Главная

Популярная публикация

Научная публикация

Случайная публикация

Обратная связь

ТОР 5 статей:

Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия

Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века

Ценовые и неценовые факторы

Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка

Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы

КАТЕГОРИИ:






Структурализм и постструктурализм в культуре




Структурализм – направление, которое ставило своей задачей выявление структуры различных сфер культуры. В начале структурализм существовал как конкретно научное направление, прежде всего в лингвистике. Зарождение структ-ма связано с исследованиями швейцарского лингвиста Ф. Де Соссюра, который рассматривал язык как знаковую систему, в результате чего лингвистика становилась частью новой науки семиотики, изучающей жизнь знаков. Соссюр сосредоточил внимание на изучении внутренних механизмов, внутренних взаимодействий между элементами языковой системы, а в дальнейшем методы исследования структурной лингвистики были перенесены в другие гуманитарные науки. А в середине 60-х гг. 20 века структурализм сформировался как философское направление сначала во Франции, а затем в др. западных странах. Лидером французского струк-ма считается ученый-этнолог К. Леви-Стросс. Другие: М. Фуко, Р.Барт. Работы Леви-Стросса посвящены изучению культуры первобытных племен, их брачно-родственным отношениям, образу жизни, мышлению, мифологии. Основная работа – «Структурная антропология». У нас в России структурный семиотический подход применял Ю.М.Лотман.

Структура – это совокупность скрытых отношений, выявляемая силой абстракции. При этом происходит абстрагирование от специфики элементов той или иной системы. В них учитываются только реляционные свойства, т.е. свойства, зависящие от положения в системе и отношений между ее элементами. Для струк-ма характерно перенесения внимания с элементов и их собственных природных свойств на отношения между элементами и соответствующие им реляционные свойства. Выделенная таким образом структура позволяла использовать методы формальной логики и математики, возможности электронно-вычислительной техники. Одним из основных положений является принцип синхронии, который заключается в том, что для выявления структуры объекта надо отвлечься от его развития и рассматривать его составные части и элементы как существующие в один момент, т.е. синхронически. Для струк-ма характерен способ мышления по средством оппозиций. Целая часть, внутренняя и внешняя, центр - периферия, власть – подчинение, высокое – низкое, массовое – элитарное искусство. Четкое разграничение разных уровней и форм культуры. Струк-м должен дополняться другими научными методами и, прежде всего, сравнительно историческим диалектическим методом.

Постструктурализм формируется в середине 70-х гг. 20 века в рамках франц. философской школы. Основы заложили Делёз, Лиотар, Деррида. Постструктурализм – философская основа постмодернизма, одной из его составных частей

Основные положения постструк-ма:

- Внимание к проблемам текстологического плана. Культура – совокупность текста. Деррида высказал мысль о первичности письменности перед звуковой речью и выдвинул принцип деконструкции, исключающий возможность установления для текста какого-либо единственного, устойчивого смысла. Постструк-ты сводят познание к пониманию и истолкованию текстов, а поскольку каждый истолковывает текст по своему, то провозглашается плюрализм человеческих истин и относительность наших знаний.

- Негативизм. Все, что раньше считалось надежным, устоявшимся, определенным объявляется несостоятельным, неопределенным. Провозглашается плюрализм, отсутствие интегративных идей, отказ от понятия прогресс, как в теории, так и в культурной жизни. Понятие «прогресса» заменяется «рост» и «распространение», образным выражением которого служит термин «резома». Резома – беспорядоченное распространение, отсутствие приварирующего направления, регулярности.

- Характерен отказ от способа мышления по средством оппозиции, характерный для струк-ма. Исчезает противопоставление высокого и низкого, массового и элитарного, стирается четкая граница между разными видами и уровнями культуры. Пример, настоящий Запад. Исчезает оппозиция центр – периферия, что означает утрату центрального положения Запада в современной культуре.

- Стираются пространственные и временные границы, происходит обращение к прошлому, подражание старым стилям. Наиболее ярко это проявляется в архитектуре. В постмодернизме отсутствуют ведущие худ. стили и школы, стремящиеся подчинить себе всю область худ. творчества.






Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:

vikidalka.ru - 2015-2024 год. Все права принадлежат их авторам! Нарушение авторских прав | Нарушение персональных данных