ТОР 5 статей: Методические подходы к анализу финансового состояния предприятия Проблема периодизации русской литературы ХХ века. Краткая характеристика второй половины ХХ века Характеристика шлифовальных кругов и ее маркировка Служебные части речи. Предлог. Союз. Частицы КАТЕГОРИИ:
|
Культура древних цивилизаций Месопотамии
Расположена между двумя великими реками Передней Азии – Тигром и Евфратом. На протяжении всех этапов явно прослеживается культурная преемственность, позволяющая говорить о единой культуре Месопотамии, несмотря на этническое разнообразие народов. Характерные черты: à единый тип хозяйственной деятельности (ирригационное земледелие и пастбищное скотоводство), à культура городского типа - оседлый образ жизни; à отношения собственности, характерные для азиатского способа производства; à мифологическое мироощущение, отождествляющее силу государства с силой природы, а также включающее в себя представление о жестком детерминизме человеческой жизни; à единообразная мифология, основанная на культе богов, олицетворяющих силы природы и покровительствующих отдельным территориям (боги Мардук, Ану, Шамаш, Ваал, Син, Эйя, Энлиль, Энки, богини Иштар и Инанна). à архитектура: 1) Зиккурат в Уре (шумеро-аккадский период), представлявший собой трехступенчатую башню (сохранилась лишь нижняя платформа, размеры которой составляют 65×43×20 м). 2) Знаменитая Вавилонская башня (Нововавилонский период), представлявшая собой семиступенчатый зиккурат высотой 90 м, на верхней площадке которого находилось святилище бога Мардука. 3) дворцовые комплексы царя Саргона II в Дур-Шаррукине и дворец Ашшурбанипала (последнего правителя Ассирии) в Ниневии. В развалинах дворца Ашшурбанипала была найдена библиотека из почти 30 тыс. глиняных клинописных табличек, которые стали основным источником сведений о культуре Двуречья. à скульптура - ассирийские рельефы, украшавшие дворцовые помещения. На них изображены культовые церемонии, охота, военные события. Своеобразным символом ассирийского искусства считаются скульптурные изображения шеду (богов-охранителей) – крылатых быков с человеческими лицами.
В эволюции ее культуры, существование которой приходится на III–I тыс. до н.э., можно выделить несколько периодов: 1) Шумеро-аккадский период (ХVIII–ХХ вв. до н.э.): à связан с деятельностью двух государственных образований: Шумера и Аккада, à Шумер представлял собой совокупность городов-государств. Среди них – Ур, Урук, Ниппур, Эриду, Лагаш, Киш и другие. Эти города были созданы шумерами, которые пришли в низовья Евфрата и мирно ассимилировали местные племена. Происхождение шумеров до сих пор является загадкой, à Шумеры владели высокой культурой земледелия, создали сложную ирригационную систему, à принесли с собой письменность - самое древнее литературное произведение мира – эпос о Гильгамеше – полулегендарном царе г. Урука, à В ХIII в. до н.э. Шумер и другие земли между Тигром и Евфратом были захвачены семитским племенем аккадцев во главе с Шаррукином (Саргоном). à Аккадцы усвоили шумерскую культуру, ликвидировали самостоятельность шумерских городов-государств и создали централизованную империю со столицей Аккадом. Именно шумеры и аккадцы заложили основы культуры Месопотамии. 2) Вавилонский (ХIХ–ХII вв. до н.э.): à связан с деятельностью Вавилонского царства, созданного семитскими племенами амореев (аморитов), которые вторглись на территорию Двуречья и захватили здесь обширные территории, à город Вавилон («Врата Бога») был расположен на берегу реки Евфрат и занимал выгодное географическое положение, à Древний Вавилон на основе достижений шумерской цивилизации создал условия для дальнейшего развития культуры, à вавилонские жрецы обладали обширными знаниями по астрономии, математике, à Расцвет Вавилонского царства связан с правлением Хаммурапи (1792–1750 гг. до н.э.). От его времени сохранился знаменитый памятник древневосточной правовой мысли «Кодекс Хаммурапи». 3) Ассирийский (ХII–VII вв. до н.э.): à связан с возвышением Ассирийской державы. à название - от города Ашшур (греч. Ассир), находившегося в среднем течении Тигра, à в процессе завоевательных походов (от Синайского полуострова до Армении) позаимствовали и развили собственную культуру, à могущества достигает во время правления царя Саргона II (722–705 гг. до н.э.), столицей в этот период времени становится г. Дур-Шаррукин (ныне Хорсабад). à позднее столица переносится в г. Ниневию. В истории мировой культуры Ниневия стала символом величия и низкого падения, ужасных злодеяний и справедливого возмездия (В Библии несколько раз упоминается о Ниневии, и многие пророчества предсказывают ее гибель: она станет безлюдной и сухой, как пустыня, потому что всегда была городом крови, грабительства, обмана и убийств. В 614 году до нашей эры мидийский царь при поддержке вавилонской армии под предводительством Набопаласара осадил Ниневию, но все их усилия были напрасны. Горожане дали завоевателям достойный отпор, и только получив подкрепление со стороны всех подвластных ему народов, мидийский царь преодолел сопротивление ниневийцев. Этому помогло и одно природное обстоятельство: мидийцам удалось разрушить плотину на реке Хусур. Тигр вышел из берегов и смыл часть городских стен, что позволило мидийцам войти в ассирийскую столицу. Ворвавшиеся в город завоеватели начали беспощадно уничтожать жителей и грабить царские дворцы. Потом они предали город огню и сровняли его с землей, а все богатства Ниневии отправили в Экбатаны). à В VII в. до н.э. Ассирийская держава распалась в результате восстания, поднятого ее наместником в Вавилоне в союзе с Мидией. 4) период Нововавилонского царства (VII–VI вв. до н.э.): новый расцвет Вавилона, связан с царствованием Навуходоносора II (605–562 гг.), в VI в. Нововавилонское царство было завоевано Персией, но не утратило своей культурной самостоятельности вплоть до завоевания его Александром Македонским, когда началась активная эллинизация Месопотамии.
Не нашли, что искали? Воспользуйтесь поиском:
|