значимыми, то есть получают институциональное оформление. Получается, что общество представляет собой не столько монолит, сколько «единство непохожих», пользуясь формулировкой Аристотеля. Говоря языком социологии, любое общество стратифицировано. В основе стратификации лежит принятая в обществе система ценностей. К числу таких ценностей в разных обществах может относиться происхождение, доступ к властному ресурсу, богатство и пр. Каждый человек занимает в этой стратификационной структуре определенное место (статус) и выполняет определенные роли.

Социальная стратификация – неотъемлемая черта любого общества. Неравенство людей связано с возможностью их доступа к наиболее значимым ценностям общества, которая, в свою очередь, предопределяет и другие возможности. В частности, различные социальные страты имеют разный доступ к доминирующей культуре.

Культурные различия внутри общества порождаются социальной стратификацией. По сути, каждая социальная группа корректирует доминирующую культуру, привнося собственные ценности, правила поведения. Строго говоря, единство культуры социума лишь абстракция. В реальной жизни мы имеем дело со множеством культурных миров, которые в совокупности создают обобщенный образ культуры данного общества.

Социально обусловленные модификации единой культуры получили название субкультур. В широком смысле слова субкультура – это система ценностей, моделей поведения, жизненного стиля какой-либо социальной группы, представляющая собой самостоятельное целостное образование в рамках доминирующей культуры. В основе выделения субкультур может лежать социальный или демографический признак. С этой точки зрения мы говорим о субкультуре интеллигенции, дворянской субкультуре (социальный критерий) или о субкультуре детства, женской субкультуре (демографический критерий). Различия между этими субкультурами касаются в основном образа жизни и манеры поведения. Любой этап в развитии культуры можно рассматривать как совокупность субкультур, базирующихся на примерно одинаковых ценностных основаниях, но уточняющих их.

Вместе с тем все чаще понятие субкультуры применяется к различным социально-культурным общностям, которые находятся в оппозиции к официальной, доминирующей культуре. Особое значение здесь приобретают молодежные субкультуры. На их примере особенно хорошо заметна еще одна черта субкультурных образований. Субкультуры возникают как позитивная или негативная реакция на господствующую в обществе культуру и социальную структуру среди различных социальных слоев и возрастных групп и, следовательно, диагностируют наиболее консервативные сегменты официальной культуры.

Таким образом, нюансы социальной стратификации получают отражение в культуре.

С другой стороны, культура активно участвует в утверждении границ страт, позволяя очертить границы должного и допустимого для каждого социального слоя, для каждой социальной группы. Помимо собственно социальных ограничений, стратификация располагает широким спектром культурных маркеров, указывающих на место индивида в социальной структуре. Рассмотрим этот сюжет более подробно.

Среди множества дихотомий, определяющих структуру культуры, одно из центральных мест принадлежит оппозиции «элитарная / массовая». Противопоставление культуры избранных культуре большинства обнаруживается практически в любой культурно-исторической эпохе. Однако XX и начало XXI вв. до предела обострили отношения между ними, одновременно и утверждая непроходимость границ между этими типами культуры и проблематизируя само их противопоставление.

В контексте нашей темы особый интерес представляет социальный аспект дихотомии массовой и элитарной культур, то, каким образом она обусловлена социальной стратификацией и какую роль играет в ее поддержании.

Под элитарной культурой традиционно понимается субкультура привилегированных групп общества, которая отличается принципиальной закрытостью и ценностно-смысловой самодостаточностью. Субъекты элитарной культуры одновременно являются ее творцами и потребителями. Другими словами, элитарная культура ориентирована на самовоспроизведение в рамках очень узкого круга экспертов.

Происхождение элитарной культуры возводят к сакральному знанию, которым обладали в первобытном обществе жрецы и племенные вожди.Это знание не должно было стать достоянием масс. Эта закрытость, самодостаточность сохраняется и в позднейшие эпохи. В элитарной культуре сознательно ограничивается круг ценностей, признаваемых истинными и «высокими», и ужесточается система норм, принимаемых данной стратой в качестве обязательных и неукоснительных в сообществе «посвященных».

Массовая культура свободна от таких ограничений. Она носит более «площадной» характер, ориентирована на вкусы и знания большинства. Не вдаваясь в качественные различия элитарной и массовой культур, отметим более значимый для нашей темы факт: эти культуры различаются способами функционирования в обществе. Во-первых, массовая культура – это все то, что передается через средства массовой коммуникации. Массовая культура здесь отнюдь не синоним «ширпотреба»: «Относя то или иное явление к массовому искусству, мы характеризуем не его художественный уровень (который, в принципе, может быть достаточно высоким) и даже не культурно-образовательный уровень аудитории, для которой оно предназначено, а тот общественный способ, каким оно создается, распространяется и используется»[163]. При таком подходе к явлениям массовой культуры можно отнести и 40-ю симфонию Моцарта, если она установлена в качестве звонка мобильного телефона, и «Войну и мир» Л. Н. Толстого, изданную большим тиражом. Главный критерий здесь – массовость, достигаемая с помощью средств массовой коммуникации, а не качество того, что распространяется.

Во-вторых, массовую культуру можно определить через рынок. Массовая культура – все то, что продается и пользуется массовым спросом. Здесь опять же снимается вопрос о качестве продаваемого. На первый план выходит степень доступности культурного продукта. Для того чтобы познакомиться с образцами элитарной культуры, необходимо преодолеть ряд барьеров – от собственно финансовых затруднений (например, высокая стоимость билетов) до преград, связанных с закрытостью элитарных сообществ. Эта закрытость, герметичность порой имеет даже визуальное воплощение. Ледяная торжественность больших музеев, грандиозная роскошь оперных театров, декор концертных залов как будто специально ориентированы на отказ от коммуникации с профанами. Своей холодной вежливостью они как бы исключают соблазн близости.

Массовые развлечения, напротив, подразумевают коллективное участие в празднестве. Цирк или мелодрама популярны не только потому, что дают непосредственное чувственное удовлетворение отдельному зрителю. Они формируют чувство общности самой возможностью общего разговора, сердечного смеха, разрушения условностей и установлений социального мира.

Однако массовая и элитарная культуры не только отмечают границы страт, но и зачастую формируют сами эти страты. Как было обнаружено социологами, традиционное разделение на высокую и массовую культуру отражает в большей степени политические симпатии и притязания элит, чем интеллектуальные или эстетические различия. «Высокая культура» возникла в конце XIX столетия главным образом не из-за разницы в эстетических предпочтениях, а как форма культурной политики. Так, в начале двадцатого столетия пьесы У. Шекспира воспринимались всеми как неотъемлемая часть самобытной «американской» культуры и больше объединяли, чем разделяли разные слои американского общества. Шекспира ставили на самодеятельных сценах в сельских районах с тем же удовольствием, что и в профессиональных городских театрах. Аудитория была разнородной, больше похожей на аудиторию, которая собирается во время современных спортивных соревнований, чем на нынешнюю театральную публику. Только в конце столетия Шекспир был присвоен высокой культурой, уверовавшей в свое интеллектуальное превосходство над массами[164]. Усложненный язык элитарной культуры указывает не принадлежащим к ней членам общества на их чуждость и более низкий социальный статус.

Казалось бы, элитарная культура сознательно и последовательно противостоит культуре большинства, или массовой культуре во всех ее исторических и типологических разновидностях – фольклору, народной культуре, официальной культуре того или иного сословия или класса или государства в целом, культурной индустрии и т. п. С другой стороны, это означает, что она нуждается в постоянном контексте массовой культуры, поскольку основывается на механизме отталкивания от ценностей и норм, принятых в массовой культуре, на разрушении сложившихся стереотипов и шаблонов масскульта.

Взаимодействие и диффузия массовой и элитарной культуры особенно отчетливо проявляются в современном искусстве. Возникает своего рода эффект двойного дна. Так, неискушенный читатель воспринимает романы Бориса Акунина как удачный образец детектива. Взгляд эрудированного интеллектуала различает в нем изощренную игру аллюзий, многочисленных отсылок к классическим текстам. Подобная двойственность культурных артефактов свидетельствует о том, что социальная стратификация утрачивает жесткость и маркирование социально-культурных различий приобретает более сложный и утонченный характер.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных