Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Современная культура как культура масс-медиа 1 страница




Когда мы говорим о современной культуре, то, как правило, подразумеваем культуру второй половины XX и начала XXI вв. Сложность исследования особенностей современной культуры определяется несколькими моментами. Во-первых, современный мир мультикультурен. Если ранее степень изоляции различный культур была значительна, то современный мир характеризует бесконечное взаимодействие многообразных культур здесь и сейчас. Во-вторых, принципиально изменились способы трансляции и хранения информации, что приводит к серьезным изменениям в повседневной жизни людей. В-третьих, современное общество характеризуется двумя доминантами – массовостью и потребительским характером. Все это не может не сказаться на важнейшей стороне бытия культуры – на ее информационно-коммуникативной составляющей.

В тридцатые годы XX века в свет выходит книга испанского философа Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», где впервые возникает проблема массового человека как порождения прогресса общества. По мнению философа, массовый человек – продукт трех основных факторов современной жизни: технического прогресса, экспансии науки и либеральной демократии. «Три начала сделали возможным этот мир: либеральная демократия, экспериментальная наука и промышленность»[302]. Человек, которому не нужно бороться за выживание в этом мире, человек, защищенный правами и свободами либерального общества, человек, живущий в налаженном и комфортном мире, – это и есть человек массы. Однако, указывает Х. Ортега-и-Гассет, в результате главной фигурой современного мира становится человек, более всего похожий на избалованного ребенка. «Пора уже наметить психологический рисунок сегодняшнего массового человека: эти две черты – беспрепятственный рост жизненных запросов… и, второе, врожденная неблагодарность ко всему, что сумело облегчить ему жизнь»[303].

Концепция массового человека оказала большое влияние на изменение взгляда на современную культуру, так как указала на важные отличия современной жизни от жизни в традиционном обществе. Во-первых, возрастает спрос на стандартизированные формы социальных благ и атрибутов престижности, изменяется масштаб существования отдельно взятого человека. Если в традиционном обществе место человека в обществе, как правило, было задано от рождения, то сейчас общество обладает подвижной структурой и каждый «имеет право». Кроме того, пространство жизни человека безгранично расширилось и требуется все больше и больше информации для успешной социализации. Во-вторых, традиционная культура транслировала социально значимый опыт «из рук в руки», что абсолютно невозможно в современных условиях.

Это приводит к важному выводу: массовая культура становится особым каналом «трансляции социально значимой информации максимально широким слоям населения, смысловой адаптации и “перевода” этой информации с языка специализированных областей познания и социокультурной практики на языки обыденного понимания неподготовленных к тому людей, а также манипулирования сознанием массового потребителя в интересах “производителя” этой информации»[304].

Важнейшими предпосылками возникновения массовой культуры стали следующие:

1.Расширение и концентрация производства, урбанизация, научно-технический прогресс, совершенствование техники облегчило нагрузку физического труда, затрачиваемых сил и времени, но человек превратился в исполнителя одной функции, одной операции в огромном производственном механизме конвейерного типа, в человека-автомата;

2. Создание и совершенствование новых технических средств и технологий, способствующих фиксации, сохранению, копированию, тиражированию, широкому распространению информации различных видов и типов – печать, радио, телевидение, аудио и видеоаппаратура, компьютерные технологии, Интернет и другие электронные технические средства, становящие все более доступными и проникающие в самые отдаленные уголки планеты;

3.Расширение производства, роста городов, усиления миграции, способствующая «перемешиванию» населения, а значит, разрушению традиций, ослаблению социальных связей (общинных, родственных, соседских и пр.).

В результате всех этих сложных и достаточно стремительных процессов возникает особое состояние культуры, которое характеризуется рядом существенных черт.

Основные черты массовой культуры таковы:

– Стандартизация культурных текстов (представлений, образов, эталонов, технологий). Любой продукт массовой культуры (будь то произведение искусства или рекламный ролик) рассчитан на усредненного человека, готового принимать готовые решения, а не вырабатывать свои собственные.

– Тривиализация (от слова trivialis – обычный), что означает упрощение культурной информации. Масскульт всеяден и паразитирует на разных культурных реалиях: политических идеях и событиях, криминальных историях, искусстве академического типа, народной, элитарной культурах, его модернистских направлениях. С этой точки зрения даже «высокая» культура, входя в пространство массовой культуры, приобретает тривиальный характер. Трагедия В. Шекспира становится бытовой драмой, а произведения И.-С. Баха и В.А. Моцарта звучат из трубок сотовых телефонов. Массовая культура дает человеку простые ответы на сложные вопросы. Стандарты масскульта – многократно копируемые, тиражируемые шаблоны, клише.

– Деиндивидуализация, дегуманизация, в результате которой человек становится не целью, а средством в общей массе потребителей культурных текстов, для нее создаваемых, ему предлагаемых. Формируется стандарт, согласно которому оценивается человеческая индивидуальность. Наиболее ярко это видно при анализе природы фэшн-культуры: следование модному стандарту не просто желание успешного человека, но и его обязанность перед обществом.

– Мифологизация сознания, порождаемая в первую очередь СМИ. Мифом является и постулат об абсолютно равных для каждого человека возможностях достижения личного успеха, богатства, процветания, удачной карьеры. Миф проникает и в политику, и в повседневную жизнь рядового человека.

Итак, массовая культура – способ бытия культуры в условиях современного индустриального общества, вид «культурной индустрии», производящий культурную продукцию каждодневно в больших масштабах, рассчитанную на массовое потребление, подчиненное ему как своей цели, распространяемую по каналам, включим технически совершенные средства массовой информации и коммуникации.

Как уже ясно из вышесказанного, огромную роль в современной культуре играют средства массовой информации. Именно поэтому в шестидесятые годы XX века, в рамках концепции постиндустриального общества, возникает теория информационного общества.

Термин «информационное общество» впервые возникает в трудах японского исследователя Ю. Хаяши. Многие ученые, стремившиеся понять природу современного общества и культуры, поддержали эту идею, указывая на прогресс и особую роль информационных технологий, а кроме того, на глобальность тех изменений, которые приходят в жизнь человека вместе с ними. Информационное общество определяется как ступень в развитии современной цивилизации, характеризующаяся увеличением роли информации и знаний в жизни общества, возрастанием доли информационно-коммуникативных технологий, информационных продуктов и услуг, созданием глобальной информационной инфраструктуры, обеспечивающей эффективное информационное взаимодействие людей, их доступ к информации и удовлетворение их социальных и личностных потребностей в информационных продуктах и услугах.

Революционную роль в открытии нового поворота в исследованиях природы культуры сыграло появление в 1962 г. фундаментальной работы М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга». Главная идея его состояла в следующем: решающую роль в развитии культуры играют технологии коммуникации, и с появлением каждой новой технологии меняется тип и характер восприятия человеком информации.

М. Маклюэн выделяет четыре основные эпохи в истории человечества: 1) эпоха дописьменного варварства; 2) тысячелетие фонетического письма; 3) «Гутенбергова галактика» – эпоха печатного слова; 4) «Галактика Маркони» – современная электронная цивилизация. Первая эпоха – это человек слышащий и говорящий, а значит всякая коммуникация возможна лишь при непосредственном контакте. Вторая эпоха, возникшая с изобретением фонетического алфавита, приводит к появлению письменно-визуального образа, дающего новые возможности трансляции информации как в пространстве, так и во времени. Третью эпоху (эпоху печатного станка) М.Маклюэн характеризует как информационный взрыв, охвативший огромную аудиторию и позволивший осмыслять полученную информацию наедине с текстом. Книжная культура – это культура развивающейся и организованной мысли отдельного человека. Наконец, современная культура рождается с изобретение телеграфа и телефона. Реакция снова становится мгновенной, возникает состояние всеобщей включенности в бытие. «Новые средства сообщения – радио, телевидение, компьютер – делают информацию окружающей средой человека; рождаясь, каждый новый человек как бы подключается к мировой информационной сети»[305]. М. Маклюэн пишет о том, что Визуальный Человек стремился к отдаленным целям, мечтая воплотить в жизнь по-энциклопедически солидные программы, Электронный Человек выбирает диалог и незамедлительную вовлеченность.

Каковы же признаки информационного общества? Безусловно, это, в первую очередь, увеличение роли информации, знаний и информационных технологий, растущая информатизация общества – используется телефония, радио, телевидение, Интернет, традиционные и электронные СМИ. Однако гораздо важнее другое: границы жизни отдельного человека расширяются, возникает глобальное информационное пространство, с помощью которого люди получают возможность немедленного получения самой разнообразной информации (от котировок на фондовой бирже до кулинарных рецептов), а кроме того, мир «сжимается» до размеров телевизионного экрана или экрана компьютера.

Эта особенность информационного бытия современного человека приводит к возврату тех форм коммуникации, которые были характерны для дописьменной эпохи. В упомянутой уже работе «Галактика Гутенберга» М. Маклюэн использует понятие «глобальная деревня».

Сегодня термин «глобальная деревня» главным образом используется как метафора, описывая интернет и всемирную паутину. Однако это касается и других средств современной связи. Действительно, ни в Интернете, ни в современной телефонной связи физическое расстояние между собеседниками не играет существенной роли для общения. Мы легко берем телефон и общаемся с человеком, находящемся в другом городе, а то и на другом континенте; стираются границы стран и народов, и сидя у себя на даче, человек может участвовать в международной конференции, проходящей, к примеру, в Сингапуре. Из-за усовершенствованной скорости онлайн обмена информацией у людей появилась возможность читать, распространять и реагировать на ситуацию в мире гораздо с большей скоростью. Маклюэн полагает, что этот процесс вынуждает людей быть вовлеченными в дела друг друга, будто это были наши собственные. Вступая в коммуникацию друг с другом посредством электронных средств связи, люди рассуждают и поступают таким образом, как если бы они находились совсем рядом, жили бы в «одной деревне». Они вольно или невольно все основательнее вторгаются в жизнь друг друга, рассуждая обо всем увиденном и услышанном. Это форма коммуникации формирует новую социологическую структуру в пределах существующего контекста культуры.

Исследуя природу современных средств коммуникации М.Маклюэн, указывает на изменения характера получаемой информации посредством СМИ. Одно из самых известных его высказываний звучит следующим образом: «Средство сообщения есть само сообщение» [306]. Что же это означает?

Средства массовой информации призваны помочь человеку расширить границы собственного опыта. Именно благодаря печати, телевидению и интернету мы можем быть в курсе тех событий, которые мы не можем видеть или в них участвовать в реальной жизни. Однако в реальности происходит замещение опыта, который были призваны транслировать СМИ самим сообщением. Журналисты говорят: «Событие мирового значения это не то, в котором участвуют тысячи людей, а то, которое транслируют шесть видеокамер». Действительно, телевизионное сообщение обладает важнейшим свойством – эффектом присутствия. Посмотрев репортаж с места событий, мы уверены, что видели все «собственными глазами», а значит истинность полученной информации не вызывает у нас сомнений. В 1997 году на экраны Соединенных Штатов вышел фильм Барри Левинсона «Хвост виляет собакой». Если попытаться коротко сформулировать основную идею фильма, то она будет звучать так: СМИ – это боги, творящие мир, в котором мы живем.

Говоря о современных масс-медиа, нельзя не упомянуть концепцию другого исследователя – Мануэля Кастельса. Концепция информационного общества, разработанная М. Кастельсом, вводит новое понятие – сетевое общество. В самом общем виде, сетевое общество представляет собой такое общество, в котором значительная часть информационных взаимодействий производится с помощью электронных сетей. М. Кастельс рассматривает информационную эру как эпоху глобализации. При этом сетевые структуры являются одновременно и средством и результатом глобализации общества.

Основным противоречием (и, соответственно, движущей силой развития) формирующегося нового общества, основанного на сетевых структурах, является противоречие между глобализацией мира и самобытностью (идентичностью) конкретного сообщества. Выделяя информацию как ресурс, наиболее легкий для проникновения через границы времени и пространства, человек оказывается в глобальной сети, где постепенно растворяется как индивидуальность, подчиняясь законам Интернет-коммуникации.

Важно, что сети обладают неограниченными возможностями для вовлечения как новых информационных ресурсов, так и людей. Сети – открытые структуры, которые могут неограниченно расширяться путём включения новых узлов теми же коммуникационными кодами. Современный человек включен во множество сетей в глобальной паутине, он обладает гигантскими коммуникативными возможностями, которые позволяют ему расширить свое существование в пространстве и во времени.

Существует несколько особенностей Интернета, влияющие на личностные отношения и открывающие перед людьми новые возможности. К ним относятся: 1) независимость от места. Интернет поддерживает взаимодействие людей независимо от их местоположения и расстояния между ними; 2) независимость от времени. Интернет поддерживает связи между людьми, живущими в разных часовых поясах; 3) скорость. Интернет поддерживает очень высокую скорость межличностного обмена; 4) ограниченное представление участников. То, что в сети люди как правило, не видят, не слышат, не чувствуют друг друга, накладывает на общение определенные эмоциональные рамки.

Следствием возникновения, а подчас и доминирования сетевого общества, является изменение содержательной стороны общения людей. Погружаясь в Сеть, человек превращается из живого, телесного существа в «виртуальную личность». Любая социальная сеть (будь то facebook или Вконтакте) позволяет «примерить» на себя любую социальную роль, попытаться стать тем, кем в реальности тебе стать не удалось. Более того, превращаясь в «виртуального человека», мы не только продуцируем собственную виртуальность, но и погружаемся в чужую. С. Жижек, словенский философ, обращает внимание на то, что в современном мире реальность как таковая отсутствует, она заменена суррогатами реальности: виртуальная реальность переживается как реальность, не будучи таковой.

Для человека, погруженного в такой мир, более реальным будет общение посредством компьютера, чем общение с живым человеком. Реальность нивелируется и низводится до грубого подражания реальности виртуальной.

Этот виртуальный мир гораздо более комфортен и приятен, чем обычная жизнь, там нет проблемы социальной успешности, не возникает конфликта между желаемым и действительным. Человек может жить вечно, не опасаясь болезней и утрат. Именно поэтому виртуальное пространство является столь привлекательным для подростков с еще не сформировавшейся до конца структурой личности и личностным бытием.

Подведем некоторые итоги.

Современная культура обладает особыми характеристиками, определяемыми ее информационно-коммуникативной природой. Бытие человека в культуре принципиально меняется с развитием средств массовой информации, в первую очередь телевидения и Интернета. В информационном обществе формируется особый тип культуры, не имеющей пространственно-временных границ и размывающей привычные рамки национальной и групповой культуры. Глобальный мир порождает глобального человека. Кроме того, возникают новые формы социальности – сетевое сообщество. Все социальные процессы современного общества (экономические, политические, художественные и др.) происходят в особом информационном пространстве.

Контрольные вопросы

1. В чем состоят особенности семиотического подхода в культурологии?

2. Что такое знак, и какие типы знаков вы знаете?

3. Приведите примеры межкультурной коммуникации в ее основных формах (ассимиляция, сегрегация, интеграция).

4. Каковы главные идеи работы М. Маклюэна «Галактика Гуттенберга»?

5. Какова роль и место масс-медиа в современной культуре?

6. Назовите главные особенности массовой культуры.

Литература

1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. – М., 1979.

2. Гуревич П.С. Приключения имиджа. Типология телевизионного образа и парадоксы его восприятия / П.С. Гуревич. – М.,1991.

3. Жижек С. Добро пожаловать в пустыню Реального /www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/jijek/index.php

4. Кастельс М. Галактика Интернет: Размышления об Интернете, бизнесе и обществе / Пер. с англ. А. Матвеева под ред. В. Харитонова. – Екатеринбург: У-Фактория 2004.

5. Кастельс М. Информационная эпоха / М. Кастельс. – М., 2000. – С.129–200.

6. Кириллова Н.Б. Медиакультура: от модерна к постмодерну / Н.Б. Кириллова. – М.: Академический Проект, 2005.

7. Лотман Ю.М. Избранные статьи в трех томах. Т.1. – Таллинн, 1992. http://www.philology.ru/literature1/lotman-92e.htm

8. Лотман Ю.М. Статьи по типологии культуры / Ю.М. Лотман // Лотман Ю.М. Семиосфера. – СПб., 2000. – С. 392–457.

9. Маклюэн М. Галактика Гутенберга [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://lib.rus.ec/b/153868/read

10. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / М. Маклюэн. – М.; Жуковский: Канон-пресс-Ц; Кучково поле, 2003.

11. Успенский Б.А. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б.А. Успенский. – М., 1996.

12. Эко У. К семиотическому анализу телевизионного сообщения [Электронный ресурс]. – Режим доступа: www.psyberlink.flogiston.ru/internet/bits/eco.htm

 


 

Словарь

Аккультурация – процесс изменения материальной культуры, обычаев и верований, происходящий при непосредственном контакте и взаимовлиянии разных социокультурных систем. Термин используется для обозначения как самого этого процесса, так и его результатов. Понятие аккультурации начало использоваться в американской культурной антропологии в конце XIX века. Первоначально оно обозначало процессы ассимиляции, происходящие в индейских племенах вследствие их соприкосновения с культурой белых американцев. С 1950-х годов возросло число исследований незападных культур и таких процессов, как испанизация, японизация, китаизация и т. п.; методы исследования аккультурации были применены к исследованию процесса урбанизации в сложных обществах (Р. Биллз). Если ранее основное внимание акцентировалось на влиянии «доминирующей» культуры на «подчиненную», то теперь предметом исследования стал и обратный процесс (например, африканской музыки на современную западную). Отождествление аккультурации с ассимиляцией уступило место более широкому пониманию аккультурации как процесса взаимодействия культур, в ходе которого происходит их изменение, образование принципиально нового культурного синтеза.

Аксиологический подход к определению культуры – подход, полагающий в качестве основы культуры систему ценностей (название подхода происходит от философской науки о ценностях – аксиологии). Аксиологические определения достоверно фиксируют одну из предельных духовных основ культуры (область высших идеалов и устремлений), но, как правило, чрезвычайно сужают сферу функционирования культуры, включая в неё одни позитивно значимые ценности, исключая из нее такие явления, как преступность, рабство, социальное неравенство, наркомания и многое другое, что нельзя считать ценностью. Однако, если, к примеру, широко известный в истории институт рабства совершенно вычеркнуть из границ культуры как антигуманный с позиции современного человека, то остаются не прояснёнными те общественные нормы и представления, благодаря которым стало возможным его длительное существование.

Античность (от лат. antiquitas – древность) – любая древность, древняя цивилизация. Чаще всего это термин применяют к греко-римской древности. В этом смысле античность тип цивилизации, сложившийся в Древней Греции и Риме на основе полиса, т.е. гражданской общины. Хронологически охватывает период с IX века до н.э. по V в н.э. Основными чертами античности как типа цивилизации являются: признание полиса высшей ценностью и высшим благом; полисная форма демократии, предусматривающая возможность для граждан полиса непосредственно участвовать в принятии решений, занимать должности в выборных органах власти; признание высокой ценности свободы; агональный, т.е. состязательный характер культуры; космологичность, т.е. поклонение разуму, закономерности, равновесию и гармонии; соматизм; калокагатийность -единство красоты и доблести; фатализм.

Антропологический подход к определению культуры – подход, согласно которому культура представляет собой всё, что создано человеком. Определение строится на оппозиции «естественный – искусственный», разграничивая вещи и явления, имеющие исключительно природное происхождение («натура») и связанные с человеческой активностью и деятельностью (культура). Антропологический подход максимально расширяет сферу феномена культуры, включая в неё всё, что связано с воздействием человека.

Антропоцентризм ( от греч. άνθροπος – человек и лат. centrum) – принцип, рассматривающий человека как центр мироздания и цель всех совершающихся в мире событий. Имеет разные формы выражения. В культуре Возрождения становится одной из центральных характеристик. В трактате «Речь о достоинстве человека» Пико делла Мирандола писал, что человек не создан ни земным, ни небесным, ни смертным, ни бессмертным. Человек – «свободный и славный мастер», он призван сам сформировать себя. Он поставлен в центре мира, и путь, начертанный ему Богом – активность мысли, энергия разума, обуздание страстей, тонкость и красота чувств. Антропоцентризм означал новый взгляд на человека и общество. В трудах Н. Макиавелли, У. фон Гутгена, А. Моджевского общество, его история, государство, право рассматриваются как результат деятельности самих людей. В искусстве эпохи Возрождения антропоцентризм нашел выражение в распространении жанра портрета и автопортрета, в интерпретации персонажей Священного писания в их человеческих качествах; в появлении биографий и автобиографий.

Архаика (от греч. αρχαικυς – старинный, древний) – ранний этап в историческом развитии какого-либо явления. Применительно к античной Греции – период в культуре (650–480 гг. до н. э.), предшествовавший классике. В этот период, наступивший вслед за гомеровскими, «тёмными веками», наблюдалось значительное развитие политической теории, становление полисных структур, демократии, философии, науки, театра, поэзии, краснофигурной вазописи, возрождение письменного языка (появление греческого алфавита взамен забытого в период «тёмных веков» линейного письма Б).

Ассимиляция – процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. Часто термин обозначает также особую политику доминирующей национальной группы в отношении этнических меньшинств, направленную на искусственное подавление их традиционной культуры. Используется с конца XIX века, главным образом, в американской социальной науке (первоначально синонимично слову «американизация»). В настоящее время доминирует понимание ассимиляции как сложного и многогранного процесса, различные аспекты которого (расовые, этнические, психологические и т. д.) целесообразно рассматривать по отдельности.

Атеизм (греч. ἄθεος – отрицание богов) – в самом широком смысле отсутствие веры в существование богов. Это целый спектр воззрений, от материалистического понимания мира, которое отрицает существование сверхъестественного и рассматривает мир как самодостаточный, самозародившийся и управляющийся естественными законами, до отрицания существования богов в рамках самой религии, например в некоторых направлениях индуизма, где отрицается существование Ишвары, создателя мира, в школе адживики. Буддизм иногда тоже называют атеистической религией, но буддизм не отрицает существования богов, он учит только, что они не могут оказать никакой помощи человеку в освобождении от сансары, что они сами страдательные существа и нуждаются в освобождении. В европейской традиции появление атеизма было связано с процессом секуляризации культуры, распространением скептицизма, свободы убеждений и означало определенную философскую позицию.

Барокко (отитал. barocco – порочный, порт. perola barroca – жемчужина неправильной формы; иногда термин возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике – baroco) – стиль европейской культуры XVII-XVIII веков, связанный с новым мироощущением, инспирированным падением ренессансных идеалов и католической контрреформацией. Сущность барочного восприятия заключается в антиномиях тела и духа, земного и небесного, в невозможности достижения гармонии между ними. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация, стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств в единый ансамбль. Барокко зародилось в Италии, затем распространилось в Испании, Франции, Германии, Фландрии, Латинской Америке. Своеобразием отмечено русское барокко. Барокко был великим стилем, который «истончился» в подчеркнутой и легкомысленной декоративности рококо.

Бинарные оппозиции мифа – способ структурирования представлений о мире, сложившийся уже на стадии мифологического мышления. Он заключается в выделении пар противоположных понятий, маркирующих положительные и отрицательные смыслы. Примеры: мы – они, безопасное – опасное, жизнь – смерть, левое – правое, верх – низ, мужское – женское, свет – тьма, космос – хаос, сакральное – профанное и т. п. При этом левая сторона оппозиции всегда считается маркированной положительно, правая – отрицательно. На стадии поздней мифологии появляется тенденция разрешить полярность представлений о мире посредством последовательного нахождения мифологических медиаторов (героев и объектов), символически сочетающих признаки полюсов и снимающие тем самым подобные антиномии.

Биосфера (от греч. bios – «жизнь» и sphaira – «шар») – оболочка земли, в пределах которой существует жизнь. Основы учения о биосфере были разработаны В.И. Вернадским. Биосфера представляет собой глобальную экосистему, в которой все взаимосвязано. Появление человека внесло в природные процессы существенные изменения, которые привели к нарушению баланса в биосфере и, как следствие, к глобальному экологическому кризису современности.

Бодхисаттва (санскр. будх – пробуждение, саттва – существо) – в буддийский термин, означающий человека, достигшего пробуждения. Учение о бодхисаттве возникает уже в раннем буддизме. В тхераваде к бодхисаттвам относят будд прошедших миров, будду нынешнего – Сиддхартху Гаутаму и грядущего будду-спасителя Майтрейю. Буддизм махаяны придает особое значение практике бодхисаттв. Здесь под бодхисаттвой понимается человек, достигший пробуждения, но отказывающийся от нирваны с целью помощи всем живым существам, стремящимся к освобождению от сансары. Это высший подвиг бодхисаттвы – сознательное возвращение в сансару для помощи другим. Путь бодхисаттвы оказывается возможным для каждого, дающего такой обет помощи. Бодхисаттвы практикуют 6 парамит (совершенств). В буддизме особо почитаются Авалокитешвара – воплощение бесконечного сострадания всех будд; Манджушри – бодхисаттва мудрости, учитель будд прошлого, духовный отец бодхисаттв; Тара – защитница; Ваджрапани – защитник Будды, отсекающий острым мечом заблуждения разума; Майтрейя – «Владыка, наречённый Состраданием», грядущий Учитель человечества, Будда нового мира, единственный бодхисаттва, которого почитают все школы буддизма.

Бодиарт – авангардное направление в искусстве, возникшее в 60-х гг. XX столетия, в рамках которого тело представлено как материал и объект для творчества. В широком смысле к бодиарту относится макияж, татуировка, пирсинг и другие способы украшения и модификации тела. Сегодня понятие «бодиарт» чаще всего используется в узком смысле, обозначая роспись по обнаженному телу и лицу.

Бодибилдинг (культуризм) (от англ. body – «тело» и build – «строить») – вид спорта, основной целью которого является максимальное развитие всех групп мышц и построение идеальных пропорций тела согласно определенным эталонам. Бодибилдинг делится на профессиональный и любительский, заниматься им могут как мужчины, так и женщины.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных